Глава 6. Философия нового времени. XVII век
Ф. Бэкон - родоначальник тралииии эмпиризма в Англии. Инлуктивный метод. Декарт. Рационалистическая метолология. Дуализм. Гоббс. Прололжение эмпиризма. Учение о материи и ее свойствах. Социально-политическая концепция: естественное и госуларственное состояние общества. Локк. Критика концепции врожленных идей. Первичные и вторичные качества. Процесс познания, истина. Утилитаризм в этике. Концепция общественного договора. Мысли о воспитании. Спиноза. Прололжение рационализма. Дедуктивный метод. Субстанция, атрибуты, модусы. Проблема необхолимости и случайности, свободы и необходимости. Отношение к религии. Лейбниц. Принципы построения философии. Монадология. Рациональные и эмпирические истины. Теодицея.
Философия Нового времени подготавливалась рядом факторов. Это возрождение классической древности в искусстве и науке, церковная реформация, желание ученых добиться независимости от исторически установившихся, признанных авторитетов. Формированию нового мировоззрения дали толчок те значительные социально-экономические и технические перемены, которые происходили в жизни народов Европы. Вступившая на капиталистический путь развития и достигшая на этом пути значительных успехов Англия становится родиной философии Нового времени. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - родоначальник традиции материализма и эмпиризма в Англии. Отец Фрэнсиса был лордом-хранителем печати при королеве Елизавете. В раннем возрасте, в 12 лет, Бэкон поступил в Кембриджский университет, учился в Тринити-колледже. Изучает философию Аристотеля, схоластику, теологию, сохранив в последующем к ним негативное отношение. После окончания университета Бэкон три года находился в Париже, с английским послом. После смерти отца возвращается в Англию. Он получает небольшое наследство и вынужден заниматься юридической деятельностью. В 1584 г. избран в палату обшин. Во время царствования Якова I Бэкон становится генеральным адвокатом, главным прокурором королевс-кого двора, лордом-хранителем печати и в 1618 г. - лордом-канцлером.
Несмотря на активную политическую деятельность, Бэкон занимается наукой. В 1620 г. опубликован наиболее известный его труд «Новый Органон». В 1621 г. карьера его была прервана вследствие обвинения во взяточничестве. Тюремное заключение продлилось всего несколько дней, штраф был прощен королем; отменив решение суда, король приглашает Бэкона возвратиться к политической деятельности, но Бэкон предпочитает заниматься дальше научной работой. Взгляды Ф. Бэкона являются связующим звеном между философией эпохи Возрождения и философией Нового времени. Уже гуманисты противопоставляли средне-вековому, созерцательному идеалу знания такое знание, которое побуж-дает человека к действию. Бэкон развивает и завершает эту идею. Бэкон говорит о том, что существуют три основных предмета философии: Бог, природа и человек. Бэкон придерживался концепции двойственной истины. Теология - богопознание - опирается на Откровение, авторитет Священного писания и церкви; философия, будучи изучением законов природы, разработкой методов познания природы, опирается на истину как совпадение мысли с действительностью. И природа и Писание - дело рук Божьих, поэтому они не противоречат друг другу. Истинно и то и другое. Но сам Бэкон занимается познанием природы. У божест-венного и без него достаточно служителей и защитников. Бэкон признает существование Бога, но Бог в его философии практически не играет никакой роли. Бэкон говорит о знании, что оно либо падает с неба, либо бьет из недр земли, как вода. Знание или внушается Богом, или ведет свое начало от органов чувств. Знание делится Бэконом на теологию и философию. Следует четко разграничивать сферы компетенции теологии и философии.
