Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы и правила обучения, их характеристика

ТЕМА 10

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

• Понятие о закономерностях обучения.

Основные понятия: закономерность, закономерность обучения, принцип, принципы обучения, правило.

Понятие о закономерностях обучения

Фундамент теории обучения, ее методологическую основу составляют закономерности и принципы, в которых отражаются научные подходы к педагогической деятельности.

Закономерностьэто категория, в которой раскрываются объективные связи, неопровержимо действующие зависимости между явлениями.

Закономерности обучения представляют собой объективно существующие, устойчивые, необходимые связи между условиями этого процесса и его результатами.

Существуют следующие группы закономерностей:

дидактические – характеризуют связи между целями, содержанием, методами, формами и средствами обучения;

гносеологические – определяют связи между познавательной деятельностью учащихся и объективной действительностью;

психологические – раскрывают связь между познавательной деятельностью учащихся и характером организации учебного процесса;

организационные – отражают связь результатов обучения с материально-техническим оснащением преподавания и учения.

В современной дидактике в качестве приоритетных выделяются следующие конкретные закономерности.

- цели, содержание и методы обучения всегда носят социально обусловленный характер, отражающий требования общества к уровню образованности личности;

- обучение всегда связано с воспитанием;

- эффективность процесса обучения зависит от условий, в которых он осуществляется (материально-технических, гигиенических, психологических);

- успешность учения зависит от внешних стимулов и внутренних побуждений деятельности учащихся.

Закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения.

 

Принципы и правила обучения, их характеристика

 

Принциписходное положение, на которое надо опираться в какой-либо деятельности.

Принципы обучения – положения, на которые надо опираться при преподавании основ наук. Они отражают основные требования к организации обучения, деятельности учителя и учащихся.

Анализ педагогической литературы позволяет в качестве основополагающих выделить следующие принципы.

1. Принцип научности.

Принцип научности означает опору на науку как источник системы фактов, понятий и закономерностей, изучаемых в школе по соответствующим предметам.

Данный принцип проявляется в отборе материала и применяемых методах обучения, предупреждает проявление вульгаризации, излишнее упрощение, искажение отдельных научных положений, употребление ненаучных терминов.

2. Принцип проблемности.

Проблемность обучения обусловлена сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Учащиеся включаются в познавательный процесс только при условии необходимости разрешения проблем, вопросов и задач. Противоречие между знанием и незнанием возбуждает у школьников внимание и потребность в решении возникшей познавательной проблемы. Реализация проблемного обучения включает выполнение ряда обязательных этапов. Важным является создание проблемной ситуации. Это состояние интеллектуального затруднения, которое переживают ученики и которое стимулирует потребность самостоятельного добывания знаний. Функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации познавательной деятельности учащихся, развития их мышления и воображения.

3. Принцип наглядности обучения.

Наглядность обучения основана на особенностях развития мышления учащихся, которое развивается от конкретного к абстрактному.

На ранних этапах развития ребенок мыслит больше образами, чем понятиями. Понятия же и абстрактные положения осмысливаются легче, если они подкрепляются фактами и примерами.

Многие трудные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными.

Различают следующие виды наглядности:

- естественная наглядность: реальные предметы и явления в их натуральном виде, модели, муляжи;

- иллюстративные пособия: картины, рисунки, фотографии;

- графические пособия: диаграммы, графики, схемы;

- различные аудиовизуальные средства: кинофильмы, компьютерная техника, магнитофонные записи, телевизионные передачи.

Я. А. Коменский дал четкую формулировку принципу наглядности в известном «золотом правиле» дидактики: «Все, что возможно предоставлять для восприятия чувствами: видимое – для восприятия зрением, слышимое – для восприятия слухом, запаха – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания».

4. Принцип активности и сознательности.

В таком парном сочетании данный принцип был предложен известными советскими дидактами Б. П. Есиповым и М. А. Даниловым. Это сочетание имеет глубокий смысл: сознательность предполагает осмысление, активность – стремление к знаниям, включение ведущих мотивов, характеризующих познавательную активность, что означает единство мышления и деятельности.

