Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. «Совершенные правители древности». Эпоха Шань- Инь.

Лекция 13. Первые государства в Китае

Вопросы лекции.

1. Введение в историю Китая.

2. «Совершенные правители древности». Эпоха Шань- Инь.

3. Общество и государство в эпоху Западной (Си) Чжоу.

I. Введение в историю Китая.

Природа и население

1. Природа. Главной территорией формирования древнекитайской этнической общности был бассейн Хуанхэ («Желтая река»). Пересекая с севера на юг плато, лежащее на уровне 400-1500 м, река поворачивает на восток, течет по Среднекитайской равнине и впадает в Бохайский залив.

Несколько тысячелетий тому назад вся долина Хуанхэ была покрыта лесами. До II тысячелетия до н. э. водились слоны, носороги, тапиры и бамбуковые крысы. Мягкие плодородные почвы в долинах Хуанхэ и ее притоков создавали благоприятные условия для занятия земледелием.

Уже в V-III тысячелетиях до н. э. в среднем течении Хуанхэ существовали неолитические культуры. На их основе сложился один из центров ранних мировых цивилизаций - древнекитайский. В течение длительного времени он развивался в условиях относительной изоляции.

До I тысячелетия до н. э. поселения древних китайцев размещались в непосредственной близости от русла рек на невысоких террасах. В древнейших эпиграфических памятниках говорится о «длительных дождях», которые шли с перерывами весь год. Обильные осадки вызывали губительные наводнения, бороться с которыми люди еще не умели. Не случайно в ранних письменных памятниках слово «несчастье» записывалось иероглифом, изображавшим разлившуюся водную стихию.

Значительные пространства Среднекитайской равнины долгое время оставались неосвоенными. Широкое распространение железных орудий позволило людям возделывать твердые почвы. Это создавало условия для освоения всей территории современного Северного Китая.

С середины I тысячелетия до н. э. начинается процесс распространения древнекитайской цивилизации в южном направлении - в район бассейна Янцзы («Длинная река»), а затем и далее. При этом северная граница этнической территории древних китайцев оставалась почти неизменной.

2. Население. Во время неолита бассейн Хуанхэ населяли различные племена. В период V-IV тысячелетия до н. э. среди них доминирует общность, которую историки именуют Яншао. Постепенно она распространилась от среднего течения Хуанхэ до долины Янцзы. Одной из отличительных характеристик культуры Яншао является расписная керамика, изготовленная с использованием гончарного круга. Население занималось подсечным земледелием, разводило крупный рогатый скот, свиней, коз, овец, кур и т.п.

В середине III тыс. до н. э. на смену Яншао пришла группа поздненеолитических культур которую принято называть Луншань. Этот культурный слой возник на базе предыдущего под влиянием извне, возможно миграции племен из Центральной Азии.

Одной из отличительных характеристик культуры Луншань является тонкостенная серая и черная керамика без росписи. Характерны также сосуды типа ли с тремя ножками в виде вымени и гадание на костях. Сооружение стен вокруг поселений свидетельствует о наличии военной опасности и, вероятно, выделении воинского сословия во главе с вождем-военачальником.

В XVIII (XVI) веке до н. э. Луншань сменилась культурой бронзы Шан-Инь, с которой связано образование первого древнекитайского государства, существовавшее с 1600 по 1027 гг. до н. э.

Хронология и периодизация

1. Хронология. Как и в других странах древнего мира, в Китае не существовало единой системы летосчисления. Начиная с I тысячелетия до н. э. даты обозначались по годам нахождения у власти верховного правителя. Поэтому установление абсолютной хронологии наталкивается на значительные трудности. Лишь с 341 года до н. э. в истории Древнего Китая начинается вполне достоверная хронология.

С I века н. э. древние китайцы начали использовать для обозначения лет особые знаки шестидесятиричного цикла. Непрерывное использование этого цикла в Китае вплоть до наших дней полностью устранило возможность серьезных ошибок в датах. Для уточнения хронологии более раннего периода в настоящее время используются новые методы исчисления абсолютных дат, в частности записи о солнечных и лунных затмениях и т. д.

