Глава 13. Философская мысль первой половины XIX века. Западники и славянофилы
Философская мысль первой четверти XIX в. Просветители. Религиозно-идеа-листические учения. Философские взгляды декабристов. Идеи немецкой классической философии в научной среде. Антропология А. И. Галича. Кружок «любомудров». Теория «официальной народности». Философские взгляды П. Я. Чаадаева. Западники и славянофилы о России и ее будущем. Философские позиции западников и славянофилов.
В начале XIX в. происходит рост производства в связи с применением вольнонаемного труда. Товарно-денежные отношения проникают в сельское хозяйство. Становятся заметными признаки разложения крепостничества. После окончания Отечественной войны в обществе появляются надежды на серьезные перемены. Среди крестьян идут упорные толки о воле, становятся более частыми выступления против помещиков. В стране ширится общее недовольство правящим режимом. После войны 1812 г. издаются постановления, расширяющие права помещиков в отношении крепостных крестьян. Вводятся военные поселения и палочная дисциплина в армии. Утверждаются казенная идеология, с одной стороны, и оппозиционные взгляды, с другой. Создано объединенное министерство «духовных дел и народного просвещения»; наука и народное образование ставятся под контроль церкви. Разрешаются масонские ложи и учреждается Библейское общество (1813). При этом власти исходили из соображений, что они будут способствовать утверждению религиозной морали, приостановят «рост испорченных нравов», воспрепятствуют возникновению обществ, «основанных на вредных началах». Президентом Библейского общества стал А. Н. Голицын, министр духовных дел, народного просвещения и глава цензурного комитета; в состав руководящих органов вошли Александр I и некоторые министры — М. М. Сперанский, С. В. Лабзин, М. Л. Магницкий, Д. П. Рунич и др. Издания Библейского общества продавались по низким ценам и раздавались бесплатно в армии, крестьянам, городской бедноте, учащейся молодежи, заключенным в тюрьмах. Фактическому разгрому подверглись Казанский и Петербургский университеты. Магницкий предписал профессорам Казанского университета при изложении каждого предмета указывать на проявление в нем Божественной премудрости и на бессилие разума. Аналогичную деятельность в Петербургском университете проводил Рунич.
С другой стороны, в это время усиливаются оппозиционные настроения, впервые возникают политические организации — тайные общества декабристов. Начинает формироваться освободительное движение. В 1822 г. правительство запретило все тайные общества, а вместе с ними и масонские ложи; немного позже было распущено Библейское общество. Философская мысль первой четверти XIX в. включает несколько направлений. Продолжается просветительское движение, ряд его идей заимствуют декабристы; развиваются религиозно-идеалистические учения, на которые опиралась официальная идеология самодержавия (теоретическими центрами их были духовные академии); распространяются идеи немецкого классического идеализма. Просветители начала XIX в. — В. В. Попугаев (1779-1816), В. Ф. Малиновский (1750-1814), А. С. Кайсаров (1782-1813), А. П. Куницын (1783-1840), А. Ф. Бестужев (1761-1810), А. С. Лубкин (1771-1815), К. С. Ферельцт (ок. 1770 - после 1827) и др. Они находились под сильным влиянием идей французских просветителей и Радищева. Просветители продолжают апеллировать к разуму правителей, к чувствам образованного дворянства — они должны перевоспитать себя в духе идей просветительской философии, способствовать преобразованию общества, обеспечить свободу личности, слова и вероисповедания, открыть всем слоям общества доступ к просвещению. Рисуется образ идеального гражданина — он противник рабства и тирании, враг невежества и темноты, ревнитель справедливости. Подлинный гражданин должен быть правдоискателем, патриотом. В России главное зло заключается в крепостном праве, которое убивает у людей всякую инициативу, тормозит развитие земледелия, промышленности, торговли, науки и просвещения, глушит таланты.
