Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стандарты на различные системы менеджмента

 

В настоящее время, одной из ключевых концепций развития является концепция устойчивого развития.

В стандарте ISO 9004:2009 (ГОСТ Р ИСО 9004-2010) раскрываются рекомендации по обеспечению устойчивого развития для организаций. В соответствии с ISO 9004:2009 «устойчивый успех организации достигается за счёт её способности отвечать потребностям и ожиданиям своих потребителей и других заинтересованных сторон на долговременной основе и сбалансированным образом». Т.е. важнейшим условием обеспечения устойчивого развития организации является удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон.

Стандартом ISO 9004:2009 выделяют следующие пять заинтересованных сторон:

1. Потребители, для которых наибольшее значение имеет качество, цена и своевременность поставки продукции.

2. Владельцы/акционеры, которые ожидают от компании устойчивой рентабельности и прозрачности бизнеса.

3. Работники организации, которые заинтересованы в том, чтобы компания, в которой они работают, предоставила им хорошие условия труда, гарантии занятости, нематериальные поощрения и денежные вознаграждения.

4. Поставщики и партнёры, которые ожидают от совместных сделок взаимной выгоды и преемственности.

5. Общество, которое ожидает от компании защиты окружающей среды, этичного поведения, а также выполнения законодательных и нормативных требований.

Для удовлетворения потребностей каждой из заинтересованной стороны сегодня разработаны специальные международные стандарты, предъявляющие требования к соответствующим системам менеджмента:

1. Для учёта потребностей ПОТРЕБИТЕЛЕЙ разработана система менеджмента качества, требования к которой установлены в стандарте ISO 9001:2015. Данный стандарт своей главной целью ставит повышение удовлетворённости потребителей и обеспечение соответствия продукции требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям.

В области менеджмента качества разработаны следующие международные стандарты:

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования.

2. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

3. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества.

2. Для учёта потребностей ВЛАДЕЛЬЦЕВ/АКЦИОНЕРОВ могут быть внедрены следующие системы менеджмента:

1) система менеджмента для управления активами (система управления активами), требования к которой установлены в стандарте ИСО 55001 (ГОСТ Р ИСО 55.0.02-2014 «Управление активами. Национальная система стандартов. Системы менеджмента. Требования»). Использование данной системы гарантирует, что цели будут достигаться точно и стабильно. Внедрение стандарта позволит улучшить показатели рентабельности инвестиций и обеспечить сокращение затрат одновременно с сохранением номинальной стоимости активов, без ущерба реализации краткосрочных и долгосрочных целей.

В области менеджмента активов разработаны следующие международные стандарты:

1. ГОСТ Р 55.0.02-2014. Управление активами. Национальная система стандартов. Системы менеджмента. Требования.

2. ГОСТ Р 55.0.05-2016. Управление активами. Повышение безопасности и надежности активов. Требования.

3. ГОСТ Р 55.0.03-2014. Управление активами. Национальная система стандартов. Системы менеджмента. Руководство по применению ISO 55001.

4. ГОСТ Р 55.0.01-2014. Управление активами. Национальная система стандартов. Общее представление, принципы и терминология.

5. ГОСТ Р 55.0.00-2014. Управление активами. Национальная система стандартов. Основные положения.

2) система менеджмента бережливого производства, требования к которой установлены в стандарте ГОСТ Р 56404-2015 «Бережливое производство. Требования к системам менеджмента». Данная система ориентирована на постоянное повышение эффективности деятельности по созданию ценности для всех заинтересованных сторон и сокращению непроизводительных затрат.

В области бережливого производства разработаны следующие международные стандарты:

1. ГОСТ Р 56404-2015. Бережливое производство. Требования к системам менеджмента.

2. ГОСТ Р 56405-2015. Бережливое производство. Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки.

3. ГОСТ Р 56406-2015. Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента.

4. ГОСТ Р 56407-2015. Бережливое производство. Основные методы и инструменты.

5. ГОСТ Р 56906-2016. Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S).

6. ГОСТ Р 56907-2016. Бережливое производство. Визуализация.

7. ГОСТ Р 56908-2016. Бережливое производство. Стандартизация работы.

8. ГОСТ Р 56020-2014. Бережливое производство. Основные положения и словарь.

