Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная целостность Российской Федерации




Актуальность темы.

Проблемы государственной целостности, организации и осуществления государственной власти вызывали теоретический и практический интерес на протяжении многих веков с появления первых государств. Они актуальны и сегодня.

Мировой опыт убедительно подтверждает, что важнейшим условием успешного функционирования государственной власти является принцип разделения властей. В этой связи существует необходимость совершенствования механизмов реализации государственной власти.

Одним из таких механизмов, требующих непрерывного и своевременного совершенствования является "властная вертикаль", являющаяся проявлением принципа разделения государственной власти.

Укрепление властной вертикали - один из важнейших вопросов, для всех стран, обладающих обширными территориями. Таким образом - для Российской Федерации, как для самого крупнейшего государства в мире по занимаемой территории - решение задачи укрепления властной вертикали и стабильная работа, направленная на постоянную модернизацию и поиск новых, эффективных подходов к данной проблеме - становится необходимостью и первоочередной целью.

Укрепление властной вертикали на официальном уровне считается способом решения ключевых политических и социально-экономических проблем России. В том числе - одной из основополагающих проблем - проблемы государственной целостности, тесно связанной с механизмами организации и осуществления государственной власти.

Скрепить воедино все области и регионы государства, реализуя один из принципов, положенных в основу РФ как федеративного государства - задача, требующая выверенного подхода. Для ее решения крайне важно найти баланс между централизацией и децентрализацией государства. Укрепление властной вертикали в данном случае является ключевой и наиболее актуальной темой в проблеме укрепления государственной целостности.

Цель данного исследования - изучить вопрос укрепления властной вертикали и проблему государственной целостности Российской Федерации.

Объект данного исследования - Властная вертикаль Российской Федерации и проблема государственной целостности Российской Федерации.

Задачи исследования - в ходе работы для достижения цели, отмеченной выше, были поставлены и решены следующие задачи:

)   Исследовано содержание и проблемы механизма обеспечения государственной целостности Российской Федерации;

)   Изучена властная вертикаль Российской Федерации;

)   Выявлена взаимосвязь укрепления властной вертикали Российской Федерации и проблемы ее государственной целостности.

)   Проанализирована роль укрепления властной вертикали как механизма решения проблемы государственной целостности Российской Федерации.

 


1. Проблема государственной целостности Российской Федерации

 

Государственная целостность Российской Федерации

 

Государственная целостность Российской Федерации представляет совокупность неотъемлемых характеристик, вытекающих из конституционно-правового статуса суверенного государства. Единство государства предполагает качественное состояние целостности и нераздельности его составных частей, при котором центральная государственная власть, выражающая общенациональную волю и обладающая территориальным верховенством, способна принимать эффективные и согласованные меры по нейтрализации внешних и внутренних угроз его существованию. Проблема обеспечения государственной целостности, таким образом, имеет комплексный характер, поскольку затрагивает вопросы единства публичной власти в государстве, обеспечения его территориальной целостности, общенационального единства в решении стоящих перед страной задач.

Механизм обеспечения государственной целостности Российской Федерации отличается сложной структурой находящихся в отношениях взаимосвязи и взаимодействия составляющих элементов. Он включает как предупредительные меры, направленные, прежде всего, на контроль над соблюдением органами публичной власти, гражданами и их объединениями Конституции и законодательства РФ, так и чрезвычайные, используемые для разрешения кризисных ситуаций, способных повлечь распад государства.

В связи с этим действия и решения, предпринимаемые в целях обеспечения государственной целостности, необходимо рассматривать в двух аспектах, соотносящихся как общее и специальное:

) как активную целенаправленную деятельность, способствующую интеграции частей государства в целое (меры в социальной, экономической, духовно-культурной сферах);

) как "антикризисное управление" в случае обострения внутренних и внешних угроз национальной безопасности (применение силового воздействия, прежде всего, мер федерального вмешательства, введение военного и чрезвычайного положения).

Обеспечение государственной целостности на современном этапе его развития обусловливает необходимость преодоления многочисленных угроз:

в сфере федеративных отношений (попытки сецессии субъектов Федерации, дисбаланс в отношениях "центр-регионы");

в социально-экономической сфере (диспропорции экономического развития субъектов РФ; социальное расслоение населения; межнациональные противоречия; кризисная демографическая ситуация; неконтролируемая миграция и др.);

в духовно-культурной сфере (маргинализация общества, духовно-нравственный кризис; отсутствие четко сформулированной стратегии национального развития);

в сфере внешней политики (негативные последствия процесса глобализации, ослабление роли существующих механизмов международной безопасности, рост религиозного фундаментализма в мире и пр.).

