Управление экологическим состоянием.
Управление- руководство над чем либо. Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответ-ствующими субъектами действий, направл-ых на обеспечение исполнения требований законодательства об ОС. Функции управления (это постоянное направление деятельности по обеспечению охраны ОС и рац. п/п): Создание системы органов управления, Нормирование, управление прир.ресурсами, Экспертиза, лицензирование, сертификация, Экол.аудит, учет состояния ОС. Методы управления (способы государственного воздействия на поведение и деятельность управляемых): административный (приказ), экономический (создание экономич. заинтересованности), моральные (награждения). Правовые основы управления ОС в РФ: Конституция РФ, ФЗ “Об охране окружающей природной среды”1991, “Об особо охраняемых природных территориях”1995, ”О животном мире”, ”О недрах”, “Об экологической экспертизе”, ”О радиационной безопасности населения”1996, ”О стандартизации”1993, “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс и многое другое. ГОСТ P ИСО 14001-98, СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. Здесь-требования к подзаконным актам, программам, мониторинг, аудит, итп, также модель системы управления ОС: экологическая политика планирование внедрение и функционирование проведение проверок и корректирующее действие анализ со стороны руководства постоянное улучшение. Специальные органы государственного управления п/п: Министерство природных ресурсов, государственные комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству (осуществление гос.политики в области рац.использования и охраны земель, мониторинг земель, ведение кадастра), Федеральная служба лесного хозяйства (разработка основных направлений гос.полит. в области лесопользования, сбережении и приумножение лесных богатств, сохранение и усиление водоохранных, защитных и др функций леса), федеральная служба Росси по гидрометеорологии и мониторингу ОС, Министерство с/х, Мин-во здравоохранения, Фед служба геодезии и картографии, Фед. Надзор по ядерной и радиационной безопасности, и др.
Международное сотрудничество. Даже высокая эффективность природоохранной деятельности на региональном уровне не означает полное решение проблем обеспечения охраны окружающей среды. Вне пределах региональной юрисдикции имеются природные ресурсы национального уровня – Мировой океан, Антарктида, атмосфера (в частности проблема озонового слоя, кислотные дожди, потепление климата) идр. Охрана ОС- одна из актуальных проблем современности. Большой вклад в решении этих проблем вносит ООН: ЮНЕП- программа ООН по окружающей среде 1972, ЮНКТАД- конференция ООН по торговле и развитию, ЮНИДО- по промышленному развитию, ФАО- по вопросам продовольствия и с/х, ВОЗ- всемирная организация по здравоохранению и др органы ООН; Международный совет по охране птиц, Всемирный Фонд Дикой Природы, и тп. Механизмы осуществления международного сотрудничества – конференции. Ноосфера — «сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Согласно Вернадскому, „в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного“. Неомальтузианство - стремление к ограничению деторождения, основанное на учении Мальтуса, что население возрастает быстрее, чем средства пропитания в данной стране. Мальтус предлагал, как единственное средство для ограничения деторождения, половое воздержание, которое настоятельно рекомендовал с этой целью бедным слоям населения. В Англии, Германии и Голландии существуют союзы и общества, считающие среди своих членов многих врачей, имеющих целью распространение сведений о безвредных способах предупреждения зачатия.
Устойчивое развитие предполагает отказ от реализации только "экономической стратегии" или только "экологической". Необходимо собрать вместе экономистов, экологов, экспертов в других областях развития, чтобы разработать интегрированное решение, основанное на гармонии экономики, общества и окружающей среды. Для перехода к устойчивому развитию требуется выработка стратегических установок, учитывающих характер мировых тенденций и ожидаемых изменений в общественной жизни, технологических укладах, экономике и политике, природно-климатические условия на территории, жизненные стандарты, ресурсные возможности. Переход на стратегию устойчивого развития означает постепенное обеспечение целенаправленной системной самоорганизации общества во всех основных сферах деятельности. Основные принципы и критерии устойчивого развити я, сформулированы в следующих документах: “Повестка дня на 21 век”, принятая на Глобальном Форуме ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Устойчивое развитие с позиций “Повестки дня на ХХI век” - это сбалансированное социально-экономическое развитие, осуществляемое с позиций обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, учитывающее жизненные интересы не только сегодняшних, но и будущих поколений. В “Повестке дня на-21 век” были сформулированы основные базовые составляющие принципа устойчивости развития территорий, которые лежать в основе любой программы устойчивого развития, а именно: экономическая стабильность, социальное благополучие, экологическое равновесие, международная солидарность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|