Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование отраслевой и внутриотраслевой структуры




Формирование отраслевой и внутриотраслевой структуры - не менее важная задача. Промышленный комплекс республики характеризуется многоотраслевой структурой. В те или иные отрасли входят предприятия, которые выпускают сходную по назначению продукцию, используют одинаковое сырье и имеют общие по характеру технологические процессы и виды обработки.

В производстве потребительских товаров можно выделить три важнейших комплекса:

1)       по производству предметов одежды и обуви (легкая промышленность);

2)       по производству товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения (осуществляют различные отрасли);

3)       по производству продуктов питания (пищевая промышленность).

Такое разделение соответствует важнейшим блокам потребностей, спроса и ассортимента товаров. А производственный ассортимент обусловлен технологическими возможностями изготовителя и специализацией производства.

 

Картина производства потребительских товаров в Республике Беларусь в период 1990-2010 гг. отражена в табл. 8.1.

Показатель

Год

  1990 1995 2000 2005 2010
Удельный вес потребительских товаров в общем объеме промышленной продукции 54,8 33,9 40,0 25,8 25,0
Удельный вес, занимаемый в производстве потребительских товаров: непродовольственными товарами продовольственными товарами 65,2 34,8 50,8 49,2 47,6 52,4 43,7 56,3 39.5 60.5
Удельный вес в общем объеме выпуска промышленности, приходящийся на: легкую промышленность пищевую промышленность отрасли, производящие товары культурно-бытового и хозяйственного назначения 17,2 14,9 22,7 8,0 17,0 8,9 8,4 17.3 14.3 4,7 15,9 5,2 3,9. 17,9 3,2
Число предприятий: легкой промышленности пищевой промышленности 316 346 415 445 1020 871 1257 8б5 2158 787
Коэффициент ввода новых основных промышленно-производственных средств: легкой промышленности пищевой промышленности 8.7 7.8 2,9 6,3 3,1 6,5 2,2 8,3 7,0 10,5

Судя по данным табл. 8.1, к концу рассматриваемого периода производство потребительских товаров существенно снизилось: если в 1990 г. оно составляло 54.8% общего объема выпуска промышленной продукции республики, то в 2010 г. - лишь четверть.

Заметим, что спад производства большинства потребительских товаров начался в 1991 г. Он негативно сказался на ассортименте, качестве товаров и количественных показателях товарного предложения на рынке. С 1996 г. картина стала постепенно улучшаться, однако до настоящего време ни Беларусь не смогла полностью восстановить уровень выпуска абсолютного большинства товаров.

Особую роль в производстве потребительских товаров играет легкая промышленность. В нашей республике в этот комплекс входят более 2000 предприятий, выпускающих свыше 5000 наименований текстильных изделий, предметов одежды и обуви. В 1990 г. благодаря относительно высокому уровню развития легкая промышленность произвела 17,2% промышленной продукции республики. Тремя годами ранее ее экспорт составил 1955,2 тыс. руб., в то время как республика импортировала товары легкой промышленности на сумму 1181,6 тыс. руб., т.е. вывоз превысил ввоз на 65,5%.

Падение объемов производства затронуло большинство товаров. Так, по отношению к 1990 г. выпуск основных видов продукции в 2010 г. составил: хлопчатобумажных тканей - 37,9%; шерстяных тканей - 8,7; льняных тканей - 25,5; шелковых тканей - 29; трикотажных товаров - 37,9; изделий верхней швейной одежды - 52,6; обуви - 28; ковров 48,3%. Такое положение не отвечает интересам республики и противоречит ее потенциалу.

Доля комплекса по производству товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения за 20 лет сократилась в 7 раз в общем объеме производства. Вывоз потребительских товаров данного комплекса в другие республики (включая экспорт) в 1990 г. составил 1428,4 тыс. руб., превысив их ввоз на 215,9%.

Особенностью производства и формирования ассортимента товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения является отсутствие конкретной отраслевой «прописки». Их выпуском занимаются как специализированные, так и неспециализированные предприятия разных отраслей. В частности, предприятия машино- и приборостроения, радио- и электротехнической промышленности, а также электронной, химической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В своей массе данные товары обладают многообразием потребительских свойств, весьма неоднозначны по назначению, конструктивному решению, специфике своих технологических процессов и т.д.

Развитие производства товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения на основе достижений технического прогресса очень важно, поскольку это улучшает быт населения и сокращает затраты времени на ведение домашнего хозяйства. Однако выпуск многих изделий данной группы не отличается ни стабильностью, ни устойчивым ростом. Исключение составляют электрохолодильники, морозильники и стиральные машины. Так, если в 1990 г. было выпущено 728 тыс. холодильников и морозильников, то в 2010 г. - 1106 тыс. Зато почти прекратилось производство часов, фотоаппаратов, радиоприемных устройств, мотоциклов, существенно сократилось - велосипедов, телевизоров, металло-посуды, игрушек и др.

На этом фоне вселяют оптимизм успехи производителей продовольственных товаров. После упадка, пришедшегося на начало 1990-х гг., наметился постепенный рост, в первую очередь в отношении производства важнейших продуктов питания. Удельный вес всей пищевой промышленности в общем объеме выпуска вырос за период с 14,9 до 17,9%, причем товаров пищевкусовой промышленности - с 5,6 до 6,6%, мясной и молочной - с 9 до 10,6%. Вместе с тем, если производство колбасных изделий возросло на 146,2%, сыров жирных - на 225,0, сахара-песка - на 235,0, пищевой рыбной продукции - на 164,6%, то выпуск мяса в 2010 г. составил по сравнению с 1990 г. 80,4%, цельномолочной продукции - 84,1, масла животного - 73, кондитерских изделий - 83,7%.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...