Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взыскатель, как сторона исполнительного производства




Это любое физическое или юридическое лицо любых форм собственности, а также объединение граждан, не имеющее статуса юридического лица, Российская Федерация в целом, или ее субъекты, а также муниципальные образования. Для того, чтобы они были признаны взыскателями необходимо, чтобы исполнительный документ (выданный во исполнение решения суда, судебный приказ, соглашение об уплате алиментов и т.п.) был выдан в их пользу или в их интересах. Как предъявляется исполнительный лист изложено в статье «исполнение решения суда».

Так как гражданское дело может проходить с участием нескольких истцов, а также третьих лиц, взыскателями могут быть несколько лиц сразу. Каждый из них участвует в исполнительном производстве, как правило, от своего имени и самостоятельно, если только не поручает это другому взыскателю (с его согласия).

Поскольку правила о гражданской дееспособности физических лиц распространяются, в том числе, и на исполнительное производство, которое, как правило, связано с имущественными требованиями, от имени несовершеннолетних (до 16 лет), недееспособных и ограниченно дееспособных граждан права и обязанности осуществляются законными представителями, опекунами, попечителями. Если несовершеннолетнему уже исполнится 14 лет, но не будет 16, то он осуществляет свои права сам, но в присутствии или с согласия его законного представителя. Когда несовершеннолетний достигнет 16 лет, то законный представитель будет участвовать в деле только по желанию судебного пристава. Если в отношении несовершеннолетнего имеется решение суда о признании дееспособным, такой гражданин выступает в процессе самостоятельно.

Взыскатель может действовать и через представителя, наделив его соответствующими полномочиями и при наличии удостоверенной доверенности, при этом некоторые полномочия, в т.ч. на подачу жалоб, должны быть в ней специально оговорены (ст. 57 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Должник, как сторона исполнительного производства

Должником является та сторона производства, которая в соответствии с исполнительным документом обязана совершить определенные действия: выплатить денежные средства, передать имущество, исполнить другие обязанности и др., или воздержаться от их исполнения. Должником являются физические и юридические лица, в том числе Российская Федерация в лице органов государственной власти и местного самоуправления. Кто и почему является должником изложено в исполнительном листе или другом аналогичном документе.

В случае участия в деле нескольких ответчиков и удовлетворения требований истца (истцов), должниками станут сразу несколько лиц, которые участвуют в процессе самостоятельно от своего имени. Передать права другому должнику также можно при условии его согласия.

Стороны исполнительного производства — их права

И взыскатель, и должник в процессе исполнения, в том числе принудительного, при наличии постановления о возбуждении исполнительного производства и в процессе исполнительных действий вправе:

· Ознакомиться со всеми материалами производства на любой его стадии, при этом выписывать или снимать копии с них.

· По письменному заявлению к приставу приобщать дополнительные материалы, имеющие значение для исполнения требований взыскателя или обязанностей должника.

· Заявить в письменной форме ходатайство на любой стадии производства, которое должно быть рассмотрено приставом-исполнителем или другим уполномоченным лицом в 10-дневный срок с даты поступления (обычно поступает в течение 3 дней с даты обращения). Ответ пристава должен быть тоже в письменной форме с указание на то, какие совершаются или будут совершены действия и итог рассмотрения ходатайства.

· Выступить с возражением против ходатайств других лиц исполнительного производства.

· Участвовать в совершении судебными приставами исполнительных действий, в ходе которых давать любые устные и письменные объяснения и приводить доводы.

· Заявить отвод судебному приставу-исполнителю, специалисту или переводчику в связи с родственными отношениями с одной из сторон, иным лицом, участвующими в производстве, подчиненность или подконтрольность им (можно воспользоваться бланком заявления об отводе судье и специалисту, подкорректировав адресата и обстоятельства).

· Любая из сторон вправе подать в суд или вышестоящему должностному лицу жалобу на действия судебного пристава-исполнителя и обжаловать постановления в порядке ст. 441 ГПК.

· До окончания исполнительного производства между сторонами может быть заключено мировое соглашение, которое утверждается в судебном порядке, взыскатель вправе отказаться от взыскания, оставить у себя имущество должника, которое не было реализовано, а должник может указать то имущество, на которое в первую очередь обращается взыскание.