2. Периодизация. Для традиционной китайской исторической науки характерна периодизация древней истории Китая по династиям. Для советских историков этого было недостаточно в связи с господством исторического материализма. Потому использовались данные археологии, членящей этапы развития общества по основному материалу, используемому для изготовления орудий труда: камень - медь- бронза - железо. При таком подходе культура Шан-Инь знаменует наступление эпохи бронзы. В VI-V вв. до н. э. в Древнем Китае начинается эпоха железа.

В постсоветской научной литературе распространено выделение следующих основных периодов истории Древнего Китая:

1. Возникновение древнейших государств (II тыс. до н. э.).

2. Древний Китай в VIII-III вв. до н. э.

3. Первое централизованное государство - империя Цинь (221-207 гг. до н. э.).

4. Ранняя (Восточная) Хань (306 г. до н. э.- 9 г. н.э.).

5. Древний Китай в I-III вв. н. э.

Источники и историография.

Книги.

В распоряжении исследователей имеются чрезвычайно многочисленные и в большинстве своем надежно датированные письменные источники. Это разнообразные по своему содержанию исторические сочинения, дошедшие до нашего времени в виде книг. Они составляют первую и основную категорию источников изучения древней истории Китая. Среди книг следует выделить:

Л етописи. Прежде всего следует отметить «Чуньцю», освещающую события VIII-V веков до н. э. Авторство этой летописи традиция приписывает философу Конфуцию. Позже было созданы многочисленные комментарии к этой книге. Один - «Цзо чжуань» - представляет собой фактически самостоятельную хронику событий, происходивших в то же время. От «Чуньцю» она отличается намного большей детализацией повествования.

Речи правителей и их приближенных. Составляют книгу «Шаншу» («Древнейшее писание») или «Шу цзин» («Книга истории» или «Книга документов»). Она содержит документы для древнейшей истории Китая - с 2357 по 627 годы до н. э.

«Ши цзин» («Книга песен»). Уже из названия видно, что она представляет собой свод песен, в большинстве своем фольклорного происхождения. Книга содержит разнообразные материалы, освещающие разные стороны жизни древнекитайского общества первой половины I тысячелетия до н. э.

Труды древнекитайских философов V - III вв. до н. э. В полемике со своими идейными противниками мудрецы постоянно обращались к событиям прошлого.

 

 

В I в. до н. э. в Древнем Китае были созданы «Исторические записки» («Ши цзи»). Их автор Сыма Цянь (145-90 гг. до н. э.) описал историю страны с древнейших времен до своих дней. Он использовал новый принцип изложения исторических событий - жизнеописания. «Исторические записки» состоят из пяти разделов:

«Основные записи» - повествования о важнейших деяниях правителей различных династий;

«Истории наследственных домов» - биографии крупнейших представителей наследственной аристократии;

«Жизнеописания» - биографии исторических личностей;

«Трактаты», посвященные отдельным сторонам общественной жизни, культуры, науки;

«Таблицы», в которых рассматриваются проблемы хронологии.

 

Историографический метод Сыма Цяня был использован Бань Гу, автором «Ханьской истории». Его сочинение посвящено истории династии Хань, точнее Западной Хань (206 год до н.э. – 9 год н.э.). Бань Гу стал основоположником нового жанра китайской историографии - «династийных историй». К этому жанру примыкает «История Поздней династии Хань». Автор книги Фань Е освещает события с 25 по 200 годы.

Археологические данные.

Археологические раскопки в Китае начались лишь в 10-х годах XX века. Главным препятствием в работе ученых стало негативное местного населения. Оно было убеждено в том, что нарушение покоя мертвых неизбежно повредит живым.

Постепенно усилия археологов приносили свои плоды. Шведский ученый Юхан Гуннар Андерсон (Johan Gunnar Andersson, 1874-1960 гг.) обнаружил в бассейне среднего течения Хуанхэ неолитическую культуру Яншао.

В 20-30-х годах археологи раскопали «Большой город Шан» - столицу государства Шан-Инь. Они открыли 10 царских гробниц, в которых нашли почти тысячу бронзовых и нефритовых предметов, а также следы массовых человеческих жертвоприношений.

