Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О том, что печаль о временных благах бесполезна




Знай же и то, брат, что не подобает печалиться, если из-за своих грехов ты потеряешь какое-то естественное и временное благо: или детей своих, или жену свою, или сам мир, или саму свою душу, потому что эта печаль не вменится тебе в покаяние, но будет тщетной, и бесполезной, и неугодной Богу. Опечалился и Саул, когда услышал от Самуила, что потеряет царство и собственную жизнь, так что от страха упал на землю: И потщася Саул, и паде стоящ на землю 27, но тщетно. Пришел и Антиох в погнание зла, сотворенного им, когда увидел, что теряет одновременно и жизнь, и царство через оную мучительную смерть, но тщетно; поэтому и говорит Писание: Моляшеся же скверный ко никогда хотящему помиловати его Владыце 28. Не буду уже говорить о том, что печаль из-за мирских и временных благ не только бесполезна для грешника, но и несет ему смерть, как говорит Павел: Мира печаль смерть соделовает 29.

1 Книга II, глава 47.

2 Пс. 118, 163.

3 Пс. 118, 163.

4 Пс. 118, 127.

5 Сир. 17, 21, 23.

6 Боль же эта заключается не только в чувстве, то есть в воздыханиях и слезах, но, в первую очередь, заключается в том, чтобы внутренняя воля человека возненавидела грех, и чтобы он желал того, чтобы греха никогда не было, и решился его больше не совершать. Заметь также и то, что эта боль и сокрушение сердечное являются составной частью покаяния, и пока они есть в сердце, человек пребывает в покаянии, и как только они боль оставит сердце, человека оставляет покаяние, а это значит, что боль и сокрушение должны пребывать в сердце кающегося постоянно, благодаря чему его покаяние становится истинным.

7 Некоторые же учителя разделяют печаль и боль из-за своих грехов, которую испытывает грешник, на три: боль, испытываемую им до исповеди, которую они называют болезнованием о грехе; боль, испытываемую им, когда он исповедуется, которую они называют сокрушением; и боль после исповеди, которую они называют сожалением о грехе.

8 Рим. 15, 1.

9 Правила, кратко изложенные, 229.

10 Братия мои христиане, когда вам надо исповедоваться, приходите к духовнику не накануне тех дней, в которые вы собираетесь причаститься, но до этого. И прежде всего в четыре ежегодных поста, как только наступит пост, приходите к духовнику и исповедуйтесь спокойно и не спеша, чтобы он исправил вас, как подобает. А за день или два до причащения приходите, чтобы духовник прочитал над вами одну разрешительную молитву о простительных грехах, совершенных вами за прошедшее после этого время, и затем причащайтесь. Такому доброму обычаю следуют и монахи на Святой Горе.

11 Цитата неточная. Ср.: Ис. 38, 10: Аз рекох в высоте дний моих: пойду во врата адова, оставлю лета прочая.

12 Сир. 18, 20.

13 Четверостишия.

14 Рим. 2, 23.

15 Втор. 32, 5, 6.

16 Евр. 6, 6.

17 Пс. 37, 9.

18 Еф. 4, 30.

19 Пс. 50, 6.

20 Молитва Манассии, царя Иудейского. См. Чин великого повечерия.—

21 Прем. 7, 9.

22 Пс. 105, 24.

23 Откр. 14, 10, 11.

24 Ср.: Иер. 2, 19.

25 Правила, пространно изложенные, 2.

26 Быт. 27, 34.

27 1 Цар. 28, 20.

28 2 Мак. 9, 13.

29 2 Кор. 7, 10.

 

 

4. Исповедь по основным нарушениям нравственного закона Святого Евангелия

01. Каюсь, что согрешил: несохранением своих обетов, данных мной при крещении, но во всём я солгал и преступил и непотребным себя соделал перед лицем Божиим.

02. Каюсь, что согрешил: маловерием, неверием, сомнением, колебанием в вере, от врага всеваемым против Бога и Святой Церкви, самомнением и вольным мнением, суеверием, гаданием, самонадеянностью, нерадением, отчаянием в своём спасении, надеждой на самого себя и на людей более, чем на Бога.

03. Каюсь, что согрешил: забвением о правосудии Божием, неимением достаточной преданности воле Божией. Непокорностью к действиям Промысла Божия, упорным желанием чтобы всё было по-моему, человекоугодием и пристрастной любовью к твари и вещам. Нестаранием раскрыть в себе полного познания Бога, воли Его, веры в Него, благоволения к Нему, страха перед Ним, надежды на Него и ревности о славе Его.

04. Каюсь, что согрешил: неблагодарностью к Господу Богу за все Его великие непрестанные благодеяния, в изобилии изливаемые на каждого из нас и в целом на весь человеческий род и непамятованием о них, ропотом на Бога, малодушием, унынием, ожесточением своего сердца, неимением к Нему любви, ниже страха и неисполнением святой воли Его.

