В важнейших директивных документах Республики Беларусь
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ТЕМА 3 ПРОБЛЕМА ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
• Цель воспитания, ее социальная обусловленность. • Ретроспектива идеи гармоничного и всестороннего развития личности. • Трактовка цели воспитания в важнейших директивных документах Республики Беларусь. • Современные зарубежные педагогические концепции воспитания. Основные понятия: цель, цель воспитания, концепция.
Цель воспитания, ее социальная обусловленность
Цель – предвосхищение идеально воображаемого результата деятельности как желаемого и ожидаемого ее продукта. Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Цели воспитания не являются раз и навсегда заданными. Не существует формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно исторический характер. Цель воспитания отражает уровни развития общества, его производительных сил и производственных отношений, экономических и правовых отношений, историю и общественные традиции, идеологию и политику государства. Определенное значение для выявления цели воспитания имеют потребности общества. Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. В условиях различных общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, посткапиталистической) по-разному определялись цели и характер воспитания. Так, при первобытном строе, когда не было классового деления, воспитание было призвано обеспечивать существование всех людей. Его цель состояла в необходимости вооружать человека опытом выживания.
При рабовладельческом строе наличие двух классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Целью воспитания детей рабовладельцев стала подготовка их к роли господ, наслаждающихся искусством, приобщающихся к наукам, умеющих защищать свои государства. Воспитание детей рабов заключалось в подготовке к выполнению приказаний господ. При феодализме цели воспитания также были дифференцированы: для детей феодалов – рыцарское воспитание, для детей крестьян – трудовое, в «школе» под открытым небом. При капиталистическом строе характер развития производства потребовал более образованных рабочих и вынуждал создавать для них систему учебных заведений, обеспечивающих специальную подготовку. Буржуазия же своим детям давала такое воспитание, чтобы они умели управлять государством, направлять развитие экономики, общественных процессов. На определение цели воспитания оказывают влияние и такие факторы как темпы научно-технического и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, воспитателей и т.д. Цели воспитания выделяют общие и индивидуальные. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальные, когда предполагает воспитание отдельного человека. При практическом осуществлении цель выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и частное. Цель – всегда одна, а задач может быть несколько.
Ретроспектива идеи гармоничного и всестороннего Развития личности Идея всестороннего и гармонического развития личности как цель воспитания зародилась еще у мыслителей Древней Греции.
В разные исторические периоды, в конкретных государствах в понимание всестороннего гармонического развития вкладывался различный смысл. Так, древнейшие философы считали, что целью воспитания должно быть формирование гармонично развитой личности, центральными качествами которой являются мудрость, здоровье, благородство. В «Диалогах» Платона есть утверждение, что счастливым может быть только человек мудрый. Целью спартанского воспитания (VII–IV вв. до н.э.) было формирование физически крепкого, храброго и дисциплинированного воина, законопослушного гражданина, преданного государству. Из девушек готовили физически крепкую будущую мать, умелую и экономную хозяйку. Рабы ни в каких учебных заведениях не учились, что соответствовало общественному устройству Спарты. Система афинского воспитания имела целью сочетать умственное, нравственное и физическое воспитание. В период средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. В соответствии с господствующей в этот период идеологией на первый план в воспитании стал выступать религиозный аскетизм. В эпоху Возрождения (XIV–XVI века) идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь, но она трактовалась только как освобождение от идеологических и политических оков феодализма. Ф. Рабле, М. Монтень в содержание всестороннего развития включали культ телесной красоты, наслаждение искусством, музыкой, литературой. Даже лучшие представители эпохи Возрождения не могли подняться до понимания необходимости воссоединения умственного и физического труда как основы полноценного развития личности. Томас Мор и Томмазо Кампанелла, мечтая о создании нового общества, первыми стали говорить о необходимости всестороннего развития личности, связывая его осуществление с соединением образования и воспитания с производственным трудом. В дальнейшем эту идею выдвигали французские просветители XVIII века – К. Гельвеций, Д. Дидро. О развитии всех человеческих способностей и соединении обучения с производительным трудом мечтали социалисты-утописты Ш. Фурье, Р. Оуэн, а также философы-экономисты К. Маркс и Ф. Энгельс (XVIII–XIX вв.).