Основные мотивы философии Бэкона - познание природы и подчинение ее власти человека. Особое внимание он обращает имен-но на познание природы, считая, что истина, извлеченная оттуда, в высшей степени нужна человеку. Деятельность Бэкона направлена на пропаганду науки, на выработку нового взгляда на ее строение, классификацию, цели и методы исследования. Как всякий радикальный реформатор, Бэкон в мрачных тонах рисует прошлое и преисполнен радужных надежд на будущее. До сих пор состояние наук и механических искусств было из рук вон плохим. Из 25 столетий развития человеческой культуры набирается лишь шесть, благоприятных для науки (Древняя Греция, Древний Рим, Новое время). Все остальное время отмечено провалами в знании, топтанием на месте, пережевыванием одной и той же умозрительной философии. Бэкон считает, что естествознание до сих пор принимало ничтожное участие в человечес-кой жизни. Философия, «эта великая мать всех наук была унижена до презрительной должности служанки». Философия, отбросив свою отвлеченную форму, должна войти в «законное супружество» с естествознанием, ибо лишь тогда она будет способной «приносить детей и доставлять действительные выгоды и честные удовольствия». Важность науки заключается в ее значении для человека. Наука не есть знание ради знания. Конечная цель науки - изобретения и открытия. Цель изобретений - человеческая польза, удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей. «Мы столько можем, сколько знаем». «Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философий». Бэкон, считает, что работавшие в сфере науки в прошлом были либо эмпириками, либо догматиками. Первые, подобно муравьям, только собирали факты, вторые, как пауки, вытягивали из себя нить спекулятивных построений. Деятельность же подлинных ученых должна быть организована наподобие пчелиного улья, с методичным соединением достоинств эмпирии и умозрения без свойственных им недостатков. В основе научного познания должны лежать опыты. Бэкон подразделяет опыты на плодо-носные и светоносные. Первые приносят немедленный практический результат, но более ценными являются вторые, которые, не давая такого результата, проливают свет на глубокие связи природы.
Главное затруднение на пути познания природы, согласно Бэкону, - в уме человека, в его употреблении и применении. Старый дедуктивный метод скорее вреден, чем полезен. Нужно создать новый метод научного познания. Именно этой проблеме посвящено главное сочинение Бэкона «Новый Органон» (опубликовано в 1620 г.) - часть задуманного труда «Великое Восстановление Наук». По мнению Бэкона, созидательной, положительной части новой философии должна предшествовать разрушительная, отрицательная часть, направленная против причин, задержива-ющих умственный прогресс. Причины эти заключаются в разного рода «идолах», «призраках», предрассудках, которым подвержен человеческий ум. Бэкон указывает на четыре разновидности «идолов», «призраков». 1. Идолы «рода» (idola tribus). Сама природа человека характеризуется ограниченностью ума и несовершенством органов чувств. «Подобно тому как неровное зеркало изменяет ход лучей от предметов сообразно своей собственной форме и сечению, так и разум, подвергаясь воздействию вещей через посредство чувств, при выработке и измышлении своих понятий грешит против верности тем, что сплетает и смешивает с природой вещей свою собственную природу». Это проявляется в том, что человек приписывает природе больший порядок, чем он действительно есть в явлениях, скорее воспринимает «положительное и действенное», чем «отрицательное и недейственное». Истолковывая природу «по аналогии человека», природе приписывают конечные цели и т. п. «Человеческий разум не сухой свет, его окропляет воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому... Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнают и портят разум». 2. Идолы «пещеры» (idola specus). Это заблуждения, свойственные разным индивидуумам. Каждый человек в силу своих индивидуальных особенностей, воспитания, привычек и т. д. имеет «свою особую пещеру, которая разбивает и искажает свет природы». Так, одни склонны видеть в вещах различия, другие - сходство, одни привержены традиции, другие охвачены чувством нового и т. п. Идолы «пещеры» толкают людей в крайности. Выход отсюда Бэкон видит в коллективном опыте.
