Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Творчество А.С. Пушкина 1826-1829 гг.




Раздел 1. Литературное движение 1800-1830-х гг.

Тема 1. Историко-культурная и литературная ситуация 1800-1830-х гг.

Основные историко-культурные события в России первой трети XIX века. Роль литературы в общественном сознании.

Особенности литературного процесса 1800-1830-х гг. Литературные общества. "Беседа любителей русского слова" и "Арзамас". Полемика о литературном языке.

Тема 2. Литературные направления 1800-1830-х гг. Особенности русского романтизма

Литературные направленияэтого периода. Романтизм. Особенности русского романтизма, его течения и этапы развития.

Поэзия и проза в литературе 1800-1830-х гг. Переход от жанрового мышления к мышлению стилями.

Раздел 2. Формирование русского романтизма. Психологический романтизм.

Тема 1. Творчество В.А. Жуковского

Психологическое течение в русском романтизме. Личность и судьба В.А. Жуковского. Литературно-эстетическая позиция и жанровая система лирики Жуковского. Жанр романтической элегии и его разновидности. Элегии Жуковского: темы, мотивы, образы, особенности пейзажа, элегический стиль. Лирический герой в поэзии Жуковского. Отличительные черты романтизма Жуковского. Этико-философская позиция поэта.

Художественный мир баллад Жуковского: классификации, особенности поэтики. Позднее творчество.

Тема 2. Творчество К.Н. Батюшкова

Личность и судьба Батюшкова. Своеобразие творческого пути, его этапы. Развитие традиций «легкой поэзии». Жанрово-стилевое своеобразие ранней лирики Батюшкова. Особенности романтизма Батюшкова и роль категории античности в его поэзии. Лирический герой Батюшкова.

Духовный кризис. Эволюция мировоззрения и трагизм мировосприятия позднего творчества. Жанр исторической элегии. Антологическая лирика в позднем творчестве.

Понятие "школы гармонической точности".

Раздел 3. Литературное творчество декабристов

Тема 1. Гражданский романтизм. Литературное творчество декабристов (общая характеристика)

Гражданское течение в русском романтизме. Идейно-эстетические принципы и внутреннее единство лирики декабристов. Интерес к истории и характер историзма декабристской литературы.

Поэзия П.А. Катенина и Ф. Н. Глинки.

Художественная проза и литературная критика декабристов.

Тема 2. Творчество К.Ф. Рылеева

Жанрово-тематическое своеобразие лирики К.Ф. Рылеева, лирический герой, гражданский стиль. Жанры думы и поэмы в творчестве Рылеева. Проблема художественного метода.

Тема 3. Творчество В.К. Кюхельбекера и А.И. Одоевского

Тематическое и жанрово стилистическое своеобразие поэзии В.К. Кюхельбекера и А.И. Одоевского. Христианские мотивы в лирике декабристов конца 1820-х- 1840-х гг.

Раздел 4. Басенное творчество И.А. Крылова

Обновление поэтики жанра басни в творчестве И.А. Крылова. Нравственное, социально-политическое и философское содержание басен. Народность басен. Язык и стих.

Раздел 5. Творчество А.С. Грибоедова

Личность и судьба А.С. Грибоедова. Идейно-эстетическая позиция и литературное творчество.

Комедия «Горе от ума»: творческая история, проблема жанра. Смысл заглавия, многозначность категории ума в пьесе. Проблематика комедии, своеобразие конфликта. Система персонажей. Особенности развития драматического действия в комедии.

Своеобразие художественного метода Грибоедова. Язык и стих комедии.

Раздел 6. Творчество А.С. Пушкина.

Тема 1. Лицейский и петербургский периоды (1813-1820)

Уникальность и специфичность личности и творчества А.С. Пушкина, осмысление его роли в русской культуре. Периодизация жизни и творчества.

Лицейский период (1813-1817): литературное ученичество и творческая самостоятельность. Жанровый характер лицейской лирики: усвоение жанровых традиций высокой поэзии классицизма (ода "Воспоминания в Царском Селе" (1814), "легкой поэзии" (анакреонтика, дружеские послания ("Пирующие студенты", "Городок", "Батюшкову ("В пещерах Геликона…")"), элегической поэзии ("Певец", элегии).

Петербургский период (1817-1820). Участие в «Арзамасе». Освоение идейно-литературной позиции декабристов. Поэтика гражданского романтизма в стихах петербургского периода творчества (ода "Вольность",1817 и др.. Жанрово-стилевой синтез интимной и гражданской лирики ("К Чаадаеву"(1818), "Деревня" (1819).

Новаторский характер поэмы "Руслан и Людмила". Стиль. Образ автора.

Тема 2. Творчество А.С. Пушкина "южного" (романтического) периода (1820-1824)

Своеобразие романтического периода в творчестве Пушкина.

Лирика южного периода: романтический синтез и преодоление жанрового мышления (элегия "Погасло дневное светило…"(1820) и др.) Своеобразие любовной лирики ("Редеет облаков летучая гряда…", "Простишь ли мне ревнивые мечты…" и др.). Многогранность и эволюция темы свободы ("Кинжал"(1821), "Узник"(1822), "К морю"(1824). Духовный кризис и философская лирика 1823 года ("Свободы сеятель пустынный…" и др.).