В социологии просветители исходили из концепции естественного права и общественного договора. Утверждалась священность и неприкосновенность частной собственности: именно от нее исходит благополучие общества. Решающая роль в обществе отводилась разуму, который призван руководить чувственной природой человека. Просветители переходят к деизму, отходя от господствующей религиозной идеологии. Они говорят об активности человека — умом и руками его преображаются природа и общество. Идеи просвещения в той или иной мере разделяли идеологи либерального дворянства (Н. С. Морозов, М. М. Сперанский, М. Э. Бок и др.). Они скептически относились к мистицизму масонов, официальному догматическому православию. Сперанский критически оценивал политическое устройство России как не соответствующее законам разума. Он выступал за конституционную («правильную») монархию, но ее введению мешало крепостное право. Однако, по мнению Сперанского, отменять его в тот момент было опасно, поскольку народные массы были непросвещенными. Следовало постепенно готовиться к коренным преобразованиям. Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) одну из основных задач философии видел в изучении проблемы человека, нравственном совершенствовании личности, благодаря чему человек может достичь царства свободы. В «Истории государства Российского» Карамзин исходит из идеи о том, что исторический процесс направляет провидение. Карамзин ставит вопрос о «смысле» русской истории, о прошлом и будущем русского народа, об отношении русского и западноевропейского исторического процесса, предвосхищая будущую поляризацию философской мысли. Карамзин был сторонником просвещенной монархии, отстаивал необходимость самодержавия, выступал против крайностей, свойственных взглядам «молодых реформаторов».
Просвещение идеологически подготовило движение декабристов. Философские взгляды декабристов были довольно разнородными. Споры на философские темы велись и до восстания, и в ссылке. Декабрист Беляев писал в своих воспоминаниях: «В обществе, состоящем с лишком из ста человек, в огромном большинстве из людей с высоким образованием, в ходу были самые разнообразные, самые занимательные и самые глубокомысленные идеи. Без сомнения, при умственных столкновениях серьезных людей первое место всегда почти занимали идеи религиозные и философические, так как тут много было неверующих, отвергавших всякую религию; были и скромные скептики, и систематические ярые материалисты, изучившие этот предмет по всем известным тогда и сильно распространенным уже философским сочинениям». Здесь следует отметить, что многие произведения декабристов до нас не дошли, поэтому у нас нет целостного представления об их философских взглядах. Часть декабристов склонялась к атеизму, считая религию «более вредной, нежели полезной». А. П. Барятинский в связи с известным высказыванием Вольтера о том, что если бы Бога не существовало, его нужно было бы выдумать, писал: «Для собственной славы Бога, при виде зла, покрывающего весь мир, если бы даже Бог существовал — нужно было бы его отвергнуть». Убежденным атеистом и материалистом был В. Раевский, к атеизму пришел И. Д. Якушкин и др. Многие из декабристов оставались религиозно настроенными людьми, некоторые склонялись к деизму (М. Лунин, В. Оболенский, П. И. Пестель и др.). Павел Иванович Пестель (1793-1826) — признанный вождь декабристского движения. Он говорил, о «христианском законе» любви к ближнему и самому себе, из которого следует право каждого человека на противодействие любым злодеяниям, в том числе правительственным. Целью государственного правления должно быть «возможное благоденствие всех и каждого»; оно достижимо, если постановления правительства «пребывают в таком же согласии с неизменными законами природы, как и со святыми законами веры».
