Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие системы образования

ТЕМА 6

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

• Понятие системы образования. • Образовательные учреждения Республики Беларусь. • Управление системой образования в Республике Беларусь.

Основные понятия: социализация, образование, система, система образования.

Понятие системы образования

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек принимает накопленный социальный опыт, преумножает его и передает последующим поколениям. Данное явление, благодаря которому человек становится личностью и обретает способность выполнять социальные функции, получило название социализаци я.

Процесс социализации осуществляется как стихийно, так и целенаправленно, специально созданными для этого институтами и самим человеком.

Целенаправленно организованный процесс управления социализацией называется образованием. Понятие «образование» происходит от слова «образ». Образованиеовладение учащимися определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития (В. А. Сластенин).

Реализация задач образования немыслима без создания соответствующей образовательной системы.

Система – целое, составленное из частей.

Система образования –представляет собой комплекс учебно-воспитательных заведений, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти заведения строятся и работают.

Сама система образования формировалась постепенно. Вплоть до XIX века в качестве основной и самой распространенной была начальная школа. Потом над ней начали надстраиваться более высокие ступени: средние и старшие классы средней общеобразовательной школы.

Процесс приращения к начальной школе новых ступеней и звеньев происходил не только сверху, но и снизу. Так, в XIX веке стала развиваться сеть дошкольных воспитательных учреждений – детских яслей, садов. Жизнь требовала также создания и развития специальных средних и высших учебных заведений для профессиональной подготовки инженерно-технических работников, а также различных специалистов в области культуры и управления. В XIX веке получили распространение профессионально-технические учебные заведения, готовившие квалифицированных рабочих.

С укреплением государственности власть попыталась взять действующие школы под свой контроль. Для этого были созданы специальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями и система образования стала включать в себя два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления образовательными учреждениями.

В настоящее время образование в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и нормами международного права.

Законодательство Республики Беларусь об образовании включает в себя Конституцию Республики Беларусь, Закон «Об образовании в Республике Беларусь», другие законы и нормативно-правовые акты Республики Беларусь.

Система образования формируется государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и направления развития.

Ведущую роль в развитии образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных учреждений, органов управления образованием, с их учетом строятся все образовательные программы.

Принципы – исходные положения, на которые базируются в какой либо деятельности.

Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе «Об образовании в Республике Беларусь»:

- гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей;

- научный характер образования;

- национально-культурная основа образования;

- светский характер образования в государственных образовательных учреждениях;

- демократизм, государственно-общественный характер управления образованием;

- свобода и плюрализм в образовании;

- разнообразие форм организации обучения и воспитания в государственных учреждениях образования, учет особенностей развития и уровня подготовки обучающихся;

- преемственность и непрерывность образования;

- обязательность базового (основного) общего образования.

Сегодня система образования Беларуси включает:

- участников образовательного процесса;

- образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

- учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;

- государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов.

В Республике Беларусь установлены следующие образовательные уровни:

- дошкольное образование;

- базовое общее образование;

- полное (среднее) образование;

- начальное профессиональное (профессионально-техническое) образование;

- среднее профессиональное (среднее специальное) образование;

- высшее образование;

- послевузовское образование.

Единство и непрерывность образования обеспечиваются преемственностью уровней, ступеней и форм обучения, согласованностью стандартов, учебных планов и программ.

С учетом потребностей и возможностей личности образование может быть получено в следующих формах: в учебном заведении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной, самостоятельно – в форме семейного воспитания или самообразования, в виде экстерната с последующей аттестацией. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Для всех форм получения образования в пределах конкретного образовательного уровня действует единый государственный стандарт образования.

Учреждения образования, осуществляющие общеобразовательную и профессиональную подготовку и имеющие свидетельство о государственной аккредитации, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию по соответствующим образовательным уровням, документы государственного образца об уровне образования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...