3. Идолы «площади», или «рынка», «рыночной площади» (idola fori). Они проистекают из некоторых особенностей социальной жизни человека. Это главным образом словесная путаница, устаревшие понятия. «Плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум». Эти идолы особенно сказываются, когда новый опыт придает словам новые значения, а традиция мешает этому. «Слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям». 4. Идолы «театра», или «теорий» (idola theatri). Сюда относятся ложные теории и философские учения как комедии, представляющие вымышленные и искусственные миры. Люди склонны к слепой вере в авторитеты, следуя которым человек воспринимает вещи не такими, как они существуют в действительности, а предвзято, с предубеждением. Одержимые этими идолами стараются заключить многообразие и богатство природы в односторонние схемы абстрактных конструкций. Всякие штампы, догмы развращают разум. Идолы «рода» и «пещеры» относятся к естественным свойствам ума, идолы же «рынка» и «театра» приобретены им. Однако все они являются большим препятствием на пути научного познания, постоянно преследуя человека, создавая у него ложные идеи и представления, искажая подлинное лицо природы. Вот почему преодоление идолов является для Бэкона главным условием построения нового метода и преобразования наук. Врожденные идолы, по Бэкону, искоренить полностью нельзя, но можно, осознав их действие на человеческий ум, предупредить умножение ошибок и правильно организовать познание. Что же касается приобретенных «идолов», то здесь Бэкон обращает особое внимание на роль философских учений. Он высоко ценит античных материалистов и натурфилософов Анакса-гора и Демокрита, сетует на то, что они преданы забвению, а в школах и университетах пропаган-дируется философия Платона и Аристотеля. Бэкон критикует средневековую схоластику, говоря, что нельзя построить науку на таких понятиях, как субстанция, скрытое качество и т. п. Убежде-ние в их реальном существовании является иллюзией. И вообще Бэкон советует исследующему природу взять за правило считать сомнительным все то, что особенно захватило и пленило его разум. При этом сомнение для Бэкона, как и позднее для Декарта, - не самоцель, а средство освобождения человеческого ума от схоластики и прочих предрассудков, средство для выработки плодотворного пути познания.
Реально существуют лишь отдельные предметы и их отношения. Поэтому в основу научно-го познания должно быть положено изучение отдельных, объективно существующих вещей. Бэкон указывает на то, что научное знание проистекает из целенаправленного, организованного опыта, эксперимента, а не из непосредственных чувственных данных. Именно опыт исправляет ошибки и недостатки чувственного восприятия, «поскольку природа вещей лучше обнаруживает себя в состоянии искусственной стесненности, чем в естественной свободе». Причем для науки важны не любые опыты, а поставленные с целью открытия новых свойств явлений, их причин. Но мало иметь опытные данные. Необходимо выработать правильный метод анализа и обобщения опытных данных, позволяющий проникнуть в природу исследуемых явлений. Таким методом должна стать индукция, «которая производила бы в опыте разделение и отбор и путем должных исключений и отбрасываний делала бы необходимые выводы». Индуктивный метод. Свое понимание индуктивного метода Бэкон демонстрирует на примере отыскания природы, «формы» теплоты. Исследование идет следующим образом. Составляются три таблицы. В первой (tabula praesentiae, «таблица присутствия») собраны и зафиксированы предметы, в которых присутствует исследуемое явление (лучи Солнца, молния, пламя, раскаленные металлы и т. д.). Вторая таблица (tabula absentiae, «таблица отсутствия») заключает в себе предметы, аналогичные перечисленным в первой таблице, но в которых нет теплоты (лучи Луны, звезд, свечение фосфора и т. д.). Наконец, существуют предметы (например, камень, металл, дерево и т. д.), которые обычно не производят ощущения теплоты, но в которых она имеется в большей или меньшей степени. Степени теплоты этих предметов зафиксированы в третьей таблице (tabula graduum, «таблица степеней»). Логический анализ этих таблиц дает возможность отыскать то обстоятельство, которое есть повсюду, где имеется теплота, и отсутствует там, где нет теплоты. Если мы отыщем это обстоятельство («натуру»), то мы тем самым отыщем и причину («форму») теплоты. Используя логические приемы (аналогию, прием исключения