Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инквизиция в Новой Испании




 

Новый свет тоже узнал, что такое инквизиция, причем, не понаслышке. Когда была открыта Америка, Томас Торквемада как раз вел ожесточенную борьбу против евреев (1492 год). Марраны бежали от инквизиции в Америку, но инквизиция шла за ними по пятам. Фердинанд издает комплекс указов, начиная с 1502 года, согласно которым евреи и мавры не имели права въезжать в Новый Свет. Каждый человек, прибывший в Америку, должен был доказывать, что он христианин как минимум, в пятом поколении.

Генеральный испанский инквизитор Монрике в 1519 году назначил в Америке двух инквизиторов: епископа Алонсо Монсо и монаха - доминиканца Кордобу. Территории власти Испании значительно расширились и поэтому пришлось увеличить количество инквизиторов.

Первое, с чем столкнулось испанское духовенство в Америке - это сложности с идентификацией местного населения. Священники считали, что обязаны избавить местный люд от язычества и обратить их в христиан. Индейцы особо не сопротивлялись этому. И тогда инквизиторы стали подозревать, что, возможно индейцы так и остаются верны своей религии даже после крещения. До 1537 года были споры по этому опросу, но тогда Папа Римский наконец, признал индейцев людьми. Однако, к этому моменту большинство индейцев уже стали католиками. Новообращенные полонялись кресту, под которым перед этим зарыли своего идола, ставили Христа в один ряд со своими богами. Такое поведение буквально развязало руки инквизиции.

Первой жертвой инквизиции стал Мигель из Акольуакан. Его обвинили в вероотступничестве в 1522 году.

Первым инквизитором Новой Испании стал Хуан де Суммарага. С 1535 по 1538 год он занимал этот пост. С его помощью вице - король Новой Испании Мендоса издал закон, жестоко карающий за ересь: «Почитать только одного истинного бога и должны забыть и забросить идолов, принимавшихся ранее за богов, должны перестать поклоняться камням, солнцу и луне или какому-либо другому существу. Запрещается совершать в их честь жертвоприношения и давать им обещания. Если кто-либо, вопреки данному указу, совершит, будучи христианином, нечто похожее, то в первый раз получит в качестве наказания публично сто ударов плетью и будет пострижен наголо, а во второй раз будет предан суду».

В Гватемале и Юкатане был свой епископ - доминиканский монах Диего Ланда. Во время его правления 6330 индейцев были обвиненными в вероотступничестве, а 157 из них погибли от пыток. Он написал известный труд «Сообщения о делах в Юкатане», в котором он буквально оправдывает себя за такие жестокие действия по отношению к индейцам. Он считает, что для того, чтобы подчинить их, нужно было прибегнуть к особо жестоким мерам: <испанцы> «совершали неслыханные жестокости, отрубая носы, кисти руки и ноги, груди у женщин, бросая их в глубокие лагуны с тыквами, привязанными к ногам, нанося удары шпагой детям, которые не шли так же (быстро), как их матери. Если те, которых вели на шейной цепи, ослабевали и не шли, как другие, им отрубали голову посреди других, чтобы не задерживаться, развязывая их». Позднее Филипп II издает указ, согласно которому было запрещено судить индейцев за вероотступничество. К несчастью, к этому моменту большая ать аборигенов была уже истреблена, поэтому и был издан этот указ. Однако, инквизиция продолжала судить местных. К примеру, в 1690 году был устроен публичный суд, на котором к пожизненному заключению был приговорен 21 индеец.

Инквизиция не слишком активно действовала до 1571 года, когда Филипп II установил, что в каждой колонии должен быть свой инквизиционный суд. После этого инквизиторы просто заболели идеей добиться чистой веры. Поэтому в 1596 году был предан огню племянник вице - короля Мексики, являющегося так же губернатором провинции Нуэво - Леон, новообращенный христианин, иудей в прошлом, Луис де Карахваль. Вместе с ним казнили мать несчастного и пятерых его сестер. Инквизиция в Мексике существовала до 1820 года, и за это время жаждущие очистить веру инквизиторы провели там примерно 60 аутодафе.

