Гандизм- социально-политическое и религиозно-философское учение, разработанное М.К. Ганди. ставшее идеологией национально-освободительного движения в Индии.
Нац.-осв. движение. Причины Особая чувствительность народов Востока к победам Японии, сочувствие ей были во многом обусловлены с «пробуждением Азии». Страны этого континента постепенно стали превращаться из объектов межимпериалистического соперничества и жертв колониальной агрессии стали постепенно превращаться в субъекты международного права и политической борьбы, переходили к активному сопротивлению колонизаторам. Ни в одной стране Востока тогда еще не было гражданского общества и демократических учреждений. Тем не менее гражданские чувства и осознание гражданского долга, настроения патриотизма, национализма, либерализма и демократизма уже получили распространение и вошли в политическую жизнь большинства стран Востока. Тому было немало причин: Антиколониализ м, широко распространившийся к началу XX в. по всему в ответ на ужесточение колониального гнета и сплотивший самые разнородные в этническом, религиозном и социальном отношении слои восточного общества. подъем национального самосознания народов Востока, явившийся следствием формирования наций в итоге экономических и социальных процессов, а также неравномерности и разные темпы этого формирования в различных странах. Более передовые в экономическом и политическом отношении этносы вырывались вперед в своем развитии, например — бенгальцы и маратхи в Индии, азербайджанцы в Иране, арабы Сирии, Ливана и Палестины и армяне в Османской империи. Опережая другие народы по степени национальной консолидации, они в то же время как бы подталкивали их, содействовали ускорению их развития. В результате почти повсеместно наблюдалось слияние разных потоков освободительной борьбы — стихийных выступлений крестьян и ремесленников, рабочих забастовок и демонстраций, активизации различных тайных обществ и сект, объединявших традиционные слои Востока, ассоциаций, палат и профессиональных объединений городских и сельских предпринимателей.
влияние политической культуры метрополий. К началу XX в. почти все колониальные и зависимые страны уже много лет были знакомы с государственными учреждениями, нормами и традициями политической жизни метрополий. Идеи либерализма, парламентаризма, демократизм а усваивались интеллигенцией, предпринимателями, служащими и студентами стран Востока тем быстрее, чем больше они противоречили политической практике метрополий в колониях. Поэтому даже самые умеренные и соглашательски настроенные представители социальных верх ов не могли не возмущаться этим противоречием. В связи с этим их тактика от Алжира до Индии была примерно одна: подчеркивая свою лояльность метрополии, требовать осуществления колониальными властями принципов и законов метрополий. Разумеется, колониальные власти это отвергали, что способствовало росту напряженности и усилению повсюду радикального крыла национально-освободительного движения. «Пробуждению Азии» содействовали и такие события начала века, как русско-японская война 1904—1905 гг. и русская революция 1905— 1907 гг. Под непосредственным влиянием последней происходили революционный подъем 1905—1908 гг. в Иране, Младотурецкая революция 1908—1909 гг. в Османской империи, Синьхайская революция 1911—1913 гг. в Китае. Это была как бы волна освободительных революций на Востоке, носивших в основном антиколониальный и антимонархический характер. Но ввиду слабости национального предпринимательства, интеллигенции современного типа, тем более — рабочего класса, почти нигде эти революции не смогли разрушить полностью оковы колониальной зависимости, освободить общество от груза феодальных и прочих докапиталистических отношений. Тем не менее, всюду, где эти революции произошли, был сделан значительный шаг на пути к национальному освобождению.