05. Каюсь, что согрешил: порабощением себя страстям: сладострастию, корыстолюбию, гордости, самолюбию, тщеславию, честолюбию, любостяжанию, чревоугодию, лакомству, тайноядению, объядению, пьянству, пристрастию к играм, зрелищам и увеселениям.

06. Каюсь, что согрешил: божбой, неисполнением обетов, принуждением других к божбе и клятве, неблагоговением к святыне, хулой на Бога, на святых, на всякую святыню, кощунством, призыванием имени Божия всуе, в худых делах и желаниях.

07. Каюсь, что согрешил: непочитанием праздников Божиих, нехождением в храм Божий по лености и по нерадению, неблагоговейным стоянием в храме Божием, разговорами, смехом, невниманием к чтению и пению, рассеянностью ума, блужданием мыслей, хождением по храму во время Богослужения, преждевременными уходами из храма, в нечистоте приходил в храм и прикасался к святыням его.

08. Каюсь, что согрешил: нерадением к молитве, оставлением утренних и вечерних молитв, нехранением внимания во время молитвы, оставлением чтения Святого Евангелия, Псалтири и других Божественных книг.

09. Каюсь, что согрешил: утаиванием на исповеди грехов, самооправданием в них и умалением их тяжести, покаянием без сердечного сокрушения и нестаранием о должном приготовлении к причащению Святых Таин Христовых, не примирившись со своими ближними приходили на исповедь и в таком греховном состоянии дерзал приступить к причастию.

10. Каюсь, что согрешил: нарушением постов и нехранением постных дней – среды и пятницы, невоздержанием в пище и питии, небрежным и неблагоговейным изображением на себе крестного знамения.

11. Каюсь, что согрешил: непослушанием, самонадеянностью, самонравием, самочинием, самооправданием, леностью к труду и недобросовестным исполнением порученных работ и дел по долгу службы.

12. Каюсь, что согрешил: непочитанием родителей своих и старших себя по возрасту, дерзостью, самонравием и непокорством.

13. Каюсь, что согрешил: неимением любви к ближнему, нетерпеливостью, обидчивостью, раздражительностью, гневом, причинением вреда ближнему, неуступчивостью, враждой, зло за зло воздаянием, непрощением обид, злопомнением, ревностью, завистью, зложелательством, мстительностью, осуждением, оклеветанием, лихоимством, несострадательностью к несчастным, немилосердием к бедным, скупостью, расточительностью, корыстолюбием, неверностью, несправедливостью, жестокосердием.

14. Каюсь, что согрешил: лукавством против ближних, обманом их, неискренностью в обращении с ними, подозрительностью, двоедушием, сплетнями, насмешками, остротами, ложью, лицемерным обращением с другими и лестью.

15. Каюсь, что согрешил: забвением о будущей вечной жизни, непамятованием своей смерти и Страшном Суде, неразумной пристрастной привязанностью к земной жизни и её удовольствиям.

16. Каюсь, что согрешил: невоздержанием своего языка, пустословием, празднословием, смехотворством, разглашением грехов и слабостей ближнего, соблазнительным поведением, вольностью, дерзостью.

17. Каюсь, что согрешил: невоздержанием своих душевных и телесных чувств, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на лиц другого пола, вольным с ними обращением, блудом и прелюбодеянием и излишним щегольством с желанием нравиться и прельщать других.

18. Каюсь, что согрешил: неимением: прямодушия, искренности, простоты, верности, правдивости, уважительности, степенности, осторожности в словах, благоразумной молчаливости; в неохранении и незащищении чести других; неимением: любви, воздержания, целомудрия, скромности в словах и поступках, чистоты сердца, нестяжательности, милосердия и смиренномудрия.

19. Каюсь, что согрешил: унынием, печалью, зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, похотью, нечистотой и всеми моими чувствами, помышлениями, словами, желаниями, делами и в прочих моих грехах, которые из-за беспамятства своего я не помянул.

Каюсь, что прогневал Господа Бога нашего всеми своими грехами, искренно об этом жалею и желаю всевозможно воздерживаться от грехов моих.

Господи Боже наш, со слезами молю Тебя, Спаса нашего, помоги мне утвердиться в святом намерении жить по-христиански, а исповеданные мною грехи прости, яко Благ и Человеколюбец.

Не перечисленные здесь тяжкие грехи надо сказать духовнику особо. Грехи, исповеданные и разрешённые ранее, повторять на исповеди не следует, ибо они уже прощены, но если мы их снова совершаем, то снова в них нужно каяться. Каяться необходимо и в грехах, которые были забыты, но вспомнились теперь.