Пестель считал, что народное республиканское правление более соответствует христианской истине, чем монархическое, самодержавное. «Народ российский не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства». В работе «Русская правда» Пестель подвергает всесторонней критике самодержавно-крепостнические порядки в России и обосновывает необходимость их революционного ниспровержения. Пестель выступает за диктатуру временного правительства на «переходный период» продолжительностью 10-12 лет, когда нужно решить ряд экономических, политических и социальных проблем (в том числе национальный вопрос). Главный вопрос русской революции — крестьянский. Необходимо сочетать частную и общественную собственность. Пестель считает целесообразным существование не только частного, но и общественного фонда земли; это создаст экономическую преграду безраздельному господству капитализма. В политике Пестель выступает за республику с выборной верховной законодательной властью («народное вече»). Пестель — сторонник унитарного государства.Цель гражданского общества «состоит в благоденствии всего общества вообще и каждого из членов оного в особенности», в обществе необходимо сочетание частных и общих интересов. Иван Дмитриевич Якушкин (1793-1857) был приговорен к смертной казни, которая была заменена пожизненной каторгой. Находясь в ссылке в Сибири, он пишет сочинение «Что такое жизнь?», по своей проблематике перекликающееся с работой Радищева. Якушкин говорит, что вся природа состоит из бесчисленного множества «единиц», находящихся в движении. Различие между неорганической и органической природой заключается в степени сложности внутреннего строения тел. Мир постоянно развивается. Человеческое Я — «единица», «обладающая жизненной силой и силой мышления, которые обе суть одна и та же сила в разных степенях своего развития». Человек, «не бывши альфой и омегой мироздания, составляет только звено в бесконечной цепи творений». Якушкин не разделяет идею о бессмертии души. В гносеологии Якушкин стоит на позиции сенсуализма. Процесс познания начинается с чувственного восприятия. Якушкин подчеркивает, что человек избирательно относится к внешним воздействиям. На каждое ощущение влияет имеющийся у нас запас знаний, каждое ощущение осознанно. С другой стороны, в логическом познании, мышлении, присутствует чувственный элемент.
В основу социологии декабристы положили концепцию естественного права и общественного договора, из которой выводили требование равенства людей, одинаковых прав и обязанностей. Как и Радищев, декабристы связывали эту концепцию с борьбой против самодержавия и крепостничества. Они считали абсолютизм неразумным и несправедливым. Н. М. Муравьев (1793-1843) писал: «Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавия равно гибельна для правителей и для обществ, что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка». В противовес мысли Карамзина, утверждавшего, что история «принадлежит царю», говорилось, что «история принадлежит народу». Н. Бестужев писал: «До сих пор история писала о царях и героях... Нынешний только век понял, что сила государства составляется из народа, что его благосостояние есть богатство государственное и что без его благоденствия богатство и пышность других сословий есть только язва, влекущая за собою общественное расстройство». Вопрос о благоденствии государства занимал многих декабристов. М. Ф. Орлов (1788-1842) в трактате «О государственном кредите» пишет, что экономическое благоденствие — либо результат мудрых соображений правительства, либо стечение счастливых обстоятельств (например, изобретение соления сельдей в Голландии). Но истинное благоденствие государства зиждется исключительно на просвещении. Современное просвещение основано на опыте всего человечества. Благодаря просвещению народы освобождаются от суеверия и фанатизма. Во внутренней жизни страны Орлов ставит на первый план «развитие промышленности и торговли, необходимость личной свободы, стремление к гражданскому равенству». Орлов подчеркивает связь богатства и просвещения: «Всякий ущерб в богатстве неминуемо останавливает ход просвещения, а всякое препятствие просвещению влечет за собой ущерб в обогащении народном». Декабристов как дворянских революционеров объединяло стремление положить конец крепостничеству, разрушить самодержавный деспотизм, сословные привилегии. Свобода личности, слова и печати, свобода вероисповедания, наделение крестьян