Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Децентрализация власти при наследниках У-ди




Покойному императору У-ди наследовали слабые и безвольные преемники. Они все более вовлекались в сложные дворцовые интриги, утрачивая реальную власть. Авторитет и влияние на общество центрального аппарата стремительно падали. Страна постепенно погружалась в глубокий кризис.

Возрастало своеволие высшего слоя ханьского общества - титулованной знати. В эпоху Хань существовало в общей сложности 20 рангов знатности. Они могли быть пожалованы императором за услуги, но могли быть и куплены. Лица, имевшие девятый и более высокие ранги, пользовались рядом привилегий. Они в частности, не отбывали повинностей. Обладатели девятнадцатого и двадцатого ранга получали в «кормление» определенное количество дворов, с которых они имели право собирать налог в свою пользу. В условиях ослабления авторитета императоров, нарастало соперничество местной элиты с центральным бюрократическим аппаратом.

Шло расслоение китайской деревни в результате предшествующих реформ. В середине I тысячелетия до н.э. она представляла собой совокупность примерно одинаковых по степени зажиточности дворов. Имущественное неравенство нивелировалось периодическим перераспределением общинной земли. С развитием процесса приватизации земли и ростом товарно-денежных отношений социальное неравенство в деревне нарастало.

Пока государство, особенно при У-ди, было сильным, этот процесс сдерживался с помощью императорских инспекторов. Но как только власть начала слабеть, процесс расслоения ускорился.

В деревнях возникали богатые хозяйства, т.н. «сильные дома», которые прибирали к рукам все новые и новые земли. Их вчерашние собственники превращались в арендаторов и наемных работников. Обездоленные крестьяне нередко вынуждены были покидать свои родные места и уходить на новые. Здесь они оказывались в положении т.н. кэ (букв. «гость»), зависимых от местных богатеев.

Вынужденные в условиях слабеющей власти центра заботиться о своей защите, «сильные дома» обзаводились собственной стражей – буцюй, постепенно превращавшейся в боеспособное воинское формирование.

Обладая значительными средствами, «сильные дома» получили возможность влиять на местную администрацию. Более того, ее аппарат на уровне уезда и округа комплектовался в основном из представителей этих же домов. Сращивание сельской элиты и местной администрации вело к дальнейшей децентрализации государства.

Реальная власть перешла из центра в руки «сильных домов». Для легитимизации её в глазах общества провозглашалась приверженность нравственным идеалам конфуцианства. Лучшие представители новой элиты стремились в своей жизни воплощать добродетели «благородного мужа» - цзюнь-цзы. Считая себя хранителями традиционных нравственных ценностей, они осуждали их нарушителей.

В среде элиты культивировался «аристократизм духа», основанный на конфуцианской этике. Преступить ее нормы означало лишиться репутации, «потерять лицо», стать отверженным в своей среде. Идеалы Конфуция стали традиционными для новой ханьской элиты. Они сохранились в веках и оказывают свое влияние на китайское общество вплоть до наших дней.

К концу Западной Хань значительно ухудшилось положение крестьянства. В империи существовало два основных налога - поземельный и подушный. Снижение в свое время размеров поземельного налога сыграло положительную роль в восстановлении экономики страны. Однако в I веке до н. э. положение изменилось. По мере того как земельная собственность концентрировалась в руках крупных землевладельцев, сравнительно низкий поземельный налог оказывался выгодным в первую очередь для них.

Одновременно подушный налог, основная тяжесть которого падала на рядового земледельца, непрерывно повышался. Причем, в отличие от поземельного, он выплачивался не зерном, а деньгами. Если ранее им облагалось все население империи в возрасте от 7 до 56 лет, то уже при У-ди налог стали взимать с детей, начиная с трехлетнего возраста. Для беднейшей части населения это стало непосильным бременем.

Простолюдины в возрасте от 20 до 56 лет, кроме уплаты налогов, должны были отбывать воинскую и трудовую повинности. Чиновники и знать освобождались либо откупались от них. Простых земледельцев отбывание трудовой повинности часто приводило к разорению и рабской зависимости. Ситуация становилась критической. Исправить положение могли только решительные меры.

Реформы Ван Мана

Влиятельный сановник и ревностный конфуцианец Ван Ман (45 год до н. э. - 23 год н. э., родственник одной из императриц, отчетливо осознавал необходимость реформ. При этом он прекрасно понимал, что ничтожные потомки У-ди не смогут их осуществить. Необходимо было пойти на решительный шаг. В 8 году Ван Ман низложил малолетнего правителя Ин-ди и провозгласил себя императором, родоначальником новой династии Синь.

Придя к власти, Ван Ман приступил к радикальным реформам. Основное содержание их сводилось к тому, чтобы уменьшить влияние местных «сильных домов» и упрочить государственную власть.

В качестве первой и главной меры все земли в стране были объявлены государственными. Свободная купля-продажа их была строго воспрещена. Конфискованные таким образом земли предназначались для распределения между всеми земледельцами страны по принципу «цзин-тянь» - «каждый пахарь имеет свое поле».