3) система менеджмента информационной безопасности, требования к которой установлены в стандарте ISO/IEC 27001 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования»). Целью построения данной системы является защита информационных активов и предотвращение финансового ущерба и существенных затруднений в деятельности организации, возможных в случае нарушения информационной безопасности, например несанкционированного проникновения (атаки хакеров).

В области информационной безопасности разработаны следующие международные стандарты:

1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования.

2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27002-2012. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Свод норм и правил менеджмента информационной безопасности.

3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27003-2012. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Руководство по реализации системы менеджмента информационной безопасности.

4. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27004-2011. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент информационной безопасности. Измерения.

5. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27005-2010. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент риска информационной безопасности.

6. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2008. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента информационной безопасности.

7. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27007-2014. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Руководства по аудиту систем менеджмента информационной безопасности.

3. Для удовлетворения потребностей РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ компания может внедрить следующие системы менеджмента:

1) систему менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, требования к которой установлены в стандарте OHSAS 18001 (ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования»). Данная система ориентирована на устранение или минимизацию рисков для работников, которые могут подвергаться опасностям производственных факторов в процессе осуществления своей деятельности.

Рекомендации по внедрению системы менеджмента БТиОЗ представлены в стандарте: OHSAS 18002:2008. Системы менеджмента БТиОЗ. Руководство по внедрению OHSAS 18001:2007.

2) систему менеджмента социальной ответственности, требования к которой установлены в международном стандарте SA 8000: 2014 «Социальная ответственность 8000».

Система менеджмента социальной ответственности ориентирована на улучшение условий труда, повышение заинтересованности работников, формирование благоприятного морального климата в коллективе, т.е. на удовлетворение в целом всех социальных потребностей работников.

Рекомендации по достижению социальной ответственности представлены в стандарте: ГОСТ Р ИСО 26000 (ISO 26000:2010). Руководство по социальной ответственности.

4. Для удовлетворения потребностей ПОСТАВЩИКОВ И ПАРТНЁРОВ компания может внедрить систему менеджмента безопасности цепи поставок, требования к которой представлены в стандарте ISO 28000 (ГОСТ Р 53663-2009 «Система менеджмента безопасности цепи поставок. Требования»). Стандарт устанавливает требования к ключевым аспектам обеспечения безопасности цепи поставок, определяет требования безопасности в процессе передачи товаров между различными видами транспорта и местами нахождения.

В области менеджмента безопасности цепи поставок разработаны следующие международные стандарты:

1. ГОСТ Р 53663-2009 (ISO 28000:2005). Система менеджмента безопасности цепи поставок. Требования.

2. ГОСТ Р 53661-2009 (ISO 28004:2006). Система менеджмента безопасности цепи поставок. Руководство по внедрению.

3. ГОСТ Р 53662-2009 (ISO 28001:2006). Система менеджмента безопасности цепи поставок. Наилучшие методы обеспечения безопасности цепи поставок. Оценки и планы.

5. Для удовлетворения потребностей ОБЩЕСТВА компания может внедрить следующие системы менеджмента:

1) систему экологического менеджмента, требования к которой установлены в стандарте ISO 14001:2015 (ГОСТ Р ИСО 14001-2016 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению»). Цель стандарта – предложить организациям подход для защиты окружающей среды путём предотвращения или смягчения неблагоприятных экологических воздействий.

В области экологического менеджмента разработаны следующие международные стандарты:

1. ГОСТ Р ИСО 14001-2016. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению.

2. ГОСТ Р ИСО 14004-2007. Система экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования.

3. ГОСТ Р ИСО 14005-2013. Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по поэтапному внедрению системы экологического менеджмента с использованием оценки экологической результативности.

4. ГОСТ Р ИСО 14006-2013. Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по включению экологических норм при проектировании.

5. ГОСТ Р ИСО 14015-2007. Экологический менеджмент. Экологическая оценка участков и организаций

6. ГОСТ Р ИСО 14020-2011. Этикетки и декларации экологические. Основные принципы.

7. ГОСТ Р ИСО 14021-2000. Этикетки и декларации экологические. Самодекларируемые экологические заявления (экологическая маркировка по типу II).

8. ГОСТ Р ИСО 14024-2000 Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры.

9. ГОСТ Р ИСО 14031-2001 Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования.