с использованием категорического, условно-категорического и разделительного силлогизма), мы исключаем ряд обстоятельств, пока не остается то, которое является причиной теплоты. Такой причиной, показывает Бэкон, является движение, которое присутствует везде, где есть теплота. Исследование с помощью индуктивного метода приводит Бэкона к выводу о существовании ряда «форм», таких как плотность, тяжесть и т. д. Количество простых форм конечно (Бэкон называет 19). Из их различных сочетаний и комбинаций состоит каждая сложная эмпирически данная вещь. Для наглядности Бэкон приводит сравнение с языком: подобно тому как слова составляются из букв, так и тела составляются из простых форм; подобно тому как знание букв дает нам возможность разбираться в словах, знание форм приведет нас к познанию сложных тел. Так, например, золото имеет желтый цвет, определенный удельный вес, ковкость, плавкость и т. д. Каждое из этих свойств имеет свою «форму». Интересы Бэкона не ограничивались проблемами научного познания. Он положил начало разработке в Англии концепции «естественной» морали. Бэкон утверждает первенство общего блага перед индивидуальным, общественного престижа перед личным удовлетворением, деятельной жизни перед созерцательной. Но общее благо создается волей, умом и расчетом отдельных лиц, общественное благополучие складывается из совокупного стремления каждого к благополучию. Поэтому наряду с тезисом «Общее благо превыше всего» Бэкон защищает и другой: «Человек сам кузнец своего счастья». Нужно только уметь разумно определять значение и ценность всех вещей в зависимости от того, насколько они способствуют достижению наших целей - душевного здоровья и сил, богатства, общественного положения и престижа. В своих социально-политических взглядах Бэкон, сторонник сильной централизованной власти, подчиняющей себе противоречия различных социальных сил в интересах создания военного, морского и политического могущества национального государства, предлагал систему мер для его укрепления. Процветание страны и благосостояние народа Бэкон связывал с поощрением мануфактур и торговых компаний, с основанием колоний и вложением капитала в сельское хозяйство, с сокращением численности непроизводительных слоев населения, с искоренением праздности и обузданием роскоши и расточительства. Бэкон рассуждает о месте старшего поколения в обществе. «Люди не в силах уйти на покой, когда хотели бы; не уходят они и тогда, когда следует; уединение всем нестерпимо, даже старости и немощам, которые надо бы укрывать в тени; так, старики вечно сидят на пороге, хотя и предают этим свои седины на посмеяние». На закате жизни Бэкон начал писать философскую повесть, социальную утопию «Новая Атлантида». Идеальный общественный строй у Бэкона фактически был отображением английской абсолютной монархии. Но он говорит о достижениях науки и техники, излагает проект государственной организации науки, что предвосхищает создание европейских академий наук. Рене Декарт (1596-1650) родился в семье дворянина. С 1606 г. более девяти лет учился в иезуитской коллегии Ла Флеш. Затем изучал право и медицину в университете в Пуатье, получил степень бакалавра права. Переехал в Нидерланды, которые в то время были передовой в экономи-ческом отношении страной, где была относительно свободная духовная жизнь и религиозная веротерпимость. Декарт поступил добровольцем в протестантское войско и учился в военном училище. Затем он служил в качестве вольнонаемного офицера в Германии, Австрии, Богемии, Венгрии. В 1622-1628 гг. жил во Франции. Затем снова переселился в Нидерланды, где прожил более 20 лет, трижды приезжая на родину. В этот период жизни он посвящал все время научной работе; были написаны главные труды: «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Первоначала философии», «Страсти души». Декарт вступил в полемику с протестантскими церковниками. Осложнившаяся ситуация вынудила его в 1649 г. переселиться в Швецию, в Стокгольм. Декарт скончался 11 февраля 1650 г. Декарт был одним из творцов науки Нового времени. Он внес заметный вклад в ряд наук. В алгебре он ввел буквенные символы, обозначил последними буквами латинского алфавита (х, у, z) перемен-ные величины, ввел нынешнее обозначение степеней, заложил основы теории уравнений. В геометрии ввел систему прямолинейных координат, заложил основы аналитической геометрии. В оптике открыл закон пре-ломления светового луча на границе двух различных