Уровни развития способностей, их характеристика.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Выделяют 3 уровня: 1. Одаренность. 2. Талант. 3. Гениальность.
Лаборатория А.М. Матюшкина, лаборатория В.С. Юркевич по исследованию одаренности. Активная поддержка одаренности (фонд Спивакова, президентские программы, программы на уровне субъектов РФ, и т.п.).
Одаренность – отождествлялась долгое время со способностями. Рубинштейн С.П. – одаренность как общая способность (творческая одаренность, академическая одаренность, невербальная одаренность). Левитов М.Д. – как совокупность задатков, природная предпосылка способностей. Одаренность как высокий уровень развития способностей (Лейтес Н.С., Матюшкин, Пономарев Я.А., Богоявленская и др. + пошло от Теплова Б.М.).
Рабочая концепция одаренности. Одаренность – это развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком высоких, незаурядных, необычных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с др. людьми.
Проблема одаренности – качественная: каковы способности? И как они сочетаются?
Одаренность – это качество психики. Одаренность – это постоянно развивающееся, динамическое (не статичное!) образование.
С необходимостью связана с творчеством (Д.Б. Богоявленская).
Не существует вне деятельности, она проявляется и развивается только в деятельтности.
Позиции о наличии одаренности: 1. Все люди одарены. 2. Одаренные люди встречаются крайне редко.
Часто говорят об одаренности применительно к детскому возрасту. Имеется РЯД СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ (именно детская одаренность): 1) Возрастная изменчивость (Лейтес) – разные возрастные способности; ее еще называют мнимой.
2) Может угасать – под влиянием сдерживающих факторов среды. 3) Часто сопровождается явлением десинхронии – рассогласования развития различных психических функций.
Переходы детской одаренности в качества взрослого человека: 1. Обычные взрослые – признаки одаренности исчезли. 2. Способные – частная, конкретная область одаренности; но это, как правило, на уровне хобби. 3. Талантливые – детская одаренность благополучно перешла во взрослое состояние; проявляется в основной/профессиональной деятельности. 4. Оригиналы – неадекватная реализация творческого потенциала при сохранении высокого уровня притязаний. 5. Деструктивные – одаренность не нашла применения в социально адекватных формах; проявляется во всевозможных деструктивных действиях, поведении.
Талант (от греч. «talanton» – вес, мера) – определяется диапазоном, мерой проявления одаренности. Чем шире этот диапазон (выдающиеся успехи), тем человек талантливее.
Гениальность (от лат. «гениус» – дух) – высшая степень одаренности и творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры, искусства. Создает такие материальные и духовные продукты, которые являются мировым достижением. Явление универсализма.
Виды одаренности, их характеристика. Гендерные различия в одаренности, их вероятные причины.
Признаки личности одаренных людей. 2 типа развития личности: 1. Гармоничный тип – дети, люди, отличающиеся соответствующим возрасту физического развития, высоким уровнем интеллектуального развития; большие успехи, экстраординарные достижения. 2. Негармоничный – десинхрония (часто), часто трудности в общении; зачастую психопатологические и психосоматические проявления.
Гармоничный тип. – стремление к творческой деятельности – смело высказывают собственные идеи, отстаивают их, открывают новые способы решения проблем;
– повышенная самостоятельность; – высокий уровень мотивации к обучению, способность концентрировать внимание на проблеме; – перфекционизм – стремление к достижению совершенства в любой области; – устойчиво высокая самооценка (не завышенная).
Дисгармоничный тип. – десинхрония; – противоречивость самооценки (от чрезмерно завышенной до заниженной); – чрезмерная специализация интересов; – повышенная чувствительность, эмоциональная чувствительность (бурные аффекты, и т.д.); – проблемы волевых навыков; – проблемы с физическим развитием (опережает в интеллектуальных/др. областях с недостатком физического развития). – проблемы в общении; – низкая социальная адаптивность (хорошо общаются либо с более младшими, либо с более старшими).
Семейные факторы, которые приводят к развитию дисгармоничного типа: 1. Абсолютизация роли образования в семье. 2. Детоцентричность семьи. 3. Эмоциональное безразличие к подлинным нуждам ребенка. 4. Попустительская позиция в отношении развития у ребенка социальных, бытовых, физических навыков. 5. Вмешательство родителей в учебный процесс.
Виды одаренности.
I. по виду деятельности: 1. Практическая – спортивная, организаторская, к ремеслам. 2. Творческая/познавательная. 3. Художественная – эстетическая, хореографическая, музыкальная, и т.д. 4. Коммуникативная/социальная – лидерская, аттрактивная. 5. Духовно-ценностная – духовная, альтруистическая.
II. по степени проявленности: 1. Актуальная – проявленная и выражающаяся в высоких незаурядных достижениях. 2. Потенциальная – в силу каких-то причин пока не могут быть реализованы.
III. по форме проявления: 1. Явная – ярко и отчетливо идентифицируемая, наблюдаемая (может быть и актуальной, и потенциальной). 2. Скрытая.
IV. по широте проявления: 1. Глобальная – проявляется в широких видах деятельности. 2. Парциальная – проявляется в высоких результатах; как правило, в какой-то одной сфере.
V. по особенностям возрастного развития: 1. Ранняя/вундеркинизм – часто исчезает. 2. Поздняя – проявляется в зрелом возрасте.
Гендерные различия в одаренности. Эрика Ландау, психотерапевт. Подростки: девочки – менее любопытны, более склонны к конформизму (связывает это с биологической причиной). Отсюда угасание женской одаренности в подростковом возрасте.
Чиксентмихайли. Одаренные мальчики верят в себя, а одаренные девочки имеют более низкую самооценку. Связывает с социальными факторами: – одаренных мальчиков уважают больше, чем девочек; – высокие достижения у девочек вызывают недоверие у окружающих; у мальчиков – наоборот.
Э.Ландау. Наиболее трудно девочкам между двумя братьями. Лучше, если она – единственный ребенок или старшая.
В азиатских странах все совсем наоборот, женская одаренность здесь не исчезает.
«Мифы» об одаренности. 1. Одаренным все дается легко, без труда и усилий. 2. Одаренные рождаются только у одаренных родителей. 3. У нас все одаренные. 4. Если одарен, значит – пробьется; зачем ему помогать… 5. Одаренный должен учиться вместе со всеми. 6. Одаренные – милые, приятные дети, с которыми легко работать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|