Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-экономические отношения.




Экономика. Конец I тысячелетия до н. э. и первые века новой эры были временем расцвета древнеиндийской экономики. Индийцы научились плавить высококачественную сталь. которая Она славилась не только в ближайших странах, но и в далеком Средиземноморье. Свидетельством искусства металлургов может служить знаменитая железная колонна в городе Дели с надписью царя Чандры (видимо, Чандрагупты II). За полторы тысячи лет на ней практически не появилось ржавчины.

Крепости строились уже не из дерева, а из кирпича и камня. Для их штурма использо­вались стенобитные машины и другие военные механизмы. Возводились многочисленные буддийские пещерные монастыри и храмы, другие монументальные сооружения.

Настоящими произведениями искусства являются монеты этого времени. Они чеканились под влиянием эллинистических образцов, с изображениями правителей и надписями на различных языках. Обилие золотых и серебряных свидетельствует о масштабах торговли. Оживленные торговые пути связывали между собою крупнейшие города Индии, такие, как Таксила, Матхура, Уджаин, Варанаси.

Наметилась областная экономическая специализация. Варанаси и Матхура славились своими хлопчатобумажными тканями. Северо-западные районы торговали шерстяными тканями, вином и лошадьми. Уджаин производил изделия из драгоценных камней и слоновой кости. Южная Индия поставляла пряности.

Во времена Кушанской державы способствовало оживлению контактов Индии с Центральной Азией. Во II-I веках до н. э. в Западной и Южной Индии появились торговцы из эллинистического Египта. На крайнем юге Индии возникла римская торговая фактория Арикамеду.

В Индии развивалось собственное судостроение и морское судоходство. В первые века новой эры индийцы не только поддерживали тесные связи по морю с Юго-Восточной Азией и островами Индонезии, но и начали в этом направлении широкую колонизацию.

Социальный строй. О социальном строе Индии можно составить лишь самое общее представление, анализируя сохранившиеся литературные памятники.

В Индии сохранилось и упрочилось деление общества на варны. Они, в свою очередь, делились на замкнутые группы - касты (джати), а те – на подкасты. Отношения между людьми строго регламентировались правилами кастовой иерархии. В самом бесправном положении находились неприкасаемые, не входившие ни в одну из четырёх варн. Жили они за пределами населенных пунктов и занимались самыми тяжелыми и ритуально нечистыми работами.

В деревнях основой социальной организации по прежнему являлась соседская община. Пахотная земля была разделена между отдельными семьями. В общей собственности оставались лишь некоторые угодья, пустыри и пастбища. Глава семьи мог продать свой участок. Но при этом преимущественное право покупки принадлежало родственникам и соседям продавца. Все частные земельные владения входили в состав общинной территории. Поэтом, покупая дом и поле, новый хозяин приобретал также членство в общинной организации.

Во главе деревни стоял староста, представлявший общину перед государственной властью. Община обеспечивала коллективную помощь своим членам. Они, в свою очередь, участвовали в совместных работах на строительстве дорог, каналов, по поддержанию в порядке святилищ, а также в празднествах и обрядах. Полноправные члены общины принимали участие в сходах. Споры между жителями деревни решались обычно родст­венниками и соседями на основе обычного права.

Внутри общины не было равенства. Одну группу в ней составляли полноправные общинники-землевладельцы. Они не всегда лично занимались сельскохозяйственным трудом. Распространены были различные формы аренды, использование труда батраков, должников и других зависимых лиц. Более низкую группу составляли безземельные крестьяне. В свои группы входили ремесленники - плотники, горшечники и т. п. Значительный слой составлял обслуживающий персонал - прачки, уборщики, сторожа.

В городах свободные ремесленники объединялись в профессиональные касты. Социальный престиж их был различен. Например, золотых дел мастера, некоторые оружейники, изготовители благовоний находились в более привилегированном положении, чем каменщики, кузнецы или ткачи. Квалифицированные ремесленники пользовались трудом подмастерьев и учеников. Состоятельные купцы нанимали приказчиков и розничных торговцев.

