Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок прохождение государственной службы





 

Порядок поступления на государственную службу определяет­ся правовыми актами с учетом:

а) особенностей статуса государственных органов;

б) особенностей сфер и отраслей, к которым эти органы отно­сятся;

в) категорий групп государственных должностей;

г) способов замещения этих должностей.

Конституционный принцип равного доступа граждан Россий­ской Федерации к государственной службе не исключает ограниче­ний для поступления на эту службу или занятие конкретных госу­дарственных должностей. Ограничения установлены законами и другими правовыми актами.

Гражданин не может быть принят на государственную долж­ность в случаях:

а) признания его судом недееспособным или ограниченно де­еспособным;

б) лишения его судом права занимать государственные долж­ности государственной службы в течение определенного срока;

в) наличия заболевания, препятствующего выполнению долж­ностных полномочий, если специальные требования к состоянию здоровья установлены для соответствующих должностей;

г) наличия близкого родства или свойства с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчинен­ностью и непосредственной подконтрольностью одного другому- К лицам, находящимся в отношениях близкого родства или свойства, отнесены родители, супруги, их братья, сестры, дети, а также бра­тья, сестры, родители и дети супругов;

д) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если служба будет связана с использованием таких сведений;

е) наличия гражданства иностранного государства, если доступ к государственной службе не урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;

ж) отказа от представления сведений в органы налоговой служ­бы о полученных доходах и имуществе, принадлежащем претенден­ту на должность на праве собственности, являющихся объектом налогообложения.



Порядок и условия замещения государственных должностей государственной службы в наиболее существенных вопросах регла­ментируются Законом об основах государственной службы. Им ус­тановлено, что гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Поступление оформляется прика­зом по государственному органу о назначении его на государствен­ную должность государственной службы.

Назначение на государственную должность — юридический акт компетентного государственного органа или должностного лица, определяющий момент официального возложения на служащего осуществления функций, обязанностей и прав, определенных дан­ной должностью. Путем назначения замещаются практически все государственные должности государственной службы, однако в ус­тановленных случаях — по результатам конкурса.[20]

Порядок замещения должностей дифференцирован примени­тельно к назначению впервые или вновь поступающих на государ­ственную службу, а также к замещению вакантных должностей. Он различается также в зависимости от категорий и групп государ­ственных должностей.

Конкурс представляет собой конкретную форму замещения должностей, включающую элементы выборности. Он имеет целью отбор высококвалифицированных кадров и комплектование ими государственных органов. Конкурс состоит в предварительной оцен­ке профессиональных, деловых и нравственных качеств кандида­та на должность.

Замещение государственной должности по конкурсу предпола­гает:

а) избрание на вакантные должности, которые, следовательно, могут замещаться служащими на определенный срок (как прави­ло, до пяти лет);

б) объявление в печати о конкурсе на должность с сообщени­ем основных требований к кандидатам на ее замещение;

в) возможность участия в конкурсе нескольких претендентов;

г) рекомендацию кандидата на должность конкурсной комис­сией;

д) заключение контракта между администрацией и лицом, ре­комендованным конкурсной комиссией или избранным на соответ­ствующую должность;

е) издание приказа уполномоченным должностным лицом о назначении на должность.

По конкурсу замещаются определенные категории государ­ственных должностей государственной службы.

В свою очередь, конкурс может проводиться в форме конкур­са документов или конкурса-испытания. В форме конкурса докумен­тов замещаются вакантные старшие государственные должности государственной службы; конкурса-испытания — на замещение ва­кантных высших, главных и ведущих государственных должностей государственной службы-

Конкурс проводится по установленной процедуре. В частности, при конкурсе документов конкурсная комиссия оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о предше­ствующей трудовой деятельности, а также на основании рекомен­даций, тестирования и т. д.

Конкурс-испытание может включать в себя прохождение ис­пытания на соответствующую государственную должность и завер­шается государственным квалификационным экзаменом.