Говоря о грехах, не следует называть других соучастников греха. Таковые должны сами раскаяться за себя.

 

 

Исповедь по десяти Заповедям Закона Божия

 

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ: “Я – ГОСПОДЬ БОГ ТВОЙ, ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ ДРУГИХ БОГОВ КРОМЕ МЕНЯ”.

Кайся, христианин, в чём прегрешаешь ты против этой заповеди!

1. Имеешь ли ты твёрдую Веру в Слово Божие и учение Святой Церкви? Не имеешь ли каких-либо сомнений в истинности святой Веры, изложенной в Священном Писании?

2. Не допускаешь ли мысли о том, что будто совсем нет загробной жизни?

3. Во всяком ли деле с молитвой обращаешься к Богу, надеясь на его помощь?

4. Благодаришь ли Бога за всё от чистого сердца? Не ропщешь ли иногда, осуждая дела Его творения и Его Промысел?

5. Не открывал ли своих сомнений в Вере другим, с намерением породить в них такие же сомнения и неверие?

6. Не допускал ли сомнения в Промысел Божий? Не терял ли Веры в Промысел, видя, как зло торжествует, а добродетель угнетена? Не допускал ли мысли или не говорил ли: “Чем я грешнее других?”... “Почему неверующие благоденствуют, а верующие терпят скорби?”.

7. Не был ли ты когда безбожником или в душе не сочувствовал ли безбожникам?

8. Не хулил ли имени Божия, Божией Матери или святых?

9. Не повинен ли ты в грехе ереси или сочувствия еретическим или сектантским учениям?

10. Не одобрял ли иногда раскольнических и самочинных собраний вне единства с Православной Церковью?

11. Не подвергался ли когда малодушию или унынию или даже отчаянию в своём спасении, с потерей всякой надежды на милосердие Божие, по случаю каких-либо тяжких грехов, тобою содеянных?

12. Хорошо ли знаешь истины и заповеди Православной Веры и стараешься ли исполнять их?

13. Не допускаешь ли нерадения к чтению Слова Божия? Стараешься ли читать Святое Евангелие, творения Святых Отцов и другие спасительные книги?

14. Не позволяешь ли себе небрежного обращения с книгами Священного Писания? Не читаешь ли книг, противных учению Веры и добрым нравам, не занимаешься ли подобными разговорами?

15. Не обращался ли когда к волшебникам или ворожеям и гадателям будущего? Не гадал ли сам?

16. Не ворожил ли сам на Библии или Псалтири?

17. Не имеешь ли веры чрезмерной без разбору во всём?

18. Не веришь ли в существование домовых?

19. Не ставил ли свечи за упокой живых и тем самым не проявил ли двойной грех и зложелательство в злоупотреблении священным обычаем?

20. Не ленишься ли молиться Богу? Не страдаешь ли рассеянностью в молитве, употребляя только молитву умственную, а не сердечную? Не пропускаешь ли утренних и вечерних молитв, перед пищей и после неё, перед началом и по окончании всякого труда и работы? Не был ли на молитве обуреваемый богохульными помыслами?

21. Не любил ли тварь больше Творца Бога (мать, отца, жену, мужа, сына) больше Бога? Не пристращался ли к чему-либо (страсть) до забвения Бога?

22. Не допускал ли греха человекоугодия, т. е. не льстил ли кому, одобряя его плохие дела? Не поклонялся ли вождям и их учению?

23. Не надеялся ли на человека более, чем на Бога, сказавшего: “Проклят тот, кто надеется только на человека”?

24. Не обращал ли священных слов в шутку, в глупый смысл и кощунствовал?

25. Не отвергал ли явной истины, касающейся Веры? Не утверждал ли чего-либо против совести?

26. Не повинен ли в грехе неблагодарности Богу, за Его бесчисленные благодеяния к тебе?

27. От малодушного стыда перед неверующими, не убоялся ли ты или постыдился поддерживать славу имени Божия, или защитить священные предметы от поругания их людьми нечестивыми и кощунниками?

28. Всецело ли всегда предаёшь себя на волю Божию? Не ропщешь ли на Бога во время болезни или в других несчастных случаях в жизни, вообще при разных неприятностях, скорбных обстоятельствах?

29. Не допускал ли неверия в чудеса, часто встречающиеся в жизни и совершающиеся силой Божией?

30. Не согрешил ли вольным мнением о Божественных предметах, противных учению Православной Церкви?

31. Не согрешил ли несбыточными мечтаниями и построением своих самонадеянных и счастливых планов для жизни своей, а также упрямым исканием счастья без Бога и Веры?