Инквизиция в Перу была создана в 1570 году официально. Однако, известно, что уже с 1539 года там действовал епископский суд.

За все время ее существования в Перу было проведено 34 аутодафе. И большая часть обвиненных были казнены за тайное исповедание иудаизма. Самое крупное дело произошло в 1635 году в Лиме, когда были арестованы 80 купцов - тайных иудеев. Из них трое были казнены.

Инквизиция работала очень «плодотворно» и поэтому вскоре число иудеев существенно уменьшилось. Это и заставили вскоре свести работу инквизиции к нулю. Последнее аутодафе в Перу было в 1736 году, но полностью инквизиция исчезла только в 1806 году. Под властью Перуанской инквизиции так же была и Новая Гранада, куда трибунал Лимы отправлял комиссаров. Эта методика не была эффективной. И поэтому на Карибах был создан свой филиал инквизиции в 1610 году.

Филиал действовал не только в Новой Гранаде, но и на территории Карибских островов. Через четыре года после появления Карибско - Гранадской инквизиции произошло первое аутодафе. А последнее провели в 1762 году. Боливар издает указ в 1819 году, по которому инквизиционный суд упраздняется.

Всего за 200 лет существования было проведено 54 аутодафе, во время которых обвинили 767 человек, из которых пятеро были сожжены.

 


Особенности испанской инквизиции

 

Отношения к евреям

 

Еврейское население в Испании имеет очень длинную историю. Местный историк Амадор де лос - Риос пишет, что евреи пришли в Пиренеи, когда Иерусалимское царство было уничтожено, а территорией Испании владели вестготы.

Благодаря своему непревзойдённому таланту в коммерции и особой сплоченности евреи заняли завидные позиции в Испании, а, имея много денег, могли спокойно купить себе все права, доступные только христианам.

Преследовались евреи локально. Зачастую, они вполне спокойно могли исповедовать свою веру. Только в IV веке Эльвирский собор постановил запрет на брак между иудеями и христианами.

Но Гонорий III издает указ, дающий привилегии иудеям. Главным было необязательное крещение. Это означало, что если еврей желает креститься и стать христианином, то его радостью поддерживали и принимали в церковь.

Но в XIII веке все в корне изменилось. Евреи были очень богаты и у всех стал возникать вопрос: откуда берется все богатство? Церковь всегда выступала против ростовщиков и евреям выдвинули обвинение в разорении христиан. Народ начинает гневаться на иудеев. О них пускают страшные сплетни, вроде того, что евреи ради своих ритуалов убивают младенцев. Вот о каких случаях говорит Льоренте:

«В 1250 году евреи распяли мальчика по имени Доминго де Валь из церковного хора церкви митрополита Сарагосского.

В 1452 году мальчик распят евреями в Вадьядолиде.

В 1454 году распяли мальчика из поместья маркиза Альмарского, что возле Саморы.

В 1468 году в Сепульведе, что в епископстве Сеговии, мальчика похитили во вторник страстной недели, а в страстную пятницу он был увенчан терновым венком, бит кнутом и, в конце концов, распят»

В 1391 году произошло первое крупное нападение на евреев. Люди, под влиянием речей епископа Ниэблы собственноручно убили около семи тысяч семей иудеев. Пока царствовали мавры, евреи имели полные права и свободы. И каждый порядочный испанец - католик тихо ненавидел их.

Чтобы обезопасить свою семью и себя, некоторые евреи принимали христианство. Но они не сразу точно и правильно выполняли все христианские обряды и ритуалы. Тогда были опубликованы 36 способов «Как отличить настоящего христианина от лже - христианина». Томас Торквемада полагал, что искоренение отступничества возможно, только если выслать евреев прочь из Испании.

