А.Н. Леонтьев о соотношении внутренней и внешней деятельности
· внутренние действия – это действия, подготавливающие внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбирать нужное действие, дают человеку возможность избежать грубых, а иногда и роковых ошибок; · внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, и отличается от нее только формой протекания (принцип единства внутренней в внешней деятельности); · внутренняя деятельность произошла из внешней практической деятельности путем процесса интериоризации (или переноса соответствующих действий в умственный план, т.е. их усвоения); · внутренние действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат; · для успешного воспроизведения какого-либо действия «в уме» нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. При интериоризации внешняя деятельность, хотя и не меняет своего принципиального строения, сильно трансформируется, сокращается, что позволяет осуществлять ее значительно быстрее. А.Н. Леонтьев о личности · личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается; · личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида;
· с этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение: а) иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека; б) это исследование его места, позиции в системе общественных связей, общений, которые открываются ему; в) это исследование того, что, ради чего и как использует человек доставшееся ему от рождения и приобретенное им; · антропологические свойства индивида выступают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности и, вместе с тем, как то, что определяет не ее психологические черты, а лишь формы и способы их проявления; · личностью не рождаются, личностью становятся; · личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека; · личность есть специальное человеческое образование; · реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей · становление личности – это становление связной системы личностных смыслов: существуют три основных параметра личности: 1) широта связей человека с миром; 2) степень их иерархизованности и 3) их общая структура; · личность рождается дважды: а) первое рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений между мотивами, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам; б) второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Второе рождение личности предполагает наличие самосознания [8].
Заключение Через все творчество Леонтьева проходит борьба с натуралистическими концепциями в психологии человека, идея исторического развития человеческого сознания. Она явилась предметом специального анализа в статьях 1959–1960 гг. Здесь в контексте проблемы биологического и социального сформулированы понятия о трех видах опыта – индивидуальном, видовом и социальном. На основе теории деятельности А.Н. Леонтьева в Московском университете на факультете психологии, основателем и первым деканом которого он был, а также и в других учреждениях проводятся исследования в общей и в других отраслях психологической науки – социальной, детской, педагогической, инженерной, патопсихологии, зоопсихологии и др. В начале 60-х гг. А.Н. Леонтьев выступил с рядом работ по инженерной психологии и эргономике и этим способствовал возникновению и формированию этих отраслей психологической науки и СССР. Ему принадлежат исследования по педагогической психологии. Таким образом, А.Н. Леонтьев внес огромный вклад в развитие отечественной и мировой психологии, а его идеи развиваются учеными и в настоящее время. Список литературы 1. Ждан А.Н. История психологии: от Античности до наших дней. – М., 2001. 2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. 3. Леонтьев А.Н. Очерки развития психики. – М., 1947. 4. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Психофизиологическое восстановление функций руки после ранения. – М., 1945. 5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка: Психологические основы дошкольной игры // А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. Т. 1. – М., 1983. 6. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. – М., 1956. 7. Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии // Вопросы философии. – 1966. – №12. 8. Петровский А.В. Психология в России: XX вв. – М., 2000. 9. Фарби К.Э. Основы зоопсихологии. – М., 1976.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|