32. Не согрешил ли суеверием каким-нибудь, например, перемешиванием трав (ладанок) для предохранения от болезней или несчастья, ворожбой и гаданием, ради узнавания будущего или какой-нибудь тайны, заговорами болезней, верой в неизбежную судьбу, в слепой случай, в дни чёрные, тяжёлые, лёгкие? Ложным мнением, будто от встречи со священником случится несчастье или другим суеверием?

33. Не согрешил ли самонадеянностью, т. е. надеждой на одни свои способности, силы, труды, добродетели или богатство и т. п., а не на милость Божию?

34. Не имеешь ли неразумного страха, боязни?

35. Не согрешил ли надеждой на сильного, богатого человека, а не на милость Божию?

36. Не согрешил ли нерадением о своём спасении или сверх надеждой на милосердие Божие?

37. Не согрешил ли недостатком преданности воле Божией, покорности, распоряжением Промысла Божия, упрямым желанием, чтобы всё было только по твоему хотению, по твоей воле?

38. Не согрешил ли нетерпимостью и ропотом в болезни, несчастии и вообще, когда Бог с нами не то, чтобы нам хотелось (например, мы часто грешим на плохую погоду, которая тоже зависит только от Промысла Божия)?

39. Не согрешил ли человекоугодием не в правых делах, во вред себе и другим в нарушение заповедей Божиих?

40. Не имел ли пристрастия к какому-либо человеку или вещам больше, чем любви к Богу?

41. Веруешь ли в Отца и Сына и Святаго Духа?

42. Веруешь ли во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь?

43. Правильно ли складываешь (и кланяешься) пальцы для Крестного Знамения? (Креститься надо правильно, потому что, как говорит св. Иоанн Златоуст, – беспорядочному маханию бесы всегда радуются).

44. Молишь ли Бога укрепить твою Веру?

45. Нет ли лицемерия у тебя в Богопочтении (для своей выгоды)?

46. Не забываешь ли о главном, о приготовлении к вечности?

47. Имеешь ли постоянную память (день и ночь) о Боге и страх Божий в сердце своём?

Первая заповедь, запрещая все вышеназванные грехи, обязывает нас приобретать правильное познание о Боге, Его воле. Твёрдо веровать и надеяться на Него, любить Его с совершенной преданностью Его воле, с благодарностью и с благоговением сыновним страхом, как бы не оскорбить Его чем-нибудь. Стараетесь ли вы приобрести и укрепить эти добродетели?

 

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ: “НЕ ДЕЛАЙ СЕБЕ КУМИРА И НИКАКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ТОГО, ЧТО НАВЕРХУ НА НЕБЕ, И ЧТО НА ЗЕМЛЕ ВНИЗУ, И ЧТО В ВОДЕ И НА ЗЕМЛИ. НЕ КЛАНЯЙСЯ ИМ И НЕ СЛУЖИ ИМ”.

Грехи против этой заповеди следующие:

1. Обоготворение икон и название их “богами” и “божествами”.

2. Представление Бога в виде какой-нибудь вещи и убеждение, что Он в существе таков, каков на изображениях.

3. Невнимание к святым иконам, несодержание их в чистоте.

4. Употребление иконы, совсем утратившей своё изображение (не может служить оправданием даже и родительское благословение этой иконой).

5. Убеждение, что некоторые места и вещи спасают сами по себе.

6. Поставленные рядом с иконами картины, вещи и др.

7. Считать храмы Божии наряду с другими общественными домами.

8. Опущение дома зажигать масло и свечи перед иконами (это поведано Самим Богом и Священным Писанием (Исх. 20, 7-8) и утверждено Вселенским Собором).

9. Неимением дома святых икон Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, Святых угодников Божиих.

10. Имение и содержание в доме вещей, наговоренных ворожеями.

11. Не ходишь ли за помощью к колдунам, гадалкам, бабкам (заговаривать грыжи у детей, у себя других болезней), экстрасенсам, целителям, астрологам, гипнологам? Не занимаешься ли сам этим (магия белая, чёрная, спиритизм, вызывание духов, гипноз), /сам лечился и других лечил/, йога и т. д.? Не смотрел ли телепередачи и радиопередачи Кашпировского, Алана Чумака, лечение Джуны и всех других? (сосчитай, сколько раз слушал и немедленно покайся).

12. Не принимал ли какого-либо колдовства, чародейства?

13. Не гадал ли о будущей судьбе по книгам, например, Пушкина и других, в святки не гадал ли (смотреть в зеркало, жечь бумагу, класть вещи под подушку – загадывание о женихе и т. п.)?

14. Не обращался ли за помощью к посредникам бесовской силы – оккультистам: экстрасенсам, биоэнергетикам, бесконтактным массажистам, не кодировался ли, не участвовал ли в заговорах “порчи и сглаза”, контактированием с НЛО и “высшим разумом”, не подключался ли к “космическим энергиям”?

