Целостность педагогического процесса
ТЕМА 7 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА И ЦЕЛОСТНОЕ ЯВЛЕНИЕ • Педагогический процесс как система. • Целостность педагогического процесса. • Движущие силы педагогического процесса. Основные понятия: процесс, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, целостность. Педагогический процесс как система Процесс – движение вперед, изменение. Педагогический процесс – развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых (И. П. Подласый). Педагогический процесс представляет собой систему состоящую из множества подсистем, внедренных одна в другую или объединенных между собой другими типами связей (схема 2). Педагогический процесс – это главная, объединяющая система. В ней слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями их протекания, формами и методами реализации.
Схема 2
В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступает система образования в целом, школа, класс, учебное занятие и др. Универсальной характеристикой педагогического процесса является педагогическое взаимодействие. Взаимодействие субъектов педагогического процесса имеет своей конечной целью интериоризации накопленного социального опыта, выработанного человечеством. Педагоги и воспитанники являются субъектами педагогического процесса. Непосредственно педагогический процесс как систему характеризуют цель, задачи, содержание, методы, формы организации, достигаемые при этом результаты.
Исходя из этого основными компонентами педагогического процесса являются: целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Цель – является системообразующим фактором педагогического процесса. Целевой компонент предполагает определение цели и задач педагогической деятельности. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую, так и в каждую конкретную задачу. Деятельностный компонент предполагает взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом. Результативный компонент отражает эффективность протекания педагогического процесса, характеризует достигнутые изменения в соответствии с поставленной целью.
Целостность педагогического процесса Целостная, гармоничная личность может быть сформирована при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления. Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов обучения, воспитания, развития и формирования, а новое качественное образование. Целостность – главная характеристика педагогического процесса, подчеркивающая подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов. Сложная диалектика внутри педагогического процесса заключается: - в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; - в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных подсистем; - в наличии общего и сохранении специфичного. Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс проявляется при определении их формирующих функций. Доминирующая функция обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Каждый из процессов помимо доминирующей функции в целостном педагогическом процессе выполняет и сопутствующие функции.
Например, в содержании обучения преобладает формирование представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих влияние на воспитанность и развитость личности. В содержании воспитания доминирует формирование взглядов, убеждений, чувств, ценностных ориентаций, идеалов, мотивов, но в то же время формируются знания, умения, навыки, что в свою очередь, также способствует развитию и формированию личности. Специфика процессов, входящих в целостный педагогический процесс, проявляется при выборе методов обучения, воспитания и форм организации. Обучение использует методы направленные на передачу и усвоение информации, активизации и стимулирования познавательной деятельности учащихся, воспитание – методы, направленные на формирование сознания, формирование опыта поведения, методы, воздействующие на мотивационную и эмоциональную сферы личности. Что касается форм, то в обучении используется преимущественно классно-урочная форма, в воспитании – разнообразные формы воспитательной работы. Имеют свою специфику и методы контроля и самоконтроля. В обучении, как правило, применяются устный, письменный контроль, зачеты, экзамены. Контроль за результатом воспитания осуществляется посредством наблюдения, использования специальных диагностик уровня воспитанности, анализа результатов деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|