Решение конкурсной комиссии является основанием для назна­чения на соответствующую должность государственной службы либо отказа в таком назначении-

Замещение вакантных государственных должностей федераль­ной государственной службы по конкурсу регламентируется Поло­жением о проведении конкурса на замещение вакантной государ­ственной должности федеральной государственной службы, утвер­жденным Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 6041-

Государственно - служебные отношения. Лицо, принятое на государственную службу, приобретает статус государственного слу­жащего и субъекта государственно-служебных отношений. Особен­ность этих отношений состоит в том, что они складываются между государством в лице его органов и государственным служащим, осуществляющим служебную деятельность в качестве субъекта юридически-властных отношений. Государственно-служебные отно­шения значительной части государственных служащих могут скла­дываться не только внутри, но и вне рамок органа, в котором они занимают должности (между служащими выше- и нижестоящих ор­ганов, контрольно-надзорных органов).[21]

Государственно-служебные отношения, урегулированные нор­мами административного права, представляют собой разновидность административных правоотношений.

Государственно-служебные отношения возникают на основе одностороннего решения государственного органа (должностного лица), которое, во-первых, юридически закрепляет поступление гражданина на государственную службу, во-вторых, служит осно­ванием для выполнения им служебных обязанностей по данной, дол­жности, в-третьих, определяет момент возникновения его обязан­ностей перед государством, а также служебных и личных прав. Перемещение служащих сопровождается также изданием админи­стративного акта.

Правоограпичения государственные служащих (их надо отли­чать от ограничений поступления на государственную службу) обус­ловлены особенностями государственной службы и имеют целью обеспечение ее эффективного функционирования. Государственная служба неотделима от осуществления государственной власти. По­этому должны быть определенные, в частности, правовые препят­ствия всегда возможному злоупотреблению принадлежностью к этой власти- Установленные правоограничения заключаются в основном в том, что государственный служащий не вправе:

а) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме пе­дагогической, научной и иной творческой деятельности;

б) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации аналогичных органов, ее субъектов и орга­нов местного самоуправления;

в) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

г) состоять членом органа управления коммерческой организа­ции, если иное не предусмотрено федеральным законом или если ему в установленном порядке не поручено участвовать в управле­нии этой организацией;

д) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредствен­но подконтролен ему;

е) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

ж) получать гонорары за публикации и выступления в каче­стве государственного служащего;

з) получать от физических и юридических лиц вознагражде­ния, связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию (подарки, ссуды, услуги и др.);

и) принимать участие в забастовках;

к) использовать свое служебное положение в интересах поли­тических партий, общественных, в том числе религиозных, объеди­нений, для пропаганды отношений к ним.[22]

Для федеральных государственных служащих установлен ряд запретов относительно получения ими без должного разрешения иностранных наград и знаков отличия иностранного государства;

загранкомандировок за счет юридических лиц и граждан, за исклю­чением служебных поездок в установленных случаях; совершения определенных действий в отношениях с религией.

Установленные ограничения не преследуют цели ущемления гражданских прав государственных служащих и направлены на обеспечение независимости их служебной деятельности, против коррупции, на создание нормальных условий для работы государ­ственного аппарата-

Вышеназванные ограничения адресованы государственным служащим, занимающим государственные должности государствен­ной службы, и не распространяются на служащих государствен­ных предприятий, учреждений и организаций.

Прохождение государственной службы отдельными категори­ями служащих связано с их периодической аттестацией, повыше­нием квалификации в специально созданных учебных заведениях, на курсах и т. д.

Аттестации проводится для определения уровня професси­ональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному слу­жащему квалификационного разряда. Она должна проводиться не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года-

Огромная значимость для государственных служащих аттестации, в результате которой затрагиваются их служебные и лич­ные интересы, обусловила то, что порядок и условия ее проведе­ния устанавливаются федеральными законами и законами субъек­тов РФ.