Значительный шаг вперед в археологическом изучении территории современного Китая был сделан в 50-80-х годах. Применение новейших методов раскопок дало науке ценные данные, относящиеся ко всем периодам древнекитайского общества, начиная от неолита.

В 1974 году в долине реки Увэй (провинция Шаньси) была найдено захоронение первого китайского императора Цинь Шихуанди. Гигантский комплекс занимает площадь около 60 кв. км. Известно, что приказ строительство своей гробницы император отдал сразу после восхождения на престол. 700 тысяч рабочих за 38 лет построили целый погребальный город.

Мавзолей императора представлял собой дворец, обнесенный двумя стенами из сырцового кирпича. Внешняя протянулась на шесть с лишним километров, внутренняя - примерно в четыре километра длиной. За внутренней стеной располагается сам мавзолей. Это подземное сооружение прямоугольной формы длиной в полкилометра и шириной несколько меньше. К нему подходят несколько туннелей.

Склеп заполнили перевезенные и опущенные туда копии дворцов, фигуры чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные ценности, несметные сокровища, в том числе и золотой трон первого императора. На полу усыпальницы находилась громадная карта мира, с реками и океанами из ртути.

Для охраны императора и его богатств в 1,5 км к востоку от царской гробницы были захоронены терракотовые воины. Первоначально Цинь Шихуанди собирался закопать 4000 настоящих воинов. Но советникам удалось убедить императора создать глиняных, числом более 8000, а так же около 200 лошадей. Сбруя, оружие, детали вооружения этой армии были настоящими. Фигуры лепились с реальных воинов, с ювелирной точностью и удивительным старанием. Невозможно найти среди них двух одинаковых лиц.

В настоящее время масштабные археологические работы ведутся под патронатом руководства КНР. Они приносят новые и новые открытия. В частности, недавно были найдены надписи, сделанные на панцире черепахи, схожие по написанию с древними китайскими иероглифами. Ученые относят их происхождение к III тысячелетию до н.э.

 

3. Эпиграфические памятники. Для изучения древнекитайского общества, эпохи Шань-Инь исключительное значение имеют эпиграфические источники. Среди них в первую очередь так называемые гадательные надписи XIV-XI вв. до н. э. Впервые они были открыты китайскими учеными в 1899 г. Не менее ценные сведения содержатся в эпиграфических источниках X-VII вв. до н. э. - чжоуских надписях на ритуальных бронзовых сосудах.

К III в. до н. э.- Ш в. н. э. относятся весьма разнообразные по своему характеру и содержанию надписи, в основно на деревянных планках. Среди них представлены различные категории официальных документов.

Историография

Для традиционной китайской исторической науки всегда были характерны две особенности:

- во-первых, представление об извечном и абсолютном превосходстве китайской культуры над культурой соседних народов;

- во-вторых, отождествление мифа с историческим фактом, следствием чего было удревнение истоков государственности в Китае.

 

Реакцией на такой подход стало гиперкритическое направление в китайской историографии, возникшее в начале XX века. Сторонники этого направления считали недостоверными, например, все сведения об эпохе Шан-Инь, сообщаемые Сыма Цянем. Они утверждали, что история Китая начинается с эпохи Чжоу.

После Второй мировой войны в Китае к исследованию древней истории стали страны подходить с позиций исторического материализма. Серьёзный удар по исторической науке нанесли события т.н. «культурной революции». Только в конце 70-х годов были возобновлены дискуссии о проблемах истории древнекитайского общества, публикации источников, создание университетских курсов по древней истории Китая.

Большое внимание изучению истории Китая уделяется в Японии, причём еще с эпохи средневековья. Один из виднейших современных специалистов в этой области Кайдзука Сигеки - автор капитальных исследований, касающихся формирования и развития древнекитайского государства. Большая группа японских историков работает над изучением социально-экономических отношений в эпоху Хань.

В Европе большой вклад в дело изучения истории Древнего Китая сделан французской синологической школой. В начале XX века Эдуард Шаванн предпринял перевод «Исторических записок» Сыма Цяня. Он также опубликовал корпус каменных барельефов ханьского времени, собранных и изученных им во времена пребывания в Китае.