сред. Декарт, как и Бэкон, подчеркивал необходимость реформы научного мышления. Нужна такая философия, которая поможет в практических делах людей, чтобы они могли стать господами природы. Начать построение философии следует, по Декарту, с рассмотрения метода, так как только обладая правильным методом можно «добиваться познания всего». Рационалистическая методология. Декарт был знаком с индуктивной методологией Бэкона и в общем относился к ней одобрительно. Но сам Декарт разрабатывает так называемую рационалистическую методологию. Он считает, что существует «всеобщая математика», в которой «исследуются какой-либо порядок или мера, и неважно, в числах ли, или фигурах, или звездах, или звуках, в любом ли другом предмете придется отыскивать такую меру». Нужно отметить, что Декарт разделял распространенное среди математиков XVI-XVIII вв. убеждение в существовании математических законов, лежащих в основе всех явлений природы, и настойчивое стремление найти их. При этом они исходили из допущения, что Бог вложил эти законы в общую схему мироздания. Каждое открытие закона природы часто интерпретировалось как еще одно свидетельство мудрости Бога. Люди, по убеждению Декарта, обычно ошибаются не столько в восприятии фактов, сколько в их осмыслении. Традиционная логика здесь недостаточна. «В логике ее силлогизмы и большинство других правил служат больше для объяснения другим того, что нам известно»; в ней «немало очень верных и хороших правил», однако к ним примешано немало «вредных и излишних». Для осмысления фактов нужна «всеобщая математика», рационалистическая методология. Основные положения своего метода Декарт сформулировал в четырех правилах- «Первое - никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению. Второе - делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. Третье - располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простей-ших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее слож-ных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу. И последнее - делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено». При применении этого метода выстраивается дедуктивная цепь суждений. Если в этой цепи опущено хотя бы одно звено, цепь разрывается. Чтобы этого не произошло, целесообразно время от времени последовательное перечислять все звенья дедукции - составлять называемую энумера-цию. Четвертое правило предполагает энумерацию. Декарт считает, что нужно начинать с простейшего, с рассмотрения легких проблем. Чем проще предмет, тем легче его продумать вполне, до конца. «Ученость» обычно питает отвращение к ясности, имеет обыкновение предпочитать простым и легким вопросам сложные и трудные, потому что относительно них высказать множество мнений и вести разнообразные споры. Одно ясное понятие ценнее и плодотворнее, чем множество неясных и туманных. Путь к истине начинается с простейших представлений и идет к все более сложным. Поэтому, с точки зрения Декарта, путь познания синтетичен. Синтез заключается в выведении (дедукции) всякой истины из предыдущей и всех истин из первой. Декарт возражает против преувеличенных оценок роли чувственного опыта в познании; сущность вещей мы воспринимаем с помощью разума, и «ограничивать человеческий разум только тем, что видят глаза, значит наносить ему великий ущерб». При этом Декарт не отвергает вообще чувственный опыт. «Что касается опытов, то я заметил, что они тем более необходимы, чем далее мы продвигаемся в знании». Если ощущения «хорошо руководимы» разумом, то они способствуют познанию. Но опыт начинается с восприятия сложных объектов, что может привести к ряду заблуждений. Образец познания - математика, ибо она свободна от заблуждений; а она потому свободна от заблуждений, что основывается на дедукции, а не на опыте. По Декарту, в познании участвуют идеи трех видов: врожденные, привходящие из чувственного опыта и «изобретенные», т. е. произведенные мыслительной деятельностью человека. Декарт выдвигает принцип радикального сомнения по отношению к человеческому сознанию. Вот, например, палка, опущенная в воду, кажется сломанной; люди иногда ощущают боль в ампутированных конечностях; бывает, что переживаемое во сне более ярко и впечатляюще, чем переживаемое наяву. Существуют только два акта мышления, позволяющие нам достигать знания без опасения впасть в ошибку: интуиция и дедукция. В понятие интуиции Декарт не вкладывает мистического, иррационального смысла. «Под интуицией я