Стихотворение "К морю"(1824) как завершение романтического периода и переход к новому этапу творчества.

Жанр романтической поэмы и ее эволюция в творчестве Пушкина (от «Кавказского пленника» к «Цыганам»). Поэтика героя, конфликта.

Тема 3. Михайловский период в творчестве А.С. Пушкина (1824-1826)

Своеобразие перехода от южного (романтического) периода к михайловскому (реалистическому). Михайловская лирика. Размышление о необходимости профессионализации писательского труда в стихотворении "Разговор книгопродавца с поэтом" (1824). Усиление реалистических тенденций в лирике. Преобладание светлого, жизнеутверждающего начала в поэзии михайловской поры (гимн "Вакхическая песня"). Темы любви ("К***" "Я помню чудное мгновенье…", "Под небом голубым страны своей родной…", "Признание") и дружбы ("19 октября"). Идея народности и ее реализация в лирике: соединение типически национального мировосприятия и индивидуального переживания в "зимних" стихотворениях ("Зимний вечер", "Зимняя дорога"). Творческое освоение "других" культур ("Подражание Корану"). Тема поэта и поэзии в стихотворении "Пророк" (1826).

Историзм и народность как важнейшие особенности пушкинского реализма. Трагедия "Борис Годунов" (1825), ее новаторский характер. Социально-политическая и нравственно-философская проблематика пьесы. Концепция русской истории.

Повседневность как предмет поэзии (поэма "Граф Нулин").

Тема 4. Творчество А.С. Пушкина 1826-1829 гг.

Возвращение из ссылки. Лирика. Стихотворения " Стансы" ("В надежде славы и добра…"): программа нравственно-государственного поведения монарха и "Друзьям" (размышление об общественно-политической роли родовой аристократии и собственном поэтическом служении). Судьбы декабристов и судьба поэта ("Во глубине сибирских руд…", "Арион"). Тема поэта и поэзии в стихотворениях "Поэт", "Поэт и толпа", "Поэту". Своеобразие любовной лирики ("Я вас любил…", "На холмах Грузии..", "Что в имени тебе моем?" и др.). Усиление философского начала в лирике конца 1820-гг. (проблемы природного и социального зла ("Анчар"), жизни и смерти, преодоления трагизма человеческого бытия ("Брожу ли я вдоль улиц шумных…"), веры и безверия ("Дар напрасный, дар случайный…", "В часы забав иль праздной скуки…", причастность человека к родной истории и культуре и личное достоинство, "самостоянье" человека "Два чувства…").

Тема Петра I в творчестве этого периода. Поэма "Полтава" (1828). "Арап Петра Великого" (1827-1828).

Тема 5. Роман в стихах "Евгений Онегин"

Замысел, творческая история романа, отражение в ней духовной и творческой эволюции Пушкина. "Евгений Онегин" как реалистический роман. Система образов. Образ Онегина. Художественное постижение типа современного дворянского интеллигента, причин его разочарованности. Европеизированные быт и культура петербургской аристократии. Образ Татьяны. Традиционно-русское и европейское в жизни провинциального дворянства. Проблема национального характера. Жизненные испытания и судьбы героев. Проблемы нравственного выбора, счастья и долга в романе.

Сюжетно-композиционное своеобразие романа. Жанровая специфика и особенности системы повествования. Онегинская строфа. Автор в романе.

Тема 6. Болдинская осень 1830 года в т ворчестве А. С. Пушкина. Драматический цикл "Маленькие трагедии"

Болдинская осень 1830 года (общая характеристика).

Драматургия. "Маленькие трагедии" как цикл. Принцип литературной циклизации как формы художественного единства произведения. Жанровая специфика. Социально-философская и этическая проблематика.

Тема 7. Проза А. С. Пушкина. Художественное единство "Повестей Белкина"

Пушкинское осмысление прозы как формы художественной речи.«Повести Белкина» как художественное целое. Жанровая специфика. Проблема вымышленного автора. Система повествования в цикле. "Повести Белкина" и литературный контекст: отсылка к традиционным сюжетам, принцип вышивания "новых узоров" "по старой канве", функция эпиграфов. Пародирование и ироническая трактовка сентиментально-романтических и нравоучительных сюжетов как формы авторского присутствия в произведении.

Тема 8. "Петербургские" повести 1830-х гг.

Петербургский миф русской культуры и жанр "петербургской" повести.

Стихотворная повесть "Медный всадник" (1833). Жанровая специфика произведения. Конфликт частного и государственного. Художественно-философская интерпретация "петербургского мифа" Пушкиным. Символика и фантастика. Композиция и стилистические особенности поэмы.

Философско-психологическая повесть "Пиковая дама" (1834). Социальная, философская и этическая проблематика повести. "Пиковая дама" как "петербургская" повесть: особенности поэтики.

Тема 9. Романы "Дубровский" и "Капитанская дочка"

Исторические разыскания Пушкина 1830-х гг. ("История Петра", "История Пугачева"). Художественное осмысление судеб русского дворянства, проблемы дворянства и крестьянства, судьбы обычного человека в истории.

"Дворянский" и "крестьянский" идейно-стилистические пласты в "Капитанской дочке". Социальное и общечеловеческое в героях. Проблемы чести, милосердия, правосудия.

Жанровое и сюжетно-композиционное своеобразие произведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...