Следует отметить исследования одного из крупнейших французских синологов Анри Масперо (1883-1945). Его капитальный труд «Древний Китай» оказал заметное влияние на современную историографию.

В США изучение Древнего Китая получило значительное развитие лишь в последние десятилетия. При этом ведущие позиции занимают американские ученые китайского происхождения. В конце 60-х годов в США было создано международное «Общество по изучению Древнего Китая», издающее с 1975 года свой журнал.

У истоков отечественного китаеведения стоял Никита Яковлевич Бичурин (отец Иакинф). Он родился в 1777 году в Казанской губернии, в семье сельского священника. С отличием окончил Казанскую семинарию, а затем Казанскую духовную академию. Был оставлен в ней преподавателем грамматики и риторики. Находясь на преподавательской работе, принял монашеский сан и год исполнял должность настоятеля Казанского Иоанновского монастыря.

В 1802 году отец Иоакинф был назначен архимандритом Вознесенского монастыря в Иркутске и ректором духовной семинарии. Спустя пять лет он был определён начальником духовной миссии в Пекине. Здесь оставался до 1822 года, в совершенстве овладев за это время китайским языком.

В Пекине Иакинф Бичурин начал переводить на русский язык «Сышу» (Четверокнижие) - свод трудов Конфуция и его последователей, сводную историю Китая в 17 томах, китайскую хронологию, «Описание Тибета», «Описание Чжунгарии», «Описание Пекина», сочинения по юриспруденции, медицине, религии, философии, экономике, сельскому хозяйству, торговле и другие. Он составил многотомный китайско-русский словарь, перевел на русский язык маньчжуро-китайский словарь в 4-х томах.

Во время борьбы с Наполеоном русскому правительству было не до Китая. Средства на содержание миссии не высылались. Деньги для этого отцу Иоакинфу пришлось занимать у китайских ростовщиков за высокие проценты. Дело дошло даже до заклада церковной утвари.

За это глава миссии был лишён сана архимандрита и сослан в Валаамский монастырь. Только в 1826 году ему удалось переселиться в Санкт-Петербург. Здесь Иоакинф Бичурин получил должность переводчика с китайского языка при министерстве иностранных дел.

Спустя два года Бичурина избрали членом-корреспондентом Российской академии наук. В 1830 году он совершил научную экспедицию в Забайкалье, где открыл первую в России школу китайского языка. Бичурин преподавал в ней и создал первый учебник китайского языка («Китайская грамматика»). Скончался в Александро-Невской лавре в 1853 году.

 

В советской историографии Китая можно выделить несколько периодов:

Конец 20-х - начало 30-х годов. Для него характерны дискуссии о проблемах общественного строя Китая с широким привлечением материалов по древнекитайскому обществу.

В 40-50-е годы были созданы первые сводные труды и университетские курсы по истории Древнего Китая.

В 60-х годах начинается новый этап изучения отечественными историками древнекитайского общества. Он характеризуется появлением монографических исследований, посвященных отдельным периодам истории Древнего Китая, анализу различных аспектов экономики, социального строя, идеологии. Большое внимание уделялось изучению и переводу на русский язык древнекитайских письменных памятников. Прежде всего следует отметить многотомное издание «Исторических записок» Сыма Цяня.

Среди современных обобщающих работ следует отметить монографию Леонида Сергеевича Васильева «Древний Китай» в 3-х томах, учебник «История Китая», написанной учеными МГУ под редакцией профессора Арлена Вааговича Меликсетова, книгу «Китайская цивилизация» д.и.н. Владимира Вячеславовича Малявина, профессора Тамкангского университета (Тайвань).

II. «Совершенные правители древности». Эпоха Шань- Инь.

«Совершенные правители древности».

Согласно древней традиции, у истоков китайской истории стояли «совершенные правители» - три властителя и пять императоров.