Центральное поле в квадрате из девяти участков, размером в 100 му (один му - 1/16 гектара или около 225 м²) обрабатывалось восемью земледельцами совместно в пользу казны. За это каждый из этих восьми получал окраинные поля по 100 му в качестве личного надела. При таком подходе не оставалось места посредникам между земледельцами и казной.

Кроме реформ в сфере землевладения и землепользования Ван Ман издал специальный указ о ликвидации частного рабства, запрещении купли и продажи рабов. Отныне они приобретали статус «зависимых людей». Одновременно усиливалось значение государственного рабства. В казенных рабов стали обращать всех государственных преступников.

Специальным указом Ван Ман снова ввел утратившие силу государственные монополии на вино, соль, железо и кредиты. В оборот были пущены новые по форме монеты. Выпуск их также стал монополией государства.

Реформы Ван Мана были вполне разумными. При умелом проведении в жизнь они могли вывести страну из состояния кризиса. Но слишком резкое и энергичное внедрение их вызвало сильное сопротивление. Это породило экономический хаос, сумятицу и расстройство. Возможно, Ван Ман со временем сумел бы преодолеть трудности и навести порядок, сделав при этом необходимую корректировку реформ.

Однако вмешалась стихия. В 11 году река Хуанхэ внезапно изменила свое русло. Грандиозная катастрофа привела к гибели сотен тысяч людей, затоплению возделываемых полей, разрушению поселков и городов. Для народа, да и самого Ван Мана, это означало одно - великое Небо недовольно реформами. Император вынужден был отменить значительную часть изданных им указов.

Противники реформ ликовали, остальные перестали надеяться на изменение к лучшему. Кризис продолжал углубляться. Массы разоренных крестьян бежали с насиженных мест, объединялись в отряды и поднимали восстания, следовавшие одно за другим. Наиболее заметным из них стало начавшееся в 17 году восстание «краснобровых», участники которого красили брови в красный цвет.

В 23 году Ван Ман был свергнут и убит. К власти пришел Лю Сю, представитель одной из ветвей династии Хань. Поскольку Чаньянь был полностью разрушен в ходе восстания «краснобровых», столицу перенесли на восток, в город Лоян. Восстановленная династия вошла в историю под названием Поздней (Хоу) или Восточной (Дун) Хань.

 

II. Китай в I-III веках.

Восточная Хань (25 - 220 годы).

Став императором Лю Сю принял имя Гуан У-ди ( 25-57 годы). Он во многом продолжал начатые Ван Маном преобразования. Император пресекал практику порабощения людей и даже освободил казенных рабов. Позаботился он о том, чтобы крестьяне получили земли и успешно их возделывали. Частично для этого были использованы пустующие земли государства и некоторых из сильных домов. Земельный налог сократили до 1/30 урожая. Была заметно укреплена централизованная администрация.

Все эти меры дали результат, и экономика страны быстрыми темпами стала восстанавливаться. Вслед за ней стабилизировалась внутренняя и внешняя обстановка. Это позволило отразить очередное нашествие сюнну. Вновь был открыт для торговли Великий шелковый путь, ставший недоступным во время восстания «краснобровых». Эти успехи во многом стали результатом действий Бань Чао (32 – 102 годы) - знаменитого полководца и умелого дипломата.

Однако стабилизация продолжалась сравнительно недолго. Уже с начала II века положение в стране начало заметно ухудшаться:

Обострились конфликты в императорском доме. Начиная с II века власть правителей ослабевала. Активную роль в политике стали играть временщики, прежде всего евнухи. Рост произвола и беззаконий с их стороны вызвал конфликт с чиновниками и представителями знати, твердо стоящими на конфуцианских позициях. Центром критических выступлений против временщиков стала столичная школа Тай-сюэ, где готовились управленческие кадры.

В 60-70-е годы II века борьба между чиновниками и сочувствовавшими им конфуцианцами, с одной стороны, временщиками и евнухами с другой, обострилась до предела. Страна оказалась на грани политического краха. В это время на политическую арену вышло движение («секта») «Тайпиндао» («Путь к великому равенству»).

Участники движения вдохновлялись идеями даосизма и ожидали появления Лао-цзы, который принесёт в Китай мир и благоденствие. Они проповедовали идеалы тай-пин («великое равенство»), а также мистические методы достижения долголетия и бессмертия. Духовный лидер движения Чжан Цзяо предсказывал, что существующим на земле несправедливым порядкам скоро придёт конец.

Зло и насилие, которые он именовал «Синим небом», погибнут. На земле наступит время великого счастья, новая жизнь - «Жёлтое небо». Чжан Цзяо прославился искусством врачевания. Согласно преданию он спас во время эпидемий множество людей, которые уверовали в его сверхъестественные способности.