10. ГОСТ Р ИСО 14031-2016. Экологический менеджмент. Оценка экологической эффективности. Руководство по оценке экологической эффективности.

11. ГОСТ Р ИСО 14034-2016. Экологический менеджмент. Верификация технологий защиты окружающей среды.

12. ГОСТ Р ИСО 14040-2010. Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура.

13. ГОСТ Р ИСО 14041-2000 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ.

14. ГОСТ Р ИСО 14042-2001 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия жизненного цикла.

15. ГОСТ Р ИСО 14043-2001 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация жизненного цикла.

16. ГОСТ Р ИСО 14044-2007. Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Требования и рекомендации.

17. ГОСТ Р ИСО 14045-2014. Экологический менеджмент. Оценка экологической эффективности продукционных систем. Принципы, требования и руководящие указания.

18. ГОСТ Р ИСО/ТС 14048-2009. Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Формат документирования данных.

19. ГОСТ Р ИСО 14050-2009. Менеджмент окружающей среды. Словарь.

20. ГОСТ Р ИСО 14051-2014. Экологический менеджмент. Учет затрат на материальные потоки. Общие принципы.

21. ГОСТ Р ИСО 14063-2007. Экологический менеджмент. Обмен экологической информацией. Рекомендации и примеры.

22. ГОСТ Р 55267-2012. Системы экологического менеджмента. Рекомендации по применению при разработке и освоении инновационной продукции.

23. ГОСТ Р 57326-2016. Экологический менеджмент. Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции.

 

2) систему энергетического менеджмента, требования к которой установлены в стандарте ISO 50001 (ГОСТ Р ИСО 50001-2012 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению»). Целью данной системы является достижение высокого уровня энергоэффективности предприятий.

В области энергетического менеджмента разработаны следующие международные стандарты:

1. ГОСТ Р ИСО 50001-2012 (ISO 50001:2011). Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению.

2. ISO 50002:2014. Энергетический аудит. Требования и руководство по применению.

3. ISO 50003:2014. Системы энергетического менеджмента. Требования к органам аудита и сертификации систем энергетического менеджмента.

4. ISO 50004:2014. Системы энергетического менеджмента. Руководство по внедрению, сопровождению и улучшению системы энергетического менеджмента.

5. ISO 50006:2014. Системы энергетического менеджмента. Измерение характеристик энергопотребления с помощью базового плана и ключевых показателей энергопотребления. Общие принципы и руководство.

6. ISO 50015:2014. Системы энергетического менеджмента. Измерение и контроль характеристик энергопотребления организаций. Общие принципы и руководство.

3) систему менеджмента непрерывности бизнеса, требования к которой представлены в стандарте ISO 22301:2012 (ГОСТ Р ИСО 22301-2014 «Системы менеджмента непрерывности бизнеса. Общие требования»). Непрерывность бизнеса, отсутствие разрушительных инцидентов и чрезвычайных ситуаций в организации являются основой для устойчивости общества. Стандарт содержит требования к системе менеджмента для защиты от инцидентов, снижения вероятности их реализации, подготовки ответных действий и восстановления после инцидентов при их возникновении.

В области менеджмента непрерывности бизнеса разработаны следующие международные стандарты:

1. ГОСТ Р ИСО 22301-2014. Системы менеджмента непрерывности бизнеса. Общие требования.

2. ГОСТ Р 53647.3-2015. Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 3. Руководство по обеспечению соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 22301.

3. ГОСТ Р 53647.9-2013. Менеджмент непрерывности бизнеса. Управление организацией в условиях кризиса.

4. ГОСТ Р 53647.6-2012. Менеджмент непрерывности бизнеса. Требования к системе менеджмента персональной информации для обеспечения защиты данных.

5. ГОСТ Р 53647.5-2012. Менеджмент непрерывности бизнеса. Готовность к опасным ситуациям и инцидентам.

6. ГОСТ Р 53647.8-2013. Менеджмент непрерывности бизнеса. Управление человеческими ресурсами.

7. ГОСТ Р 53647.4-2011. Менеджмент непрерывности бизнеса. Руководящие указания по обеспечению готовности к инцидентам и непрерывности деятельности.

8. ГОСТ Р 53647.2-2009. Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 2. Требования.

9. ГОСТ Р 53647.1-2009. Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 1. Практическое руководство.