Совершенные властители. Первым из них был Фу-си (Пао-си). Согласно китайской традиции, люди обязаны ему умением ловить рыбу и приготовлять на огне пищу. Фу Си первым сплёл из верёвки рыболовные сети. Он считается изобретателем китайской иероглифической письменности, создателем первых 8 триграмм (ба-гуа), ставших основой для письма и китайской учёности. Фу Си также изобрёл музыку и измерительные инструменты. Он научил людей приручать диких зверей и заниматься шелководством.

Второй совершенный властитель Шэнь-нун («Божественный земледелец») или Янь - ди («Огненный император»). Его считают изобретателем плуга и сельскохозяйственного календаря. Еще одно имя этого властителя – Яо- ван («Царь лекарств»). Ему приписывается создание фармакологического сочинения о травах и лекарственных препаратах «Шэньнун бэньцаоцзин» («Трактат Шэнь-нуна о корнях и травах»).

Третий совершенный властитель - Хуан-ди, стал первым императором Китая.

Совершенные императоры (У-ди): Сыма Цянь называет их в следующей очередности: Хуан-ди («Жёлтый император»). Жил в XXVII веке до н.э. После долгой борьбы подчинил вождей отдельных племён и создал государство. Оно находилось в горах Куньлунь, к западу от бассейна реки Хуанхэ. Хуан-ди ввёл первые в стране законы и назначил чиновников-управителей. У него было 25 сыновей. 14 из них стали родоначальниками известных китайских кланов. Хуан-ди считается основателем даосизма, а также автором нескольких фундаментальных медицинских трактатов.

Чжуань-сюй (по другим версиям его имя Шао-хао – «Младший безбрежный как небо). Внук или правнук Хуан-ди. В некоторых древних текстах его также называют Бай-ди («Белый император»). Согласно мифологической традиции, Чжуань-сюй усовершенствовал единый календарь, названный его именем. Он провёл религиозную реформу, направленную против шаманизма, запретил близкородственные браки. От Чжуань- сюя власть перешла к Ку - ди, к затем к Яо - ди.

Яо -ди («Высоченный» император). В китайской традиции считается воплощением личной скромности, заботы о подданных, жертвенности и других добродетелей. Он одевался очень просто, жил в простой хижине, крытой камышом и питался отваром из диких трав и неочищенного риса.

Яо-ди объединил и привёл в состояние гармонии страну, установил согласие между людьми, назначил умелых помощников следить за порядком и заботиться о правильном летосчислении. Он повелел начать регулярное наблюдение за небесными телами, положив начало китайской астрономии. К заслугам Яо-ди относится изобретение календаря сельскохозяйственных работ. Ему также пришлось вести длительные кровопролитные войны с племенами мяо, постоянно нападавшими на Китай.

Шунь-ди. Зять императора Яо. Страна при нем была поделена на двенадцать регионов. Шунь-ди определил сферы действий каждого из своих многочисленных помощников, унифицировал дворцовый регламент и ритуалы. Он сам объезжал владения и требовал от местных вождей (чжухоу) регулярно наносить визиты в центр. Повсюду были введены установленные Шунь-ди законы. Императором заботился об укреплении семьи и урегулировании взаимоотношений между людьми.

При Шунь-ди начался грандиозный потоп. Император объявил, что передаст бразды правления тому, кто сможет спасти людей от катастрофы. Это удалось сделать Юю из рода Ся, потомку Хуан-ди. Он углубил русла рек и по ним вода ушла в море. За это император Шунь сделал Юя, прозванного Великим, регентом, а затем назначил его своим наследником. Юй Великий стал основателем новой династии Ся.

Династия Ся. В «Исторических записках» Сыма Цяня приводятся имена правителей этой династии и последовательность занятия ими престола. Последние открытия китайских археологов позволяют отождествить время этой династии с археологической культурой бронзового века Эрлитоу.

Согласно Сыма Цяню, последний правитель династии Ся - Люй Гуй отличался необыкновенной жестокостью. Это восстановило против него вождей подчиненных племен. Около 1600 года до н.э. предводитель племени шан, которого звали Тан, восстал против Люй Гуя, сверг его и занял трон. В историю новый правитель вошел как Чэн Тан («Тан-Созидатель»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...