экология как социальное явление.
Образование как объект социального изучения Социология образования - раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальную политику в области образования, ценностные ориентации специалистов, образовательные системы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспечения образовательных учреждений и т. п.). В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей. Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.
Врожденных социальных программ личности не существует. В обществе не может быть независимого от общества человека, поведение любого человека обуславливается и контролируется социальной средой посредством культурных накоплений, таких как язык общения, социальные институты, традиции, обычаи и др. В ходе учебно-воспитательного процесса создается уникальная возможность сохранить и приумножить культурный пласт общества. Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений. Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Социология представляет собой целостную систему социологических знаний, состоящую из 3 уровней: 1. общесоциологический (общетеоретический) уровень; 2. специальные (частные) социологические теории 3. эмпирические социологические исследования. Социология образования может быть представлена в виде двух структур: 1. теоретико-концептуальное содержание: · основные категории: культура, образование, воспитание, социализация, учение, личность; · направления исследований и концептуализации: социальная детерминация образования, социокультурная организация сферы образования, эффективность образования; 2. проблемно-тематическое содержание: культурогенез личности в образовании, динамика сферы образования, содержание образования, социальные институты в сфере образования, социальная структура сферы образования, регуляция и управление образованием, диагностика в
образовании, инновационные процессы в образовании, влияние образования на другие сферы общественной жизни. Экономика как социальный институт Экономика как социальный институт общества тесно связана с его социальной структурой. Экономические отношения определяют положение социальных групп, закрепляют их глубинные социальные связи, определяют характер взаимодействия. В этом смысле экономика символизирует основу общества, его прочность, устойчивость. Экономика как социальный институт регулирует отношения в сфере хозяйст-венной деятельности (производство, распределение благ и услуг, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда, трудовая деятельность, рынок, собственность и т. п.). Эко-номические институты наряду с базовым институтом собствен-ности включают множество особых устойчивых практик (систем отношений), которые мы характеризуем как финансовые, произ-водственные, маркетинговые, организационно-управленческие (менеджментарные) институты. Экономическая социология. Экономические явления, процессы с точки зрения внутренних закономерностей их развития изучаются экономическими науками, социологию интересует место и роль экономики в системе общественных связей. Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь, стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Социолог изучает социальное в сфере экономики: субъектов, носителей экономических отношений, их взаимодействие, ролевое поведение, организационно-нормативные формы его закрепления, социальные механизмы, вызывающие функционирование, развитие в экономике. В отличие от э кономического подхода, при котором человек рассматривается как элемент трудовых ресурсов, как условие производства, социологический подход рассматривает человека как субъекта экономических и социальных процессов. Таким образом, социология интересуется прежде всего социальным поведением человека в различных экономических действиях. Эта специальная отрасль социологии называется экономической социологией.
Экономическая социология — направление социальных исследований, предполагающее анализ экономической деятельности с позиций социальной теории. Это особый подход, опирающийся на специфические представления о действии человека, развитии хозяйства и общества. экология как социальное явление. Социальная экология — наука, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, практические проблемы ее охраны. Она включает в своѐ содержание различные географические, социальные, экономические, философские и другие проблемы, прямо или косвенно относящиеся к теме «общество — окружающая среда». Таким образом, объектом изучения социальной экологии являются социоэкосистемы различного масштаба: локальные (местные), региональные (в границах определенной территории, устанавливаемой на основе экологических, географических, социально-экономических критериев) и глобальная (планетарная), включающая географическую оболочку Земли, биосферу, все человечество Специфика социоэкосистем определяется способом взаимодействия составляющих ее гео-, эко- и социосистеме. Если придерживаться принципов экологического подхода, то общество в данном случае предстает как центральная система, а гео- и биосфера — как внешняя (природная) среда, связанная с биосферой, имеет большие возможности расширения. Взаимодействие общества и природы характеризуется не только усилением влияния человечества, его техники на природную среду, но и возрастанием реакции природной среды на это влияние. Изменения природной среды, произошедшие из-за деятельности человека, стали сказываться на самых различных сторонах общественной жизни. Произошло переплетение социальных и природных (гео-и экологических) систем на нашей планете, сформировались системы особого класса — социоэкосистемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|