Глава II. Практическая реализация механизмов управления персоналом в учреждениях культуры на примере ЦБ г. Пушкин
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 культура кадровый персонал управление В данной главе представлена программа развития кадровой работы в ЦБ г. Пушкина (Ленинградская область). Первый этап: Аккумуляция имеющегося опыта работы, его аналитическое осмысление. ЦБ имеет достаточно емкий опыт работы по такому важному аспекту, как работа с кадрами. Данная программа охватывала временные рамки с 2007 г. по 2011 г., хотя эта работа и все предыдущие годы велась достаточно активно. Но с 2007 г. возникла система работы с кадрами, которая развивается и по сей день и включает в себя следующие параметры: популяризация профессии библиотекаря; работа по подготовке специалистов; привлечение специалистов к управлению, стимулирование творческого процесса; социальная защита коллектива. Все направления развивались на основе анализа сложившейся ситуации. Толчком для развития некоторых служили кризисные и возникавшие проблемы, которые ставили перед нами экономические и социальные условия. В настоящее время в ЦБ работает 146 специалистов. Анализируя изменения по образовательному уровню специалистов ЦБ и по стажу работы нужно отметить, что деятельность в области кадровой политики дала положительные результаты. Если в 2007 году в ЦБ работало 80 человек с библиотечным образованием и 64 человека с каким-либо другим, то в 2008 г. эти цифры изменились: с библиотечным образованием - 90 человек, с каким-либо другим - 56 человек. Причем, нужно учесть, что в 2007 г. из сотрудников, не имеющих библиотечного образования, обучались заочно в специальных учебных заведениях 21 человек, в 2008 г. - 28 человек. Учитывая эти данные, необходимо усилить заинтересованность сотрудников в результатах своего труда и стимулировать получение специального образования. Этого можно достичь через определенную кадровую политику, чему и посвящена данная программа.
Второй этап. Популяризация профессии библиотекаря Основная роль в работе по популяризации профессии библиотекаря отводится СМИ. Это тесные контакты с местным TV, радио, городской газетой, многотиражными изданиями. Наряду с материалами информационного плана, в СМИ идет освещение жизни библиотечных коллективов. Жители города ознакомлены с работой библиотеки, проведением библиотечных праздников. Хороший эффект ЦБ получает от работы учебно-консультационных пунктов по профессии «Библиотекарь» (УПК) и шестимесячных курсов библиотекарей, организованных в 2009 году. УПК ориентированы на учащихся 10-11 классов. Занятия проводятся по специально разработанной программе в течение 2-х лет. В этот период школьники изучают теорию и практику библиотечного дела, затем, после сдачи экзаменов, получают удостоверения. По той же схеме работают и шестимесячные курсы библиотекарей, но ориентированы они уже на девушек, имеющих среднее образование и желающих работать по профессии «библиотекарь». Особенности этой формы работы в том, что каждый учащийся пишет курсовую работу по заданной теме и защищает ее перед комиссией. Уровень этих работ достаточно высок и в организационно-методическом отеле создан фонд курсовых работ, которые используются в работе библиотеки. Проведение Дня библиотек подробно освещается в СМИ, сотрудники получают поздравления от своих коллег, официальных лиц и друзей. В коллективе ЦБ за многие годы сложилась своя и, довольно массивная, система повышения квалификации. Система повышения квалификации работников ЦБ г. Пушкина приведена в таблице 1.
