Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица

 

С 27 февраля 2013 г. на официальном сайте ФНС (www.nalog.ru) действует новый интерактивный сервис "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица". О том, что он дает налогоплательщикам-организациям и как с ним работать, - в предложенном материале.

 

С 1 октября 2012 г. на сайте ФНС действует интерактивный сервис "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц". Общее число пользователей в настоящее время превышает 2,2 млн. Поскольку сегодня процент россиян - физических лиц, которые имеют электронную подпись, крайне незначителен, аутентификация в "Личном кабинете" для физических лиц осуществляется по логину и паролю. Для обеспечения конфиденциальности данных обязательна личная явка в налоговую инспекцию. При этом число пользователей данным сервисом постоянно увеличивается.

И вот ФНС пошла дальше и запустила новый аналогичный сервис для налогоплательщиков - юридических лиц. Правда, пока в режиме пилотного проекта.

Где находится данный сервис? Сервис "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" находится на официальном сайте ФНС в разделе "Электронные услуги".

Кто может воспользоваться данным сервисом? В рамках пилотного проекта сервис будет доступен налогоплательщикам, состоящим на учете по месту нахождения в следующих инспекциях:

- в инспекциях г. Москвы: N N 2, 4, 20, 21, 23, 33, 45, 48, 50;

- в инспекциях Московской области: ИФНС России по г. Дмитрову;

- в инспекциях Нижегородской области: все ИФНС.

По результатам пилотного проекта по эксплуатации сервиса "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" будет принято решение о дальнейшем расширении перечня инспекций, налогоплательщики которых смогут воспользоваться возможностями сервиса.

Каковы возможности данного сервиса? "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" обеспечивает решение следующих задач:

1) государственная регистрация юридического лица:

- просмотр сведений о себе, внесенных в ЕГРЮЛ, в объеме краткой выписки посредством экранных форм;

- формирование запроса на получение выписки из ЕГРЮЛ (о себе) в электронном виде и предоставление выписки;

2) учет юридических лиц в налоговых органах:

- просмотр сведений, содержащихся в ЕГРН о постановке/снятии с учета в налоговых органах для пользователя, являющегося представителем организации (не подразделения);

- просмотр сведений, содержащихся в ЕГРН о постановке/снятии с учета в налоговых органах для пользователя, являющегося представителем филиала, представительства или иного обособленного подразделения;

3) расчеты с бюджетом:

- получение информации о налоговых обязательствах;

- получение информации о состоянии расчетов с бюджетом;

- получение информации об операциях и документах по расчету с бюджетом;

- получение информации о невыясненных платежах;

- формирование заявления налогоплательщика об уточнении платежа, подготовка и отправка электронного заявления в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи для осуществления действий по уточнению платежей, прием заявления в налоговом органе;

- получение информации по принятым решениям об уточнении платежа;

- получение информации о переплате, по которой налогоплательщик может составить заявление на зачет или возврат;

- формирование заявления налогоплательщика на зачет и возврат излишне уплаченных сумм, подготовка и отправка электронного заявления в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи для принятия решений о зачете, возврате, прием заявления в налоговом органе;

- получение электронных документов, составленных налоговым органом в процедуре зачета (возврата) по заявлению;

- прием запроса на получение справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате обязательных платежей;

- получение справки о состоянии расчетов с бюджетом;

- получение акта сверки расчетов с бюджетом;

4) формирование среды электронного взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами на интернет-портале ФНС, обеспечивающей упрощенные механизмы:

- оказания услуг налогоплательщику;

- исполнения налогоплательщиком обязанностей, возложенных на него НК РФ и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

5) функции общего назначения:

- формирование обращения в ФНС/УФНС/ИФНС;

- предоставление доступа к "Личному кабинету налогоплательщика - юридического лица" посредством сервиса администрирования;

6) повышение степени информированности налогоплательщиков;

7) повышение эффективности работы налоговых органов по сбору налогов.

Отметим, что посредством данного сервиса можно получить информацию только о своей организации. Например, выписку из ЕГРЮЛ о другом юридическом лице получить нельзя.

Как получить доступ к данному сервису? Для получения доступа к сервису "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" необходимо обеспечить выполнение ряда технических условий.

При работе с данным сервисом используется защищенное соединение и авторизация пользователя по сертификату ключа проверки электронной подписи. Налоговики дают следующие рекомендации: чтобы воспользоваться данным интернет-сервисом, необходимо иметь:

- ОС Windows XP SP3 или выше (например, Windows 7);

- Internet Explorer 8.0 или выше (загрузить с сайта компании Microsoft);

- CryptoPro CSP 3.0 или выше с действующей лицензией (скачать с официального сайта компании "Крипто-Про", заполнив форму регистрации);

- набор драйверов и дополнительных утилит для работы с электронными ключами eToken PKI Client 5.1 SP1 (скачать);

- CryptoPro ЭЦП browser plug-in для Windows (скачать).