землей — все это необходимо осуществить в России. Средством достижения цели большинство декабристов считало военный переворот без участия народных масс. М. П. Бестужев-Рюмин считал «весьма опасным привлекать к революции народ», надо остерегаться «бунта между крестьянами». «Наша революция... не будет стоить ни одной капли крови, ибо произведется одною армиею, без участья народа... мы поднимем знамя свободы и пойдем в Москву, провозглашая конституцию». Некоторые декабристы считали целесообразным путь мирных реформ, проводимых сверху. Осуществление программы декабристов могло бы привести к быстрому становлению капитализма в России. После разгрома движения декабристов в стране наступает политическая реакция. В идеологической сфере усиливается влияние различных форм идеализма и мистицизма. Официальные круги трактовали французскую революцию 1789-1793 гг. и ее последствия как результат козней «идеологов» и «философов». Философия не отрицалась вообще, но при этом утверждалось, что она должна быть инструментом для воспитания людей в духе православия и самодержавия. А. С. Шишкову (1754-1848) принадлежит знаменитое изречение: «Польза философии не доказана, а вред возможен». Шишков выступал за консервацию существующих порядков, за незыблемость православия. Все науки должны быть очищены от «вредных умствований». Стурдз, Рунич, Магницкий требовали «согласия» между «верою, ведением и властью», «чтобы дух вольнодумства ни открыто, ни скрытно не мог ослаблять учения Церкви в преподавании наук философских, исторических или литературы». Показательно, что в университетах были закрыты кафедры философии и вместо них открыты кафедры богословия. В начале XIX в. в Россию приезжали зарубежные профессора для работы в Казанском, Московском, вновь открытых Харьковском и Петербургском университетах (1819). Среди них были специалисты по философии (Ф. И. Бильфингер, Е. Г. Шварц, И. Г. Буле, И. М. Шаден, И. Б. Шад, И. Ф. Фишер и др.). Благодаря им в научную среду проникли идеи немецкой классической философии. В России было много приверженцев Шеллинга, позднее, в 1830-е гг., наибольший интерес вызывала философия Гегеля. Начало пропаганде шеллингианства положил Данило Михайлович Велланский (1774-1847) — профессор анатомии и физиологии Петербургской Медико-хирургической академии. Вслед за Шеллингом Велланский утверждает, что многообразие вещественного мира имеет в своей основе Абсолют. Природа — выражение «мировой жизни». Абсолютная сущность постигается лишь сверхъестественной интуицией. Александр Иванович Галич (1783-1848) обучался в Германии, руководил кафедрой философии, логики и психологии Петербургского университета. Был уволен за пропаганду своих взглядов. Галич разделяет шеллинговскую идею единства мира, тождества объекта и субъекта, всеобщей деятельной силы, пронизывающей жизнь. Вместе с тем он отрицательно относится к некоторым искусственным натурфилософским построениям Шеллинга и его мистическим наклонностям. Галич ставит перед собой задачу создать «человекознание», антропологию. Главная работа Галича — «Картина человека» (1834). В антропологии необходимо дать «полную картину быта человеческого, открываемого наблюдением». «В состав такой картины принимается сколько то, что мы есть и значим от природы, столько и то, что мы делаем из себя в истории, или позволяем из себя сделать влиянием общежития, к которому мы призваны». Сначала нужно понять, как вообще человек «включен» в общую жизнь природы. Галич говорит о целостности природы. В природе существуют различные простые и «особенные» тела. К последним относится человек. Человек продолжает природу, он — «сборное место» мироздания, гармонизирующее «средоточие» мира. «В организме человеческом жизнь на земле дает себе решительные порывы к свободе и тем достигает цели, к которой стремится через все степени исторического своего развития». Галич говорит, что самое трудное в человекоучении — определение «отношений между телесною и духовною сторонами человека». В человеке есть душа, которая «составляет Я каждого и возводит человека в достоинство лица». Душа существует в теле и вместе с телом. Побуждая человека к деятельности и мышлению, душа является «домоправительницей» тела. Она не «пред су шествует в умственном, неведомом мире», не творится Богом, а возникает через «рождение» и связана с природой, проникнутой «животворящими силами». Сущность души находит выражение в познании. Знание существует либо