Стандарты на различные системы менеджмента
В настоящее время, одной из ключевых концепций развития является концепция устойчивого развития. В стандарте ISO 9004:2009 (ГОСТ Р ИСО 9004-2010) раскрываются рекомендации по обеспечению устойчивого развития для организаций. В соответствии с ISO 9004:2009 «устойчивый успех организации достигается за счёт её способности отвечать потребностям и ожиданиям своих потребителей и других заинтересованных сторон на долговременной основе и сбалансированным образом». Т.е. важнейшим условием обеспечения устойчивого развития организации является удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон. Стандартом ISO 9004:2009 выделяют следующие пять заинтересованных сторон: 1. Потребители, для которых наибольшее значение имеет качество, цена и своевременность поставки продукции. 2. Владельцы/акционеры, которые ожидают от компании устойчивой рентабельности и прозрачности бизнеса. 3. Работники организации, которые заинтересованы в том, чтобы компания, в которой они работают, предоставила им хорошие условия труда, гарантии занятости, нематериальные поощрения и денежные вознаграждения. 4. Поставщики и партнёры, которые ожидают от совместных сделок взаимной выгоды и преемственности. 5. Общество, которое ожидает от компании защиты окружающей среды, этичного поведения, а также выполнения законодательных и нормативных требований. Для удовлетворения потребностей каждой из заинтересованной стороны сегодня разработаны специальные международные стандарты, предъявляющие требования к соответствующим системам менеджмента: 1. Для учёта потребностей ПОТРЕБИТЕЛЕЙ разработана система менеджмента качества, требования к которой установлены в стандарте ISO 9001:2015. Данный стандарт своей главной целью ставит повышение удовлетворённости потребителей и обеспечение соответствия продукции требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям.
В области менеджмента качества разработаны следующие международные стандарты: 1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. 2. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. 3. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. 2. Для учёта потребностей ВЛАДЕЛЬЦЕВ/АКЦИОНЕРОВ могут быть внедрены следующие системы менеджмента: 1) система менеджмента для управления активами (система управления активами), требования к которой установлены в стандарте ИСО 55001 (ГОСТ Р ИСО 55.0.02-2014 «Управление активами. Национальная система стандартов. Системы менеджмента. Требования»). Использование данной системы гарантирует, что цели будут достигаться точно и стабильно. Внедрение стандарта позволит улучшить показатели рентабельности инвестиций и обеспечить сокращение затрат одновременно с сохранением номинальной стоимости активов, без ущерба реализации краткосрочных и долгосрочных целей. В области менеджмента активов разработаны следующие международные стандарты: 1. ГОСТ Р 55.0.02-2014. Управление активами. Национальная система стандартов. Системы менеджмента. Требования. 2. ГОСТ Р 55.0.05-2016. Управление активами. Повышение безопасности и надежности активов. Требования. 3. ГОСТ Р 55.0.03-2014. Управление активами. Национальная система стандартов. Системы менеджмента. Руководство по применению ISO 55001. 4. ГОСТ Р 55.0.01-2014. Управление активами. Национальная система стандартов. Общее представление, принципы и терминология. 5. ГОСТ Р 55.0.00-2014. Управление активами. Национальная система стандартов. Основные положения.
2) система менеджмента бережливого производства, требования к которой установлены в стандарте ГОСТ Р 56404-2015 «Бережливое производство. Требования к системам менеджмента». Данная система ориентирована на постоянное повышение эффективности деятельности по созданию ценности для всех заинтересованных сторон и сокращению непроизводительных затрат. В области бережливого производства разработаны следующие международные стандарты: 1. ГОСТ Р 56404-2015. Бережливое производство. Требования к системам менеджмента. 2. ГОСТ Р 56405-2015. Бережливое производство. Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки. 3. ГОСТ Р 56406-2015. Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента. 4. ГОСТ Р 56407-2015. Бережливое производство. Основные методы и инструменты. 5. ГОСТ Р 56906-2016. Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S). 6. ГОСТ Р 56907-2016. Бережливое производство. Визуализация. 7. ГОСТ Р 56908-2016. Бережливое производство. Стандартизация работы. 8. ГОСТ Р 56020-2014. Бережливое производство. Основные положения и словарь. 3) система менеджмента информационной безопасности, требования к которой установлены в стандарте ISO/IEC 27001 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования»). Целью построения данной системы является защита информационных активов и предотвращение финансового ущерба и существенных затруднений в деятельности организации, возможных в случае нарушения информационной безопасности, например несанкционированного проникновения (атаки хакеров). В области информационной безопасности разработаны следующие международные стандарты: 1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования. 2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27002-2012. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Свод норм и правил менеджмента информационной безопасности. 3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27003-2012. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Руководство по реализации системы менеджмента информационной безопасности.
4. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27004-2011. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент информационной безопасности. Измерения. 5. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27005-2010. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент риска информационной безопасности. 6. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2008. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента информационной безопасности. 7. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27007-2014. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Руководства по аудиту систем менеджмента информационной безопасности. 3. Для удовлетворения потребностей РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ компания может внедрить следующие системы менеджмента: 1) систему менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, требования к которой установлены в стандарте OHSAS 18001 (ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования»). Данная система ориентирована на устранение или минимизацию рисков для работников, которые могут подвергаться опасностям производственных факторов в процессе осуществления своей деятельности. Рекомендации по внедрению системы менеджмента БТиОЗ представлены в стандарте: OHSAS 18002:2008. Системы менеджмента БТиОЗ. Руководство по внедрению OHSAS 18001:2007. 2) систему менеджмента социальной ответственности, требования к которой установлены в международном стандарте SA 8000: 2014 «Социальная ответственность 8000». Система менеджмента социальной ответственности ориентирована на улучшение условий труда, повышение заинтересованности работников, формирование благоприятного морального климата в коллективе, т.е. на удовлетворение в целом всех социальных потребностей работников. Рекомендации по достижению социальной ответственности представлены в стандарте: ГОСТ Р ИСО 26000 (ISO 26000:2010). Руководство по социальной ответственности.
4. Для удовлетворения потребностей ПОСТАВЩИКОВ И ПАРТНЁРОВ компания может внедрить систему менеджмента безопасности цепи поставок, требования к которой представлены в стандарте ISO 28000 (ГОСТ Р 53663-2009 «Система менеджмента безопасности цепи поставок. Требования»). Стандарт устанавливает требования к ключевым аспектам обеспечения безопасности цепи поставок, определяет требования безопасности в процессе передачи товаров между различными видами транспорта и местами нахождения. В области менеджмента безопасности цепи поставок разработаны следующие международные стандарты: 1. ГОСТ Р 53663-2009 (ISO 28000:2005). Система менеджмента безопасности цепи поставок. Требования. 2. ГОСТ Р 53661-2009 (ISO 28004:2006). Система менеджмента безопасности цепи поставок. Руководство по внедрению. 3. ГОСТ Р 53662-2009 (ISO 28001:2006). Система менеджмента безопасности цепи поставок. Наилучшие методы обеспечения безопасности цепи поставок. Оценки и планы. 5. Для удовлетворения потребностей ОБЩЕСТВА компания может внедрить следующие системы менеджмента: 1) систему экологического менеджмента, требования к которой установлены в стандарте ISO 14001:2015 (ГОСТ Р ИСО 14001-2016 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению»). Цель стандарта – предложить организациям подход для защиты окружающей среды путём предотвращения или смягчения неблагоприятных экологических воздействий. В области экологического менеджмента разработаны следующие международные стандарты: 1. ГОСТ Р ИСО 14001-2016. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению. 2. ГОСТ Р ИСО 14004-2007. Система экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования. 3. ГОСТ Р ИСО 14005-2013. Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по поэтапному внедрению системы экологического менеджмента с использованием оценки экологической результативности. 4. ГОСТ Р ИСО 14006-2013. Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по включению экологических норм при проектировании. 5. ГОСТ Р ИСО 14015-2007. Экологический менеджмент. Экологическая оценка участков и организаций 6. ГОСТ Р ИСО 14020-2011. Этикетки и декларации экологические. Основные принципы. 7. ГОСТ Р ИСО 14021-2000. Этикетки и декларации экологические. Самодекларируемые экологические заявления (экологическая маркировка по типу II). 8. ГОСТ Р ИСО 14024-2000 Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры. 9. ГОСТ Р ИСО 14031-2001 Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования. 10. ГОСТ Р ИСО 14031-2016. Экологический менеджмент. Оценка экологической эффективности. Руководство по оценке экологической эффективности.
