Административные реформы 1867-1868 гг.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Подготовка реформ Время проведения реформы 1867-1868 гг. в Казахстане совпало с периодом проведения в России буржуазных реформ, в том числе и отмены крепостного права. Уставы 1822 и 1824 гг. в новых условиях развития капиталистических отношений не отвечали целям хозяйственного развития и были заменены Временным положением 1868 гг. Для изменения системы управления Казахстаном в 60-е гг. XIX века была образована комиссия, которую возглавил И.И. Бутков. Он предложил разделить казахскую степь на две области – Западную и Восточную. 5 июня 1865 г. по распоряжению Александра II были составлены вопросы для изучения казахской степи, которые не учли интересы народа. Шокан Уалиханов, участвуя в разработке реформы управления казахским краем в 60 годы XIX века, предлагал перестроить управление Казахстана на началах народного самоуправления. В 1865 году для подготовки проекта Положения об управлении Казахской степью была образована Степная комиссия, которую возглавил член Совета Министров внутренних дел А. Гирс. Основная цель реформ 1867-1868 гг. в Казахстане заключалась в коренной ломке системы управление чингизидов. Положения о реформе по управлению Казахстаном (1867-1868 гг.) утвердил император России Александр II. 11 июля 1867 г. было издано «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», 21 октября 1868 г. утверждено «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства».
А дминистративное деление Казахстана
Пятиступенчатая (пятизвенная) система управления Казахстаном
Судебное устройство
«Временные положения» 1867 и 1868 гг. внесли изменения в судебное устройство в степи. В Казахстане было введено в действие право и суд Российской империи, хотя частично и оставались действующими обычное право и суд биев, которые были ограничены и приспособлены к новой системе управления. Суды биев и кази
Съезды биев
Суды
Земельная политика
Основным в реформах 1867-1.868 гг. был земельный вопрос. По этим докуме вся земля в Казахстане объявлялась собственностью государства и только передавалась в пользование казахским аульным общинам. Личной собственностью признавались лишь те земельные участки, которые были пожалованы царем ханским потомкам. В конце XIX-начале XX вв. со времени массового переселения крестьян Центральных губерний в Казахстан это стало юридическим основанием колониального захвата казахских земель. Плодородные земли на берегах степных рек и озер закреплялись за казачьими войсками. За кочевание на этих землях казахи должны были платить арендную плату. Крестьяне-переселенцы получали ряд льгот. В уездных центрах они имели право получать бесплатно землю под пашню и усадьбу, лес для застройки, заниматься земледелием, торговлей и ремеслом. Такие. же льготы представлялись казахам, принявшим христианство. Налоговая политика Большие изменения были внесены и в налоговую систему в Казахстане. 1) кибиточный сбор с 1 руб. 50 коп. увеличен до 3 рублей с хозяйства. Размер имущества последних не учитывался, от налога освобождались потомки ханов Уали, Бокея и султана Айшуака, т.е. чингизиды 2) вместо билетного сбора был введен общий для империи паспортный сбор по 1 руб. 50 коп., которые оплачивали казахи, уходившие из аула на заработки. 3) устанавливался ряд земских повинностей. Содержание волостного управителя, дело производителя, родовых старшин, рассыльных при них обходилось народу свыше 300 рублей в год. 4) в южных областях Казахстана оседлое население платило следующие налоги: харадж (одна десятая часть урожая), зекет (налог с товара, одна сороковая часть их стоимости), танапная подать (вносится деньгами с земли, с которых налоги не могли собираться в натуре).
5) для общественных нужд по приговору общества собиралась «кара шыгын» («черная подать») для ремонта дорог, мостов, строительства мечетей и школ, содержание больниц, оспопрививание, расходы в связи с борьбой с сельхозвредителями и т.д. Другие положения реформ По реформам 1867-1868гг. намечалось проведение некоторых мероприятий, связанных с развитием народного образования, с медицинским обслуживанием населения. По этим документам в уездных городах должны были быть открыты начальные школы и медицинские пункты, учреждались уездные врачи и акушерки, вводилось оспопрививание. Важным нововведением явилось открытие в административных центрах уезда почтовых отделений. Казахское население приравнивалось в правах к «сельским обывателям», то есть к крестьянам. На чиновников из казахов распространялись правила о наградах и присвоении почетного гражданства и т.д. Царское правительство ограничивало влияние исламской религии. Религиозные дела казахов изымались из введения Оренбургского муфтия. Муллы подчинялись общему гражданскому управлению, а через него - министерству внутренних дел. Муллы избирались населением по одному на каждую волость из числа российских подданных. Они утверждались в звании и увольнялись областным управлением. Запрещалось самовольное строительство мечетей, мектебов и медресе. До реформы 1867-1868 гг. мектебы и медресе функционировали без ограничений. Туркестанскому генерал-губернатору предоставлялось право проведения дипломатических переговоров Китаем и Ираном Реформы 1867-1868 создали условия для постепенного перехода от скотоводческого хозяйства к земледельческому и оказали положительное влияние на социально-экономическое развитие Казахстана Реформы 1867-1868 гг. были введены временно в виде опыты на два года. Фактически просуществовали 20 лет.
Реформы 80-90-х гг. XIX века в Казахстане
2 июня 1886 г. было утверждено «Положение об управлении Туркестанским краем». 25 марта 1891 г. было утверждено «Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями». А дминистративное деление Казахстана
Эти изменения усилили колониальное управление. Генерал-губернатор на территории Казахстана был наделен неограниченной властью. Военные губернаторы определялись и увольнялись по представлению министра внутренних дел, по согласию с военным министром. Областные правления Казахстана были приравнены к губернскому правлению центральных районов России. В Семиреченской и Уральской областях военные губернаторы являлись наказными атаманами казачьих войск. В крупных областных центрах были созданы городские полицейские управления, а в ведущих уездных городах – городские приставства, которые подчинялись уездным начальникам. Военный губернатор мог утвердить и не утвердить выборы волостного управителя, назначить новые выборы. Министр внутренних дел мог разрешить замещение должностей волостных управителей без выборов. Выборные начала для управления коренным населением в казахской степи приобрели формальный характер. Аульные старшины утверждались уездным начальником.
Судебное устройство В Туркестанском крае были созданы суды имперского типа. Низшим звеном судебной системы Казахстана по «Положению» 1886 г. являлся «народный суд», который рассматривал дела коренного мусульманского населения. Народные суды рассматривали самостоятельно ограниченный круг дел. По «Положению» 1886 года для рассмотрения дел жителей разных уездов и по высылке подсудимых, по распоряжению военного губернатора созывались чрезвычайные съезды судей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|