Данный принцип обусловлен двусторонним характером процесса обучения, в котором учение возможно лишь тогда, когда активен и деятелен ученик. Без активной и сознательно осуществляемой учебно-познавательной деятельности учащиеся не могут овладевать изучаемым материалом и развивать свои умственные способности.

Сознательность усвоения является важнейшим условием запоминания, поскольку чрезвычайно трудно заучить то, что не поддается осмыслению.

5. Принцип доступности обучения.

Принцип доступности отражает необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения, не допускает его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным. Сущность данного принципа сводится к тому, чтобы изучаемый материал был доступен по уровню трудности, но требовал определенных усилий для его усвоения.

Сделать обучение доступным – значит правильно:

- определить его содержание: общий объем знаний, умений, навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся;

- определить по каждому предмету степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала, доступного для школьников данного возраста и уровня развития;

- определить количество учебного времени, отводимого для изучения каждого учебного предмета.

Правильно определенная посильность обучения способствует развитию познавательной активности и ускорению развития личности учащихся в целом.

6. Принцип систематичности и последовательности обучения.

Принцип систематичности отражает логику самого учебного предмета. В каждом предмете имеется система взаимосвязанных понятий, вытекающих одно из другого.

Данный принцип обосновывает необходимость изучения учебного предмета в системе, т.е. предполагает усвоение знаний в таком порядке, когда новая информация опирается на предшествующую, уже усвоенную, и в свою очередь определяет следующий этап познавательной работы.

Материал считается усвоенным, если у человека образовалась система ассоциаций, связей между новым и старым. Мозг работает эффективно, если получает нагрузку небольшими порциями, но систематически и регулярно.

Систематичность проявляется в установлении связей между отдельными темами, предметами, находит место в работе учителя в системе требований, оценки знаний.

Систематичность должна быть и в работе ученика: в оформлении тетрадей, в последовательности выполнения домашних заданий.

К. Д. Ушинский отмечал: «Только система дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».

7. Принцип прочности обучения.

Принцип прочности усвоения знаний предполагает такую проработку учебного материала, когда он становится достоянием учащихся: частью их сознания, основой привычек и поведения.

Принцип прочности тесно связан со всеми другими принципами дидактики, поскольку знания будут прочными, если в их восприятии участвовали разные органы чувств, если ученик воспринимал их сознательно и его мысль работала активно, если материал был ему доступен, но имелись посильные трудности, стимулирующие работу мысли, если знания давались ему систематично, последовательно и укладывались у него в голове в определенную систему, если формировался интерес и позитивное отношение к изучаемому материалу.

Принцип прочности обучения требует, чтобы учащиеся совершали в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали работу по его запоминанию, применению знаний на практике и их повторению.

8. Принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Реализация данного принципа имеет ряд аспектов:

- необходимость тщательного продумывания конкретных образовательных, развивающих и воспитательных задач;

- подбор фактического материала, позволяющего глубоко осмысливать изучаемый материал, развивать мышление и творческие способности, способствовать формированию мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

- выбор методов обучения, которые активизировали бы мышление, самостоятельность, обеспечивали бы глубокое овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями;

- реализация тесной связи теории с практикой, обучения с общественно-полезной деятельностью и производительным трудом.

Принципы обучения выполняют нормативную функцию. Это означает, что они не просто советуют или подсказывают учителю, как ему действовать, а являются руководством к действию через правила.

Правилоэто описание деятельности учителя и ученика в определенных условиях, это алгоритм действий в конкретной ситуации для достижения намеченной цели.

Например, реализация принципа прочного усвоения знаний, требует от учителя соблюдения следующих правил:

- не приступать к изучению нового учебного материала предварительно не сформировав интерес к нему;

- четко выделять в изучаемом материале главную и дополнительную информацию, соблюдать логику подачи учебного материала;

- обучать наглядно;

- для каждого урока определять способы активного включения учащихся в процесс учения, чередовать устную и письменную работу, применять систему тренировочных и творческих упражнений и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...