Необходимо установить сертификаты ключей проверки электронной подписи:

- сертификат ключа проверки электронной подписи УЦ ФГУП ГНИВЦ ФНС в хранилище сертификатов "Доверенные корневые центры" (скачать с сайта ФНС);

- сертификат ключа проверки электронной подписи удостоверяющего центра, аккредитованного в сети доверенных удостоверяющих центров, участником которой является ФНС, и выдавшего ключ электронной подписи юридическому лицу, в хранилище сертификатов "Промежуточные центры сертификации" (скачать с сайта ФНС);

- сертификат ключа проверки электронной подписи, выданный удостоверяющим центром, аккредитованным в сети доверенных удостоверяющих центров, участником которой является ФНС, в хранилище сертификатов "Личные".

Дополнительные настройки:

- установить узлы http://lk3.nalog.ru и https://lk3.nalog.ru в зону надежных узлов;

- порты 80, 443, 8443 должны быть открыты для отправки и приема данных из Интернета.

Кроме этих рекомендаций на сайте ФНС представлена подробная инструкция по установке и настройке ПО. Есть достаточно подробный документ под названием "Руководство по установке и настройке программного обеспечения для работы с электронной подписью на портале "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" 1 очереди". В документе дана пошаговая инструкция по работе с программным обеспечением, а также приведены возможные проблемы и пути их решения.

Для налогоплательщиков полезным будет ознакомиться с "Порядком предоставления доступа в личный кабинет налогоплательщика - юридического лица".

Получение доступа к "Личному кабинету налогоплательщика - юридического лица" осуществляется руководителем организации или лицом, имеющим право действовать без доверенности в отношении организации, с использованием его ключа электронной подписи.

Для входа в "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" надо выполнить следующие действия:

- подключить носитель ключа электронной подписи (дискету, e-token с сертификатом) к компьютеру;

- выполнить проверку условий подключения к личному кабинету налогоплательщика - юридического лица. Проверку условий подключения к данному сервису достаточно проводить один раз для каждого нового рабочего места пользователя или при изменении настроек компьютера, с которого будет осуществляться доступ;

- перейти по ссылке http://lk3.nalog.ru в "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица", выбрать в появившемся окне сертификат, ввести pin-код, заполнить форму регистрации в "Личном кабинете налогоплательщика - юридического лица".

Первый вход в "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" осуществляется с ключом электронной подписи, выданным руководителю организации (лицу, имеющему право действовать без доверенности в отношении юридического лица по сведениям ЕГРЮЛ), и требует прохождения процедуры регистрации в сервисе.

На странице регистрации необходимо:

- ввести ОГРН;

- ознакомиться с текстом соглашения о подключении и подписать его своей электронной подписью;

- ввести адрес электронной почты;

- ввести код с картинки;

- нажать кнопку "Далее".

После нажатия кнопки "Далее" выводится информационное сообщение о возможных дальнейших действиях налогоплательщика:

- открыть ящик электронной почты, указанный при регистрации. В ящике электронной почты должно содержаться сообщение о подключении к "Личному кабинету налогоплательщика - юридического лица". Если на адрес электронной почты, указанный при регистрации пользователя в "Личном кабинете налогоплательщика - юридического лица", сообщение не поступило в течение суток, необходимо обратиться в call-центр для получения технической поддержки;

- перейти по ссылке, указанной в полученном электронном сообщении (если на компьютере браузер Internet Explorer не является браузером по умолчанию, необходимо скопировать адрес ссылки из почтового сообщения и вставить его в адресную строку браузера Internet Explorer).

При последующих входах в "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" после успешной регистрации достаточно:

- подключить носитель электронной подписи (дискету, e-token с сертификатом) к компьютеру;

- перейти по ссылке http://lk3.nalog.ru;

- выбрать в появившемся окне сертификат;

- ввести pin-код.

На сайте ФНС в открытом доступе представлены "Временные рекомендации для налогоплательщика по работе с "Личным кабинетом налогоплательщика - юридического лица", а также "Руководство пользователя по работе с "Личным кабинетом налогоплательщика - юридического лица".