 

Таким образом, для обеспечения устойчивого развития компания может внедрить на предприятии интегрированную систему менеджмента (ИСМ), в которой учтены требования двух или более стандартов, направленных на удовлетворение потребностей заинтересованных сторон (рис. 1).

Рис. 1. Структура интегрированной системы менеджмента, ориентированной на учёт требований всех заинтересованных сторон

В интегрированных системах менеджмента основополагающей системой, на базе которой строятся все остальные системы менеджмента, является система менеджмента качества, разработанная в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2015.

Для того, чтобы облегчить организациям внедрение СМК, пояснить особенности толкования и реализации требований для различных типов предприятий на сегодняшний день разработаны специальные стандарты, в которых представлены особенности внедрения системы менеджмента качества в различных отраслях.

На сегодняшний день разработаны требования к следующим отраслевым системам менеджмента качества:

1. Система менеджмента качества в сфере образования. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р 52614.2 – 2006. «Системы менеджмента качества. Руководящие указанию по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования».

2. Система менеджмента органов власти. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р 56577-2015 «Системы менеджмента качества органов власти. Требования», который вступил в силу 01.05.2016 г.

3. Система менеджмента местных органов власти. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р ИСО 18091-2016 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ISO 9001:2008 в местных органах власти», который будет введён с 01.06.2017 г., а до этого момента действует стандарт ГОСТ Р 52614.4-2007.

4. Система менеджмента качества в органах местного самоуправления. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р 52614.4-2007 «Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в органах местного самоуправления».

5. Система менеджмента качества предприятий, предоставляющих услуги связи. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р 53733-2009 «Системы менеджмента качества предприятий, предоставляющих услуги связи. Требования».

6. Система менеджмента качества в учреждениях здравоохранения. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р 53092-2008 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению процессов в учреждениях здравоохранения».

7. Система менеджмента качества в организациях, предоставляющих услуги населению. Модель системы обеспечения качества услуг представлена в стандарте ГОСТ Р 50691-2013 «Услуги населению. Модель системы обеспечения качества услуг».

8. Система менеджмента качества в растениеводстве. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р ИСО 22006-2012 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ИСО 9001:2008 в растениеводстве».

9. Система менеджмента качества в строительстве. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р 55048-2012 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в строительстве».

10. Система менеджмента качества в области метеорологического обслуживания авиации. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р 54049-2010 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в области метеорологического обслуживания авиации».

11. Система менеджмента качества в организациях, производящих медицинские изделия. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ ISO 13485-2011 «Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Системные требования для целей регулирования».

12. Система менеджмента качества в организациях, поставляющих продукцию и предоставляющих услуги в нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р ИСО/ТУ 29001-2007 (ISO/TS 29001:2003) «Менеджмент организации. Требования к системам менеджмента качества организаций, поставляющих продукцию и предоставляющих услуги в нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности».

13. Система менеджмента качества организаций, являющихся внутренними и внешними поставщиками ОАО «Газпром». Требования к данной системе представлены в стандарте СТО Газпром 9001-2012 «Системы менеджмента качества. Требования».

14. Система менеджмента качества в организациях, выпускающих нанопродукцию. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р 54338-2011 «Системы менеджмента качества в организациях, выпускающих нанопродукцию. Требования».

15. Система менеджмента качества в организациях, осуществляющих выпуск космической техники и оказывающих космические услуги. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р 56518-2015 «Техника космическая. Требования к системам менеджмента качества организаций, участвующих в создании, производстве и эксплуатации», вступившим в силу с 01.01.2016 г.

16. Система менеджмента качества организаций, осуществляющих производство авиационной, космической и оборонной продукции. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р ЕН 9100-2011 (EN 9100:2009). «Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования».

17. Система менеджмента качества организаций, осуществляющих разработку, производство, поставку, ремонт и утилизацию оборонной продукции. Требования к данной системе представлены в государственном военном стандарте ГОСТ РВ 0015-002-2012 «Система разработки и поставки на производство военной техники. Системы менеджмента качества. Общие требования».

18. Система менеджмента качества в автомобильной промышленности. Требования к данной системе представлены в стандарте ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 (ISO/TS 16949:2009) «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части».

Таким образом, в настоящее время, практически для каждого типа предприятий разработаны специальные стандарты, конкретизирующие и раскрывающие особенности внедрения СМК в данной конкретной отрасли.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...