Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое положение беженцев, вынужденных переселенцев.




Конвенция о статусе беженцев 1951 года (вступила в силу 22 апреля 1954 г.) – это международный договор, разработанный одновременно с созданием УВКБ ООН (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев). Она содержит общее определение понятия «беженец», не привязанное к определенным национальным группам. Согласно ст. 1 Конвенции, беженец – это лицо, находящееся вне страны гражданской принадлежности в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может или не желает пользоваться защитой этой страны или вернуться в нее вследствие опасений стать жертвой преследований; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Одно из важных положений, заложенных в Конвенции, заключается в утверждении принципа невысылки, в соответствии с которым любое лицо, ищущее убежище, не может быть насильно возвращено в государство, где может подвергнуться преследованиям.

Личный статус беженца определяется законами страны его домицилия, а в случае его отсутствия – законами страны его пребывания. Конвенция о статусе беженцев подробно регулирует следующие вопросы: право беженца в отношении собственности, авторские и промышленные права, вопросы трудоустройства и др. Беженцем не может признаваться любое лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое умышленное уголовное преступление.

Вынужденный переселенец – правовая новелла в международном праве. В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах», - это гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Помимо граждан РФ вынужденными переселенцами могут быть признаны граждане РФ, вынужденные покинуть место жительства на территории иностранного государства, на территории одного субъекта России и прибывшие на территорию другого субъекта РФ; иностранцы или лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ и изменившие место жительства в пределах территории РФ на основании вышеперечисленных причин, а также граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории одной из республик бывшего СССР, получившие статус беженца в России и утратившие этот статус в связи с приобретением гражданства РФ, при наличии обстоятельств, препятствовавших им в период действия статуса беженца в обустройстве на территории России.

Право убежища.

Восьмой вопрос предполагает рассмотрение общепризнанного института конституционного права, который нашел признание и поддержку в международном праве. Обычные международно-правовые нормы о праве убежища закреплены Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Декларацией ООН о территориальном убежище 1967 г.

Всеобщая декларация закрепила право каждого искать в других странах убежище от преследований и пользоваться этим убежищем. Это право не может быть использовано в случае преследования за совершение неполитического преступления или при совершении деяния, противоречащего целям и принципам ООН.

Декларация 1967 г. указывает, что убежище предоставляется государством в силу своего суверенитета. Именно оно производит оценку оснований для предоставления убежища. К ищущему убежище лицу не должен применяться отказ в разрешении перехода границы или высылка в страну, где оно может подвергнуться преследованию. Исключения допустимы по соображениям национальной безопасности или в целях защиты населения.

Общепризнанно, что право убежища является институтом, основанным на государственном суверенитете, и носит исключительно политический характер. Кроме того, характерным признаком права убежища является наличие в каждом конкретном случае заявления (просьбы, прошения) со стороны заинтересованного лица о предоставлении политического убежища.

Один из основных вопросов данного правового института – вопрос о круге лиц, которым может быть предоставлено убежище.

По сложившейся внутригосударственной практике законоположения о праве убежища включаются в конституционные акты государств с указанием категорий лиц, которые могут претендовать на приобретение указанного права. На государстве, предоставившем убежище лицу на своей территории, лежит обязанность в обеспечении гарантии безопасности этого лица, в невыдаче и не высылке его в страну, где оно может подвергнуться преследованию, и в предоставлении ему основных прав и свобод.

В национальном законодательстве различных государств об убежище общим основанием для его предоставления является тот или иной вид преследования лица у себя на родине по политическим мотивам.

Считается общепризнанным, что убежище не может быть предоставлено:

1) лицам, совершившим международные преступления;

2) уголовным преступникам, совершившим преступления международного характера, выдача которых предусмотрена многосторонними международно-правовыми документами;

3) уголовным преступникам, выдача которых предусмотрена двусторонними или многосторонними договорами государств о выдаче;

4) лицам, совершившим деяния, противоречащие целям и принципам ООН.

В случае неправомерного предоставления убежища государство гражданства вправе требовать выдачи лица, получившего таковое, а государство убежища обязано выдать его.

Индивид, желающий получить политическое убежище на территории Российской Федерации, должен лично обратиться в территориальный орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу России. Последняя решает вопрос о предоставлении политического убежища в соответствии с Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 года.

Получивший убежище приравнивается в правах к местным гражданам. Убежище предоставляется и членам семьи. Предоставление убежища производится указом Президента.

 

Итоговые тесты по разделу

Тест 1 Что означает термин «филиация»?

 

Варианты ответа:

1) приобретение гражданства в порядке натурализации;

2) утрата гражданства;

3) приобретение гражданства по рождению.

 

Тест 2 Какие виды прав существуют в международном праве?

 

Варианты ответа:

1) гражданские, политические, социальные, трудовые;

2) коллективные, гражданские, экономические, социальные;

3) гражданские, политические, экономические, социальные, культурные, коллективные.

 

Тест 3 Какие организации и органы осуществляют защиту прав и свобод человека?

 

Варианты ответа:

1) ИНТЕРПОЛ;

2) комитеты и комиссии по правам человека;

3) вся система ООН;

4) Уполномоченные по правам человека.

 

Тест 4 Какие формы политического убежища вы знаете?

 

Варианты ответа:

1) территориальное;

2) местное;

3) дипломатическое, локальное;

4) территориальное и дипломатическое.

 

Тест 5 Что означает термин «реинтеграция»?

 

Варианты ответа:

1) пожалование гражданства;

2) восстановление первоначального гражданства в упрощенном порядке;

3) приобретение гражданства на основе международных договоров;

4) утрата гражданства.

 

Литература:

- Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991;

- Карташкин В.А. Международная защита прав человека. М., 1976;

- Эятин М.Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. М., 1992;

- Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986;

- Дмитриева Г.К. Международная защита прав женщин. Киев, 1985;

- Лазарев Л.В., Марышева Н.И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане (правовое положение). М., 1992;

- Мелков Г.М. Права человека. Сборник международных документов. М., 1998;

- Всеобщая декларация прав человека 1948;

- Международный пакт о гражданских и политических правах 1966;

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966;

- Конвенция о правах ребенка 1989;

- Конвенция о запрещении геноцида 1948;

- Конвенция об апартеиде 1973;

- Закон о гражданстве России 28 ноября 1991.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...