подразумеваю не зыбкое свидетельство чувств и не обманчивое суждение неправильно слагающего воображения, а понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем, или, что то же самое, несомненное понимание ясного и внимательного ума, которое порождается одним лишь светом разума... Таким образом каждый может усмотреть умом, что он существует, что он мыслит, что треугольник ограничен только тремя линиями, а шар - единственной поверхностью и тому подобные вещи, которые гораздо более многочисленны, чем замечает большинство людей, так как считают недостойным обращать ум на столь легкие вещи». В понимании Декарта интуиция и врожденные идеи сближаются. Он считает, что абсолютно истинные врожденные идеи полностью независимы от чувственности. К таким идеям он относит идеи Бога, субстанции, движения, пространства, времени, врожденные аксиомы вида: «из ничего не может произойти нечто», «две величины, равные третьей, равны между собой» и т. п. Врожденные идеи у человека как бы скрыты, их актуализация происходит по мере созревания человека, развития его интеллекта. Путь познания должен начинаться с интуитивно ясных положений и проходить через дедукцию. «Принципы могут быть познаваемы только при посредстве интуиции, дальнейшие следствия только при посредстве дедукции». Систематическое изложение философии должно начаться с некоторого интуитивно ясного представления. В то же время Декарт стоит на позиции радикального сомнения. Как это можно совместить? Есть непреложное, ясное представление - «cogito» («Я мыслю»). Каждый уверен в факте своего собственного мышления. Если даже мы сомневаемся в факте своего мышления, то несомненно само сомнение. Но что такое сомнение? Деятельность мышления. Если существует сомнение, то существует и мышление. Итак, «cogito» - исходная истина. Основываясь на факте мышления, мы приходим к выводу о существовании мыслящего субъекта. «Cogito, ergo sum» («Мыслю, следовательно существую»). Это не вызывает сомнений. Итак, «что же я есмь? Мыслящая вещь. А что это такое - вещь мыслящая? Это нечто сомневающееся, понимающее, утверждающее, отрицающее, желающее, не желающее, а также обладающее воображением и чувствами». Мы имеем представления о предметах, вещах вне нас. Но на чем основывается достовер-ность наших знаний о внешнем мире? Поскольку наше знание о мире мы черпаем из чувственного опыта, возникает вопрос: а существует ли что-нибудь помимо ощущений, не является ли представление о внешней реальности иллюзией? Для ответа на этот вопрос Декарт ссылается на Бога как гаранта истинности человеческого познания. Но откуда мы знаем о существовании Бога? Декарт говорит, что нам интуитивно дана идея Бога, это врожденная идея. «Из одного того, что я существую и во мне заложена некая идея совершенного бытия, т. е. Бога, -...существование Бога тем самым очевиднейшим образом доказано» (фактически - это продолжение онтологического доказательства бытия Бога). Бог как существо совершенное не способен на обман и не стал бы вселять в нас мысли о существова-нии внешнего мира, если бы этот мир не был реаль-ностью. Бог нас не обманывает, и наши представления нас не обманывают. Но в познании все же бывают ошибки. Почему? Декарт считает, что Бог создал людей способными к ошибкам в интересах гармонии Вселенной, в которой все присутствует в той или иной степени. Ошибки проистекают от свободной воли, от «легко-мыслия» людей, неверно соединяющих идеи и ощущения и ложно их интерпретирующих. Люди, обладающие свободой воли, противостоят природе с ее каузальностью. Отсюда начинается дуализм. Механика не может объяснить сознание и свободу воли. Следовательно, есть две качественно различные субстанции. И философия у Декарта разделяется на «физику» - общую теорию природы, и «метафизику» - общее учение о душе и Боге. Говоря об отношении Бога и природы, Декарт стоит на позиции деизма. Бог дал природе изначальные законы движения, а реализация этих законов происходит уже естественным образом; Бог, «установив законы природы, предоставил ее своему течению». Декарт говорит о неизмен-ности Бога, что гарантирует устойчивость законов природы. Кроме чуда сотворения материи и сообщения ей первоначального импульса движения «Бог никогда не совершает в этом мире никакого чуда». В физике Декарта Бог не участвует. Мы знаем, говорит Декарт, что Бог создал мир, но посмотрим, что собою мир мог бы представлять без Него. Природа состоит из тел. Они существуют независимо от нашего