в форме чувствования, либо в форме мышления. В чувственной деятельности Галич указывает на три «степени движения»: чувственное созерцание, чувственное воображение (представление) и чувственное сцепление представлений. В мышлении выделяются понятия, суждения и умозаключения. Понятия высшего единства — категории (пространство, время, движение количество, качество, отношение). Через категории осуществляется переход к разуму, который оперирует идеями. Идеи охватывают бытие в его целостности: «идее принадлежит человечество, а понятию предоставлены люди». Познавая действительность, человек определяет свое место в природном бытии, а познавая самого себя — овладевает «идеей доброго»: законами и принципами нравственности. Видным пропагандистом шеллингианства был Михаил Григорьевич Павлов (1804-1856), профессор агрономии и сельского хозяйства Московского университета. Идеи Шеллинга повлияли на формирование мировоззрения Николая Ивановича Надеждина (1804-1856), профессора Московского университета: с 1831 г. Надеждин издавал журнал «Телескоп», в котором сотрудничали В. Г. Белинский, А. И. Станкевич, В. И. Красов, А. В. Кольцов, К. С. Аксаков. В 1836 г. в журнале были напечатаны «Философические письма» П. Я. Чаадаева, после чего журнал был закрыт, а Надеждин сослан в Усть-Сысольск. В 1823 г. возник кружок «любомудров». Во главе его стоял князь Владимир Федорович Одоевский (1803-1869), в кружок входили Д. В. Веневитинов (секретарь), И. В. Киреевский, А. И. Кошелев, Н. М. Рожалин, А. В. Веневитинов, В. П. Титов, С. П. Шевырев, Н. Мельчунов, М. П. Погодин. Изначально целью кружка было изучение немецкой классической философии и немецкого романизма. В кружке развивались идеи идеалистической диалектики, говорилось о «противоборстве» противоположных сил и тенденций, изучались идеи развития в гносеологии, эстетике. «Любомудров» интересовала «чистая» философия. В философии Шеллинга их привлекал его трансцендентный идеализм, при этом они не придавали особого значения его натурфилософии. «Любомудров» глубоко интересовал вопрос о соотношении философии и религии. В этических воззрениях «любомудров» можно выделить две позиции. Одоевский защищает индивидуализм. Напротив, Д. Веневитинов рассуждает об «общем» благе, без чего немыслима «нравственная свобода» человека. В эстетике «любомудры» критиковали классицизм и развивали эстетику романтизма. Но деятельность кружка этим не ограничилась: был поставлен вопрос об отношении России к Европе, выдвинута идея об особом призвании России — быть связующим звеном между Западом и Востоком. На сцену истории вступает новый народ со свежими силами, не отягощенный традициями европейского прошлого. Это русский народ. Именно он несет спасение Европе. Эту же идею развивает Одоевский в романе «Русская ночь» (1846). Позднее «любомудры» начали выпускать альманах «Мнемозина»; в 1824-1825 гг. вышли 4 книги. Задача альманаха была сформулирована Одоевским следующим образом: «Распространить несколько новых мыслей, блеснувших в Германии... положить пределы нашему пристрастию к французским теоретикам». Но издательская деятельность «любомудров» не нашла поддержки в обществе. Из-за недостаточного количества подписчиков альманах прекратил свое существование. Кружок «любомудров» перестал существовать после восстания декабристов. Во второй четверти XIX в. в России продолжается медленная, но неуклонная капитализация. Крепостничество все более изживает себя. Осознание несправедливости всего социального строя России получает распространение во всех слоях общества. Правительство применяет ужесточающие охранительные меры. В годы правления Николая I (1796-1855) преследуется всякое свободомыслие. Учреждается корпус жандармов, политический сыск, и доносы превращаются в систему. Закрываются журналы «Европеец», «Московский телеграф», «Телескоп», литература находится под жестким контролем цензуры. В 30-40-е гг. культивируется теория «официальной народности». Эта правительственная идеология была сформулирована министром С. С. Уваровым (1786-1855) и поддержана С. П. Шевыревым и М. П. Погодиным. Уваров является автором формулы официальной идеологии: православие, самодержавие, народность,