Вместе с тем неравномерность развития наций и народностей в пределах каждой страны в условиях подъема национализма и требований демократического решения национального вопроса приводила к обострению межнациональных отношений. Османская империя, если не считать Японии, была, пожалуй, единственным государством Востока, участвовавшим в Первой мировой войне, как таковое. Остальные (например, Иран Египет, Йемен) участвовали в войне пассивно или же решали свои местные задачи. Однако результаты войны сказались на Востоке самым непосредственным образом, в том числе — в колониях. Во-первых, ввод войск сначала Германии, а потом Антанты на территории Османской империи,Кавказа, Крыма и Средней Азии предельно революционизировал обстановку в этих регионах, вызвав к жизни радикальные повстанческие движения, с оружием в руках выступившие под знаменами национализма, исламизма и социализма. Среди них стоит выделить национальную борьбу турецкого народа в 1919—1923 гг. под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка и египетскую революцию 1918—1919 гг. как важные этапы становления национальных государств в Турции и Египте. В других странах Востока последствия войны ощущались в основном в социальной сфере, прежде всего — через участие в военных действиях местных уроженцев, мобилизованных в колониальные войска (в Сенегале, Индии, Алжире, Тунисе, странах Индокитая), и усиление колониальной эксплуатации в условиях тягот военного времени (там же, а также в ряде стран Африки). В ряде стран дополнительным фактором воздействия явилось участие трудовых мигрантов из колоний в работах на военные нужды метрополий. Важнейшим событием и результатом Первой мировой войны явились перемены в России в феврале—октябре 1917 г., полностью изменившие общественный и политический строй, социальную структуру и духовный климат общества, его моральные и культурные ценности. Как ни относиться к российским событиям 1917 г., нет сомнения в их этапном, рубежном характере и огромном влиянии не только на последующую историю России, но и на развитие всего мира. Революционные события 1917 г. в России оказали прежде всего влияние на российских мусульман.
Гандизм- социально-политическое и религиозно-философское учение, разработанное М.К. Ганди. ставшее идеологией национально-освободительного движения в Индии. Ганди Мохандас Карамчанд (2.10.1869, Порбандар, — 30.1.1948, Дели. Родился в гуджаратском княжестве Порбандар. Еще при жизни его стали звать Махатма, что означает "великая душа ", отдавая дань уважения вкладу Ганди в национально-освободительное движение и создание демократического индийского государства. Будучи слабым физически Ганди отказывался применять насилие в решение общественных проблем. Однако его учение, его нравственное влияние были по своим последствиям эффективнее, чем сотни битв. Его отец был министром в ряде княжеств полуострова Катхиявар. В семье чтились обычаи индуистской религии. Получив в 1891 г. юридическое образование в Англии, Ганди до 1893 г. занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893—1914 гг. служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь Ганди возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя правительства. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов. Именно здесь в Южной Африке он выработал тактику т. н. ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой(Сатьяграха (санскр., буквально — упорство в истине) ). Большое место в его учении занимает Ахимса. Ахимса -воздержание от нанесения физического вреда живым существам. В философии М. Ганди предполагается и воздержание от нанесения духовного вреда. Во время англо-бурской (1899—1902) и англо-зулусской (1906) войн Ганди создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам, хотя, по его собственному признанию, считал справедливой борьбу буров и зулусов; свои действия он рассматривал как доказательство лояльности индийцев к британской империи, что, по мнению Ганди, должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление. В этот период он познакомился с трудами Л. Н. Толстого, который оказал на него большое влияние и которого Ганди считал своим учителем и духовным наставником.