15. Не изучал ли различных оккультных учений, теософии, восточных культов, учения “живая этика”, не занимался ли йогой, медитацией, обливанием по системе Порфирия Иванова, чтением и хранением оккультной литературы.

Христианин! Если ты грешен в указанных грехах, ПОКАЙСЯ, немедленно попроси у духовного отца епитимью и со смирением исполни её!!!

16. Не посещал ли выступления (сколько раз, сосчитай) протестантских, западных проповедников из США, участвовал ли в собраниях баптистов, мормонов, свидетелей Иеговы, адвентистов, богородичного центра, белого братства, различных евангелистов и иных сект? Не принимал ли еретическое крещение, уклоняясь в ересь и сектантское учение, что является смертным грехом?

17. Считать идолопоклонством поклонение святым иконам и святым вещам.

18. Небрежное отношение к святым иконам (прикладывались в нетрезвом виде или телесной нечистоте).

19. Хождение без креста на груди. Привязывание к кресту чего-либо из житейских вещей, неосвящённых предметов, ношение всевозможных украшений, бус, цепочек, медальончиков и пр.

20. Небрежное изображение на себе крестного знамения или в перчатках, или по небрежности всеми пальцами разом, или крестятся не донося до плеча, чем отнимается у крестного знамения весь смысл, а у молитвы сила. Кланяться нужно только тогда, когда уже опущена правая рука!

21. Хождение в церковь и прикасание к святыни в нечистоте телесной, в нетрезвом виде, женщины и девицы (в период месячных очищений), после супружеских ласк, не посещал ли церковь, не омывшись.

22. Многолетнее непричащение Святых Тайн.

23. Против Животворящих и Св. Таин Христовых приступал без сокрушения и страха Божия, недостойное приготовление к причащению Святых Таин и малая подготовка (говение несколько дней, исключается пища животного происхождения, запрещается смотреть в эти дни телевизор, посещать различные увеселительные зрелища, чтение молитв, канонов и т. д., кроме того, два-три дня до и после причастия должно быть супружеское воздержание).

24. Нерадивая подготовка к исповеди, без должного говения по уставу святой церкви, намеренное утаивание греха на исповеди, вследствие ложного стыда перед духовником.

ПОМНИ! – если сознательно утаивается на исповеди хотя бы один грех, исповедь будет недействительной, и послужит нам не в спасение, а в осуждение!

25. Исповедование своих грехов разным духовникам, а также без раскаяния, необходимо пообещать Господу исправиться.

26. Приобщение Святых Таин, несмотря на запрещение духовника.

27. Не разговариваешь ли во время Богослужения? Не смеёшься ли, не предаёшься ли непотребным и суетным мыслям?

28. Ядение и питие в воскресные и праздничные дни до окончания Литургии.

29. Не уходишь ли со службы до отпуста по лености?

30. Не приходишь ли в церковь, находясь с кем-либо в ссоре, не примирившись?

31. Не поклонялся ли партийным вождям, посещая мавзолей, давая клятвы (пионерские, комсомольские), хождение на демонстрации (поклонение), празднование праздников 8 марта, 1 мая, 7 ноября и т. д., нет в доме книг, восхваляющих партийных вождей (не сотвори себе кумира), нет ли в твоей библиотеке книг писателей, преданных анафеме (Толстой Л. Н.)?

32. Не является ли у тебя кумиром телевизор (неумеренное смотрение)?

33. Не упивался ли вином до пьяна в день причастия? Излишнее принятие пищи, нельзя в этот день ничего выплёвывать(!), играние в карты и неудержание себя от супружеских ласк, многоглаголание и т. д.

34. Почитание Святых Тайн, Тела и Крови Господни, как простого хлеба и вина.

35. Не осуждал ли священников, монахов и других духовных лиц?

36. Воздание Божеской чести Божией Матери, ангелам или кому из святых?

37. Ложное юродство.

38. Ложное странничество.

39. Ложное отшельничество среди мира и ложное ношение одежды лиц монашествующих или духовенства.

40. Страсть к обогащению, собирание денег, лишнего имущества, машин. На первом ли месте у тебя Бог? Может быть, не Бог у тебя на первом месте, а что иное? Например, различные удовольствия, пища, напитки, модные одежды, украшения, безмерное пьянство, пустые разговоры и т. д.

41. Не отвлекает ли тебя от Бога чрезмерное увлечение телевизором, радио, театром, картами и т. п.? Может быть, житейские заботы о себе и семье, и за всем этим ты забываешь Бога и не угождаешь Ему, и не исполняешь требования Матери Церкви?

Если это так, значит ты служишь своему кумиру, своему идолу, который у тебя на первом месте, а не Бог!!!