мышления и для своего бытия не нуждаются в нашем существовании. Субстанция вещей познаваема только из ее внешних проявлений или качеств. Что такое вещь? Мы думаем, что вещь холодная или теплая, жесткая или мягкая, горькая или сладкая и т. д. Но эти определения - не качества вещей, а ощущения наших органов чувств. Мы должны четко различать нашу природу и природу вещей и не приписывать второй того, что принадлежит первой. В чувственных представлениях к природе предмета примешивается природа наших чувств. Получить истинное знание о предмете можно только мышлением. Так, например, возьмем кусок воска. Чувственно мы воспринимаем его твердым. Но при нагревании воск тает и твердости уже нет. Или же нам кажется, что цвет принадлежит к существу минералов, но есть прозрачные камни. Если отделить от тела все то, что ему не принадлежит, останутся его атрибутивные качества. Исключая из понятия материи все изменчивые, чувственные признаки вещей, мы получаем главный атрибут материи - протяженность. Протяженность - это способность тела занимать определенное пространство. Нет пустоты в абсолютном смысле. О пустоте можно говорить лишь в относительном смысле, как о большей или меньшей заполненности той или иной части пространства. Декарт отрицает атомизм. Любая телесная частица способна к бесконечному делению. Тела имеют форму, протяженность и движе-ние. Декарт говорит: «Дайте мне протяженность и движение, и я построю Вселенную». Движение тела - это перемена места. Но ни одно тело не может двигаться, если другие остаются неподвижными. Если тело покидает свое место, то другое тело должно его занять. Поэтому движение всегда имеет массовый характер, в движении находится комплекс тел, составляющий некоторый вихрь. Движению противоположен покой, материя изначально существует частично в состоянии движения, частично в состоянии покоя. Количество движения в мире остается постоянно одним и тем же. Если в одной части материи движение увеличивается, то оно должно уменьшиться в другой части на столько же. Все движения происходят в результате столкновения тел. В телесном мире нет никаких скрытых внутренних причин. В этой связи Декарт отрицает силу притяжения. Весь физический мир представляет собою огромную машину, функционирующую по законам, которые можно открыть путем математических рассуждений. Декарт говорит о математике, что «это более мощный инструмент познания, чем все остальные». Свойства пространства должны быть выводимы из первых принципов геометрии. При общей тенденции к механицизму в учении Декарта присутствуют и эволюционные мотивы. Он говорит о постепенном формировании мира, о его переходе из некоторого недиф-ференцированного, хаотичного состояния к стройности нашего космоса. Природа всех вещей «гораздо легче познается, когда мы видим их постепенное возникновение, нежели тогда, когда мы рассматриваем их как вполне уже образовавшиеся». Исследуя животный организм, Декарт указывает на механизм ответных реакций животного на раздражения его органов чувств предметами и явлениями окружающего мира, т. е. на схему безусловно-рефлекторных реакций. В человеке две субстанции - материальная и духовная. В объяснении человека Декарт стоит на дуалистической позиции. С одной стороны, у человека, как и у животного, есть непроизвольно-рефлекторные действия, человек в этом смысле некий механизм, автомат. Но, с другой стороны, у него есть способность к произвольным действиям, которой нет у животных. У него есть свободная воля, связанная с разумом. Следовательно, в человеке соединяются две субстанции - материальная и духовная. Эти две субстанции характеризуются различными признаками. «Как протяженность, делимость, наличие фигуры и т. д. - это формы, или атрибуты, по которым я узнаю субстанцию, именуемую телом, так разумение, хотение, сомнение и т. д. являются формами, по которым я узнаю субстанцию, именуемую умом». Телу нельзя приписывать то, что присуще уму, и наоборот. Декарт говорит, что материальная и духовная субстанции независимы друг от друга. Тело не может воздействовать на душу и наоборот; между протяженной и мыслящей субстанциями нет взаимодействия. Но здесь возникают многочисленные неясности. Сам Декарт приводил случаи, когда болезнь и сон мешают свободе воли, телесный голод вызывает печаль духа и т. п. Эти факты опровергают дуалистическую схему. И Декарт фактически отступает от нее. Результат двоякой природы человека - страсти. Они возникают, по Декарту, от