Формирование основ нравственной культуры личности
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Термин «нравственность» берет свое начало от слова «нравы». По латыни «нравы» – «морас», «мораль». В этике (философская наука, изучающая мораль) понятия мораль и нравственность различны. Мораль – система норм, правил и требований к поведению личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность – совокупность навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Базовыми категориями нравственной культуры личности являются нравственные чувства, сознание, мышление, воля. Нравственное чувство – постоянное эмоциональное ощущение, переживание реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм. Нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные чувства, сознание, мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно-чувственное переживание; нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения; выбор и принятие решений; волевой стимул – поступок. Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Правило, имеющее общий характер носит название нравственной нормы.
Исходное начало, которому подчинены нормы – нравственные принципы. Понятия морали, имеющие всеобщий характер называются нравственными категориями (добро, справедливость, долг, честь, счастье и др.). Нравственный идеал – образец нравственного поведения. Формирование нравственной культуры личности осуществляется в процессе нравственного воспитания. Нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения, преодоления противоречий, процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Под нравственным воспитанием можно понимать и совместную деятельность учителя и учеников по формированию нравственных чувств, этических знаний, навыков и привычек культурного поведения, формирование опыта моральных (нравственных) отношений в обществе. Исходя из данного определения компонентами нравственного воспитания являются: - формирование нравственных отношений в классе, школе; - этическое образование учащихся; - формирование опыта нравственного поведения. Содержание работы по нравственному воспитанию включает в себя формирование следующих моральных отношений: - отношение к Родине – патриотизм, интернационализм, любовь к природе и потребность ее охранять, национальная гордость; - отношение к обществу – уважение правовых основ общества; - отношение к труду – организованность, трудолюбие, умение работать в коллективе, ответственность, деловитость, инициативность; - отношение к людям – чувство ответственности, такт, правдивость, уважение к людям другого пола, порядочность; - отношение к себе – скромность, честность, гордость, самокритичность и др. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.
О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду, сочувствию. Нравственная воспитанность характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку. О нравственной воспитанности говорит наличие сильной воли, способности осуществлять контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве, решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.
Гражданское воспитание в системе формирования Базовой культуры личности
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе: внутреннюю свободу и уважение к государственной власти; любовь к Родине и стремление к миру; чувство собственного достоинства и дисциплинированность; проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание личности, однако для достижения их гармонии необходимо целенаправленное воспитание. Становление гражданственности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественной организацией, так и объективными условиями функционирования общества. Содержание воспитательной работы включает: воспитание чувства ответственности за свой дом, порядок в нем; формирование ответственности за судьбу Отечества; усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовывать их в повседневной жизни; стимулирование политической, экономической, социальной активности, развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности; формирование правосознания, законопослушания и чувства патриотизма.
Критерии сформированности гражданской культуры: - наличие знаний о Конституции Республики Беларусь, гражданских правах и обязанностях, об особенностях гражданского общества; - законопослушность (уважение законов); - готовность к активному участию в жизни общества; - осознание своих прав и обязанностей; - сформированность потребности отстаивать интересы Республики Беларусь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|