Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чтение и информационная культура личности

Одной из задач подготовки будущих граждан к жизни в информационном обществе является обучение школьников основам информационной культуры.

Одна из крайне важных сторон проблемы – это проблема обучения чтению и основам информационной культуры личности на протяжении всего периода обучения в школе. К сожалению, у нас в стране произошла подмена понятий: понятие информационной грамотности отождествили с понятием компьютерной грамотности. Вместе с тем, в реализуемом в большинстве школ обучении информационной культуре не учитывается тот важный компонент, который должен лежать в ее основе в качестве ее фундамента: это умение работать с различными видами текстов на разных носителях информации. У нас до сих пор нет в школах учителей чтения и информационной культуры (не компьютерной грамотности, которая, безусловно, совершенно необходима школьнику), в результате чего школьники недостаточно умеют работать с информацией, а также не могут грамотно оформлять свои информационные материалы.

Информационная культура, с точки зрения ряда специалистов, может быть охарактеризована следующим образом. Информационно грамотный человек умеет учиться, то есть понимает, как организовано знание, где и как найти информацию, может научить других пользоваться ею.

В одном из подходов, развиваемых специалистами - зарубежными экспертами, при освоении ресурсов школьной библиотеки и развитии у школьника информационной грамотности им последовательно осваиваются ее компоненты в ряде следующих задач:

- Что я должен сделать? (формулировка и анализ потребности);

- Куда мне обратиться? (выявление и оценка вероятностных источников);

- Как получить информацию? (поиск и обнаружение конкретных ресурсов);

- Какие ресурсы использовать? (изучение, выбор или отказ от конкретных ресурсов);

- Каким образом использовать ресурсы? (критический анализ ресурсов);

- Что следует записать? (фиксация и сортировка информации);

- Получил ли я нужную информацию? (интерпретация, анализ, синтез и оценка);

- Как ее представить? (представление, коммуникация)

- Каков результат? (оценка).

Эти этапы последовательно осваиваются все, а также в их взаимоотношениях друг с другом. Обучение начинается с младших и средних классов[i]

Одной из причин неудовлетворительных результатов обучения школьников в области информационной культуры является практически полное отсутствие в структуре знаний и умений технологического компонента - совокупности знаний и умений, связанных с ответом на вопрос «Как делать?» Между тем, от школьников требуется уметь самостоятельно подготовить аннотации, рефераты, дайджесты, обзоры, доклады и т.п., занимающих все большее место в учебном процессе. При этом в сознание школьника закладывается ошибочное представление о простоте деятельности по аналитико-синтетической переработки информации.

При поддержке ЮНЕСКО, Минкультуры России и Администрации Кемеровской области на базе Кемеровской государственной академии культуры и искусства был создан Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы. Цель этого проекта — изучение проблемы, создание методологии и методики воспитания информационной культуры человека с самого детства, привитие потребностей в информации, навыков правильного формирования информационного запроса, поиска, фиксации и использования информации, критической её оценки, умения её создавать в традиционном и в электронном виде. В рамках проекта выполнено первое в своем роде базовое исследование “Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях.

Коллективом ученых под руководством Н.И.Гендиной в КемГАКИ был разработан новый курс «Основы информационной культуры личности», основная цель которого – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их в учебной деятельности, что достигается в ходе решения следующих задач:

- Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими входе обучения задачами;

- Овладение методиками формализованного свертывания (аналитико-синтетической переработки информации;

- изучение и практическое использование технологии результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовки сочинений, рефератов, обзоров).

Согласно позиции авторов, практическая направленность курса позволит им более рационально работать с учебной и научной литературой, иметь представление о потенциале новых информационных технологий и многое другое. Курс ориентирован на старшеклассников, и преподавать его должны специально подготовленные специалисты - учителя, библиотекари.

Библиотекари-педагоги

Мы хотим подчеркнуть, что именно школьные и детские библиотекари в последнее время создают для школьников программы, где интегрируются основные компоненты для развития у школьников читательской и информационной культуры. Например, в младших классах идет помощь учителям в развитии у школьников основ читательской культуры (помощь в рекомендации программ внеклассного чтения, организация экскурсий в детские библиотеки и др.), в средних классах – обучение основам библиотечно-библиографических знаний, умению работать с информацией, в старших классах – обучение школьников основам информационной культуры в тех аспектах, которые заложены в приведенном выше подходе. Хорошей иллюстрацией данного подхода является опыт многих школьных библиотекарей. Так, например, в Муниципальной гимназии №1 Новосибирска в библиотеке гимназии школьники получают знания и навыки информационной грамотности: для учащихся 1-8 класса – это курс Библиотечно-библиографической грамотности, для учащихся 9 класса – «Основы информационной культуры», разработанные в КемГАКИ. Так многие библиотекари стремятся на практике участвовать в обучении школьников основам читательской и информационной культуры.

Однако сегодня абсолютно необходимо изменение отношения к культуре чтения и информационной культуре на всех уровнях: теоретическом, методическом, организационном; нужно готовить учителей и библиотекарей(как библиотекарей-педагогов, и прежде всего – школьных, детских и юношеских библиотекарей), которые смогут помогать учителям и также участвовать в процессе обучения школьников основам культуры чтения и информационной культуры.

Мировое сообщество идет по пути укрепления роли библиотек и информационных служб в качестве путей выхода на информационные магистрали, опираясь, прежде всего, на публичные и школьные библиотеки в качестве эффективных средств расширения доступа к образованию, культуре и знаниям.

Два года назад Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) разработала «Манифест ИФЛА об интернет». В нем говорится: «Библиотеки и информационные службы обеспечивают важные пути доступа к Интернет. Для одних пользователей они предлагают условия, руководство и помощь, для других они являются единственной точкой доступа к информации. Они предоставляют механизм, способный преодолеть препятствия, создаваемые различиями в ресурсах, технологии и обучении».

В России библиотеки пока что недостаточно включены в процессы развития информационного общества. Опасно недопонимание роли библиотек различных типов и уровней, которые могут и должны стать опорой инфраструктуры строящегося в России информационного общества, и особенно опасно недопонимание роли библиотек, работающих с детьми – школьных, детских, юношеских (и других).

Одной из ключевых сегодня становится задача интенсификации включения всех типов библиотек, работающих с детьми, в программы развития интернета, в развитие информационно-образовательного пространства; задача технического переоснащения библиотек, работающих с детьми, повышения квалификации детских, школьных, юношеских библиотекарей для работы с новыми информационными технологиями. Иначе разрыв между детьми (и подростками) и взрослыми - библиотекарями будет постоянно возрастать. Библиотекари могут и должны взять на себя задачи помощи учителям в подготовке юных к жизни в обществе знаний; но необходимо, прежде всего, изменение к отношения к ним со стороны государства и общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...