взаимодействия желаний и волений духовной субстанции и движений телесной субстанции. «Страсти души» (аффекты) - удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. Говоря о страстях, Декарт призывал к возвышению нашей духовной природы над чувственной, чтобы дух подчинял влечения тела, что является высшим благом. Приведем фрагмент из письма Декарта принцессе Элизабет: «Меланхолическое состояние духа само привлечет к себе несчастья, происходящие в мире, казалось бы, независимо от состояния духа. И наоборот, ровное расположение духа обладает тем странным и необъяснимым качеством, что оно как бы навлекает на человека удачу». Дуализм Декарта непоследователен, поскольку, с одной стороны, он говорит о существовании двух независимых субстанций, а с другой стороны - об их связи. (Декарт даже говорит о пункте соприкосновения этих субстанций в так называемой шишковидной железе, эпифизе.) Своеобразная двойственность философии Декарта открывала возможность интерпретации и развития его идей как в направлении материализма, так и идеализма. Деруа (или Леруа, 1598-1679) отвергает существование духовной субстанции и рассматривает человека как полностью материальное существо. Материя - единственная субстанция, единственное основание бытия и познания. Деруа отрицает врожденные идеи, в том числе Бога. А. Гейлинкс (1624-1669) и Н. Мальбранш (1636-1715) перерабатывают учение Декарта в религиозно-философскую концепцию окказионализма. Гейлинкс говорил, что абсолютно непостижимо, каким образом воля и движение тела, духовная и материальная субстанции могут соответствовать друг другу. Тело и душа сами по себе не связаны. Они могут быть связаны особой деятельностью, восходящей к Богу. Мальбранш считает, что соответствие физических и психических актов основывается на Божественной воле. «Это Он пожелал и постоянно этого желает, чтобы модальности души и тела взаимно соответствовали друг другу». Человеческая воля и мышление непосредственно на тело не воздействуют, представляя собой повод (occasio) для того, чтобы Бог принял участие в осуществлении соответствующих действий. Томас Гоббс (1588-1679) родился в семье приходского священника. Первоначальное образование получил в приходской, затем в частной школе. В возрасте 15 лет он стал студентом Оксфордского университета, который закончил через пять лет, получив ученую степень бакалавра искусств. Затем Гоббс работал гувернером-воспитателем сына барона У. Кавендиша. Со своим воспитанником совершил ряд путешествий; во Франции и Италии провел три года. Вернувшись в Англию, Гоббс познакомился с Ф. Бэконом. В 1629 г. началась полуторагодовая поездка во Францию, во время которой он изучил «Начала» Евклида, труды Галилея (и познакомился с ним самим), сочинения Декарта. Накануне революции Гоббс выступал в защиту монархии. С 1640 г. находился в эмиграции во Франции. После упрочения диктатуры Кромвеля в 1651 г. вернулся на родину. Главные работы Гоббса: «Основы философии», состоящая из трех частей - «О теле», «О человеке», «О гражданине», и «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (опубликована в 1651 г.). Гоббс продолжает развивать ряд идей Бэкона, утверждая вслед за ним, что знание есть сила и достигается оно науками во главе с философией. Философия должна служить практическим интересам и нуждам людей. Поскольку теория дает знание причин и способов возникновения вещей, она может быть с успехом применена на практике. С другой стороны, определенное влияние на Гоббса оказал Декарт. Гоббс ставит перед собой задачу выяснить соотношение эмпирического и рационалистического методов познания. Вслед за своими предшественниками Гоббс считает важнейшей задачей философии создание нового метода, ибо человек легко сбивается с пути, если не руководствуется правильным методом. Философию Гоббс подразделяет на «философию естественную», занимающуюся природными телами, и «философию гражданскую», касающуюся искусственных тел, т. е. человеческого общества. Философия должна опираться только на твердый фундамент разума, она не признает сверхъестественного откровения. Всякое познание - познание материального мира, и утверждать существование чего-либо другого, отличного от материального мира - превосходящего его, созидающего его или влияющего на него, - значит предаваться бесплодным вымыслам. Гоббс резко противопоставляет философию и теологию. В своей философии Гоббс придерживается осн ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|