Контроль использования безвозмездной помощи
Государственные органы обязаны осуществлять контроль за целевым использованием безвозмездной помощи с целью обоснованности ее освобождения от уплаты налогов (сборов, пошлин) и соблюдения иных требований законодательства. Так, согласно подп. 1.7 п. 1 Указа № 460 на Комитет государственного контроля, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией возложена обязанность контроля за целевым использованием денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ и услуг, предоставляемых в рамках проектов (программ) международной технической помощи и освобождаемых от обложения налогами, пошлинами, сборами и отчислениями, взимаемыми в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды. Государственный контроль за целевым использованием иностранной безвозмездной помощи ее получателями, а также имущества и средств, полученных от реализации такой помощи, осуществляется Комитетом государственного контроля, Министерством внутренних дел, Министерством по налогам и сборам, Комитетом государственной безопасности, Государственным таможенным комитетом и их территориальными органами, Управлением делами Президента Республики Беларусь, другими государственными органами и организациями в соответствии с законодательством (п. 4 Декрета № 24). Контроль за использованием безвозмездной (спонсорской) помощи, предоставляемой в установленном Указом № 300 порядке, возложен на органы Комитета государственного контроля, внутренних дел, налоговых органов. О целевом использовании безвозмездной помощи, предоставленной для осуществления целевых программ, мероприятий, по направлениям, указанным в договоре стороной, предоставившей эти средства, организации, получившие эти средства, ежемесячно составляют отчет.
Форма отчета установлена в приложении к Инструкции № 17. В отчете указывается остаток неиспользованной безвозмездной помощи на 1 января года, соответствующего отчетному периоду, сумма (стоимость) полученной и использованной безвозмездной помощи в течение отчетного периода, остаток на отчетную дату по ее видам (денежные средства, товарно-материальные ценности, стоимость работ, услуг, безвозмездно оказанных организации, стоимость расходов, оплаченных за организацию третьими лицами). Поскольку отчет составляется ежемесячно, отчетной датой целесообразно считать 1 число месяца следующего за отчетным месяцем. Отчет составляется нарастающим итогом с начала года и прилагается к годовой бухгалтерской отчетности: · некоммерческими организациями (кроме организаций, финансируемых из бюджета) в виде приложения к отчету о целевом использовании полученных средств (форма 6), утвержденному постановлением Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» от 14.02.2008 № 19 (с изм. по состоянию на 11.12.2008); · коммерческими организациями в форме отдельного раздела (таблицы) пояснительной записки. Ответственность
Специальная административная ответственность за нарушение порядка использования международной технической помощи не установлена. Вместе с тем в подп. 1.4 п. 1 Указа № 460 оговорено, что при нецелевом ее использовании действие предоставляемых льгот не распространяется на получаемые (выполняемые, оказываемые) в рамках этой помощи денежные средства, товары (работы, услуги), иное имущество. В этом случае налоги, пошлины, сборы и отчисления уплачиваются (взыскиваются) с начислением пени, штрафов в соответствии с законодательством. Таким образом, можно сказать, что ответственность за нецелевое использование международной технической помощи выражается в начислении пени и штрафов за неуплату, несвоевременную оплату, причитающихся к уплате налогов (сборов).
Административная ответственность за нарушение порядка использования иностранной безвозмездной помощи предусмотрена в ст. 23.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП). Указанная статья выделяет несколько составов административных правонарушения. Так, использование получателями иностранной безвозмездной помощи до получения удостоверения, подтверждающего ее регистрацию, влечет наложение штрафа в размере от 50 до 200 базовых величин. Нецелевое использование получателями иностранной безвозмездной помощи (полностью или частично), а также имущества и иных средств, полученных от ее реализации, либо использование такой помощи и (или) средств на цели, запрещенные законодательством, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 300 базовых величин с конфискацией этой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, а на юридическое лицо - до 100% стоимости полученной иностранной безвозмездной помощи с конфискацией этой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, или без конфискации. Невнесение иностранной безвозмездной помощи, полученной наличными денежными средствами, в том числе в иностранной валюте, на счета в банках Республики Беларусь в срок, установленный законодательством Республики Беларусь, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 300 базовых величин. Указанное административное правонарушение скорее касается физических лиц, а не организаций. Кроме того, использование иностранной безвозмездной помощи на цели, запрещенные законодательством, или ее нецелевое использование профессиональными союзами и другими общественными объединениями, фондами, иными некоммерческими организациями, а также получение иностранной безвозмездной помощи политическими партиями, их организационными структурами может повлечь ликвидацию (прекращение деятельности) указанных получателей, в том числе и за однократное совершение такого нарушения.
Предоставление представительствами иностранных организаций, международных неправительственных организаций на территории Республики Беларусь иностранной безвозмездной помощи на запрещенные цели может повлечь прекращение деятельности указанных представительств. Административная ответственность за нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи установлена в ст. 23.84 КоАП. Данная статья устанавливает несколько составов административного правонарушения. Так, предоставление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи с нарушением требований законодательных актов влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя - от двадцати до пятидесяти базовых величин. Использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении, влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати пяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя - от 100 до 150 базовых величин. Использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора, влечет наложение штрафа в размере от 25 до 50 базовых величин с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости, на индивидуального предпринимателя - от 100 до 150 базовых величин с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости, а на юридическое лицо - до 200 базовых величин с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости. Использование должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении или запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора, влечет наложение штрафа в размере от 100 до 150 базовых величин. Вместе с тем из Указа № 300 до настоящего времени не исключены нормы административной ответственности за указанные нарушения (подп. 15 и 16 Указа № 300). В результате указанные два законодательных акта практически дублируют друг друга. Однако существуют некоторые отличия. В частности, согласно части 3 ст. 23.84 КоАП использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора влечет наложение на юридическое лицо штрафа в размере до 200 базовых величин с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости. В то же время аналогичное нарушение согласно п. 16 Указа № 300 влечет только конфискацию этой помощи (либо ее стоимости) без наложения штрафа на юридическое лицо.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|