Когда Гранада была отвоевана у мусульман, инквизиция начинает охоту против живущих там иудеев. Ходят слухи, что евреи готовят заговор против инквизиции. В 146085 году марраны убивают Петра Арбуэ прямо возле алтаря, во время молитвы. Местный люд начинает еще больше ненавидеть новых христиан. Апогеем становится принудительное, тотальное изгнание иудеев из Испании.

марта 1492 года выходит в свет указ, согласно которому евреи должны либо принять христианство, либо покинуть пределы государства. Абарбанел, главный раввин Испании почти на коленях умоляет короля и королеву не выгонять евреев из страны, предлагает колоссальную сумму денег: «Возьмите, - говорил он им в страстной мольбе о соплеменниках, - возьмите все наше золото и серебро, возьмите все имущество Израиля, но оставьте нам нашу родину!». Но мольбам раввина не суждено было сбыться с легкой руки Торквемады. Эмиграцию выбрало подавляющее большинство - более 800 тысяч, и только 50 тысяч евреев приняли христианство. Эмигранты быстро продавали все свое имущество за минимальные деньги, ведь все, что принадлежало изгнанному из страны, надлежит конфисковать.

Через семь лет выходит в свет эдикт для марранов, требующий от них доказательство того факта, что они истинные христиане.

Всю свою историю испанская инквизиция считала марранов виновными во всех грехах. В Новом Свете львиная доля всех сил инквизиции уходила на борьбу с новыми христианами, а не местным населением.

 

Отношение к маврам

 

Мавры, или как их еще называют, арабы, появились в Пиренеях около VIII века. С самого начала жизни на территории Испании они держали под контролем практически все территории. Но к XIII веку мавров выселили на южные территории и оставили лишь Гранаду.

После ухода арабы оставили прекрасно развитые, процветающие города, промышленность, а так же огромное количество знаний в разных областях.

Борьба против арабов велась исключительно из - за религиозных и патриотических причин. Испанцы страстно хотели изгнать чужеземцев и истребить их религию.

Король и королева Испании в 1492 году после освобождения Гранады от марранов обещали маврам неприкосновенность. Но, как и в случае с евреями, обещание никто не исполнил. С 1499 года разворачивается активная компания по обращению мавров в христианство. Мечеть отбирается и превращается в костел. Изымаются все книги, которые прилюдно сжигаются во время аутодафе. Уже в 1499 г. начинается компания по обращению арабов в христианство. В итоге 50 тысяч мавров были обращены в христиан.

С 1501 года официальным указом был запрещен въезд в Испанию всем неверным. Всего за год армия подавляет восстание в Гранаде. А после внимание переключилось на мусульман в остальных провинциях. За год всех мавров, старше четырнадцати лет вынудили либо эмигрировать, либо принять католичество. К тому же право на эмиграцию нужно было покупать, а если это удавалось, то все имущество конфисковывали.

Единственное место, куда мавры могли эмигрировать - Турция, владыка которой разрешил маврам селиться на его территориях. Ведь в то время страны Африки вели войны с Испанией, и дорога беглецам туда была закрыта.

Карл V в 1525 году издает закон, согласно которому исповедовать мусульманскую веру могли только рабы.

Крещение мусульман было чисто символическим процессом. Арабы совершенно не владели испанским, в то время как священники не знали арабского. Именно поэтому любой мориск мог быть обвиненным в ереси. А вскоре были введены запреты на арабский язык, арабскую национальную одежду, а так же запрещалось называть детей арабскими именами.

В 1568 году происходить восстание морисков. Его удается подавить через два года. А в 1571 году арагонские феодалы, владеющие большим количеством морисков - рабов, заключают договор с инквизиторами, по которому каждый мориск обязан выплачивать феодалу определенную сумму за свою безопасность. Если же все-таки мориску предъявляли обвинение в вероотступничестве, то у него не конфисковывали имущество.