Оценка деятельности государственного служащего и рекомен­дации по результатам аттестации выносятся создаваемыми аттес­тационными комиссиями. По результатам аттестации руководитель органа принимает решение, учитывающее также рекомендации ат­тестационной комиссии.

Повышение квалификации. Государственные служащие повы­шают квалификацию в различных учебных заведениях: Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, институтах повыше­ния квалификации государственных служащих, функционирующих в различных регионах.

Командировки, классные чины, ранги, форменная одежда. Ре­жим прохождения государственной службы включает регулирова­ние служебных командировок, введение для некоторых категорий государственных служащих персональных званий, классных чинов, рангов, форменной одежды, знаков различия, закрепление права на табельное оружие, порядка его применения и использования и т. д. В настоящее время классные чины, ранги и т. д. введены для мно­гих категорий государственных служащих органов военизирован­ных и гражданских отраслей и сфер деятельности (обороны, внут­ренних дел, железнодорожного, водного, воздушного транспорта, таможенных органов и др.)[23]

Прекращение государственной службы. Государственная служ­ба прекращается в результате увольнения государственного служа­щего на основании и в порядке, установленных правовыми актами. Оно возможно по инициативе самого государственного служащего и компетентного государственного органа или должностного лица-Основания увольнения по инициативе государственного орга­на или должностного лица предусмотрены законодательством о тру­де. Дополнительно ряд специфических оснований, обусловленных особенностями поступления на государственную службу и ее про­хождения, установлен Законом об основах государственной службы. Подавляющее большинство конкретизированных здесь оснований не связано с отношением государственного служащего к выполнению им должностных обязанностей. К ним относятся увольнение в свя­зи с достижением пенсионного возраста, установленного для заме­щения государственной должности государственной службы; пре­кращением гражданства Российской Федерации; несоблюдением ограничений, установленных для государственных служащих; нали­чием заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей.

Вместе с тем по закону основаниями увольнения являются несоблюдение обязанностей, установленных для государственных служащих этим законом; разглашение сведений, составляющих го­сударственную или иную охраняемую законом тайну. Как было ска­зано, перечень обязанностей государственных служащих дан в этом законе. Характер этих обязанностей определен здесь таким обра­зом, что их несоблюдение может служить общим основанием для прекращения государственной службы.

Предельный возраст нахождения на государственной службе установлен в 60 лет. Затем возможно продление уполномоченным органом или должностным лицом срока нахождения на государ­ственной службе, но каждый раз не более чем на один год. Продле­ние после достижения 65 лет не допускается. В дальнейшем госу­дарственный служащий может работать в государственном органе на условиях срочного трудового контракта.

Государственно-служебные отношения прекращаются издани­ем полномочным органом или должностным лицом административ­ного акта об освобождении государственного служащего от долж­ности или его отставке.

 § 2. Стимулы деятельности государственных служащих

 

Их можно подразделить на три группы: а) льготы; б) меры поощрения; в) меры правовой ответственности.

Льготы. Они различны и, как правило, устанавливаются при­менительно к тем или иным категориям государственных служащих. В частности, федеральные государственные служащие имеют право на ежегодную оплату стоимости проезда к месту отдыха и обрат­но; на медицинское обслуживание, в том числе членов семьи, за счет средств бюджета; в установленных случаях льготы по налогообло­жению, на жилую площадь в виде отдельной квартиры или дома, построенных за счет средств республиканского бюджета. Предус­мотрены надбавки к должностным окладам за особые условия служ­бы, выслугу лет, классный чин, а также денежные выплаты по итогам службы за квартал и год, и др.

Меры. поощрения. Общие меры поощрения установлены зако­нодательством о труде, специальные — правовыми актами, предус­матривающими особенности правового статуса конкретных катего­рий государственных служащих-

Общими мерами поощрения являются денежная премия, объ­явление благодарности, награждение ценным подарком и др.