 

1.2 Морфогенез государственного устройства России и аспект "управляемости"

 

За последние два десятилетия в России произошли кардинальные изменения в развитии общества и государства. Социально-экономические и политические трудности переходного периода, последовавшего за распадом Союза ССР, вызвали усиление центробежных процессов, появление очагов вооруженных конфликтов, попытки сецессии отдельных субъектов Федерации. Указанные обстоятельства обусловили необходимость выработки системы политико-правовых и организационных гарантий, обеспечивающих единство Российского государства в сложившихся границах к моменту распада Союза ССР.

В России несколько веков подряд утверждалась жесткая унитаристская система государственного устройства и управления, хотя и в эти годы признавались особые статусы для отдельных территорий и народов внутри российского государства. Финляндия, Польша, Бухарское ханство, отдельные владения на Кавказе и т.д. В отличие от иных империй в России по настоящему не сложились и традиции имперской нации. Русский народ сам по себе не эксплуатировал другие народы. Его положение в целом было не лучше, чем народов окраины. Эффективность государственного управления и в современной России, некоторые неоправданно отождествляют со способностью власти и чиновников из Москвы жестко командовать страной из своего кабинета. Государство в России, к сожалению чаще служило государственной бюрократии, и крайне редко вспоминало о гражданах. Поэтому свободы в России чаще добивались не через демократизацию и совершенствование системы власти, а революциями и бунтами. Отсюда и причины многих трагедий в России, которые неоднократно доводили государство до развала. Исторически в России доказано, что жестко централизованная, унитаристская модель не способна адаптироваться к многообразию регионов, народов, местных сообществ и самое главное к изменяющимся условиям функционирования страны. Именно с целью сохранения своей целостности, как после развала Российской империи, так и Советского Союза, Россия вынуждена была вернуться к федеративному типу государственного устройства и управления.

Сегодня Россия вновь проходит тернистый путь от декоративного советского федерализма, к федерализму демократическому. Но пока еще оставаясь, то унитаристской, то федералистской. Новый российский федерализм при всех недостатках демократически ориентирован, начиная с Федеративного договора, на сохранение целостности Российской Федерации. Но не за счет подавления, а все более полного учета интересов граждан, региональных и местных сообществ.

В стране за последние годы приняты существенные шаги по укреплению российской государственности. Инициатором этих шагов является, прежде всего, Президент страны, который был вынужден преодолевать формальное и достаточно искаженное понимание сути демократии и федерализма, утвердившийся за эти годы. Но, не отказываясь от них. То, что ряд мер носят административный характер, дало повод некоторым политикам и исследователям ставить под сомнение перспективы федерализма в России. Звучали прямые обвинения в адрес федералистов, за состояние государственности Российской Федерации. И большое значение имеет тот факт, что в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации, продемонстрировал приверженность российской власти к дальнейшему закреплению на практике конституционно-правового потенциала федерализма, в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации. От общих рассуждений о концепции разграничения полномочий Президент призвал в Послании перейти к выработке механизмов четкого разделения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Особое место уделяется ответственности органов власти и должностных лиц за реализацию полномочий на каждом конкретном уровне государственной власти и управления. Президент подчеркнул, что эти меры служат обеспечению жизнеспособности и управляемости нашего единого и многонационального государства.

Термин "управляемость" включает в себя обширное содержание: управляемость всего государства и отдельного региона, способность государства сохранять единство и неделимость территории, эффективность внешнеполитической ситуации, недопускать внутриполитических и социальных конфликтов, и в то же время разделять власть таким образом, чтобы централизованность не нарушала эндемичных процессов каждого отдельно взятого и уникального по своим геополитическим, экономическим, этническим и др. "Управляемость" не может быть эффективной, если нет четко работающих механизмов целенаправленной и высокопрофессиональной деятельности системы государственного управления.

Важнейшим условием выполнения государством своих задач является адекватное его совершенствование, улучшение взаимодействия органов государственной власти, эффективная реализация ими своих полномочий. В этой связи, с учетом огромной протяженности границ Российской Федерации, исключительного разнообразия природно-климатических, ресурсных, демографических, этнических, структурных и других особенностей ее регионов, специфики федеративного государственного устройства России нужна сильная государственная региональная политика как важнейшая составная часть общегосударственной политики страны. Одним из главных направлений такой политики должно быть изучение и анализ, обобщение опыта управления в регионах России и последующие законодательные инициативы по внедрению на федеральном уровне наиболее эффективных схем.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...