Тема 4. Творчество А.С. Пушкина 1826-1829 гг.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Раздел 1. Литературное движение 1800-1830-х гг. Тема 1. Историко-культурная и литературная ситуация 1800-1830-х гг. Основные историко-культурные события в России первой трети XIX века. Роль литературы в общественном сознании. Особенности литературного процесса 1800-1830-х гг. Литературные общества. "Беседа любителей русского слова" и "Арзамас". Полемика о литературном языке. Тема 2. Литературные направления 1800-1830-х гг. Особенности русского романтизма Литературные направленияэтого периода. Романтизм. Особенности русского романтизма, его течения и этапы развития. Поэзия и проза в литературе 1800-1830-х гг. Переход от жанрового мышления к мышлению стилями. Раздел 2. Формирование русского романтизма. Психологический романтизм. Тема 1. Творчество В.А. Жуковского Психологическое течение в русском романтизме. Личность и судьба В.А. Жуковского. Литературно-эстетическая позиция и жанровая система лирики Жуковского. Жанр романтической элегии и его разновидности. Элегии Жуковского: темы, мотивы, образы, особенности пейзажа, элегический стиль. Лирический герой в поэзии Жуковского. Отличительные черты романтизма Жуковского. Этико-философская позиция поэта. Художественный мир баллад Жуковского: классификации, особенности поэтики. Позднее творчество. Тема 2. Творчество К.Н. Батюшкова Личность и судьба Батюшкова. Своеобразие творческого пути, его этапы. Развитие традиций «легкой поэзии». Жанрово-стилевое своеобразие ранней лирики Батюшкова. Особенности романтизма Батюшкова и роль категории античности в его поэзии. Лирический герой Батюшкова. Духовный кризис. Эволюция мировоззрения и трагизм мировосприятия позднего творчества. Жанр исторической элегии. Антологическая лирика в позднем творчестве.
Понятие "школы гармонической точности". Раздел 3. Литературное творчество декабристов Тема 1. Гражданский романтизм. Литературное творчество декабристов (общая характеристика) Гражданское течение в русском романтизме. Идейно-эстетические принципы и внутреннее единство лирики декабристов. Интерес к истории и характер историзма декабристской литературы. Поэзия П.А. Катенина и Ф. Н. Глинки. Художественная проза и литературная критика декабристов. Тема 2. Творчество К.Ф. Рылеева Жанрово-тематическое своеобразие лирики К.Ф. Рылеева, лирический герой, гражданский стиль. Жанры думы и поэмы в творчестве Рылеева. Проблема художественного метода. Тема 3. Творчество В.К. Кюхельбекера и А.И. Одоевского Тематическое и жанрово стилистическое своеобразие поэзии В.К. Кюхельбекера и А.И. Одоевского. Христианские мотивы в лирике декабристов конца 1820-х- 1840-х гг. Раздел 4. Басенное творчество И.А. Крылова Обновление поэтики жанра басни в творчестве И.А. Крылова. Нравственное, социально-политическое и философское содержание басен. Народность басен. Язык и стих. Раздел 5. Творчество А.С. Грибоедова Личность и судьба А.С. Грибоедова. Идейно-эстетическая позиция и литературное творчество. Комедия «Горе от ума»: творческая история, проблема жанра. Смысл заглавия, многозначность категории ума в пьесе. Проблематика комедии, своеобразие конфликта. Система персонажей. Особенности развития драматического действия в комедии. Своеобразие художественного метода Грибоедова. Язык и стих комедии. Раздел 6. Творчество А.С. Пушкина. Тема 1. Лицейский и петербургский периоды (1813-1820) Уникальность и специфичность личности и творчества А.С. Пушкина, осмысление его роли в русской культуре. Периодизация жизни и творчества.
Лицейский период (1813-1817): литературное ученичество и творческая самостоятельность. Жанровый характер лицейской лирики: усвоение жанровых традиций высокой поэзии классицизма (ода "Воспоминания в Царском Селе" (1814), "легкой поэзии" (анакреонтика, дружеские послания ("Пирующие студенты", "Городок", "Батюшкову ("В пещерах Геликона…")"), элегической поэзии ("Певец", элегии). Петербургский период (1817-1820). Участие в «Арзамасе». Освоение идейно-литературной позиции декабристов. Поэтика гражданского романтизма в стихах петербургского периода творчества (ода "Вольность",1817 и др.. Жанрово-стилевой синтез интимной и гражданской лирики ("К Чаадаеву"(1818), "Деревня" (1819). Новаторский характер поэмы "Руслан и Людмила". Стиль. Образ автора. Тема 2. Творчество А.С. Пушкина "южного" (романтического) периода (1820-1824) Своеобразие романтического периода в творчестве Пушкина. Лирика южного периода: романтический синтез и преодоление жанрового мышления (элегия "Погасло дневное светило…"(1820) и др.) Своеобразие любовной лирики ("Редеет облаков летучая гряда…", "Простишь ли мне ревнивые мечты…" и др.). Многогранность и эволюция темы свободы ("Кинжал"(1821), "Узник"(1822), "К морю"(1824). Духовный кризис и философская лирика 1823 года ("Свободы сеятель пустынный…" и др.). Стихотворение "К морю"(1824) как завершение романтического периода и переход к новому этапу творчества. Жанр романтической поэмы и ее эволюция в творчестве Пушкина (от «Кавказского пленника» к «Цыганам»). Поэтика героя, конфликта. Тема 3. Михайловский период в творчестве А.С. Пушкина (1824-1826) Своеобразие перехода от южного (романтического) периода к михайловскому (реалистическому). Михайловская лирика. Размышление о необходимости профессионализации писательского труда в стихотворении "Разговор книгопродавца с поэтом" (1824). Усиление реалистических тенденций в лирике. Преобладание светлого, жизнеутверждающего начала в поэзии михайловской поры (гимн "Вакхическая песня"). Темы любви ("К***" "Я помню чудное мгновенье…", "Под небом голубым страны своей родной…", "Признание") и дружбы ("19 октября"). Идея народности и ее реализация в лирике: соединение типически национального мировосприятия и индивидуального переживания в "зимних" стихотворениях ("Зимний вечер", "Зимняя дорога"). Творческое освоение "других" культур ("Подражание Корану"). Тема поэта и поэзии в стихотворении "Пророк" (1826).