Обязанности сторон исполнительного производства

Наиболее общей обязанностью должника является исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, при этом в разумные сроки. Ведь нарушение этих требований может привести к увеличению неустоек или предъявлению нового искового заявления о неисполнении денежного обязательства.

Должник и взыскатель, как стороны исполнительного производства, обязаны выполнять законные требования судебного пристава в рамках возбужденного производства.

 

Вариант 3. Вопрос 3. Характеристика актов по делам об административных правонарушениях.

Постановление о наложении административного наказания подлежит исполнению с момента его вынесения, если иное не установлено законодательством РФ. При обжаловании или опротестовании постановления о наложении административного наказания оно подлежит исполнению после оставления жалобы или представления без удовлетворения, за исключением постановлений о применении меры взыскания в виде предупреждения, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения. Постановление о наложении административного наказания в виде штрафа подлежит принудительному исполнению по истечение срока для добровольного исполнения, установленного ч.1 ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановления о наложении административных наказаний приводятся в исполнение уполномоченными на то органами в порядке, определенном законодательством РФ. В случае вынесения нескольких постановлений о наложении административных взысканий в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно (ч.2 ст. 31.4 КоАП РФ). Судебный пристав-исполнитель исполняет далеко не все постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

В частности, исполняются:

1. Постановления о наложении штрафов (за исключением штрафов, взимаемых на месте в соответствии с ч.1 ст.32.3 КоАП РФ). В случае неуплаты нарушителем штрафа в срок, установленный ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, постановление о наложении штрафа направляется для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (ч.5 ст. 32.2 КоАП РФ).

2. Постановления о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения (ст.32.4 КоАП РФ). Постановление о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем (кроме дел, связанных с нарушением правил охоты (п. 1 ст. 8.37 КоАП РФ), рыболовства (п. 2 ст. 8.37 КоАП РФ) и охраны рыбных запасов (ст. 8.38 КоАП РФ).

Существуют также постановления об административных правонарушениях, которые исполнительными документами не являются и не подлежат исполнению судебными приставами-исполнителями:

1. Постановления о вынесении предупреждения ст. 32.1. КоАП;

2. Постановления о наложении штрафа, взимаемого на месте в соответствии с ч.1 ст. 32.3. КоАП РФ;

3. Постановления о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов ст. 32.4. КоАП РФ;

4. Постановления о лишении специального права ст. 32.5. КоАП РФ;

5. Постановления об административном аресте ст. 32.8. КоАП РФ;

6. Постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства ст. 32.9. КоАП РФ;

7. Постановления о дисквалификации ст. 32.11. КоАП РФ.

 

При принятии постановления по делу об административном правонарушении судебным приставом-исполнителем необходимо выяснить, рассмотрено ли оно правомочным субъектом, т.е. уполномоченными на то судьей, органом, должностным лицом в соответствии с их предметной компетенцией. Так, согласно ст. ст. 23.1.-23.61. КоАП РФ дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, налоговые органы, таможенные органы, судебные приставы-исполнители и др.

Далее указываются дата и место рассмотрения дела. Эти сведения также имеют важное значение, поскольку КоАП установлены давность привлечения к административной ответственности (ст. 4.5. КоАП РФ), сроки рассмотрения дела и место рассмотрения дела.

Затем указываются сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело. Применительно к физическому лицу они включают следующие данные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, поскольку административная ответственность наступает по достижении 16-летнего возраста, причем лица в возрасте от 16 до 18 лет относятся к специальным субъектам ответственности, а также иные необходимые сведения. К необходимым сведениям, можно отнести сведения о месте работы, что позволит более своевременно исполнить судебному приставу-исполнителю указанные требования исполнительного документа. Применительно к юридическому лицу указываются его наименование и правовой статус, а также иные необходимые сведения (свидетельство о регистрации и др.).

После этого указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. КоАП определил перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного в постановлении указывается статья особенной части КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо указываются конкретные юридические основания прекращения производства по делу. Принятое решение по делу должно быть мотивированным (п. 6 ч.1 ст. 29.10. КоАП РФ).

В постановлении должны быть указаны срок и порядок обжалования постановления. Отражение в протоколе необходимых сведений о возможном обжаловании вынесенного постановления обеспечивает соблюдение прав соответствующих участников производства по делам об административном правонарушении.