К служащим могут быть применены также меры поощрения в виде награждения орденами и медалями, присвоения почетных зва­ний, присуждения государственных премий.

Государственными наградами РФ являются: звание Героя Рос­сийской Федерации; ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации. Основания и порядок награждения ими регламентируется Положением о госу­дарственных наградах Российской Федерации, утвержденным Ука­зом Президента РФ от 2 марта 1994 г. с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 6 января 1999 г1, положениями о почет­ных званиях, утвержденными Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 г. № 1341[24].

Специальные меры поощрения также разнообразны: досроч­ное присвоение специального звания, классного чина, перевод на государственную должность более высокой категории и др.

Меры поощрения, выражая высокую оценку и одобрение дея­тельности государственных служащих, направлены на повышение эффективности государственной деятельности.

Ответственность государственных служащих содержит зна­чительный, хотя и своеобразный, потенциал стимулирования дей­ственности служебной деятельности. Она органично связана с пра­вовыми основами этой деятельности государственных служащих, необходимостью строжайшего соблюдения ими государственной и служебной дисциплины, законности. Их нарушения государствен­ными служащими, особенно наделенными юридически-властными полномочиями, затрагивают непосредственно интересы государства, могут ущемлять права и свободы граждан.

Указом Президента РФ от б июня 1996 г. "О мерах по укреп­лению дисциплины в системе государственной службы" на руково­дителей федеральных органов исполнительной власти и глав испол­нительной власти субъектов РФ возложена персональная ответ­ственность за состояние исполнительской дисциплины в соответ­ствующих органах. Им предусмотрена возможность применения мер дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам и работникам этих органов за однократное грубое нарушение дис­циплины в системе государственной службы. При этом однократ­ным грубым нарушением дисциплины признаны: а) нарушение федеральных законов; б) неисполнение или ненадлежащее исполне­ние таких актов и вступивших в законную силу решений судов.

За такого рода нарушения должностные лица и работники вы­шеназванных органов могут быть, как подчеркнуто в указе, направ­лены на внеочередную переаттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) или лишены ква­лификационного разряда (классного чина, воинского или специаль­ного звания). К ним могут быть применены и другие правоограниче-ния. Они не подлежат в течение года премированию, представле­нию к награждению государственными наградами и т. д. (п. 4 Указа).

Однократные грубые нарушения дисциплины в системе госу­дарственной службы, повлекшие последствия в виде нарушения нормального режима функционирования судов и системы государ­ственного управления, иные тяжкие последствия, а также совершен­ные преднамеренно, являются основанием для привлечения винов­ных лиц к административной и уголовной ответственности в соот­ветствии с законодательством РФ. Последнее обстоятельство дол­жно быть подчеркнуто специально и особо. Применение мер видов ответственности, предусмотренных указом, должно соответствовать законам, устанавливающим дисциплинарную, административную и уголовную ответственность, изменения и дополнения в которые не могут быть внесены указами Президента РФ. Например, законода­тельством пока не предусмотрена административная ответствен­ность должностных лиц органов исполнительной власти за неиспол­нение или ненадлежащее исполнение вступивших в законную силу решений судов и т. п.[25]

В зависимости от характера правонарушений, совершенных государственными служащими, они могут привлекаться к дисцип­линарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Регулирование последних двух видов ответственности выходит за рамки административного права. Воп­росы дисциплинарной, административной и материальной ответ­ственности (в том числе государственных служащих) по админис­тративному праву рассматриваются в IV разделе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изложенный перечень принципов государственной службы в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" имеет отношение ко всем видам государственной службы, в том числе и для государственно-служебных отношений органов внутренних дел. Это основополагающие принципы, на которых строится вся система государственно-служебных отношений. Исходя из состояния научных достижений и правоприменительной практики, можно предложить следующее определение принципа государственной службы Российской Федерации. Под принципом государственной службы Российской Федерация следует понимать правовую категорию как основное, руководящее положение, закреплённое непосредственно или косвенно в нормах права, определяющее содержание государственно-служебных отношений, имеющее обязательный характер для участников этих отношений, способствующее осуществлению законных интересов личности, государства и общества в целом.