Может быть, искусство, спорт, наука, литература, танцы занимают у тебя первое место (сребролюбие, чревоугодие, плотская любовь и др.) завладели твоим сердцем? Не сделал ли ты из себя кумира по гордости и эгоизму? Проверь себя и никогда и нигде не забывай, что на первом месте у тебя должен быть только Бог!!!

42. Неисполнение епитимьи, наложенной от духовника, как произвольное исполнение её или же саморазрешение от неё после смерти духовника.

43. Молитва о чём-то неразумном или прямо противном Богу, например, чтобы Бог наказал обидчика, чтобы послал богатство для роскошной жизни и т. п., нетерпимость при исполнении молитвы.

44. Гнев во время молитвы, а также сразу же по приходу из церкви.

45. Принятие на себя трудов, подвигов для своего спасения сверх своих сил.

46. Не желал ли себе смерти, не думал ли о самоубийстве (смертный грех), не желал ли скорби?

47. Объядение, пьянство, посещение пивнушек, ресторанов.

48. Не куришь ли? Помни! Курением выкуривается Святой Дух.

49. Уединённое ядение, тайноядение.

50. Приготовление у себя самогонных опьяняющих напитков и распространение их.

51. Картёжная игра и другие азартные игры на деньги и т. д.

52. Пристрастие к мирским, зрелищным увеселениям.

53. Самолюбие, самомнение.

54. Чревоугодие, ненасытность.

55. Гнев, сердитость, раздражительность, выхождение из себя.

56. Беспорядочный, неразумный крик, смех, вопли.

57. Неразумная радость.

58. Сребролюбие, страсть к деньгам.

59. Корыстолюбие.

60. Честолюбие, превознесение себя, величание себя, желание себе чести.

61. Страсть к принятию даров.

62. Роскошь.

63. Презрение священных вещей: освящённой воды, мира, просфор и небрежное отношение к ним (держишь ли их у себя, окропляешь ли свой дом, вкушаешь ли их с чистой верой).

64. Любовь к вещам, которые чтут раскольники, еретики и безбожники, но которые сами по себе внимания не заслуживают.

65. Славолюбие, любовь к чинам и пристрастие к нагрудным знакам отличия.

66. Пристрастие ко всяким роскошным вещам, драгоценностям, нарядам.

67. Щёгольство, украшение себя модными одеждами: ароматами, драгоценностями, прикрасами для своего величия и соблазна других.

68. Стремление мужчин к женоподобию (кокетство, наряды).

69. Неразумная привязанность к одобрению, к добрым друзьям и подругам.

70. Гордость.

71. Высокомерие (себя считать лучше других и выше).

72. Состязание в неразумных делах и забавах.

73. Хвастовство.

74. Напыщенность.

75. Тщеславие, чванство.

76. Бессовестность.

77. Болтливость.

78. Шутки, глупые речи.

79. Порабощение себя какой-нибудь страсти (пьянство, необузданное сладострастие, корыстолюбие, гордость, раболепство духу времени, погоня за модами и подражание всяким пустым вкусам и недобрым обычаям с нарушением заповедей Божиих, с потерей чистоты, совести и скромности).

80. Лицемерие или притворная набожность для достижения каких-либо земных благ, а не для угождения Богу.

 

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ: “НЕ ПРОИЗНОСИ ИМЯ ГОСПОДА ТВОЕГО ПОНАПРАСНУ”.

Грехи против этой заповеди следующие:

1. Не божился ли в обыкновенных житейских разговорах?

2. Не употреблял ли без благоговения имя Божие, не обращал ли Его в шутку?

3. Не принуждал ли других божиться в разговорах, в клятвах?

4. Не роптал ли на Бога?

5. Принятие присяги без страха Божия.

6. Двоедушная или лукавая присяга.

7. Употребление имени Божьего часто без нужды, без благоговения, в шутках, песнях, сказках, анекдотах. И такое же употребление имени Божией Матери, святых ангелов, угодников Божиих.

8. Не нарушал ли клятву? Не унывал ли?

9. Клятвопреступление.

10. Клятва безрассудная или когда призывают Бога быть посредником своего злодеяния, заклинания (например, именем Божиим друг у друга совершить какое-либо преступление). Упорное выполнение неразумной и необдуманной клятвы.

11. Заклинание себя разными словами, например, пусть отсохнет у меня рука или света Божьего мне не видать и т. д.

12. Божба без нужды в простых разговорах, во время игры, торговли и т. д., а также принуждение другого к божбе (побожись, как иногда говорят).

13. Свидетельство о себе Божьей Матерью или кого-либо из святых, когда, например, говорят: “Вот порукою для меня будет Матерь Божия” или “Николай угодник” и т. д.

14. Невыполнение и несохранение обетов, обещаний Крещения, а также обетов, данных при соединении с православной церковью.