Когда дело об административном правонарушении рассматривается судьей, он в соответствии с ч.1 ст. 4.7. КоАП РФ вправе одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. В этом случае в постановлении по делу указывается размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При осуществлении производства по делу об административном правонарушении могут применяться такие меры обеспечения производства, как изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения. Если в отношении этих вещей и документов не применено или не может быть применено административное наказание в виде возмездного изъятия или конфискации, то в постановлении по делу должно быть отражено решение вопросов о таких вещах. При этом необходимо руководствоваться следующими положениями, как указывает И.И. Веремеенко, вещи и документы, не изъятые из гражданского оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а в случае его неустановления передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ (ст. 225 ГК РФ).

Вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению. Согласно ч. 2 ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается, должны быть прямо указаны в законе. Документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения либо в соответствии с законодательством РФ передаются заинтересованным лицам, под которыми следует понимать государственные организации.

Постановление по делу об административном правонарушении должно быть подписано судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим данное постановление. Копия данного постановления вручается либо высылается физическому лицу или его законному представителю либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено. По просьбе потерпевшего аналогичная копия выручается либо высылается также и ему. Вручение копии постановления производится под расписку. Факт направления копии постановления фиксируется с помощью почтовых документов. Установлен срок осуществления указанных действий: три дня со дня вынесения постановления.

Таким образом, постановления о наложении административных наказаний приводятся в исполнение уполномоченными на то органами, перечень которых четко определен законодательством РФ. На практике, судебный пристав-исполнитель порой испытывает затруднения в исполнении постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях по причине незначительных сумм штрафа, указанных в исполнительном документе. Чаще всего должник отказывается их оплачивать, ссылаясь на их малозначительность.

Вариант 3. Вопрос 4. Характеристика стадии распределения взысканных сумм.

Распределение взысканных сумм образует самостоятельную стадию исполнительного производства.

Денежные средства, взысканные с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе путем реализации имущества должника, в соответствии с частью 1 ст. 110 Закона об исполнительном производстве подлежат перечислению на депозитный счет подразделения судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.

Перечисление или выдача денежных средств с депозитного счета осуществляется в порядке очередности, о которой будет сказано далее, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.

В случае отсутствия сведений о банковских реквизитах взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.

Для контроля и проверки состояния счета подразделения и определения принадлежности конкретным юридическим и физическим лицам хранящихся денежных сумм старший судебный пристав или уполномоченное лицо, осуществляющее учет средств по счету подразделения, обязаны вести отчетность в книге учета средств.

Закон об исполнительном производстве в статье 110 устанавливает следующую очередность распределения денежных средств, поступивших на депозитный счет подразделения судебных приставов:

первую очередь удовлетворяются в полном объеме требования взыскателя, в том числе возмещаются понесенные им расходы по совершению исполнительных действий;

во вторую очередь возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий;

в третью очередь уплачивается исполнительский сбор; в четвертую очередь погашаются штрафы, наложенные судебным приставом-исполнителем на должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

 

Если речь идет об исполнении содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, то денежные средства, поступившие на депозитный счет подразделения судебных приставов, распределяются в следующей очередности:

в первую очередь возмещаются расходы по совершению исполнительных действий;

во вторую очередь уплачивается исполнительский сбор;

в третью очередь погашаются штрафы, наложенные судебным приставом-исполнителем на должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.

 

Инструкцией о порядке учета средств установлено, что с депозитных счетов подразделений денежные средства направляются:

· на удовлетворение требований взыскателя на основании исполнительного документа, в том числе на возмещение понесенных им расходов по совершению исполнительных действий;

· в доход федерального бюджета на возмещение расходов по совершению исполнительных действий, осуществленных за счет средств федерального бюджета;

· на возмещение расходов по совершению исполнительных действий, произведенных иными лицами, участвующими в исполнительном производстве, на основании постановления судебного пристава- исполнителя, подтвержденных соответствующими документами;

· на перечисление суммы исполнительского сбора в доход федерального бюджета;

· на перечисление сумм взысканных штрафов, наложенных на должника в процессе исполнения исполнительного документа, на основании постановления судебного пристава-исполнителя и др.