К. Маркс определял содержание всестороннего развития личности понимая под ним умственное воспитание, физическое воспитание, техническое обучение. Необходимость всестороннего и гармоничного развития личности обосновывается тем, что в эпоху интенсивного развития промышленности, периодически повторяющихся кризисов в экономике всестороннее развитие личности каждого члена общества становится не только благим пожеланием, но и объективной потребностью. С одной стороны, это необходимость обусловлена высокими требованиями технико-экономического развития к личностным качествам человека, а с другой – потребностью самого человека во всестороннем развитии своих задатков с целью приспособления (выживания) в условиях борьбы за существование в быстро изменяющемся мире техники и общественных отношений. Личностно-психологической основой этой цели является естественное стремление человека к совершенствованию. Особую актуальность приобрела задача всестороннего развития всех граждан общества в эпоху научно-технической революции, автоматизации и компьютеризации процессов производства. Известный советский педагог М.Н. Скаткин обосновывал необходимость всестороннего развития всех детей пятью условиями – особенностями развития современного общества: механизацией и автоматизацией процессов промышленного производства; превращением науки в непосредственную производительную силу, когда научные разработки очень быстро внедряются в народом хозяйстве и в быту; участием всего населения в управлении обществом и государством, в общественной жизни; обострением идеологической борьбы между различными общественными системами; увеличением количества свободного времени у населения. Таким образом, формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность общества, но и становится основной целью (идеалом) современного воспитания.
Трактовка цели воспитания в важнейших директивных документах Республики Беларусь
Изменения в политике и обществе, в экономике и социокультурной сфере в 90-х годах ХХ столетия в Беларуси отразились на ценностных ориентациях, нормах и правилах поведения, осложнили процесс воспитания детей и учащейся молодежи. Возникла острая потребность в определении новых подходов к воспитанию, построению его исходных концептуальных моделей. Основным директивным документом, определяющим воспитание в Республике Беларусь, стала «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (1999 г.). Концепция – система взглядов, а также основная мысль чего-нибудь. В концепции была дана новая формулировка цели воспитания: формирование социально, духовно и морально зрелой, творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Социально, духовно и морально зрелая творческая личность – личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции с присущими ей качествами гражданина, патриота, труженика и семьянина. Данная цель была конкретизирована следующими важнейшими задачами воспитания: - нравственное развитие личности; - формирование патриотизма и гражданственности; - развитие самосознания личности; - формирование трудовых и жизненных навыков; - формирование ответственного поведения; - формирование здорового образа жизни; - развитие эмоциональной сферы личности ребенка; - развитие чувства прекрасного; - развитие экологического сознания. Методологической основой содержания воспитания, согласно концепции, явился культурологический подход. Он позволил сделать культуру содержанием воспитания, а воспитание – процессом культуротворчества. Основные направления реализации «Концепции воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь на 2000-2005 гг.» были определены в государственной «Программе воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь на 2000-2005 гг.», являющейся первым национальным документом, определяющим ориентиры практики воспитания нового тысячелетия. В настоящее время документом, определяющим подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания детей и учащейся молодежи в современных условиях является «Концепция непрерывного воспитания детей и учащееся молодежи в Республике Беларусь» (2006 г.). Данная концепция закрепляет в качестве приоритета воспитание в учреждениях образования целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны. Целью воспитания, согласно данному документу, является формирование разносторонне развитой, направленно зрелой, творческой личности обучающегося.
Достижение цели воспитания в учреждениях образования предполагает решение следующих основных задач: - формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии; - подготовка к самостоятельной жизни и труду; - формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; - овладение ценностями и навыками здорового образа жизни; - формирование культуры семейных отношений; - создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности. Содержание воспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства. Основными составляющими воспитания являются: - идеологическое воспитание; - гражданское и патриотическое воспитание; - нравственное воспитание, формирование этической, эстетической культуры; - воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, психологической культуры; - воспитание культуры здорового образа жизни; - гендерное воспитание; - семейное воспитание; - трудовое и профессиональное воспитание; - экологическое воспитание; - воспитание культуры безопасной жизнедеятельности; - воспитание культуры быта и досуга. В данной концепции определены особенности процесса воспитания дошкольников, обучающихся на I, II ступенях общего среднего образования, III ступени общего среднего образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования с учетом особенностей развития личности и ведущих видов деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|