Вернувшись в 1915 г. в Индию он сближается с ИНК и вскоре стал одним из ведущих лидеров национально-освободительного движения Индии, идейным руководителем конгресса. Ганди и его последователи разъезжали по Индии, выступая на многолюдных митингах с призывами к борьбе против английского господства, но ненасильственными формами. Он также осуждал классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путём арбитража, исходя из принципа опеки. Ганди идеализировал патриархальные отношения, проповедовал исключительность исторического развития Индии. Он выступал за возрождение крестьянской общины, деревенского ремесла, кустарной промышленности на основе повсеместного введения ручного прядения и ткачества, в которых видел не только средство ликвидации безработицы и облегчения положения трудящихся, но и возможность освободить экономику Индии от иностранной зависимости. Поэтому ручная прялка стала символом его идеологии. Ганди боролся против всех проявлений английской политики «разделяй и властвуй», против разжигания индусско-мусульманской розни, против сохранения каст «неприкасаемых» и др. В период подъёма национально-освободительного движения в Индии (1919—1922 гг.) Ганди возглавил кампанию ненасильственного несотрудничества с английскими властями. Однако в феврале 1922 г. руководство Национального конгресса по его предложению прекратило эту кампанию ввиду насильственных мер жителей местечка Чаури-Чаура по отношению к английским полицейским, применившим оружие против участников демонстрации. После этого массовое движение в Индии пошло на спад. В 1923 – 1928 гг. Ганди сосредоточил свою политическую деятельность на агитации за возрождение ручного прядения и ткачества и за ликвидацию института «неприкасаемых». В годы нового подъёма национально-освободительного движения (1929—1933 гг.) Ганди руководил кампанией гражданского неповиновения, направленной против правительственной соляной монополии и совершил «Соляной поход» (Англия наложила налог на соль, он повёл своих сторонников к морю, где они самостоятельно принялись выпаривать соль из морской воды). В 1931 г. Ганди пошёл на компромисс и заключил соглашение с вице-королём Ирвином, по которому Национальный конгресс свёртывал эту кампанию; также он соглашался представлять конгресс на конференции «круглого стола». В сентябре 1934 г. Ганди заявил о выходе из Национального конгресса, но фактически оставался лидером Национального конгресса до конца жизни. Ганди неоднократно подвергался арестам и сидел в тюрьмах за «индивидуальные сатьяграхи» (например, в 1922—24, 1930—31, 1942—44), в заключении и на свободе не раз объявлял голодовки (с целью достижения единства индусов с мусульманами, в знак протеста против института «неприкасаемых» и пр.). Его сатьяграхи вызывали большое возбуждение в рядах его последователей и иногда заставляли правительство идти на уступки. Во время II-й мировой войны, когда английское правительство отказалось сформировать национальное индийское правительство, и в связи с ростом антиимпериалистических настроений Ганди выдвинул в отношении английских колонизаторов лозунг: «Вон из Индии!», мотивируя это тем, что только независимая Индия сможет оказать сопротивление японским агрессорам. В обстановке подъёма массового антиколониального движения в 1946—1947 гг. он выступал против братоубийственных кровопролитных столкновений между индусами и мусульманами, начавшихся в связи с подготовкой и осуществлением раздела Индии на два государства — Индию и Пакистан. Ганди призывал к единению индусов и мусульман. 30 января 1948 г. он был убит членом индусской шовинистической организации.
Сунь Ятсен ( 1866 г., Цуйхэн, пров. Гуандун, Китай - 1925 г., Пекин). Основные труды: «Сунь вэнь сюэ шо» («Записки о китайской революции: программа строительства государства») (1918); «Саньмин чжуи» («Три народных принципа») (1924); «Цзянь го дадун» («Основы национального возрождения») (1924). Сунь Ятсен родился в деревушке Цуйхэн, к северу от колонии Макао, в провинции Гуандун, и при рождении получил имя Вэнь. Окончив традиционную деревенскую школу, он отправился вместе со старшим братом на Гавайи, в Гонолулу, где несколько лет проучился в колледже. В 1884 г. Сунь Ятсен переехал в Гонконг, где учился в Центральной государственной школе, а после ее окончания в 1886 г. поступил учиться в медицинский колледж, который закончил с отличием. Однако, видя тяжелое положение родины, он отказался от карьеры врача и стал бороться за реформы в Китае. С этой