Подчеркнем, что перечисление названных выше денежных средств осуществляется подразделениями судебных приставов:

· юридическим лицам — путем безналичных перечислений на расчетный счет взыскателя, должника (его представителя) и иного лица, участвующего в исполнительном производстве;

· физическим лицам — путем перечисления денежных средств на счет физического лица, открытый в обслуживающей его кредитной организации, или переводом денежных сумм по почте.

При переводе взыскателям, должникам (их представителям) и иным лицам, участвующим в исполнительном производстве, денежных сумм по почте судебным приставом-исполнителем выписывается платежное поручение, к которому должен быть приложен список получателей с указанием номера исполнительного документа, наименования организации, выдавшей документ, даты выдачи документа и сумм перевода. Копии платежных поручений или квитанций приобщаются к документам исполнительного производства.

В том случае, если перечисление безналичным путем невозможно, старший судебный пристав или иное уполномоченное лицо выписывает чек на имя взыскателя, должника (его представителя) или иного лица, участвующего в исполнительном производстве. В свою очередь, чеки выдаются только по предъявлении паспорта или документа, удостоверяющего личность, о чем делается отметка на обороте корешка чека с указанием номера исполнительного документа, наименования организации, выдавшей документ, и даты выдачи документа. Инструкция о порядке учета средств исходит из запрета на выдачу чека на предъявителя, а также на старшего судебного пристава или судебного пристава-исполнителя (п. 11).

Чек и платежное поручение подписываются старшим судебным приставом (первая подпись) и уполномоченным лицом, осуществляющим учет средств по счету подразделения (вторая подпись). Вполне обоснованно положение о том, что ответственность за правильность выдачи и перечислений сумм со счетов подразделений несут распорядители счетов — старшие судебные приставы.

 

Закон об исполнительном производстве предусматривает, что не востребованные взыскателем денежные средства хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет и по истечении данного срока указанные денежные средства перечисляются в федеральный бюджет. Причем перечисление в этом случае осуществляется на основании распоряжения старшего судебного пристава.

При поступлении на депозитный счет подразделения денежных средств в объеме большем, чем это необходимо для исполнения всех перечисленных выше требований, может возникнуть остаток но указанному счету. Часть б ст. 110 Закона об исполнительном производстве определяет, что денежные средства, оставшиеся после удовлетворения всех указанных требований, возвращаются должнику. О наличии остатка денежных средств и возможности их получения судебный пристав-исполнитель извещает должника в течение трех дней. Излишне полученная сумма на основании постановления старшего судебного пристава возвращается должнику или его представителю.

 

Как было выше уже сказано, требования взыскателя относятся к первой очереди. При наличии достаточных средств на депозитном счете подразделения судебных приставов требования взыскателей должны удовлетворяться в порядке их поступления. В том же случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в следующей законодательно установленной очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, а также требования о компенсации морального вреда;

во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования.

Подчеркнем, что приведенные правила очередности относятся к случаю сводного исполнительного производства (ст. 34 Закона об исполнительном производстве).

Закон об исполнительном производстве установил, что при распределении каждой взысканной с должника денежной суммы требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме (ч. 2 ст. 111). В случае, если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.

При недостаточности денежных средств, когда остаток средств на счете меньше объема предъявляемых требований, списание производится банком с соблюдением очередности, определенной законом. Причем очередность устанавливается исходя из приоритетности тех или иных категорий плательщиков:

в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;

в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

 

Вариант 4, вопрос 1.
Принудительное исполнение с начала 18 до первой четверти 19.Новый этап в развитии системы исполнения актов юрисдикционных органов связан в первую очередь с петровскими преобразованиями, развитием государственной власти в рамках общеевропейской традиции и первой попыткой отделить судебные органы от административных. Так, указом от 24 мая 1700 г. «О посылке солдат дворцового караула для сыска и представления в Судный приказ ответчиков и для взыскания с них пошлинных денег и истцовых исков» прекращено направление подьячих и приставов из Судного приказа. Для данных целей Преображенскому приказу отдавалось распоряжение направлять солдат по мере надобности[40]. Таким образом, постепенно служебные функции судебных приставов переходят к другим категориям государственных служащих, в том числе к военнослужащим. Соответственно в конце XVII — начале XVIII в. судебные приставы перестают существовать как вспомогательный институт судебной и административной власти в России, а их функции передаются мелким судебным чинам, полицейским и другим государственным служащим. Таким образом, полномочия судебного пристава оказались распылены среди других служащих, и ранее столь медленно и сложно протекавший процесс их консолидации у единого должностного лица был перечеркнут начатыми реформами.