11. ГОСТ Р ИСО 14034-2016. Экологический менеджмент. Верификация технологий защиты окружающей среды. 12. ГОСТ Р ИСО 14040-2010. Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура. 13. ГОСТ Р ИСО 14041-2000 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ. 14. ГОСТ Р ИСО 14042-2001 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия жизненного цикла. 15. ГОСТ Р ИСО 14043-2001 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация жизненного цикла. 16. ГОСТ Р ИСО 14044-2007. Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Требования и рекомендации. 17. ГОСТ Р ИСО 14045-2014. Экологический менеджмент. Оценка экологической эффективности продукционных систем. Принципы, требования и руководящие указания. 18. ГОСТ Р ИСО/ТС 14048-2009. Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Формат документирования данных. 19. ГОСТ Р ИСО 14050-2009. Менеджмент окружающей среды. Словарь. 20. ГОСТ Р ИСО 14051-2014. Экологический менеджмент. Учет затрат на материальные потоки. Общие принципы. 21. ГОСТ Р ИСО 14063-2007. Экологический менеджмент. Обмен экологической информацией. Рекомендации и примеры. 22. ГОСТ Р 55267-2012. Системы экологического менеджмента. Рекомендации по применению при разработке и освоении инновационной продукции. 23. ГОСТ Р 57326-2016. Экологический менеджмент. Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции.
2) систему энергетического менеджмента, требования к которой установлены в стандарте ISO 50001 (ГОСТ Р ИСО 50001-2012 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению»). Целью данной системы является достижение высокого уровня энергоэффективности предприятий. В области энергетического менеджмента разработаны следующие международные стандарты: 1. ГОСТ Р ИСО 50001-2012 (ISO 50001:2011). Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению. 2. ISO 50002:2014. Энергетический аудит. Требования и руководство по применению. 3. ISO 50003:2014. Системы энергетического менеджмента. Требования к органам аудита и сертификации систем энергетического менеджмента. 4. ISO 50004:2014. Системы энергетического менеджмента. Руководство по внедрению, сопровождению и улучшению системы энергетического менеджмента. 5. ISO 50006:2014. Системы энергетического менеджмента. Измерение характеристик энергопотребления с помощью базового плана и ключевых показателей энергопотребления. Общие принципы и руководство. 6. ISO 50015:2014. Системы энергетического менеджмента. Измерение и контроль характеристик энергопотребления организаций. Общие принципы и руководство. 3) систему менеджмента непрерывности бизнеса, требования к которой представлены в стандарте ISO 22301:2012 (ГОСТ Р ИСО 22301-2014 «Системы менеджмента непрерывности бизнеса. Общие требования»). Непрерывность бизнеса, отсутствие разрушительных инцидентов и чрезвычайных ситуаций в организации являются основой для устойчивости общества. Стандарт содержит требования к системе менеджмента для защиты от инцидентов, снижения вероятности их реализации, подготовки ответных действий и восстановления после инцидентов при их возникновении. В области менеджмента непрерывности бизнеса разработаны следующие международные стандарты: 1. ГОСТ Р ИСО 22301-2014. Системы менеджмента непрерывности бизнеса. Общие требования. 2. ГОСТ Р 53647.3-2015. Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 3. Руководство по обеспечению соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 22301. 3. ГОСТ Р 53647.9-2013. Менеджмент непрерывности бизнеса. Управление организацией в условиях кризиса. 4. ГОСТ Р 53647.6-2012. Менеджмент непрерывности бизнеса. Требования к системе менеджмента персональной информации для обеспечения защиты данных. 5. ГОСТ Р 53647.5-2012. Менеджмент непрерывности бизнеса. Готовность к опасным ситуациям и инцидентам. 6. ГОСТ Р 53647.8-2013. Менеджмент непрерывности бизнеса. Управление человеческими ресурсами. 7. ГОСТ Р 53647.4-2011. Менеджмент непрерывности бизнеса. Руководящие указания по обеспечению готовности к инцидентам и непрерывности деятельности. 8. ГОСТ Р 53647.2-2009. Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 2. Требования. 9. ГОСТ Р 53647.1-2009. Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 1. Практическое руководство.