целью он основал общество «Союз возрождения Китая» и отправился путешествовать по стране, чтобы собрать деньги и привлечь как можно больше союзников. В 1905 г. в Токио он создал революционный «Объединенный союз», впоследствии преобразованный им в партию Гоминьдан (Национальную партию). Именно здесь он провозгласил знаменитые три народных принципа: национализм (до Синьхайской революции – это борьба с маньчжурской династией, а во второй половине 10-х гг. – это уже борьба с империалистическими державами и дуцзюнями), народовластие и народное благосостояние, ставшие основной идеологической платформой . Вместе со своими соратниками он подготовил ряд восстаний в разных провинциях Китая, и одно из них, начавшееся 10 октября 1911 г. в провинции Ухань (сам Сунь Ятсен находился в это время в США), наконец достигло цели - маньчжурская династия Цин, правившая Китаем на протяжении трех столетий, была свергнута, последний цинский император Пу И смещен. Сунь Ятсен был избран Временным президентом Китайской республики, однако вскоре ему пришлось уступить этот пост Юань Шикаю, контролировавшему Северную армию. Однако того не устроил титул президента, и он вскоре объявил себя императором. Началось восстание, потерпевшее поражение, и в 1913 г. Сунь Ятсен бежит из Китая, чтобы вернуться сюда только в 1916 г. Вернувшись в Китай Сунь возглавляет демократическое правительство в Гуанчжоу, но долго удержаться у власти не смог, тем более не смог реализовать свои программные установки. Дуцзюни, приведшие его к власти имели свои интересы 1917 г. Программа Суня была для них прикрытием для борьбы с противниками (между самими южными милитаристами, так и в борьбе с бейянцами). Поэтому он уезжает из Гуанчжоу в Шанхай. Политический накал «Движения 4 мая» говорил грозящем революционном взрыве. Сунь не мог этого не заметить и снова готовиться к борьбе, однако непосредственного участия в «Движении 4 мая» не принимал. Суня Ятсен признает, что Синьхайской революции не привела пока еще к реализации ни принципа национализма, ни принципа народовластия. Реализация этих принципов возможна только при полной победе “национальной революции”, направленной против колониальной зависимости, и “политической революции”, направленной против милитаризма и раздробленности. Для реализации этих целей Сунь Ятсен 10 октября 1919 г. заявляет о необходимости реорганизации Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия) в Чжунго гоминьдан (Китайская национальная партия). Речь шла о преобразовании узкой, конспиративной организации, действовавшей в основном за пределами Китая, в массовую и боевую партию, действующую, прежде всего, на основе местных ячеек внутри Китая. Этот процесс происходил в принципиально новых условиях, связанных с постепенным созданием революционной базы в Гуандуне, что было связано с приглашением Сунь Ятсена в Гуанчжоу, где власть в конце 1920 г. захватил Чэнь Цзюньмин, изгнав гуансийцев. В апреле 1921 г. в Гуанчжоу по инициативе Сунь Ятсена собрался старый (1913-го г.) республиканский парламент, а в мае Сунь Ятсена стал чрезвычайным президентом Китайской республики. На этом посту Сунь Ятсен стремился сделать провинцию Гуандун базой революционных сил страны, оплотом военного объединительного похода на Север. Сунь предлагал Чэню объединиться с фэтьяновцами и идти в поход против чжилийцев, но Чэнь связан с чжилийцами и поддерживающими их державами (США, Англия). Сунь понимает, что вооружившись одной программой, он не сможет объединить Китай. А надеяться на силы дуцзюней он больше не мог. Он в поисках новых союзников-спонсоров. Но при всей симпатии США к нему лично и к его делу он не может рассчитывать на прямую военную, экономическую, политическую поддержку этих держав, тем самым они настроят против себя чжилийцев, т.е. пекинское правительство. Германия, Канада отказали в финансировании, только советников. Вывод один, надо стать самому, или партии, милитаристом, то есть создать собственную партийную революционную армию. А для этого завершить создание хорошо организованной партии. И тогда он обратил свой взор на Россию, где только что успешно прошла революция и отражена интервенция. Страна ищет союзников. Наверное, в чем то его привлекала и коммунистическая идеология. Большое значение для реализации этих уроков имели связи Сун Ятсена с советской Россией. Именно в союзе с советской Россией он увидел возможность укрепить свои политические позиции внутри и вне Китая. С точки зрения московского партийно-государственного руководства, в этой позиции не было противоречия, она вполне вписывалась в соответствующее понимание взаимоотношений национальных интересов советского государства и интересов мировой революции. Так как политическое сближение Сунь Ятсена с советской Россией логически вело его и к сотрудничеству с китайскими коммунистами. ИККИ исходили из того, что «...