15. Неисполнение обетов, данных Богу или какому-нибудь угоднику во время тяжких обстоятельств, например, во время болезни или опасных случаях жизни.

16. Утаение на исповеди грехов или пересказывание чего-нибудь ложного.

17. Употребление бумаг, на которых написано имя Божие, Пресвятой Богородицы и святых, как простой бумаги и выбрасывание её как мусора.

18. Неправильные обеты, когда возлагают на себя обеты физически и нравственно невозможные для исполнения или произносят обеты, которых исполнить не могут, не спросив прежде согласия старших, мужа, жены, матери и т. д.

19. Самовольная отменена или изменение данного обета.

20. Произнесение имени Божия, Пресвятой Богородицы, святых ангелов, святых угодников без всякого благоговения. Употребление их в словах праздных и пустословных, например, “Ах, Боже мой!” или “Ой, Господи, ведь я забыла!”, “Христос с тобой, образумься” иногда говорят в гневе, “Бог с тобой, уходи!”.

21. Частое упоминание врага Божия (чернословие). Гнев с упоминанием нечистой силы (черта)

22. Богохульное и безрассудное суждение о действии Промысла Божия.

23. Кощунство, т. е. посмеяние каких-нибудь священных предметов или слов Священного Писания или обращение их в шутку.

24. Невнимательность, рассеянность, поспешность на молитве.

25. Ложная клятва, нарушение клятвы, присяги, обетов, данных Богу, легкомысленная божба. Презрение благочестию и людям благочестивым, название этого ханжеством.

26. Стыдливость показаться набожным, стыдливость перекреститься, молиться в кругу мирских людей или защищать славу имени Божьего или священные предметы перед людьми нечестивыми, кощунниками.

Спаситель говорит: “Если кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того Сын человеческий постыдится, когда приидет во славе Отца Своего со ангелами святыми”.

 

ЧЕТВЁРТАЯ ЗАПОВЕДЬ: “ПОМНИ ДЕНЬ ВОСКРЕСНЫЙ, ЧТОБ СВЯТИТЬ ЕГО, ШЕСТЬ ДНЕЙ ДЕЛАЙ ВСЕ ДЕЛА ТВОИ, А В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ – ГОСПОДУ БОГУ ТВОЕМУ”.

Вот грехи против этой заповеди:

1. Не нарушал ли святости воскресных дней и великих церковных праздников, оскорбление или поругание воскресных и праздничных дней, устройство вечеринок (день рождения, свадьба и т. д.) и гульбищ под праздник, хождение на всякие зрелища, просмотр фильмов по телевидению и т. д. Пение разгульных и часто крайне неприличных песен под праздничный день и иногда в самую позднюю пору ночи. Вместо праздничных богослужений не проводил ли время на каком-либо увеселении?

2. Ожидание Святой Пасхи и др. праздников не с мыслью о Господе, а только с плотскими помышлениями и приготовлениями, например, чтоб лучше одеться или с целью получше угоститься.

3. Святой праведный Иоанн Кронштадтский поучал: “Кто верует в свое воскресение из мертвых, тот готовится здесь к будущей жизни, старается жить по заповедям Господним, праздники Господни почитает и крайне остерегается оскорбить святость их делами плотской нечистоплотности”.

Светлые дни пасхальной недели некоторые христиане празднуют, как истые язычники. Сам Господь говорит о наших праздниках или, точнее, о нашем праздновании: “Праздников ваших ненавидит душа Моя”.

4. “Все те, кто встречали святые праздники невоздержанием, пьянством, прелюбодейством, супружеским невоздержанием, объядением, сквернословием, грабительством и прочими им подобными делами плотскими, потеряли всю пользу, которую они получили было от поста (если только получили), потеряли пользу от покаяния и причащения Св. Таин, попрали как неразумные животные ногами своими... Весьма многие праздновали не праздник Воскресения Христова и нашего собственного воскресения от мертвых дел, а праздник бесовского воскресения в своих душах. С нас строго взыщет Господь за неблагоразумное празднование. Душа наша, искуплённая Спасителем, есть дух, потому и праздники у нас должны быть больше духовные, чем плотские. Кто празднует только по плоти, тот празднует не Богу, а своему идолу, чреву или всё равно бесу невоздержания.” (Св. Иоанн Кронштадтский).

5. Неупотребление свободного времени на чтение священных книг, на молитву и духовные размышления. Неисполнение долга посвящать день воскресный и праздники на дела благочестивые, как, например, на домашние чтения среди семьи слова Божия, на беседу о духовных предметах, посещение больных, редкое хождение в церковь и совсем нехождение, жизнь без очищения в таинстве исповеди, без Св. Причащения.