Государственная служба является одной из форм трудовой деятельности людей, специфика которой состоит не в создании непосредственным физическим трудом материальных ценностей или в оказании тех или иных производственно-хозяйственных услуг, а в осуществлении административных (организаторских, управленческих), социально-культурных и воспитательных функций. Не трудно заметить, что в подобном понимании государственная служба как бы противопоставлялась другой основной форме трудовой деятельности людей, т.е. труду рабочих и крестьян. При этом главным признаком, позволяющим отнести того или иного работника к числу государственных служащих, являлся источник его денежного содержания: государственная служба во всех ее проявлениях содержалась за счет государственно-бюджетных средств.

В курсовой работе были рассмотренные основные положения прохождения государственной служба, раскрыты понятия государственного служащего, принципы государственной службы. Также мы рассмотрели нормативные акты, которые регулируют прохождения государственной службы в органах внутренних дел.   

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

2. Конституция Российской Федерации. М., 1996.

Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2000.

Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.

3. Советский энциклопедический словарь. М., 1980.

Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера­ции. Учебник. - М.: 2002 – 569 с.

Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1999. 569 с.

Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1997 – 985 с.

4. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. -М. 1997.- 465 с.

Князев С. Д. Административное право. Владивосток. 1997. -135 с.

5. Комментарий к Конституции Российской Федерации – М: Издательство 5ЕК, 2000.

6. Коренев А. П., Богатов Д. Ф. Административное право. Альбом схем. М. 1996. – 79 с.

7. Лазарев Б. М. Компетенция органов управления.- М., 1999. - 569 с.

8. Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. Исполнительная власть в РФ. Научно-практическое пособие. М. 1996. – 562 с.

Пикулькин А.Б. Система государственного управления. – М., 1997. – 856 с.

9. Филиппов Г.Г. Социальная организация и политическая власти. - М., 1996. – 468 с.

 

 


[1] Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1999. С. 26

[2]        Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера­ции. Учебник. - М.: 2002 С. 53

[3]        Князев С. Д. Административное право. Владивосток. 1997. С. 138

[4]        Коренев А. П., Богатов Д. Ф. Административное право. Альбом схем. М. 1996. С. 138

[5]        Коренев А. П., Богатов Д. Ф. Административное право. Альбом схем. М. 1996. С. 193

[6]        Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. Исполнительная власть в РФ. Научно-практическое пособие. М. 1996. С. 139

[7]        Пикулькин А.Б. Система государственного управления. – М., 1997. С. 135

[8]        Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. -М. 1997.- С. 203

[9]        Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. Исполнительная власть в РФ. Научно-практическое пособие. М. 1996. С. 156

[10]      Пикулькин А.Б. Система государственного управления. – М., 1997. С. 209

[11]      Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. -М. 1997. С. 96

[12] Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1997 С. 156

[13] Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1999. С. 309

[14] Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера­ции. Учебник. - М.: 2002. С. 231

[15]      Филиппов Г.Г. Социальная организация и политическая власти. - М., 1996. С. 120

[16]      Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. -М. 1997. С. 26

[17] Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера­ции. Учебник. - М.: 2002. С. 26

[18]      Пикулькин А.Б. Система государственного управления. – М., 1997. С. 167

[19] Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1999. С. 138

[20] Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера­ции. Учебник. - М.: 2002. С. 34

[21]      Пикулькин А.Б. Система государственного управления. – М., 1997. С. 56

[22]      Князев С. Д. Административное право. Владивосток. 1997. С. 193

[23] Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1997. С. 238

[24] Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1999. С. 128

[25]      Алехин А.П., Административное право Российской Федера­ции. Учебник. - М.: 2002 С. 302





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.