Движение «желтых повязок» (184-204). По намеченному Чжан Цзяо плану восстание должно было начаться в 184 году - первом в новом шестидесятилетнем цикле. Власти, узнавшие о готовящемся восстании, попытались его предупредить. Поэтому выступление началось преждевременно. Руководили им Чжан Цзяо и два его брата - Чжан Бао и Чжан Лян. Их армия, воины которой носили желтую повязку на голове, насчитывала в это время 360 тыс. человек.

Количество повстанцев увеличивалось с каждым днём. Их отряды нападали на города, убивали чиновников, сжигали правительственные здания, опустошали склады, захватывали имущество богатых, затопляли поля. Повстанцы открывали тюрьмы, выпускали заключённых, освобождали рабов. Высланные против них правительственные войска терпели одно поражение за другим.

Однако первые успехи восставших оказались временными. Тяжелым ударом стала внезапная смерть Чжан Цзяо. Вскоре погиб в бою Чжан Бао. Затем был схвачен и казнен Чжан Лян. Правительственные войска постепенно брали верх. Они действовали с крайней жестокостью, не щадя ни детей, ни женщин, ни сдавшихся в плен. В народной памяти надолго сохранились «деяния» одного из самых кровавых усмирителей восстания Хуанфу Суна, истребившего, как сообщает предание, более 2 млн. человек.

В ходе восстания имперская администрация потерял контроль над страной. Главную роль в окончательном подавлении движения «желтых повязок» играли военачальники, опиравшиеся на сильные дома и верные им войска. Они перестали считаться с императором. Фактическим правителем стал первый министр военачальник Цао Цао (155-220).

Троецарствие (Саньго). 220 – 280 гг.

 

В 220 году до н.э. Цао Пэй (187- 226), сын Цао Цао, без согласия последнего ханьского императора Сянь-ди провозгласил себя правителем царства Вэй. Вскоре другой полководец, Лю Бэй ( 162-223), объявил себя правителем юго-западной части страны – царства Шу. Третий военачальник - Сунь Цюань (182- 252) стал правителем царства У - юго-восточной части Китая. Начался шестидесятилетний период истории Китая, получивший название Троецарствия (кит. Саньго).

Время Троецарствия овеяно в китайской традиции ореолом романтизма. Это во многом связано с кодексом воинской чести, который исповедовали военачальники, игравшие главную роль в жизни страны. Основой их деятельности были конфуцианские идеалы - верности и преданности, рыцарской этики, братства и единства.

Основные события эпохи хорошо известны по летописи придворного историка Чэнь Шоу (233-297) «Записи о Трёх царствах». На ее основе писатель Ло Гуань-Чжун, живший в XIV веке создал знаменитый роман «Троецарствие». Идеализированные автором персонажи стали примером для последующих поколений китайцев.

В период Троецарствия шла интенсивная колонизация южных районов страны, подвластных правителям Шу. Воинской доблестью здесь прославился полководец Чжугэ Лян (181-234). В семи сражениях он разгромил «южных варваров» и привёл их к покорности. Другой полководец - Гуань Юй из царства Шу вошел в историю Кита как символ благородства. Впоследствии он стал почитаться как бог войны Гуань-ди.

Империя Цзинь. 265- 420 гг.

Потомки Цао-Цао уже к середине III века утратили власть в царстве Вэй. В 265 году ее захватил полководец Сыма Янь. Приняв имя У-Ди, он стал основателем новой династии Цзинь. В 280 году У-Ди смог подчинить царства Шу и У. Таким образом, Китай вновь был объединен, правда, лишь на несколько десятилетий.

У-Ди провел несколько важных реформ. Согласно декрету от 280 года все население страны получало семейные наделы - 70 му (1 му - 1/15 гектара или 667 м²) мужчине и 30 му женщине. За это каждая семья обязана была обрабатывать другие земли - 50 му мужчина и 20 му женщина, с которых казна брала налог. Декрет был направлен на то, чтобы предоставить всему населению страны возможность получить землю от государства на выгодных условиях и подорвать позиции сильных домов.

Одновременно с этим Сыма Янь выделил своим родственникам крупные автономные уделы. Вскоре они превратились в своеобразные государства в государстве. После смерти У-Ди в 290 году вспыхнул «мятеж восьми ванов». Он привел страну ко многим бедствиям и был подавлен лишь в начале IV века.

Во время мятежа в Северный Китай одно за другим стали вторгаться кочевые племена. К этому времени они овладели навыками использования сабли, стремени и седла. Привстав в стременах, степной всадник мог вложить в сабельный удар всю массу своего тела. Это новое оружие привело к страшным бедствиям для населения Китая. Кочевники обращали города империи Цзинь в груды развалин, возле которых возвышались курганы из черепов. Китайский поэт этого времени написал горестные строки:

Выйдешь из дому – никого не увидишь,

Белые кости покрывают равнину…

 

Под натиском кочевников императорский двор вынужден был перебраться в новую столицу - Цзянькан, к юго-востоку от Лояна и Чанъани, близ современного Нанкина. В 420 году империя Цзинь прекратила свое существование. На смену ей пришел период Нань-бэй чао - Южных и Северных династий (420 - 589 годы). С него начинается история китайских Средних веков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...