Таким образом и инквизиция, и феодалы оставались в выигрыше: инквизиция получала новый доход, а рабф землевладельцев были в безопасности.

Начало XVII века. Испанский король своим указом вынуждает морисков покинуть Испанию. С 1609 по 1614 год из страны уехали 275 тысяч человек. И, если учесть, что всего на территории Испании их проживало 300 тысяч, то после их отъезда промышленность и экономика во многих областях была практически уничтожена.

 


 

Заключение

 

Испанская инквизиция стала апогеем развития инквизиции во всем мире. Единственный раз за всю историю своего существования инквизиция государства подчинялась королю, а не Папе Римскому.

Инквизиция Испании была самой жестокой из всех. И жертвами ее стали евреи и арабы, неугодные королям, которые страстно желали получить как можно больше денег.

Во время эпохи Ренессанса люди, наконец, увидели все те ужасы, что сотворила инквизиция. Протестанты первыми стали бороться против инквизиции. Освобожденные из тюрем узники рассказывали об ужасах Супремы в Испании. Ключевой работой для заинтересованных этим периодом истории стала работа секретаря инквизиции Льоренте. Документ приоткрывает завесу перед всеми внутренними процессами инквизиционных зданий, демонстрирует то, что было на самом деле. Но и его работа не дает полной картины. Для полного изучения нужно знать испанский язык и иметь доступ к архивам Испании, ведь в наше время слишком мало материала, доступного для широкого читателя. И то, сложно сказать, какой из еперводов является более точным.

Проблема изучения инквизиции сейчас очень актуальна. Испанские архивы все еще открыты, хоть и не для всех. Множество материалов оттуда еще никогда не публиковались. Они лежат на полках и ждут, когда исследователи прочтут их, сделают анализ и вынесут на обозрение всему человечеству

С 1908 года инквизиция Рима стала называться Конгрегацией доктрины веры. В 2005 году Папой Римским стал Бенедикт XVI, который и возглавлял эту конгрегацию с 1981 года.

Написав работу, я пришла к таким выводам:

. Инквизиция была создана для полного уничтожения свободной мысли у граждан.

. Средневековая церковь была настоящей тоталитарной машиной, которая не собиралась мириться с наличием любых противников.

. Все европейские монархи были в полном подчинении у Папы Римского.

. Инквизиция Испании была оружием веры в руках ничтожных, не имеющих влияния на население, королей.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Арну А. «История инквизиции» 2010.

. Барро М. «Томас Торквемада («Великий Инквизитор»). Его жизнь и деятельность в связи с историей инквизиции» 2007.

. Библия

. Болотов В.В. «Лекции по истории древней церкви» 2004.

. Брокгауз и Ефрон. «Энциклопедический словарь» 1992.

. Будур Н. «Инквизиция. Гении и злодеи» 2008.

. «Всеобщая история государства и права» /Под ред. К.И. Батыр2006.

. Генри Чарльз Ли «История Инквизиции» 1997.

. Горелов Н. «Бич и молот. Охота на ведьм в XVI-XVIII веках» 2010.

. Григулевич И. «Инквизиция» 2001.

. Данэм Б. «Герои и еретики» 2000.

. Карев А., Сомов К. «История христианства» 2002.

. Ковальский Ян Веруш. «Папы и папство» 1992.

. Ли Р. Бейджент М. «Цепные псы церкви. Инквизиция на службе Ватикана» 2009.

. Льоренте Х.А. «Критическая история испанской инквизиции в 2 томах»

. Макарова Н. «Тайные общества и секты» 2008.

. Матвеев П.Е. «Лекции по истории религий» 2012.

. Плейди Д. «Испанская инквизиция» 2009.

. Сабатини Р. «Торквемада и испанская инквизиция» 1998.

. Шпренгер Я, Инститорис Г. «Молот ведьм» 1999.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...