Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Появление операционных систем и их функции

• Операционные системы относятся к системному программному обеспечению.

 

• История появления и развития системного обеспечения началась с того момента, когда люди осознали, что любая программа требует операций ввода-вывода данных. Это произошло в 50-е годы прошлого столетия. Собственно операционные системы появились чуть позже. Основной причиной их появления было желание автоматизировать процесс подготовки вычислительного комплекса к выполнению программы.

 

• Для автоматизации труда программиста (кодера) стали разрабатывать специальные алгоритмические языки высокого уровня, а для автоматизации труда оператора вычислительного комплекса была разработана специальная управляющая программа, загрузив которую в память один раз оператор мог ее далее использовать неоднократно и более не обращаться к процедуре программирования ЭВМ через пульт оператора. Именно эту управляющую программу и стали называть операционной системой. Со временем на нее стали возлагать все больше задач, она стала расти в объеме.

 

• Разработчики стремились к тому, чтобы операционная система как можно более эффективно распределяла вычислительные ресурсы компьютера, ведь в 60-е годы операционные системы уже позволяли организовать параллельное выполнение нескольких программ. Помимо задач распределения ресурсов появились задачи обеспечения надежности вычислений. К началу 70-х годов диалоговый режим работы с компьютером стал преобладающим, и у операционных систем стремительно начали развиваться интерфейсные возможности.

 

• На сегодняшний день операционная система (ОС) представляет собой комплекс системных управляющих и обрабатывающих программ, которые, с одной стороны, выступают как интерфейс между аппаратурой компьютера и пользователем с его задачами, а с другой стороны, предназначены для наиболее эффективного расходования ресурсов вычислительной системы и организации надежных вычислений.

 

 

Основные функции операционных систем:

 

1) прием от пользователя (или от оператора системы) заданий, или команд, сформированных на соответствующем языке, и их обработка.

 

2) загрузка в оперативную память подлежащих исполнению программ;

 

3) распределение памяти, а в большинстве современных систем и организация виртуальной памяти;

 

4) запуск программы;

5) идентификация всех программ и данных;

6) прием и исполнение различных запросов от выполняющихся приложений;

7) обслуживание всех операций ввода-вывода;

 

8) обеспечение работы систем управлений файлами (СУФ) и/или систем управления базами данных (СУБД);

 

9) обеспечение режима мультипрограммирования, то есть организация параллельного выполнения двух или более программ на одном процессоре, создающая видимость их одновременного исполнения;

 

10) планирование и диспетчеризация задач;

 

11) организация механизмов обмена сообщениями и данными между выполняющимися программами;

 

12) обеспечение взаимодействия связанных между собой компьютеров (для сетевых ОС);

 

13) защита одной программы от влияния другой, обеспечение сохранности данных, защита самой операционной системы от исполняющихся на компьютере приложений;

 

14) аутентификация и авторизация пользователей. Аутентификация –процедура проверки имени пользователя и его пароля на соответствие тем значениям, которые хранятся в его учетной записи. Авторизация – в соответствии с учетной записью пользователя, который прошел аутентификацию, ему назначаются определенные права.

 

15) удовлетворение жестким ограничениям на время ответа в режиме реального времени (характерно для операционных систем реального времени);

 

16) обеспечение работы систем программирования, с помощью которых пользователи готовят свои программы;

 

17) предоставление услуг на случай частичного сбоя системы.

 

• Операционная система изолирует аппаратное обеспечение компьютера от прикладных программ пользователей. И пользователь, и его программы взаимодействуй с компьютером через интерфейсы операционной системы.

 

2. Понятие операционных сред и оболочек

 

 

Операционная система выполняет функции управления вычислениями в компьютере, распределяет ресурсы вычислительной системы между различными процессами, и образует ту программную среду, в которой выполняются прикладные программы пользователей. Такая среда называется операционной.

 

• Набор функций и сервисов операционной системы, а также правила обращения к ним как раз и образуют то базовое понятие, которое мы называем операционной средой. Таким образом, термин «операционная среда» означает, прежде всего, соответствующие интерфейсы, необходимые программам и пользователям для обращения к управляющей (супервизорной) части операционной системы с целью получить определенные сервисы.

 

• Каждая операционная система имеет множество системных функций; они вызываются соответствующим образом, по принятым в системе правилам. Совокупность системных вызовов и правил, по которым их следует использовать, определяет интерфейс прикладного программирования (API – Application Program Interface). Очевидно, что программа, созданная для работы в некоторой операционной системе, скорее всего не будет работать в другой операционной системе, поскольку API у этих операционных систем, как правило, различаются. Поэтому разработчики операционных систем стали создавать так называемые программные среды.

 

• Программную (системную) среду следует понимать как некоторое системное окружение, позволяющее выполнить все системные запросы от прикладной программы.

 

• Помимо основной операционной среды в операционной системе организованы (путем эмуляции иной операционной среды) дополнительные программные среды.

 

• Параллельное существование терминов «операционная система» и «операционная

 

среда» вызвано тем, что операционная система (в общем случае) может поддерживать несколько операционных сред.

 

• Операционная среда может включать несколько интерфейсов (оболочек): пользовательские и программные.

 

• Программы-оболочки относятся к классу системных программ. Они обеспечивают более удобный и наглядный способ общения с компьютером, чем штатные средства ОС.

 

• Некоторые программы не заменяют «штатную оболочку», а дополняют ее или добавляют в нее новые функции.

 

3. Прерывания.

 

• Прерывание – это принудительная передача управления от выполняемой программы к системе (а через нее — к соответствующей программе обработки прерывания), происходящая при возникновении определенного события.

 

• Идея прерывания была предложена в середине 50-х годов. Основная цель введения прерываний — реализация асинхронного режима функционирования и распараллеливание работы отдельных устройств вычислительного комплекса.

 

• Механизм прерываний реализуется аппаратно-программными средствами. Прерывание непременно влечет за собой изменение порядка выполнения команд процессором.

 

• Механизм обработки прерываний подразумевает выполнение шагов:

1) установление факта прерывания;

2) запоминание состояния прерванного процесса вычислений.

3) управление аппаратно передается на подпрограмму обработки прерывания;

 

4) сохранение информации о прерванной программе, которую не удалось спасти помощью аппаратуры;

 

5) собственно выполнение программы, связанной с обработкой прерывания;

6) восстановление информации, относящейся к прерванному процессу;

7) возврат на прерванную программу.

 

• Шаги 1-3 реализуются аппаратно, шаги 4-7 — программно.

 

• Прерывания, возникающие при работе вычислительной системы, можно разделить на два основных класса: внешние (их иногда называют асинхронными) и внутренние (синхронные).

 

• Внешние прерывания вызываются асинхронными событиями, которые происходят вне прерываемого процесса.

 

• Внутренние прерывания вызываются событиями, которые связаны с работой процессора, и являются синхронными с его операциями.

 

• Наконец, существуют собственно программные прерывания.

 

• Процессор может обладать средствами защиты от прерываний: отключение системы прерываний, маскирование (запрет) отдельных сигналов прерывания.

 

• Программное управление специальными регистрами маски (маскирование сигнала прерывания) позволяет реализовать различные дисциплины обслуживания:

 

• с относительными приоритетами, то есть обслуживание не прерывается даже при наличии запросов с более высокими приоритетами.

 

• с абсолютными приоритетами, то есть всегда обслуживается прерывание с наивысшим приоритетом.

 

• по принципу стека (последним пришел, первым обслужен).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...