Формирование отраслевой и внутриотраслевой структуры
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Формирование отраслевой и внутриотраслевой структуры - не менее важная задача. Промышленный комплекс республики характеризуется многоотраслевой структурой. В те или иные отрасли входят предприятия, которые выпускают сходную по назначению продукцию, используют одинаковое сырье и имеют общие по характеру технологические процессы и виды обработки. В производстве потребительских товаров можно выделить три важнейших комплекса: 1) по производству предметов одежды и обуви (легкая промышленность); 2) по производству товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения (осуществляют различные отрасли); 3) по производству продуктов питания (пищевая промышленность). Такое разделение соответствует важнейшим блокам потребностей, спроса и ассортимента товаров. А производственный ассортимент обусловлен технологическими возможностями изготовителя и специализацией производства.
Картина производства потребительских товаров в Республике Беларусь в период 1990-2010 гг. отражена в табл. 8.1.
Судя по данным табл. 8.1, к концу рассматриваемого периода производство потребительских товаров существенно снизилось: если в 1990 г. оно составляло 54.8% общего объема выпуска промышленной продукции республики, то в 2010 г. - лишь четверть.
Заметим, что спад производства большинства потребительских товаров начался в 1991 г. Он негативно сказался на ассортименте, качестве товаров и количественных показателях товарного предложения на рынке. С 1996 г. картина стала постепенно улучшаться, однако до настоящего време ни Беларусь не смогла полностью восстановить уровень выпуска абсолютного большинства товаров. Особую роль в производстве потребительских товаров играет легкая промышленность. В нашей республике в этот комплекс входят более 2000 предприятий, выпускающих свыше 5000 наименований текстильных изделий, предметов одежды и обуви. В 1990 г. благодаря относительно высокому уровню развития легкая промышленность произвела 17,2% промышленной продукции республики. Тремя годами ранее ее экспорт составил 1955,2 тыс. руб., в то время как республика импортировала товары легкой промышленности на сумму 1181,6 тыс. руб., т.е. вывоз превысил ввоз на 65,5%. Падение объемов производства затронуло большинство товаров. Так, по отношению к 1990 г. выпуск основных видов продукции в 2010 г. составил: хлопчатобумажных тканей - 37,9%; шерстяных тканей - 8,7; льняных тканей - 25,5; шелковых тканей - 29; трикотажных товаров - 37,9; изделий верхней швейной одежды - 52,6; обуви - 28; ковров 48,3%. Такое положение не отвечает интересам республики и противоречит ее потенциалу. Доля комплекса по производству товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения за 20 лет сократилась в 7 раз в общем объеме производства. Вывоз потребительских товаров данного комплекса в другие республики (включая экспорт) в 1990 г. составил 1428,4 тыс. руб., превысив их ввоз на 215,9%.
Особенностью производства и формирования ассортимента товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения является отсутствие конкретной отраслевой «прописки». Их выпуском занимаются как специализированные, так и неспециализированные предприятия разных отраслей. В частности, предприятия машино- и приборостроения, радио- и электротехнической промышленности, а также электронной, химической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В своей массе данные товары обладают многообразием потребительских свойств, весьма неоднозначны по назначению, конструктивному решению, специфике своих технологических процессов и т.д. Развитие производства товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения на основе достижений технического прогресса очень важно, поскольку это улучшает быт населения и сокращает затраты времени на ведение домашнего хозяйства. Однако выпуск многих изделий данной группы не отличается ни стабильностью, ни устойчивым ростом. Исключение составляют электрохолодильники, морозильники и стиральные машины. Так, если в 1990 г. было выпущено 728 тыс. холодильников и морозильников, то в 2010 г. - 1106 тыс. Зато почти прекратилось производство часов, фотоаппаратов, радиоприемных устройств, мотоциклов, существенно сократилось - велосипедов, телевизоров, металло-посуды, игрушек и др. На этом фоне вселяют оптимизм успехи производителей продовольственных товаров. После упадка, пришедшегося на начало 1990-х гг., наметился постепенный рост, в первую очередь в отношении производства важнейших продуктов питания. Удельный вес всей пищевой промышленности в общем объеме выпуска вырос за период с 14,9 до 17,9%, причем товаров пищевкусовой промышленности - с 5,6 до 6,6%, мясной и молочной - с 9 до 10,6%. Вместе с тем, если производство колбасных изделий возросло на 146,2%, сыров жирных - на 225,0, сахара-песка - на 235,0, пищевой рыбной продукции - на 164,6%, то выпуск мяса в 2010 г. составил по сравнению с 1990 г. 80,4%, цельномолочной продукции - 84,1, масла животного - 73, кондитерских изделий - 83,7%.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|