Таким образом, для обеспечения устойчивого развития компания может внедрить на предприятии интегрированную систему менеджмента (ИСМ), в которой учтены требования двух или более стандартов, направленных на удовлетворение потребностей заинтересованных сторон (рис. 1). Рис. 1. Структура интегрированной системы менеджмента, ориентированной на учёт требований всех заинтересованных сторон В интегрированных системах менеджмента основополагающей системой, на базе которой строятся все остальные системы менеджмента, является система менеджмента качества, разработанная в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2015. Для того, чтобы облегчить организациям внедрение СМК, пояснить особенности толкования и реализации требований для различных типов предприятий на сегодняшний день разработаны специальные стандарты, в которых представлены особенности внедрения системы менеджмента качества в различных отраслях. На сегодняшний день разработаны требования к следующим отраслевым системам менеджмента качества: 1. Система менеджмента качества в сфере образования. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р 52614.2 – 2006. «Системы менеджмента качества. Руководящие указанию по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования». 2. Система менеджмента органов власти. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р 56577-2015 «Системы менеджмента качества органов власти. Требования», который вступил в силу 01.05.2016 г. 3. Система менеджмента местных органов власти. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р ИСО 18091-2016 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ISO 9001:2008 в местных органах власти», который будет введён с 01.06.2017 г., а до этого момента действует стандарт ГОСТ Р 52614.4-2007. 4. Система менеджмента качества в органах местного самоуправления. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р 52614.4-2007 «Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в органах местного самоуправления». 5. Система менеджмента качества предприятий, предоставляющих услуги связи. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р 53733-2009 «Системы менеджмента качества предприятий, предоставляющих услуги связи. Требования». 6. Система менеджмента качества в учреждениях здравоохранения. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р 53092-2008 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению процессов в учреждениях здравоохранения». 7. Система менеджмента качества в организациях, предоставляющих услуги населению. Модель системы обеспечения качества услуг представлена в стандарте ГОСТ Р 50691-2013 «Услуги населению. Модель системы обеспечения качества услуг». 8. Система менеджмента качества в растениеводстве. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р ИСО 22006-2012 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ИСО 9001:2008 в растениеводстве». 9. Система менеджмента качества в строительстве. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р 55048-2012 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в строительстве». 10. Система менеджмента качества в области метеорологического обслуживания авиации. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р 54049-2010 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в области метеорологического обслуживания авиации». 11. Система менеджмента качества в организациях, производящих медицинские изделия. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ ISO 13485-2011 «Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Системные требования для целей регулирования». 12. Система менеджмента качества в организациях, поставляющих продукцию и предоставляющих услуги в нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р ИСО/ТУ 29001-2007 (ISO/TS 29001:2003) «Менеджмент организации. Требования к системам менеджмента качества организаций, поставляющих продукцию и предоставляющих услуги в нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности». 13. Система менеджмента качества организаций, являющихся внутренними и внешними поставщиками ОАО «Газпром». Требования к данной системе представлены в стандарте СТО Газпром 9001-2012 «Системы менеджмента качества. Требования». 14. Система менеджмента качества в организациях, выпускающих нанопродукцию. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р 54338-2011 «Системы менеджмента качества в организациях, выпускающих нанопродукцию. Требования». 15. Система менеджмента качества в организациях, осуществляющих выпуск космической техники и оказывающих космические услуги. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р 56518-2015 «Техника космическая. Требования к системам менеджмента качества организаций, участвующих в создании, производстве и эксплуатации», вступившим в силу с 01.01.2016 г. 16. Система менеджмента качества организаций, осуществляющих производство авиационной, космической и оборонной продукции. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р ЕН 9100-2011 (EN 9100:2009). «Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования». 17. Система менеджмента качества организаций, осуществляющих разработку, производство, поставку, ремонт и утилизацию оборонной продукции. Требования к данной системе представлены в государственном военном стандарте ГОСТ РВ 0015-002-2012 «Система разработки и поставки на производство военной техники. Системы менеджмента качества. Общие требования». 18. Система менеджмента качества в автомобильной промышленности. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 (ISO/TS 16949:2009) «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части». Таким образом, в настоящее время, практически для каждого типа предприятий разработаны специальные стандарты, конкретизирующие и раскрывающие особенности внедрения СМК в данной конкретной отрасли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|