Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни развития способностей, их характеристика.




 

Выделяют 3 уровня:

1. Одаренность.

2. Талант.

3. Гениальность.

 

Лаборатория А.М. Матюшкина, лаборатория В.С. Юркевич по исследованию одаренности. Активная поддержка одаренности (фонд Спивакова, президентские программы, программы на уровне субъектов РФ, и т.п.).

 

Одаренность – отождествлялась долгое время со способностями.

Рубинштейн С.П. – одаренность как общая способность (творческая одаренность, академическая одаренность, невербальная одаренность).

Левитов М.Д. – как совокупность задатков, природная предпосылка способностей.

Одаренность как высокий уровень развития способностей (Лейтес Н.С., Матюшкин, Пономарев Я.А., Богоявленская и др. + пошло от Теплова Б.М.).

 

Рабочая концепция одаренности.

Одаренность – это развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком высоких, незаурядных, необычных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с др. людьми.

 

Проблема одаренности – качественная: каковы способности? И как они сочетаются?

 

Одаренность – это качество психики.

Одаренность – это постоянно развивающееся, динамическое (не статичное!) образование.

 

С необходимостью связана с творчеством (Д.Б. Богоявленская).

 

Не существует вне деятельности, она проявляется и развивается только в деятельтности.

 

Позиции о наличии одаренности:

1. Все люди одарены.

2. Одаренные люди встречаются крайне редко.

 

Часто говорят об одаренности применительно к детскому возрасту.

Имеется РЯД СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ (именно детская одаренность):

1) Возрастная изменчивость (Лейтес) – разные возрастные способности; ее еще называют мнимой.

2) Может угасать – под влиянием сдерживающих факторов среды.

3) Часто сопровождается явлением десинхронии – рассогласования развития различных психических функций.

 

Переходы детской одаренности в качества взрослого человека:

1. Обычные взрослые – признаки одаренности исчезли.

2. Способные – частная, конкретная область одаренности; но это, как правило, на уровне хобби.

3. Талантливые – детская одаренность благополучно перешла во взрослое состояние; проявляется в основной/профессиональной деятельности.

4. Оригиналы – неадекватная реализация творческого потенциала при сохранении высокого уровня притязаний.

5. Деструктивные – одаренность не нашла применения в социально адекватных формах; проявляется во всевозможных деструктивных действиях, поведении.

 

 

Талант (от греч. «talanton» – вес, мера) – определяется диапазоном, мерой проявления одаренности.

Чем шире этот диапазон (выдающиеся успехи), тем человек талантливее.

 

 

Гениальность (от лат. «гениус» – дух) – высшая степень одаренности и творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры, искусства.

Создает такие материальные и духовные продукты, которые являются мировым достижением. Явление универсализма.

 

 

Виды одаренности, их характеристика. Гендерные различия в одаренности, их вероятные причины.

 

Признаки личности одаренных людей.

2 типа развития личности:

1. Гармоничный тип – дети, люди, отличающиеся соответствующим возрасту физического развития, высоким уровнем интеллектуального развития; большие успехи, экстраординарные достижения.

2. Негармоничный – десинхрония (часто), часто трудности в общении; зачастую психопатологические и психосоматические проявления.

 

Гармоничный тип.

– стремление к творческой деятельности – смело высказывают собственные идеи, отстаивают их, открывают новые способы решения проблем;

– повышенная самостоятельность;

– высокий уровень мотивации к обучению, способность концентрировать внимание на проблеме;

– перфекционизм – стремление к достижению совершенства в любой области;

– устойчиво высокая самооценка (не завышенная).

 

Дисгармоничный тип.

– десинхрония;

– противоречивость самооценки (от чрезмерно завышенной до заниженной);

– чрезмерная специализация интересов;

– повышенная чувствительность, эмоциональная чувствительность (бурные аффекты, и т.д.);

– проблемы волевых навыков;

– проблемы с физическим развитием (опережает в интеллектуальных/др. областях с недостатком физического развития).

– проблемы в общении;

– низкая социальная адаптивность (хорошо общаются либо с более младшими, либо с более старшими).

 

Семейные факторы, которые приводят к развитию дисгармоничного типа:

1. Абсолютизация роли образования в семье.

2. Детоцентричность семьи.

3. Эмоциональное безразличие к подлинным нуждам ребенка.

4. Попустительская позиция в отношении развития у ребенка социальных, бытовых, физических навыков.

5. Вмешательство родителей в учебный процесс.

 

Виды одаренности.

 

I. по виду деятельности:

1. Практическая – спортивная, организаторская, к ремеслам.

2. Творческая/познавательная.

3. Художественная – эстетическая, хореографическая, музыкальная, и т.д.

4. Коммуникативная/социальная – лидерская, аттрактивная.

5. Духовно-ценностная – духовная, альтруистическая.

 

II. по степени проявленности:

1. Актуальная – проявленная и выражающаяся в высоких незаурядных достижениях.

2. Потенциальная – в силу каких-то причин пока не могут быть реализованы.

 

III. по форме проявления:

1. Явная – ярко и отчетливо идентифицируемая, наблюдаемая (может быть и актуальной, и потенциальной).

2. Скрытая.

 

IV. по широте проявления:

1. Глобальная – проявляется в широких видах деятельности.

2. Парциальная – проявляется в высоких результатах; как правило, в какой-то одной сфере.

 

V. по особенностям возрастного развития:

1. Ранняя/вундеркинизм – часто исчезает.

2. Поздняя – проявляется в зрелом возрасте.

 

Гендерные различия в одаренности.

Эрика Ландау, психотерапевт.

Подростки: девочки – менее любопытны, более склонны к конформизму (связывает это с биологической причиной). Отсюда угасание женской одаренности в подростковом возрасте.

 

Чиксентмихайли.

Одаренные мальчики верят в себя, а одаренные девочки имеют более низкую самооценку.

Связывает с социальными факторами:

– одаренных мальчиков уважают больше, чем девочек;

– высокие достижения у девочек вызывают недоверие у окружающих; у мальчиков – наоборот.

 

Э.Ландау.

Наиболее трудно девочкам между двумя братьями. Лучше, если она – единственный ребенок или старшая.

 

В азиатских странах все совсем наоборот, женская одаренность здесь не исчезает.

 

«Мифы» об одаренности.

1. Одаренным все дается легко, без труда и усилий.

2. Одаренные рождаются только у одаренных родителей.

3. У нас все одаренные.

4. Если одарен, значит – пробьется; зачем ему помогать…

5. Одаренный должен учиться вместе со всеми.

6. Одаренные – милые, приятные дети, с которыми легко работать.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...