Рабство было достаточно распространено. Основными источниками его являлись военнопленные и мирное население захваченных территорий, а также самопродажа и продажа детей. К рабам часто причисляли и лиц, отрабатывавших долг в течение определенного срока. Семейство должника при этом оставалось свободным. Сам он не терял принадлежности к своей касте.

Общинно - кастовая структура, оформившаяся в древности, являлась основой социального развития Индии в средние века. Она не преодолена и до сегодняшнего дня. Прочность ее основывается на религиозном фундаменте индуизма – учении о перевоплощении. Индусы убеждены в том, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую. Тот же, кто нарушает эти правила – понижает свой социальный статус.

VI. Религия и культура Древней Индии

Индуизм.

Ведическая религия.

 

Религия Древней Индии – индуизм, уходит своими корнями в ведическую религию (ведизм) ариев.

Пантеон божеств. Во время прихода в Индию у индоариевбыло представление о космическом духовном Первоначале. Эманации его превратились в существующий мир. В Упанишадах Первоначало именуется Брахманом. Он является высшей объективно существующей безличностной реальностью - Абсолютом. Брахман непознаваем и не может быть описан в доступных человеческому пониманию терминах.

В результате взаимодействия с местными языческими культами, хараппскими и дравидскими, религия ариев становится политеистической. В Ведах упоминаются сотни божеств. Они делятся на две группы - асуров и дэвов, которые ведут борьбу между собой. Дэвы представали добрыми божествами, а асуры - злыми. Союзниками последних были демоны- ракшасы.

В религии древних ариев особо почитался Индра - бог грома и молнии. Поклонялись также Варуне - богу Нижнего мира и правосудия, Митре - брату Варуны, солнечному богу, Агни - богу огня, доставлявшему жертву небесным богам, Рудре - вечносуществующему создателю Вселенной, Соме – божеству, символом которого был опьяняющий напиток, приготовленный из сока одноименного растения, Яме - богу смерти, первому умершему человеку, проложившему путь в царство мёртвых и ставшему его царём. Почитался Пуруша - гигантский первочеловек. Он был принесён в жертву богами древности, а из частей его тела была создана Вселенная.

Культ. Основу ведического культа составляли жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом, который выполнялся жрецами. Обычное жертвоприношение состояло в том, что богов приглашали сесть на подстилку из священной травы у костра, угощали едой и питьем как почетных гостей. В огонь лили масло, бросали ячменные зерна, обращаясь при этом к богу Агни как к посланцу богов.

Полагали, что жертвы вместе с дымом уносятся на небеса, а насытившиеся боги посылают затем еду своим земным почитателям. Происходил, таким образом, как бы «круговорот материи». В центре этого космического процесса стоял жрец, посредник между миром людей и богов, от которого небожители принимали пищу.

Постоянных мест сосредоточения культа - храмов первоначально, видимо, не было. Но ведийские арии для особо значимых ритуальных церемоний сооружали специальные алтари. В поздневедийских текстах даются подробные описания чертежей этих сложных построек, например в виде огромной птицы. Жертвоприношения на нескольких огнях такого алтаря совершались в течение многих дней, а некоторые циклы обрядов продолжались более года. В них принимали участие целые группы жрецов, каждый из которых выполнял особые функции.

Функции жрецов имели право выполнять только знатоки ритуала и тайных магических формул. Издавна они представляли собою замкнутую группу, принадлежность к которой определялась, как правило, происхождением. В поздневедийский период жрецы составили особое сословие - варну брахманов, которая претендовала на превосходство над другими - кшатриями, вайшьями и шудрами.

Брахманизм

В процессе развития ведическая религия приобрела форму брахманизма, главной религии Индии, выступающей в настоящее время в форме индуизма.

Пантеон. В центре пантеона богов становится Тримурти (санскр. «Триединство», «Троица») – Брахма, Вишну и Шива. Они олицетворяют круговорот природы – творение, развитие и разрушение. Изображаются с одной головой и тремя ликами. Брахма наделен функциями созидателя, творца.