единственно серьезной национально-революционной группировкой в Китае является партия Гоминьдан» и что «...при нынешних условиях целесообразно для членов КПК оставаться внутри партии Гоминьдан». Ради финансовой, военной и политической помощи Сунь готов был пойти на образование Единого фронта с КПК. ВКПб и КПК тем более были заинтересованы в этом единстве, т.к. КПК еще только делала первые шаги, а с помощью ГМД они твердо встанут на ноги. А уж потом можно будет заявлять о себе. Но сближение должно быть до определенной степени, чтобы коммунисты все же оставались самостоятельной политической силой и не размывались ГМД. Однако и Сунь Ятсен не соглашался на создание единого фронта на межпартийной основе, не желая отказываться от претензий на политическую монополию и соглашаясь лишь на индивидуальное вступление коммунистов в Гоминьдан. Таким образом, Москва, оказывая значительную политическую и военную поддержку суньятсеновскому Гоминьдану, рассматривала его как массовую общенациональную организацию, а КПК - как политический авангард, который сумеет стать действенным руководителем этого единого фронта победоносной борьбы китайского народа против милитаризма и империализма и тем самым перехода революции на новый этап. Вернувшись в Гуанчжоу и возглавив правительство, Сунь Ятсен активизировал реорганизацию Гоминьдана. В августе 1923 г. он посылает в Москву военно-политическую делегацию во главе с Чан Кайши, в состав которой входит и коммунист Чжан Тайлэй. В результате -- предоставление военной, финансовой, технической помощи Гоминьдану для реорганизации партии, создания новой армии, укрепления госаппарата. Поездка этой делегации способствовала быстрому развитию связей Гоминьдана с Советским Союзом. Уже в октябре 1923 г. в Гуанчжоу по приглашению Сунь Ятсена приехал опытный партийный работник М.М. Бородин, назначенный главным советником по реорганизации Гоминьдана. Одновременно в Гуанчжоу прибывает из СССР первая группа военных советников, приглашенных для создания военной школы Гоминьдана и организации новой, партийной армии. Вскоре начинает поступать и вооружение для этой армии. Оформление единого фронта произошло на I конгрессе Гоминьдана, проходивший в Гуанчжоу с 20 по 30 января 1924 г. Был принят манифесте, в составлении которого принимали участие коммунисты, а также М.М. Бородин. Манифест давал обновленную трактовку «трех народных принципов», национализма -- борьба против мирового империализма и китайского милитаризма: народовластия -- конституции «пяти властей» - законодательной, судебной, исполнительной, экзаменационной и контрольной. Манифест провозглашает стремление «избежать недостатков, которые несет с собой парламентаризм», «устранить пороки, присущие системе выборов». Традиционно излагается принцип народного благоденствия, включавший прежде всего уравнение прав на землю и идею ограничения капитала. А в качестве первоочередных задач провозглашались: 1. Укрепление рев. бызы в Гуандуне 2. Создание НРА, через школу Вампу Но против принятия коммунистов было правое крыло ГМД. Лишь огромный личный авторитет Сунь Ятсена позволил принять манифест и “допустить” коммунистов в Гоминьдан, временно приглушив противоречия этих позиций. Конгресс избрал Центральный исполнительный комитет (ЦИК) Гоминьдана в составе 41 члена, среди которых был с коммунистов. Многие коммунисты заняли руководящие посты г аппарате Гоминьдана, работали в местных организациях. Это н было фактическим образованием единого фронта. Вскоре планы начали воплощаться. ВАМПУ Уже в самом начале 1924 г. на острове Вампу (Хуанпу) в устье Чжуцзян в 25 км от Гуанчжоу создается военная школа, призванная готовить кадры революционных офицеров для партийной армии. В школе преподавали и вели политико-воспитательную работу советские военные специалисты. В мае 1924 г. в Гуанчжоу прибыл в качестве главного военного советника П.А. Павлов. В июле 1924г. он трагически погиб. На этом посту его заменил известный советский полководец В.