В теории «официальной народности» утверждалось, что уклад русской жизни коренным образом отличается от западноевропейского. Для России характерны «семейное равенство», «патриархальное равенство», «взаимная любовь» между крестьянами и помещиками. Говорилось о том, что в России существует союз между самодержавием, представляющим собой исконную форму государственной власти, православием, которое составляет «моральный дух» и образ мышления народа, и народом, боготворящим царя за отеческую заботу о нем. Министр просвещения Уваров выступал против «учености». «Не ученость составляет доброго гражданина, верноподданного своему государю, а нравственность его и добродетель. Они служат первым и твердым основанием общественного благосостояния». Уваров говорил о том, что надо «исцелить новейшее поколение от слепого и необдуманного пристрастия к иноземному, распространения в оных душах радушного уважения к отечественному». В одной из своих речей (1835) он говорил: «Мы, т. е. люди XIX века, в затруднительном положении: мы живем среди бурь и волнений политических. Народы изменяют свой быт, обновляются, волнуются, идут вперед. Но Россия еще пока девственная и не должна вкусить, по крайней мере теперь, сих кровавых тревог. Надобно продлить ее юность и тем временем воспитать ее. Вот моя политическая система... Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет от того, что готовят ей теории, то я исполню свой долг и умру спокойно». Официальная идеология стремилась пресечь распространение революционных идей и остановить пробуждение общества. В качестве противовеса освободительным идеям использовалось чувство патриотизма, а также концепция панславизма (господства России в славянском мире). Михаил Петрович Погодин (1800-1875) ставит перед собой задачу подвести под идеологию «официальной народности» историческую базу. Он полагает, что в истории все идет к единству, гармонии двух начал — государства и народа. Воля монарха — сила истории, носитель ее «духа». Используя идею Карамзина о самобытности русской души, Погодин говорит об особых «началах» русской истории и русской жизни в отличие от западных государств. Славяне как народ северный «были и есть народ тихий, спокойный, терпеливый». Эти черты народного характера прирожденны и неизменны. Погодин считает, что у русского народа есть особое чувство религиозности и надо его поддерживать религиозно-нравственным воспитанием. По мнению Погодина, в России существует единство и взаимопонимание между всеми слоями общества, нет реальной почвы для социальной борьбы. Вместе с тем он с тревогой и ненавистью говорит о наличии революционного «семени» в русском обществе. Степан Петрович Шевырев (1806-1864) — единомышленник Погодина. В борьбе против материализма и науки, дабы «отвратить» революцию, он насаждает мистицизм и иррационализм. «Циркуль логического силлогизма не приходится к мысли духовной», разум человека ничто без веры. Шевырев приписывает русскому народу религиозность, смирение и покорность. Шевырев выступает против реалистического направления в русском искусстве, за независимость мира искусства от жизни. Творческую фантазию он рассматривает как некий результат религиозного озарения. «Официальную народность» утверждали и крупные представители теистической философии — Ф. А. Голубинский (1797-1854), Ф. Ф. Сидонский (1805-1873), В. Н. Карпов (1798-1867); архимандрит Гавриил (1798-1868). Вскоре сформировалась оппозиция официальной идеологии, включавшая различные течения и группировки. Во второй половине 1830-х гг. дворянская молодежь пережила увлечение немецкой идеалистической философией. В философии истории Гегеля утверждался тезис о том, что каждая народность воплощает какую-либо из сторон абсолютной идеи. Гегель утверждал избранность германского народа и превосходство созданной им культуры. Другие народы как бы выпадали из современной истории. Такая концепция вызвала в России двоякую реакцию. Одни считали, что Россия — исторический пустоцвет. Другие же стремились подчеркнуть особую миссию России. Западники и славянофилы. В русском либеральном дворянстве образовались две партии. Те из писателей и общественных деятелей, кто считал западноевропейскую культуру высшим достижением мировой цивилизации и полагал, что дальнейшее движение России вперед невозможно без усвоения европейского образования и буржуазных форм жизни, примкнули к западническому направлению (известными западниками были П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, В. П. Боткин, И. С. Тургенев, К. Д. Кавелин, П. В. Анненков и др.). Славянофилами стали называть тех, кто считал, что Россия обладает особой культурой и пойдет по пути, отличному от того, каким шли страны Западной