Таблица 1 Система повышения квалификации работников ЦБ
Работой по подготовке специалистов занимается несколько библиотечных структур. Это: Административный корпус Организационно-методический отдел Другие специализированные отделы (и в первую очередь - информационно-библиографический отдел, отдел организации досуга, отдел маркетинга, отдел обработки и др.) В их составе высококвалифицированные специалисты. Важной особенностью системы является то, что она многоуровневая, основанная на дифференциальном обучении. Диапазон обучающихся широк: от библиотекарей, только что вошедших в профессию, до руководителей 16 разряда. Ее отличает и многообразие форм и методов, которые, безусловно, изменяются. Действующая система повышения квалификации - четырехступен-чатая: . Первоначальная подготовка к библиотечной работе, рассчитанная на новых сотрудников с не библиотечным образованием и молодых специалистов. . Актуализация знаний основного персонала, т.е. библиотекарей стажистов. . Переподготовка и подготовка «резерва» кадров в связи с изменениями направлений работы и в перспективе продвижением в должности. . Обучение высококвалифицированных специалистов, руководителей. Конечно, на практике эти уровни так четко не разграничиваются. Для каждой группы нет отдельного плана по непрерывному обучению, хотя попытки систематизировать работу с начинающими библиотекарями уже есть. В сегодняшней ситуации приоритетными стали направления: Повышение уровня профессиональной компетентности сотрудников Пробуждение способности самостоятельно наблюдать, анализировать, находить решения в различных ситуациях Формирование информационной культуры специалистов в системе непрерывного образования. Приоритетным выделилось информационное направление, поскольку сегодня многие библиотечные структуры находятся в состоянии информационного вакуума. Еще в 2008 году разработана методика сбора и распространения информации об опыте работы библиотек. На нее работают:
Информационная площадка «Профессиональный библиотечный круг чтения». «Банк деловой информации библиотечному специалисту». Информлистки «Статья, которую необходимо прочитать», «Информация для Вашей работы». Формирование подборок «Методпакет - 2006». Формирование банка сценарных материалов «Библиообмен». Фонд творческих и курсовых работ. Издания по обобщению опыта. Вот уже три года за каждым филиалом и подразделением закреплен библиограф-куратор. Эта работа принесла положительные результаты - прежде всего, консолидируются усилия по основным направлениям библиографической деятельности: идет профессиональный обмен опытом, который обобщается и отражается в фонд папочного материала, ведется печатная база неопубликованных материалов по ЦБ. Приоритетным можно назвать и стимулирование библиотекарей к новаторству. Поддержка и развитие новаторства проходит стратегической линией по всей системе повышения квалификации. При ЦБ г. Пушкина создана «Комиссия по инновациям», возглавляемая администрацией. В итоге ее деятельности издание и тиражирование работ признанных инновациями. Оформлена новая информационная площадка для специалистов-библиотекарей «В эпицентре перемен...» с предоставлением материалов по новаторству в работе с читателем, новым поворотом в массовых формах пропаганды книги, новой библиотечной терминологии, в изменении приоритетов и ориентиров и т.д. Реализация системы подготовки специалистов идет через различные формы: профессиональное чтение; работа на семинарах и практикумах; выезды в командировки; участие в профессиональных конкурсах; в деятельности совещаний и советах при директоре; специализированные группы специалистов «Резерв кадров», «Мозговая атака» (см. таблицу 1), ведущую роль занимает профессиональное чтение. Несмотря на недостаточное комплектование материалами в помощь библиотекарям, на проблему дефицита информации, продолжается проработка новинок библиотечной печати. Библиотечным работникам представлено 7 названий периодических изданий.
Реализация системы повышения квалификации основывается на следующих факторах: желание и готовность коллектива повысить уровень своей профессиональной компетенции; привлечение специалистов со стороны; отлаженная форма подачи материалов. Главное изменение в форме подачи материалов - переход к активным, требующим участия каждого, формам, т.е. от общего семинара к практикуму, тренингу, «мастер-классу». Третий этап. Привлечение специалистов к управлению. Стимулирование творческого процесса. Разумная коллегиальность в управлении всегда приводила к положительному эффекту, т.к. в этом случае используется большой творческий потенциал и опыт работы ведущих специалистов. Более того, решения администрации, согласованные и принятые коллегиальным органом, как правило, в большей степени объективны. В ЦБ г. Пушкина традиционно привлечение руководителей ЦБ к управлению системой и обеспечение гласности результатов работы. Это достигалось через деятельность ряда комиссий и рабочих групп. Основные вопросы и вся важная для жизнедеятельности системы информация выносится на совещание при директоре, в котором участвуют все руководители подразделений ЦБ. Они проводятся ежеквартально и в их повестку вводятся следующие вопросы: итоги работы ЦБ, финансовая деятельность дирекции, анализ работы за отчетный период и т.д. Роль более рабочего и более гибкого органа участия в управлении играет совет при директоре. Он состоит из 15 человек ведущих специалистов ЦБ и заседает 6 раз в год, рассматривая вопросы работы отдельных подразделений ЦБ и работу по определенным аспектам, а также результаты различных исследований и т.д. Совет при директоре уполномочен принимать решения и рекомендации и представлять их на утверждение директору ЦБ. Кроме многоаспектных, существуют целевые комиссии и группы, которые работают по определенным направлениям: Инновационная комиссия - занимается стимулированием и рассмотрением инновационного процесса. Стремление к новому, передовому в практике библиотечного дела - яркое свидетельство жизнеспособности коллектива. Редакционная комиссия сформировалась в связи с развитием практической базы интересного опыта работы и его аналитическим осмыслением. Кроме того, возникла необходимость систематизации и отбора материалов, представленных к изданию подразделениями ЦБ. Комиссия из 7 человек работает достаточно интенсивно, регулируя и анализируя материалы, представленные к изданию.
