Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности формы правления во Франции

Франция представляет собой республику со смешанной (полупрезидентской) формой правления, где сочетаются элементы, характерные как парламентарной, так и президентской республике. Характерная черта V Республики - усиление роли ИВ и ослабление роли Парламента.

В стране существует бицефальная исполнительная власть, т.е. она поделена между Президентом и Правительством.

У Президента во Франции есть право принятия решений, не требующих согласия Правительства, что характерно для президентской республики. Вооруженные силы и административный аппатат в ведении правительства; оно несет ответственность перед Национальным Собранием, а это институт, характерный именно для парламентарной республики.

Соответственно принцип разделения властей во Франции изменился, тем не менее он сохраняет свое значение.

Особенность: функционирование гос. механизма зависит от того, совпадают ли парламентское и президентское большинство. Если “да” - роль Президента возрастает, он формирует правительство. Если “нет” - президент вынужден назначать оппозиционное правительство, возможности президента по осуществлению ИВ снижаются, зато роль правительства во многом возрастает. Такая ситуация сложилась к частности в 1997 году, когда на досрочных парламентских выборах победила ФСП, в то время как президент опирается на поддержку правых.

Конституционный совет Французской республики, порядок формирования и полномочия

Франция намного позже других государств Европы ввела у себя институт конституционного контроля. Это было связано с французской концепцией закона как высшей суверенной воли народа. Эта концепция предполагала, что ревизовать закон как высшую суверенную волю народа не может никто. В Конституции 1946 года появился такой орган, как Конституционный совет, но реальными полномочиями он не обладал, оставаясь вспомогательным органом, который лишь иногда толковал положения Конституции 1946 года.

В V Республике иная ситуация. Пересмотр полномочий Конституционного совета был связан с обеспечением защиты прав и свобод человека и гражданина, т.е., опять же, сама по себе концепция суверенитета не ревизовалась! Ревизуется не воля народа, а те положения, которые могут привести к нарушению прав и свобод, а это - высшая ценность.

Существовал еще один камень преткновения - в Конституции записано, что государственная система Франции построена на принципе разделения властей, а создание Конституционного совета, который мог бы ревизовать действия законодательной и исполнительной власти, противоречило бы положениям ДПЧГ. Эту ситуацию разрешили следующим образом: не был создан судебный орган, а вне-, или квазисудебный орган. Он не может пересматривать закон, вотированный парламентом, а может проверить, соответствует ли законопроект Конституции. Во Франции конституционный контроль может иметь место лишь на предварительной стадии.

Конституционный совет Французской Республики состоит из т.н. конституционных советников (всего 9), из которых:

-3 назначается Президентом;

-3 - председателем Национального собрания;

-3 - председателем Сената;

+ сюда пожизненно входят все бывшие президенты Республики (сейчас никого).

Советники назначаются сроком на 9 лет без возможности возобновления мандата. Каждая треть КС обновляется каждые 3 года.

Важно то, что никто из членов Конституционного совета не может заниматься политической деятельностью. Председателя Конституционного совета назначает Президент. Председатель руководит работой, представляет КС на официальных церемониях, назначает докладчиков по рассматриваемым делам, определяет дату и порядок дня заседания.

Правом запроса заключения Конституционного совета пользуются: Президент, Премьер-министр, председатели палат, также группы депутатов не менее 60ти человек.

Проекты законов, признанные Конституционным советом неконституционными на стадии рассмотрения не подлежат утверждению парламентом, или не подлежат подписанию Президентом, если законопроект уже вотирован и передан на подписание. (Срок рассмотрения - 1 месяц, если правительство объявляет об экстренном рассмотрении - то 8 дней).

Автоматически передаются на рассмотрение КСА регламенты палат и все органические законы.

В том же порядке, как и относительно законопроектов, Конституционный совет может быть запрошен в отношении конституционности соответствующих международных договоров. Если Конституционный совет своим решением определяет, что подписанный международный договор противоречит Конституции, он не может быть ратифицирован до внесения соответствующей поправки в Конституцию.

Конституционный совет также следит за:

Совет рассматривает жалобы на правильность избрания членов обеих палат парламента, вопросы неизбираемости и несовместимости должностей, возникающие в отношении членов парламента.

Конституционный совет обладает широкой компетенцией в отношении избрания Президента республики. Совет участвует в подготовке выборов, в производстве операций по выборам и в объявлении их результатов. Совет дает консультации правительству по организации выборов, кандидатуры на пост Президента представляются в Совет, и он составляет их список; Совет проверяет правильность выдвижения кандидатов, публикует составленный им список.

Если последовала смерть Президента республики, то он констатирует необходимость временного замещения этого поста; временным президентом становится председатель Сената. Совет также имеет право констатировать вакантность поста Президента республики, когда тот не может исполнять свои обязанности; затем он констатирует, что это состояние является окончательным и наличествует необходимость проведения новых выборов главы государства.

Конституционный совет участвует при введении в стране чрезвычайного положения на основании ст. 16 конституции. Президент республики, прежде чем ввести такое положение, должен провести консультации с премьер-министром, председателями парламентских палат и с Конституционным советом. Впрочем, такие консультации ни к чему не обязывают главу государства. Принятые меры Президентом в этот период рассматриваются Конституционным советом.

Конституционный совет, кроме того, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. В этом случае он консультирует правительство при подготовке и проведении такого голосования. Совет разбирает разного рода протесты на нарушения при проведении референдумов. Он следит за общим подсчетом голосов и объявляет результаты голосования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...