Вишну – охранитель, добрый, мягкий, близкий к людям. Его отношения с женой Лакшми («Сияющая», «Прекрасная») - олицетворение нежной, самоотверженной любви. Их сын – Кама (любовь). У Вишну - бесчисленное множество превращений (аватар), наиболее любимые из них - Рама и Кришна.

Рама - герой древнеиндийского эпоса Рамаяна. Кришна - буквально «черный», как полагают, доарийское божество. В «Бхагават Гите» («Песня Господня», входящая в Махабхарату) он - возница царя Арджуны, одного из пяти братьев Пандавов.

Шива – разрушитель, олицетворение жизненной силы и мужского начала. Его символ – лингам, изображения которого помещаются в храмах и домашних алтарях. Жена Шивы Дэви, богиня плодородия, олицетворение женского начала - Шакти. Она имеет несколько образов - ипостасей. Наиболее известные из них: Дурга - прекрасная, светловолосая, с оружием в руках, рядом с ней лев или тигр; Кали - чернокожая, с красными глазами, растрепанными волосами, ожерельем из человеческих голов и кобрами вместо одежды, с оружием в каждой из десяти рук. Этим богиням приносились кровавые жертвы, в том числе и человеческие.

В целом индуистский пантеон насчитывает десятки тысяч сверхъестественных существ, в том числе и весьма экзотических. В то же время индуизм по прежнему исходит из признания Всевышнего, вездесущего Бога-творца, являющегося основой мироздания. Все иные божества и сверхъестественные существа являются лишь его воплощениями или свитой.

Основные понятия индуистского мировоззрения.

1. Дхарма (от санскр. «держать») - всеобщий и вечный порядок (закон), сохраняющий, удерживающий вселенную как единое целое.

Из всеобщей вселенской дхармы выводится дхарма каждого отдельно взятого существа и сословия, к которому он принадлежит. Если действие человека соответствует его дхарме, то оно - хорошее и ведёт к благу; если нет - оно плохое и ведёт к страданию.

2. Карма - закон нравственного воздаяния, по которому каждое деяние неотвратимо определяет дальнейшую судьбу человека.

3. Сансара - бесконечный круг плотских перерождений вечной души.

4. Мокша - освобождение от всяких связей с материальным миром. Конечная цель перевоплощений и выход из сансары. Индивидуальная бессмертная душа (атман) при этом сольётся с Брахманом, представляющим высшее единство всех душ.

Выход из сансары невозможен в течение одной жизни. Индивид в круговороте существования проходит через серию повторных рождений и смертей, подчиняясь закону кармы.

 

Культ. В индуизме развилось храмовое богослужение. Важнейшей частью праздничных церемоний стали торжественные шествия и процессии, во главе которых несли изображение божества. Кровавые жертво­приношения понемногу выходили из употребления, заменяясь ритуалом «почитания» божества: надевание на его изображение цветочных гирлянд, курение благовоний, зажигание светильников и возлияние воды.

Эти действия часто сопровождались танцами, музыкой, пением эпических поэм. Помимо жрецов при храмах жили танцовщицы и музыканты и разного рода обслуживающий персонал. Содержание храмов обеспечивалось не только доброхотными подаяниями жителей данной местности и паломников, но и доходами с принадлежавших храмам земель.

Социальная концепция.

1. Индуизм освящает деление общества на варны и касты. Запрещается любое общение с «неприкасаемыми» лицам из более высоких каст. Поведение, соответствующее социально-религиозным нормам, приводит к накоплению религиозной заслуги. Закон воздаяния (карма) обеспечивал тем, кто накопил ее, новое рождение в более высокой варне, а грешникам - в более низкой.

Закон перерождения не ограничивался только человеческим обществом. За грехи человек мог родиться животным, червем, насекомым, а наградой за праведность служило рождение божеством. Таким образом, даже боги не были свободны от круговорота перерождений и воздаяния - кармы.