6. Редкое посещение церкви, до опущения к ряду трёх воскресений. На Вселенском Соборе было определено и записано: “Аще мирянин не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым надолго был отстранён от церкви, но пребывая в грехе, и не придёт в церковь три воскресения подряд, то таков подлежит отлучению”. (Это правило и после было подтверждено на Соборе). “Если за непосещение три воскресных дня к ряду и в продолжение трёх недель уже налагается отлучение от церкви, то, значит, вину составляет отсутствие в церкви и одного воскресения, нехождение в храм по лености и нерадению. Не опаздываешь ли на службу?

7. Непочитание праздников Божиих (рабочее дело в праздники и в воскресенье, например, косить, строить, копать, стирать, мыть и затевать уборку в квартире или заниматься хозяйством, в огороде, торговать по воскресным дням, помощь в сельском хозяйстве и т. д. Занятием в эти дни нескромными играми, разгулом, пьянством, невоздержанием супружеских ласк, смотрение телевизора, особенно эротического содержания.

8. Непровождение Рождественских Святок не по-христиански: попущение ряжений, одевают всякие глупые маски или даже наряжаются под вид зверей, или гадают на слово, по книгам Пушкина, через зеркало, под подушку кладут таракана, жгут бумагу, крутят блюдце, вызывая духов (спиритизм), подбрасывают монетки ”японская книга перемен” и т. д.

9. Такое же нехристианское препровождение Пасхи: пьянство, непосещение богослужений, глупые игры, разгульные увеселения и т. п.

10. Нехристианское празднование именин. Именины – это личный праздник каждого. В этот день обязательно следует сходить в храм Божий, причаститься Святых Таин за литургией. Вот истинно христианское провождение своих именин.

11. Питие и ядение прежде окончания Божественной литургии (праздника или воскресения). Когда идёшь в храм, то следует не есть, и, конечно, кто курит – не курить.

12. Неразличение часов относительно принятия пищи: полуночи на постный день, когда уже начинается утро следующего дня, и вообще, рекомендуется не вкушать после 22.00 часов.

13. Нарушение постов или неточное соблюдение их: в среду (предательство Иуды), в пятницу (мученическая смерть Иисуса Христа). Св. Афанасий Великий говорил: “Скоромное есть в среду и пяток, сей человек распинает Господа”. В дни поста (дни говения) церковным уставом запрещается скоромная пища – мясные и молочные продукты, рыба разрешается лишь некоторые постные дни. Многодневные посты: 1. Великий пост (сорок дней и Страстная седмица), самый строгий пост. 2. Петров пост /среда и пятница – строгий пост/, остальные дни – рыбные, крупяные и т.д. с растительным маслом. 3. Успенский пост – этот пост две недели, но по строгости подобен Великому посту. Рыба разрешается только в день Преображения Господня. 4. Рождественский пост – этот пост совпадает с уставом Петрова поста. Однодневные посты, кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, разрешается пища с растительным маслом). Однодневные посты: 1. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 2. Воздвижение Креста Господня. 3. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления).

Пост телесный, без поста духовного (без молитвы и покаяния) становится диетой. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. (из книги “Православный пост”).

14. Употребление рыбы и вина в те дни поста (особо Великого), когда нет на них разрешения.

15. Пьянство, посещение театральных зрелищ, песни, пляски в дни сырной седмицы или масленицы, которые являются преддверием Великого поста. (Такое проведение масленицы есть ничто иное, как пережиток древнеславянского язычества).

16. Нарушение Великого поста и всех постов, когда нет на это разрешения, в Номоканоне пишется: “Аще кто не хранит поста апостолов, Рождества Христова и Богородицы, того в Церкви неприемли”. А 60-е правило апостольское гласит так: “Аще кто не постится во Святую Четыредесятницу, кроме препятствия от немощи телесной тот да будет отлучён”.

17. Пощение с ропотом.

18. Отвлечение других от поста, например, гостям без разбора подают в постный день скоромные блюда и бывают недовольны, когда гость-постник от них отказывается или, приняв квартирантов, не готовят постного стола для желающих соблюдать постные дни.

19. При посте телесном несоблюдение поста душевного.

20. Опущение в посты чтения священных и душеспасительных книг.

21. Светские увеселения и удовольствия в посты, особенно в Великий пост.

22. Сонливость и привычка долго спать и поздно вставать.

23. Полная праздность – это “мать пороков”, которая, как сказано в Священном Писании: “Многим порокам научила людей”.

24. Нехождение в храм по лености или поневоле, или из-за любопытства, а не из сердечного желания участвовать в Богослужении.

25. Нищенство по лености или по нетрезвости.

26. Неразборчивое подаяние милостыни и злоупотребление ею, как, например, просящему на водку.

27. Неблагоговейное стояние в церкви на молитве: невнимание к чтению, блуждание помыслами или суетные разговоры и смех в церкви.

28. Имеешь ли усерди

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...