Аспектом работы с кадрами, а именно - определением разрядов по ЕТС сотрудникам занимается Аттестационная комиссия. Участие в ней дает возможность специалистам знакомиться с квалификационными требованиями, лучше знать кадровый состав ЦБ. Совет по комплектованию ведет вопросы комплектования и использования книжных фондов. Члены совета определяют профили комплектования, ставят вопросы сохранности книжных фондов. Таким образом, привлечение специалистов к решению ключевых проблем жизнедеятельности ЦБ, проходит в системе, которая охватывает все наиболее важные стороны ее деятельности, давая возможность сотрудникам ощутить причастность к становлению и развитию ЦБ и создавая приток свежих идей, что стимулирует движение вперед. Четвертый этап. Социальная защита и материальное стимулирование коллектива. Сотрудники получают лечебные пособия, надбавки за выслугу лет, дополнительные дни к очередным отпускам. С 2009 года сотрудники ЦБ получают материальную помощь в размере 50% к окладу, выделяются льготные санаторные путевки, бесплатные новогодние подарки для детей и для первоклассников, льготные проездные билеты, выделены 4-х комнатная квартира и однокомнатная под общежитие для молодых специалистов. Традиционно в ЦБ проводятся праздники, в т.ч. и семейные. Ежегодно администрация ЦБС дает представление на награждение лучших сотрудников. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что работа с кадрами в ЦБ ведется в системе, с использованием всех основных форм и методов. Разрабатываются и внедряются новые формы работы, которые требуют развития на перспективу. Данный анализ позволяет разработать программу дальнейшей деятельности ЦБ в области кадровой политики.
Заключение
Переходный период, переживаемый сегодня, принес в сферу культуры противоречивые, деструктивно - конструктивные процессы и тенденции. Ослаблены интересы к традиционным формам и видам культурной деятельности. Не созданы защитные механизмы культуры со стороны государства. Не всегда обеспечиваются государственные гарантии по свободному доступу некоторых слоев населения к культурным благам и ценностям. Социально - экономическая эффективность деятельности многих учреждений культуры падает. Работники культуры заняли самую низкую ступень по шкале социального обеспечения среди персонала бюджетных организаций. Не секрет, что эффективное развитие персонала в современных организациях выдвинулось в число практических задач, факторов, экономического успеха. Оно призвано обеспечить благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественное признание своих достижений. Своевременное комплектование кадрами всех ключевых подразделений организации становится невозможным без четкого планирования, разработки и реализации кадровой политики. Кадры являются самым значительным ресурсом любого общества, любой страны и любой организации. Недаром в западных экономически развитых странах, говоря об управлении кадрами, подразумеваются именно «людские ресурсы». Сегодня эффективно управлять кадрами можно только при обязательном использовании современных научных исследований в области менеджмента и управления персоналом как одного из его направлений. Актуальной эта проблема является и в отношении всей системы деятельности учреждений культуры Российской Федерации. Список литературы
1. Антонюк Г. А. Социальное проектирование (некоторые методологические аспекты). - Минск, 2000. 2. Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирование культурной деятельности. - М., 2008. . Гольцов Г.Г. Проектирование социально-культурной деятельности. - Орел, 1996. . Законодательная политика и правовое регулирование в сфере культуры: аннот. библиогр. указ./ М-во культуры Рос. Федерации, Рос. ин-т культурологии. - М., 2006. . Законодательство о культуре: [Сборник/ Сост. Б. Букреев]. - М., 2011. . Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учеб. пособие.- М., 2011. 7. Мосалев Б.Г. Социокультурное многообразие: 0пыт целостного осмысления.- М., 2007. 8. Муниципальные публичные библиотеки. Пути взаимодействия. Справочник. Новоуральск, 2007. 9. Программирование культурного развития: региональные аспекты: сб. науч. трудов.- М., 1993. Вып. 2 10. Социально-культурная деятельность: Поиска, проблемы, перспективы: Сборник статей.- М., 2007. 11. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. - С.- Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб., 2007. . Управление социально-культурным учреждением: Межвуз. сб. науч. тр./Свердл. юрид. ин-т им. Р.А. Руденко; Редкол.: Э.Н. Ренов (Отв. ред.) и др. - Свердловск, 2010. . Учреждения социальной защиты: Направления и порядок работы/ Сост. Сергунькин Н. - М., 2000. . Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. Монография / По заказу НИИ культуры. - М., 2011.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|