2. В индуизме сложилось учение об ашрамах - стадиях жизни, которые рекомендовалось проходить всем «дважды рожденным», в особенности брахманам.

Первый период брахмачарья – ученичеств. Затем наступает период семейной жизни- грихастха. После выполнения семейного долга приходит период ванапрастха - ухода от дел. Он является подготовкой к саньясе –отшельничеству, « жизни в отречении». В этот период человек должен полностью отдаться духовному развитию.

3. Для индуистской этики характерна высокая терпимость. Однако она распространяется лишь на отношения между представителями разных общественных групп,. Внутри же группы, напротив, господствует жёсткая дисциплина, определяемая необходимостью исполнять свой общинный или кастовый долг. Каждому человеку надлежит следовать тому порядку жизни, который принят в его местности и деревне, в его касте и семье, соблюдать те правила, что диктуют ему обычаи его религии.

Пестрота и противоречивость вероучения индуизма настолько значительна, что некоторые исследователи отказывались считать его единой религией. Однако в этой религии вопросы вероучения не имеют такого большого значения, как соблюдение обрядовых правил и социальных норм. Вот некоторые из них:

Общение должно быть ограничено своим социальным кругом. Запрещались браки и совместное принятие пищи между членами разных каст, а также смена кастовой профессии.

Допускалось заключение браков в детском возрасте (преимущественно для невесты - порою жених не вел невесту вокруг алтаря, а нес ее, так как она еще не умела ходить). Осуждались браки вдов. Благочестивым делом для них считалось самосожжение на погребальном костре мужа.

Семьи и отдельные лица, особенно из высших каст, которые не соблюдали необходимых правил, подвергались самому страшному наказанию - изгнанию из касты. Так как безопасность человека и место его в обществе зависели от принадлежности к той или иной социальной группе, исключенные из касты либо должны были вымолить и заслужить прощение, либо пасть на самое дно социальной иерархии.

Освященная религией индуизма кастовая система обеспечивала устойчивость общества, его способность противостоять любому чуждому влиянию. Но она же в конечном счете придавала ему чрезвычайно консервативный характер.

Джайнизм.

Возникновение. Примерно в 599 году до н. э. на северо-востоке долины Ганга, на территории нынешнего штата Бихар, у правителя одного из княжеств родился сын по имени Вардхамана (599 -527 гг. до н.э.). До тридцати лет он вел обычную жизнь - женился, имел дочь. Но затем, раздав все свое имущество и оставив одну одежду, Вардхамана ушел из дома и предался строгому аскетизму.

Через 12 лет подвижник и аскет достиг «высшего знания» и получил титул Джина («Победитель», присваиваемый наиболее почитаемым религиозным учителям. Еще три десятка лет он проповедовал новую веру, обратил в нее множество учеников. Они дали ему еще одно имя - Махавира («Великий герой»)

Вероучение, ритуалы, предписания. Стержнем вероучения джайнизма, принявшего общую для индийских религий концепцию кармы и конечного освобождения - нирваны, является самосовершенствование души.

Сторонники этой религии - джайны считают душу вечной субстанцией. Преодолевая полученную как результат прежних жизней телесную оболочку, она может, совершенствуясь, достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства. Но достичь нирваны, прервать цепь перерождений может лишь аскет, а не мирянин.

Путь освобождения от кармы Джина определил, как следование «трем драгоценностям»:.

Первая - «совершенное воззрение»: видение мира в соответствии с учением Махавиры, убежденность в его абсолютной истинности.

Вторая - «совершенное знание»: познание учения, сущности души и мира. Идти к этой цели можно и должно всю жизнь. Для начала необходимо приобрести ограниченное знание с помощью наставника - гуру: познать самого себя, сущность своего «я», правильно понять свою цель (освобождение от кармы).

Третья - «совершенное поведение»: преодоление желаний («страстей») и соблюдение предписанных учением Вардхаманы религиозных правил.

Все члены общины добровольно принимают на себя пять основных обетов:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...