Кто может работать с данным сервисом кроме руководителя? В подсистеме "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" предоставляется возможность обеспечения доступа представителям организации, не имеющим полномочия действовать без доверенности в отношении юридического лица (не руководители). Для этого в "Личном кабинете налогоплательщика - юридического лица" предусматривается сервис администрирования, предназначенный для формирования списка пользователей и управления их полномочиями. Добавление пользователя осуществляется с привязкой к его сертификату ключа проверки электронной подписи. При этом представители юридического лица, которым предоставляется доступ к "Личному кабинету налогоплательщика - юридического лица", обязаны иметь ключ квалифицированной электронной подписи, выданный удостоверяющим центром, аккредитованным в сети доверенных удостоверяющих центров ФНС.

Доступ к сервису администрирования первоначально предоставляется руководителю организации. Для предоставления доступа новому пользователю необходимо:

- перейти по ссылке "Администрирование", расположенной в шапке страницы. Отобразится перечень подключенных пользователей;

- кликнуть кнопку "Добавить". На экране отобразится форма добавления нового пользователя "Личного кабинета налогоплательщика - юридического лица";

- указать серийный номер сертификата ключа подписи добавляемого пользователя, Ф.И.О., должность и e-mail сотрудника. Поле "КПП филиала, представительства или иного обособленного подразделения" не заполнять! После этого нажать кнопку "Сохранить".

После проведения процедуры вновь добавленному пользователю направляется сообщение по адресу электронной почты, указанному в форме. Для активации учетной записи пользователю нужно перейти по ссылке, указанной в этом сообщении.

В случае неполучения вновь подключенным пользователем электронного письма с ссылкой активации на e-mail авторизованному пользователю необходимо выбрать запись о пользователе, которому нужно направить ссылку для активации повторно и нажать "Направить письмо для активации повторно".

Запись о новом пользователе добавляется в перечень подключенных к сервису "Личного кабинета налогоплательщика - юридического лица" пользователей.

При добавлении нового пользователя, а также при изменении электронного адреса на указанный для пользователя e-mail направляется письмо со ссылкой для подтверждения. Пользователь должен перейти по ссылке, указанной в письме, после чего его электронный адрес считается подтвержденным. Сформированный список сотрудников юридического лица используется для авторизации пользователя при его обращении к подсистеме "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица". Каждый пользователь входит в "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" со своим ключом ЭП.

Могут ли пользоваться данным сервисом филиалы, обособленные подразделения организации? Для предоставления доступа филиалам и другим обособленным подразделениям руководитель организации должен завести сведения о своих обособленных подразделениях в разделе "Администрирование" сервиса "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица".

Необходимым условием предоставления доступа является постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения в одной из инспекций, участвующих в пилотном проекте.

При заполнении формы предоставления доступа необходимо заполнить поле "КПП филиала, представительства или иного обособленного подразделения".

Право доступа для следующих функций "Личного кабинета налогоплательщика - юридического лица" автоматически устанавливается в состояние "запрещено":

- представлять и получать документы по государственной регистрации юридических лиц, выписку из ЕГРЮЛ;

- представлять и получать документы по постановке на учет и снятию с учета организации.

По остальным функциям устанавливается ограничение на просмотр информации при работе пользователя в "Личном кабинете налогоплательщика - юридического лица" обособленного подразделения. Осуществляется предоставление информации о постановке на учет, расчетах с бюджетом, направленных и полученных документах по конкретному обособленному подразделению с кодом причины постановки на учет, заданным для авторизованного в "Личном кабинете налогоплательщика - юридического лица" пользователя.

В заключение хотелось бы отметить, что сервис "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" предназначен для оптимизации процессов взаимодействия налогоплательщика - юридического лица с подразделениями ФНС путем предоставления налогоплательщику доступа к информационным ресурсам ФНС с использованием Интернета и организации электронного документооборота. Информация в данном сервисе - это отражение сведений о налогоплательщике, которые содержатся прежде всего в базах данных инспекций, а также в федеральных информационных ресурсах (в частности, в ЕГРЮЛ). Актуализация данных сервиса осуществляется еженедельно. Если отражены некорректные данные, ошибку можно оперативно устранить. "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" предоставляет возможность сделать это без личного визита в инспекцию, направив обращение в соответствующий налоговый орган.

На сегодняшний день у налогоплательщиков, воспользовавшихся данным сервисом, возникает много вопросов, ответы на которые представлены на сайте ФНС в разделе данного сервиса "Вопрос - ответ". Напомним, что пока данный сервис работает в пилотном режиме, он будет дорабатываться и совершенствоваться. Безусловно, это шаг вперед в вопросах взаимодействия налогоплательщика - юридического лица с налоговыми органами.

 

Н.А.Петрова

Эксперт журнала

"Налоговая проверка"

Подписано в печать

20.06.2013

 

 

 

Петрова Н.А. Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица // Налоговая проверка. 2013. N 4. С. 13 - 20.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...