Европы. Это убеждение стало основой идеализации русских самобытных начал, утверждения национальной исключительности России. Иногда представления славянофилов о России приобретали мистическую окраску, что точно выразил в своем стихотворении Тютчев: Умом Россию не понять; Аршином общим не измерить: У пей особенная стать, В Россию можно только верить. Наиболее известными представителями этого движения были Киреевский, Хомяков, К. С. Аксаков, Самарин и др. Хотя славянофилы считали, что развитие России отлично от развития стран Западной Европы, их позиция не совпадала с официальной идеологией. Многие из них считали, что в России должно быть отменено крепостное право, критиковали бюрократическую государственную машину. В этом с ними были солидарны западники. Но в философском аспекте между этими направлениями существовали серьезные различия. Прежде всего они выражались в том, что славянофилы тяготели к теизму и иррационализму, а многие западники — к материализму и атеизму, к революционному демократизму, к идеям социализма. У истоков западничества стоял Чаадаев. Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) участвовал в Отечественной войне, служил в Ахтырском полку в 1812-1814 гг., дошел до Парижа. В 1817 г. (в возрасте 23 лет) он был назначен адъютантом командира гвардейского корпуса. Чаадаев был известным в свете человеком. В конце 1820 г. он неожиданно подал в отставку (через два месяца после встречи с императором в Троппау, где проходил конгресс Священного союза). В июле 1823 г. выехал за границу; три года провел в Англии, Франции, Швейцарии, Италии, Австрии, Германии. В 20-е гг. Чаадаев переживал длительный духовный кризис. Он негативно оценил восстание декабристов, утверждая, что оно отодвинуло страну на полстолетия назад. Чаадаев считал, что ему предназначена высокая роль. В написанных в 1828-1830-х гг. «Философических письмах» он утверждал, что ему предназначается «изъяснение моральной личности отдельных народов и всего человечества». В его оценке России находит выражение чувство горечи и негодования, вызванное сознанием отсталости родины и бедствий ее народа. Когда в 1836 г. появился русский перевод первого «Философического письма», разразился скандал. В Чаадаеве увидели ниспровергателя национальных святынь. В результате проведенного следствия из двух вариантов — преступник или умалишенный — император Николай I решил выбрать второй. Чаадаев говорит, что Россия, находясь между Западом и Востоком, между Германией и Китаем, могла бы синтезировать положительные стороны двух миров. Но она предпочла не принадлежать ни Западу, ни Востоку. Она как бы выпала из исторического процесса. В России сложились условия, при которых невозможна нормальная жизнь человека. Причину безрадостного, лишенного человеческого смысла существования, в котором нет места личности, Чаадаев видит в не менее печальном прошлом русского народа. Если в истории России и было какое-то движение, то оно было направлено на развитие рабства. Освободившись от татарского ига, русские попали в новое рабство — крепостничество. Приведем некоторые фрагменты из «Философических писем»: «Одна из самых печальных особенностей нашей цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, в некоторых отношениях более нас отсталых. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось». Чаадаев говорит, что в истории других народов есть период «великих побуждений, обширных предприятий, сильных отраслей... Мы, напротив, не имели ничего подобного. Сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее — иноземное владычество, жестокое, унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала, — вот печальная история нашей юности». В современной русской жизни царит произвол, беззаконие, крепостное право, отсутствуют идеи долга, справедливости, права, порядка, которые, как считает Чаадаев, прочно вошли в сознание и быт западноевропейских народов. В России нет позитивной идейной традиции, так как в свое время она приняла христианство в его византийской форме и оказалась исключенной из единства европейских народов, основанного на католицизме. Прогресс возможен только на базе истинного христианства, католицизма, и Россия должна идти по пути Запада. Такие рассуждения вызывали ярость казенных, «квасных», по выражению Чаадаева, патриотов. С другой стороны, Пушкин написал Чаадаеву, что он тоже чувствует «боль и ужас» за унизительное рабство, за жалкое положение народа. Но, «что касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться». Чаадаев позднее признал справедливость упрека Пушкина, говоря, что он сгустил краски из-за любви к Отечеству, желания лучшей участи для него. «Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать». Чаадаев говорил, что Россия стоит перед лицом опередившего ее Запада, что «мы пришли после других», а значит, «можем делать лучше их», если сумеем «правильно оценить» свое преимущество. «У меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество». Чаадаев говорил о преимуществе отставших народов, к которым относил и Россию. Учась на чужом историческом опыте, Россия способна дать ответ на вопросы, поставленные народами, до сих пор идущими во главе исторического процесса. В написанной в 1837 г. работе «Апология сумасшедшего» Чаадаев говорит, что бесплодность исторического прошлого России является в известном смысле благом. Русский народ, не будучи скованным окаменелыми формами жизни, обладает свободой духа для выполнения великих задач грядущего. Православная церковь сохранила сущность христианства во всей первоначальной чистоте. Призвание России — в осуществлении религиозного синтеза. Чаадаев утверждает, что в католичестве заложено некое объединяющее начало, которое сформировало западный мир. Оно создало политический уклад, философию, науку и литературу, улучшило нравы, приблизило людей к Царству Божьему. Россия должна сблизить православие и католицизм и стать центром интеллектуальной жизни Европы, усвоив все, что есть ценного на Западе. В философском плане Чаадаев примыкал к объективному идеализму. Человек познает явления природы, их законы. «Эти законы, эти истины будут относиться лишь к одной части всей жизни человека, к его земной жизни». Кроме мира физического есть и мир духовный, нравственный. Оба мира имеют некую общую основу; «движение в мире нравственном, как и движение в мире физическом, — последствие изначального толчка», «божественной силы». Поскольку мир физический и мир духовный имеют одну и ту же причину существования, можно установить аналогию (параллелизм) между явлениями этих двух миров. «Подобно тому как столкновение тел в природе служит продолжением этого первого толчка, сообщенного материи, столкновение сознаний также продолжает движение духа; подобно тому как в природе всякая вещь связана со всем, что ей предшествует и что за ней следует, так и всякий отдельный человек и всякая мысль людей связаны со всеми людьми и со всеми человеческими мыслями, предшествующими и последующими». Материализм (эмпиризм) Чаадаев называл «поверхностной», «слепой» и «упрямой» философией, которая в развитии человеческого духа не обнаруживает «никаких признаков вмешательства божьего промысла» и сводит его к динамическим силам природы. Как и поздний Шеллинг, Чаадаев выступает за всеобщее примирение науки с религией. Наука направлена на изучение физической действительности. Знание физического мира достигается путем опыта и логического познания. Но физический мир — творение божества, и общий закон природы открывается только «сверхъестественному озарению благочестивой жизни». Аналогичным образом в духовной области знание нравственного закона может быть достигнуто лишь путем Откровения. В принципе между знанием и верой не существует резкой границы, «знание всегда предполагает известную долю веры точно так же, как вера всегда предполагает известную долю знания». В мировоззрении Чаадаева ярко выражены религиозные мотивы. Он подчеркивает, что желающие сочетать идеи истины и добра должны «стремиться проникнуться истинами Откровения». Смысл истории в целом определяется Провидением. Чаадаев считает, что физическая история человечества начинается с сотворения человека. Но сущность исторического процесса состоит не в физическом существовании, а в развитии духа. Бог дает религиозную идею, которая воплощается во всеобщий разум людей. История мысли — вот подлинная история человечества.
Прогресс человечества в целом осуществляется путем преемственной передачи идей, начальным источником которых является божественный разум. В прогрессивном развитии человечества активная роль принадлежит немногим избранным передовым умам. Народ принимает участие в общем движении, но «импульс» он получает от сил, стоящих «вверху общества». Чаадаев утверждает, что история движется к определенной цели — осуществлению «царства Божия на земл
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|