К. Блюхер. Советские военные специалисты разных профилей включались в преподавательскую и организационную работу в революционной армии. В политической работе в школе принимали участие как видные гоминьдановцы (например, Дай Цзитао), так и видные деятели КПК (например, Чжоу Эньлай), стремившиеся повлиять на политическую ориентацию курсантов. Начальником школы был Чан Кайши. Одновременно формировались и учебные части — сначала батальоны, а к 1925 г. — два учебных полка. Поступление советского оружия и снаряжения помогло сделать школу Вампу и учебные части реальной военной силой. осенью 1924 г. Фэн Юйсян заняв столицу, произвёл государственный переворот. Фэн Юйсян заявил о поддержке Сунь Ятсена, о намерении покончить с борьбой клик, пригласил в правительство Дуань Цижуя и Чжан Цзолиня., установил связь с революционным правительством Сунь Ятсена на юге. Фэн Юйсян, хотя некоторые исследователи считают Дуань Цижуй, выступил с инициативой созыва общекитайской конференции по объединению страны и пригласил на эту конференцию Сунь Ятсена. Однако, 12 марта 1925 г. Сунь скончался в Пекине и объединение не произошло. Северного похода1 апреля 1940 г. гоминьдановское правительство присвоило ему титул «отца нации». Турция Страны Антанты, не удовлетворившись отторжением от Османской империи арабских земель, стремились покончить с существованием самой Турцией, территория которой привлекала их и как объект колониальной эксплуатации, и как плацдарм для развёртывания антисоветской интервенции. После подписания Мудросского перемирия началась оккупация Анатолии войсками Великобритании, Франции, Италии и Греции. Державы Антанты назначили в Стамбул своих верховных комиссаров, восстановили режим капитуляций, отменённый в начале войны, взяли под свой контроль банки, фабрики, рудники, жел. дороги и гос. учреждения. Всё это нанесло тяжёлый удар по экономич. интересам различных слоев турецкого общества. Огромное значение для развития национально- революционного движения в Турции имели антиимпериалистические идеи Октября, успехи Советской России в борьбе с империалистической интервенцией, проводившейся теми же державами, которые вели борьбу против Турции. В качестве идеологов анатолийской буржуазии выступили представители патриотической интеллигенции, в первую очередь военной. Из среды офицерства вышел руководитель турецких националистов Мустафа Кемаль-паша (Ататюрк), по имени которого всё движение стали называть кемалистским (Кемалистская революция). Начальным этапом деятельности кемалистов была организация национальных сил, группировавшихся в обществах "защиты прав". Созданный на Сивасском конгрессе обществ (1919) Представительный комитет явился по существу первым временным правительством новой Турции. Созванный по требованию кемалистов в янв. 1920 в Стамбуле парламент принял декларацию независимости Турции. (" Национальный обет "). В ответ войска империалистических держав Антанты оккупировали Стамбул. Парламент был разогнан, многие общественные и политические деятели арестованы. Империалистические державы во главе с Великобританией рассчитывали быстро расправиться с национально-освободительным движением в Турции. Навязав султанскому правительству Севрский мирный договор 1920, расчленявший и закабалявший Турцию, они приступили к его насильственному проведению в жизнь, организовали открытую вооружённую интервенцию и поручили её проведение Греции (Греко-турецкая война 1919-22), которая по Севрскому договору должна была получить большие территориальные приращения за счёт Турции. Действия держав Антанты вынудили кемалистов стать на путь решительной борьбы с оккупантами. 23 апр. 1920 в Анкаре, куда из Сиваса в кон. 1919 было перенесено местопребывание Представительного комитета собрался новый парламент (Великое национальное собрание Турции, ВНСТ), объявивший себя единственной законной властью в стране. Первой внешнеполитичческой акцией ВНСТ было обращение его председателя Кемаля Ататюрка к Советскому правительству с предложением об установлении дипломатических отношений между Турцией и Советской Россией и с просьбой оказать Турции помощь в её борьбе против империализма. Советское правительство дало на обращение Ататюрка положительный ответ, первым признало правительство борющейся Турции (2 июня 1920) и оказало турецкому народу существенную помощь деньгами (св. 10 млн. руб. золотом), значительным количеством вооружения и боеприпасов, средствами связи и др.. 16 марта 1921 в Москве был подписан договор между РСФСР и Туцией «О дружбе и братстве». Московский договор, а также Карсский договор 13 окт. 1921 между Турцией и советскими республиками Закавказья и договор 2 янв. 1922 между Турцией и УССР (подписанный в Анкаре во время пребывания там миссии М. В. Фрунзе), заложив прочную основу советско-турецкой дружбы, принесли большую пользу обеим сторонам и сыграли важную роль в достижении турецким народом победы над империалистическими интервентами. В своей нац.