Хотя лейтмотивом проводимых в начале XVIII в. преобразований было как раз стремление упорядочить механизмы государственного управления, а также создать структуру, пригодную для эффективного развития в будущем централизованного государства, противоречивость этих реформ была предопределена уже изначально.Петр I упразднил такие меры принуждения, как правеж и отдача головою. Взамен были введены иные меры личного воздействия в виде тюремного заключения и принудительных работ на галерах.

Вместе с тем, как нам представляется, наиболее важными оказались изменения характера воздействия на должника. Именно в начале XVIII в. получили свое развитие меры имущественного воздействия на должника, что знаменует собой смену модели принудительного исполнения. Так, стало применяться наложение запрещения на недвижимое имущество, арест движимого имущества, «вычет долгов из жалования, пенсионов и аренд»1.

Все эти изменения в принудительном исполнении происходили не изолированно, а основывались на существовавшей в тот период модели судебной деятельности.

В предшествующие времена господствовал обвинительный судебный процесс, который предполагал активность тяжущихся в поиске доказательств и подчиненную, способствующую роль государственных служащих (в том числе судебных приставов) в этом. Разумеется, инициатива истца, выигравшего дело, перемещалась и в сферу принудительного исполнения вынесенного решения, что в общем-то выглядело вполне логично. Следует отметить, что подобное положение детерминировалось и общей слабостью публичной власти, не имевшей на тот момент реальной возможности столь массового использования механизма государственного принуждения.

Корреляции(статистическая взаимосвязь двух или более случайных величин)в судебной деятельности в конечном счете привели и к смене модели принудительного исполнения. Так, постепенный переход в XVIII — начале XIX в. к следственной (розыскной) модели судебной деятельности, с одной стороны, обусловливался укреплением государственной власти и ее желанием более четко регламентировать судебное разбирательство, а с другой — приводил к усилению публичных начал в принудительном исполнении. Последнее все в меньшей степени стало зависеть от активности взыскателя

Вариант 4. 2 вопрос. Лица, содействующие исполнительному производству, не имеют ни юридической, ни какой-либо другой заинтересованности в исполнительном производстве и привлекаются для выполнения своих специфических обязанностей, той или иной служебной либо иной функции, которая может иметь как однократный, так и многократный характер. Участие указанных лиц в исполнительном производстве обусловлено не их личным желанием либо желанием иных лиц, а требованием закона.

В эту группу входят переводчики, понятые, специалисты, хранители имущества и другие лица.

Согласно ст. 58 Закона об исполнительном производстве, переводчиком может быть лицо, отвечающее следующим требованиям:1) являющееся дееспособным;2) достигшее возраста 18 лет;3) владеющее языками, знание которых необходимо для перевода.

Участие в исполнительном производстве переводчика реализует принцип национального языка исполнительного производства, который характерен для ряда процессуальных отраслей права, в том числе исполнительного производства (ст. 9 ГПК РФ, ст. 58 Закона об исполнительном производстве).

По общему правилу, при совершении исполнительных действий стороны исполнительного производства или судебный пристав-исполнитель могут пригласить переводчика.

Решение о назначении переводчика оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя.

В случае заведомо неправильного перевода переводчик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем.

Лица, содействующие исполнительному производству, не имеют ни юридической, ни какой-либо другой заинтересованности в исполнительном производстве и привлекаются для выполнения своих специфических обязанностей, той или иной служебной либо иной функции, которая может иметь как однократный, так и многократный характер. Участие указанных лиц в исполнительном производстве обусловлено не их личным желанием либо желанием иных лиц, а требованием закона.

В эту группу входят переводчики, понятые, специалисты, хранители имущества и другие лица.