Историзм и народность как важнейшие особенности пушкинского реализма. Трагедия "Борис Годунов" (1825), ее новаторский характер. Социально-политическая и нравственно-философская проблематика пьесы. Концепция русской истории. Повседневность как предмет поэзии (поэма "Граф Нулин"). Тема 4. Творчество А.С. Пушкина 1826-1829 гг. Возвращение из ссылки. Лирика. Стихотворения " Стансы" ("В надежде славы и добра…"): программа нравственно-государственного поведения монарха и "Друзьям" (размышление об общественно-политической роли родовой аристократии и собственном поэтическом служении). Судьбы декабристов и судьба поэта ("Во глубине сибирских руд…", "Арион"). Тема поэта и поэзии в стихотворениях "Поэт", "Поэт и толпа", "Поэту". Своеобразие любовной лирики ("Я вас любил…", "На холмах Грузии..", "Что в имени тебе моем?" и др.). Усиление философского начала в лирике конца 1820-гг. (проблемы природного и социального зла ("Анчар"), жизни и смерти, преодоления трагизма человеческого бытия ("Брожу ли я вдоль улиц шумных…"), веры и безверия ("Дар напрасный, дар случайный…", "В часы забав иль праздной скуки…", причастность человека к родной истории и культуре и личное достоинство, "самостоянье" человека "Два чувства…"). Тема Петра I в творчестве этого периода. Поэма "Полтава" (1828). "Арап Петра Великого" (1827-1828). Тема 5. Роман в стихах "Евгений Онегин" Замысел, творческая история романа, отражение в ней духовной и творческой эволюции Пушкина. "Евгений Онегин" как реалистический роман. Система образов. Образ Онегина. Художественное постижение типа современного дворянского интеллигента, причин его разочарованности. Европеизированные быт и культура петербургской аристократии. Образ Татьяны. Традиционно-русское и европейское в жизни провинциального дворянства. Проблема национального характера. Жизненные испытания и судьбы героев. Проблемы нравственного выбора, счастья и долга в романе.
Сюжетно-композиционное своеобразие романа. Жанровая специфика и особенности системы повествования. Онегинская строфа. Автор в романе. Тема 6. Болдинская осень 1830 года в т ворчестве А. С. Пушкина. Драматический цикл "Маленькие трагедии" Болдинская осень 1830 года (общая характеристика). Драматургия. "Маленькие трагедии" как цикл. Принцип литературной циклизации как формы художественного единства произведения. Жанровая специфика. Социально-философская и этическая проблематика. Тема 7. Проза А. С. Пушкина. Художественное единство "Повестей Белкина" Пушкинское осмысление прозы как формы художественной речи.«Повести Белкина» как художественное целое. Жанровая специфика. Проблема вымышленного автора. Система повествования в цикле. "Повести Белкина" и литературный контекст: отсылка к традиционным сюжетам, принцип вышивания "новых узоров" "по старой канве", функция эпиграфов. Пародирование и ироническая трактовка сентиментально-романтических и нравоучительных сюжетов как формы авторского присутствия в произведении. Тема 8. "Петербургские" повести 1830-х гг. Петербургский миф русской культуры и жанр "петербургской" повести. Стихотворная повесть "Медный всадник" (1833). Жанровая специфика произведения. Конфликт частного и государственного. Художественно-философская интерпретация "петербургского мифа" Пушкиным. Символика и фантастика. Композиция и стилистические особенности поэмы. Философско-психологическая повесть "Пиковая дама" (1834). Социальная, философская и этическая проблематика повести. "Пиковая дама" как "петербургская" повесть: особенности поэтики. Тема 9. Романы "Дубровский" и "Капитанская дочка" Исторические разыскания Пушкина 1830-х гг. ("История Петра", "История Пугачева"). Художественное осмысление судеб русского дворянства, проблемы дворянства и крестьянства, судьбы обычного человека в истории. "Дворянский" и "крестьянский" идейно-стилистические пласты в "Капитанской дочке". Социальное и общечеловеческое в героях. Проблемы чести, милосердия, правосудия. Жанровое и сюжетно-композиционное своеобразие произведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|