-освободит, войне тур. народ проявил героизм и сплочённость. Остановив в 1921 наступление греческой армии, турецкие войска в авг. 1922 перешли в наступление и нанесли интервентам полное поражение. Вся Анатолия была освобождена от иностранных оккупантов. 6 окт. 1923 тур. национальная армия вступила в Стамбул. Лозаннский мирный договор 1923, заменивший аннулированный Севрский договор, несмотря на содержавшиеся в нём некоторые уступки империалистическим державам, ознаменовал международное признание независимости Турции. В ходе освободительной борьбы турецкого народа решались задачи буржуазно-националистической революции. Кемалисты ограничили её теми реформами, которые были необходимы турецкой буржуазии и помещикам. Вынесшее на себе всю тяжесть войны турецкое крестьянство не получило ни земли, ни освобождения от помещичьей эксплуатации и ростовщической кабалы [феодальный натуральный налог ашар (Ушр) был отменён лишь в 1925). Не были удовлетворены и социально-политические требования рабочего класса. Основанная в 1920 Коммунистическая партия Турции (КПТ) подвергалась преследованиям и террору. Руководящее ядро кемалистов во главе с Ататюрком стремилось реорганизовать государственный строй, приобщить Турцию к европейской буржуазной цивилизации и обеспечить самостоятельное экономическое развитие страны. По окончании военных действий ВНСТ приняло (1 нояб. 1922) закон об упразднении султаната, а 29 октября 1923 Турция была провозглашена Республикой. Дальнейшие преобразования, произведённые под руководством Ататюрка, и основание им в 1923 Народно-республиканской партии (НРП) завершили построение на развалинах Османской феодально-клерикальной империи нового национального буржуазного государства Турция после 1923 года 3 марта 1924 был ликвидирован халифат. В 1924-34 проведены реформы в области государственного устройства, правовых отношений, культуры и быта: принятие республиканской конституции; упразднение мусульманских духовных училищ (медресе) и религиозных судебных установлений, действовавших на основе шариата; закрытие дервишских орденов и их обителей (текке); введение европейского календаря и летосчисления; принятие нового гражданского кодекса по европейскому образцу, упразднившего нормы мусульманского права, в т. ч. многоженство, а также новых уголовного и торгового кодексов; отделение церкви от государства; переход с арабского алфавита на латинский; предоставление женщинам избирательного права при выборах в муниципалитеты, а затем в парламент, и др. Кемалисты провели и в экономической области некоторые прогрессивные мероприятия, основанные на политике этатизма и направленные на освобождение турецкой экономики от засилья иностранного капитала. Были частью аннулированы, частью выкуплены почти все иностранные концессии, основаны национальные банки, построен ряд новых железных дорог, портовых сооружений, промышленных предприятий и т. п. В осуществлении политики этатизма большую поддержку Турции оказал СССР, предоставив ей в 1932 на весьма выгодных для Турции условиях долгосрочный кредит и техническую помощь для сооружения текстильных комбинатов в Кайсери и Назилли. В дек. 1925 между Турцией и СССР был подписан договор О дружбе и нейтралитете. Однако промышленное развитие Турции не привело к созданию тяжёлой индустрии, не был решён аграрный вопрос, что обусловило узость внутреннего рынка и тормозило рост национальной промышленности. Реформы кемалистов вызывали ожесточённое сопротивление феодально-клерикальных и компрадорских элементов. К 1926-27 открытые антиправительственные выступления были подавлены. Стабилизация политич. и экономич. позиций турецкой национальной буржуазии, развитие её связей с иностранным капиталом и обострение классовых противоречий внутри турецкого общества способствовали усилению консервативных и реакционных тенденций во внутренней политике правящих кругов Турции. Поощряя развитие сельского хозяйства по пути капитализма, правящие круги Турции отказывались от проведения радикальной аграрной реформыСо 2-й пол. 30-х гг. отход турецкого правительства от национальных принципов стал проявляться более явственно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|