Согласно ст. 58 Закона об исполнительном производстве, переводчиком может быть лицо, отвечающее следующим требованиям:1) являющееся дееспособным;) достигшее возраста 18 лет;3) владеющее языками, знание которых необходимо для перевода.

Участие в исполнительном производстве переводчика реализует принцип национального языка исполнительного производства, который характерен для ряда процессуальных отраслей права, в том числе исполнительного производства (ст. 9 ГПК РФ, ст. 58 Закона об исполнительном производстве).

По общему правилу, при совершении исполнительных действий стороны исполнительного производства или судебный пристав-исполнитель могут пригласить переводчика.

Решение о назначении переводчика оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя.

Должнику или взыскателю, которому необходимы услуги переводчика, судебный пристав-исполнитель предоставляет срок для его приглашения. Если должник или взыскатель не обеспечит участие переводчика в указанный срок, то судебный пристав-исполнитель назначает переводчика по своему усмотрению. Вероятно, у судебного пристава-исполнителя должен быть список возможных кандидатов для выполнения функции переводчика.

Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий. Расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника (ч. 1 ст. 117 Закона об исполнительном производстве).

В случае заведомо неправильного перевода переводчик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем. В данном случае можно было бы использовать ст. 307 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за заведомо неправильный перевод в суде либо при производстве предварительного расследования. Однако исполнительное производство не связано ни с судебной деятельностью, ни с предварительным следствием, поэтому в этой части требуются изменения данной статьи УК РФ.

В ст. 63 Закона об исполнительном производстве предусматривается возможность заявления отвода переводчику, если он состоит в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинены или подконтрольны указанным лицам либо заинтересованы в исходе исполнительного производства.

Понятые - это лица, присутствие которых обязательно при совершении исполнительных действий, таких как вскрытие помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам; осмотр; арест; изъятие и передача имущества должника.

Допустимо участие понятых в исполнительном производстве и в иных случаях по усмотрению судебного пристава-исполнителя (ч. 1 ст. 59 Закона об исполнительном производстве).

К понятым предъявляются определенные требования: дееспособность гражданина; достижение 18-летнего возраста; отсутствие заинтересованности в совершении исполнительных действий, родственных или свойственных отношений с лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчиненности и подконтрольности этим лицам. Количество понятых должно быть не менее двух.

Закон об исполнительном производстве не предусматривает возможности отвода понятых, но наличие заинтересованности может служить основанием для устранения понятого из исполнительного производства судебным приставом-исполнителем,

В ст. 60 Закона об исполнительном производстве перечислены права и обязанности понятых. В частности, понятой обязан удостоверить своей подписью в акте о совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения содержание и результаты указанных действий и мер, при которых он присутствовал.

Участие специалиста в исполнительном производстве необходимо для разъяснения возникающих при совершении исполнительных действий вопросов, требующих специальных знаний.

Вопрос о привлечении специалиста в исполнительное производство решается судебным приставом-исполнителем, который руководствуется законом (в тех случаях, когда назначение специалиста обязательно), собственным усмотрением или просьбой сторон.

Функции специалиста в исполнительном производстве схожи с функциями эксперта в гражданском и арбитражном процессах. Специалист должен быть лицом незаинтересованным. Наличие каких-либо обстоятельств, дающих основание для сомнений в его беспристрастности, является поводом для заявления ему отвода (ст. 63 Закона об исполнительном производстве). Однако эксперт привлекается определением суда, а специалист - постановлением судебного пристава. Заключение эксперта имеет строго установленную законом форму, а к заключению специалиста таких требований не предъявляется. Единственное требование - специалист дает в устной или письменной форме консультации и пояснения, при необходимости оказывает техническую помощь (ч. 2 ст. 61 Закона об исполнительном производстве).

Специалист имеет право: знать о своих обязанностях, получить вознаграждение за выполненную работу, проводимую в связи с совершением исполнительных действий, знать о возможности применения уголовных санкций за отказ или уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения (хотя применение ст. 307 УК РФ в данном случае вызывает большие сомнения).

Специалист обязан: явиться по вызову судебного пристава, дать объективное заключение по поставленным вопросам, давать пояснения по поводу выполняемых им действий.

Хранитель имущества.

Недвижимое имущ-во должника, на которое наложен арест, передается под охрану под роспись в ак

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...