III. — Проявления призрака.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Гектор Дюрвилль
«ПРИЗРАК ЖИВЫХ» Анатомия и физиология души Опытные исследования о «раздвоении» тела человека
ВЫДЕЛЕНИЕ АСТРАЛЬНОГО ПРИЗРАКА ЧЕЛОВЕКОМ ПО СОБСТВЕННОЙ ВОЛЕ
* * *
ОГЛАВЛЕНИЕ. ПРЕДИСЛОВИЕ… Часть историческая, теоретическая и философская. I. Тела человека... I. Тела человека по учению теософов. II. Тела человека у древних. III. Тела человека у современных китайцев. II. Характеристика невидимых тел... I. Эфирное тело. II. Астральное тело. III. Тело мысли. III. Проявления призрака... I. У сомнамбул. II. У ампутированных. Введение в опыты... I. Субъекты опытов... I. Марта. II. Ненетт. III. Эдме. IV. Леонтина. V. Г-жа Франсуа. VI. Г-жа Викс. VII. Г-жа Ламбер. VIII. Девица Тереза. IX. Девица Жань. II. Общее описание призрака... I. Образование призрака. II. Общение призрака, с физическим телом. Отражение. III. Призрак блестящ. IV. Одеяние призрака. V. Условия опытов. III. Действие призрака на своё собственное тело… I. Наши чувства, наши ощущения. II. Зрение. III. Слух. IV. Обоняние. V. Вкус. VI. Осязание. IV. Действие призрака субъекта на другого субъекта… I. Призрак субъекта действует на призрак другого субъекта. II. Призрак субъекта действует на субъекта не раздвоенного. V. Присутствие призрака в занимаемом им месте… I. Чувствительность субъекта. II. Его действие на свидетелей. III. Его действие на экраны с сернистым кальцием. VI. Призрак живых может вступать в общение на расстоянии... VII. Действие призрака на материю… I. Различные шумы. Движение и перемещение предметов без прикосновения. II. Действие на стрелку стенометра. VIII. Раздвоение призрака... IX. Заключение...
ВЫДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ АСТРАЛЬНОГО
ПРИЗРАКА ПО СОБСТВЕННОЙ ВОЛЕ Опыты Ш.Ланселена...
* * *
ПРЕДИСЛОВИЕ. Случаи «раздвоения» человека чрезвычайно многочисленны для всех времён и у всех народов, и рассказы о них переплетаются с историями о привидениях, призраках и мертвецах. Старинное шотландское предание гласить, что каждый человек имеет своего двойника на земле, который может являться к нему в знаменательные случаи жизни и в особенности в час смерти. Просматривая «Жития святых», а также процессы колдунов конца средних веков, читатель с удивлением находит значительное число вполне удостоверенных случаев раздвоения, как у религиозных мистиков, так и у колдунов. С точки зрения самого явления эти случаи тождественны: те и другие вызваны были одним и тем же — страстным желанием, но побудительная причина этого желания у мистика-созерцателя совсем другая, чем у колдуна, который переполнен ненавистью и жаждой мести. В современном обществе, где колдун исчез, а религиозный человек не имеет уже той веры, которая помогала его предшественникам совершать чудеса, случаи раздвоения ещё более многочисленны, чем в прошлые века. Объясняется это, конечно, тем, что теперь их лучше наблюдают, и в особенности обилием спиритических и оккультных журналов, которые собирают и изучают эти случаи, так как находят в них подтверждение своим теориям или по меньшей мере серьёзные аргументы в доказательство последних. Если раздвоение живого человеческого организма возможно, хотя бы в мало известных условиях и только у редких людей, нельзя ли исследовать его опытным путём в различных видах? Исследование это, конечно, возможно. Известно, что вообще раздвоение совершалось у мистиков, когда они, погружённые в глубокое размышление, впадали в нечувствительность к возбуждениям внешнего мира; с другой же стороны, во время магнетического сна и в некоторых аналогичных состояниях наблюдаются у людей иногда странные явления, в особенности узнавание фактов, совершившихся на далёком расстоянии, — необъяснимое явление, если не предположить передачи чего-то от спящего субъекта в место и в час совершения явления.
Рассуждая таким образом путём аналогии, понимаешь, что магнетизм как бы создан для того, чтобы служить испытательным полем для исследований этого рода. Мысль эта, впрочем, не новая, так как полковник де-Роша уже достиг этим способом опытного раздвоения субъектов сомнамбул, доводя их магнетический сон за пределы, когда субъект обыкновенно ещё сохраняет сознание. Ни одна отрасль человеческих знаний не может в настоящее время исследовать «раздвоение» со столь многочисленными шансами на успех, как магнетизм. Все, изучавшие последний с философской точки зрения понимают, что материя была бы бездейственна, если, бы её не оживляла независимая сила, что везде существует материя и сила, и человек двойственен, то есть состоит из материального тела и тело это оживлено разумной силой, называемой в просторечии душой или духом. Учёные магнетизёры, изучавшие опытным образом магнетизм, по данным современной науки знают, что магнетическая сила, выделяемая человеческим телом, обладает значительно высшей потенциальностью, чем силы физическая и химическая, и принадлежит она не телу видимому, а силе, оживляющей тело. Переданная какому-либо телу магнетическая сила проникает в сердце этого тела, в самые атомы его, так как она противостоит кипению, сгоранию и различным химическим процессам, которые разлагают тело на его составные элементы. Как я доказал в своей «Магнетической физик», она неразрушима, по крайней мере, для низших сил и воздействий природы. Очевидно, что эта неразрушимость человеческой магнетической силы переходит в бессмертие, и путём рассуждения начинаешь понимать, каким образом магнетизм может быть мостом для непосредственного перехода из физического миpa в психический мир — другими словами, по выражению теософов, из психического плана на астральный и оттуда на план мысли. Результат этих исследований не докажет бессмертия, но он даст возможное предвидение его, так как самым верным и бесспорным образом я докажу существование в нас многих начал, многих тел, взаимно проникающих. Я выясню, что видимое тело с психической точки зрения является лишь орудием невидимого тела, и что последнее оживляет первое, и что в нём заключено сознание. Я докажу также, что эти два элемента нашей индивидуальности могут быть разделены во время жизни и изучены даже на расстоянии независимо друг от друга. Я докажу существование души, которая обитает в невидимом теле. Оттуда же до доказательства того, что смерть есть лишь перемена состояния и что наша индивидуальность жива за пределами могилы, — расстояние не дальше одного шага.
Несколько слов ещё о заглавии настоящего труда и о названии, которое я даю раздвоенной части живого человеческого тела. Раздвоенной части человеческого тела давали различные наименования. Наиболее известные: двойник, астральное тело, призрак, флюидическое тело, тень и пр. Из различных этих наименований три первых вполне соответствуют идее раздвоения. Первое было бы наилучшим, если бы не давало повода к смешению, так как его можно смешат с эфирным двойником, который имеет лишь относительное значение в явлении раздвоения. Выражение «астральное тело» равным образом подходяще, но экстериоризованное астральное тело почти всегда заключает в себе и эфирный двойник, который служит ему орудием, и мысленное (ментальное) тело, которое есть душа его. Из остальных названий наиболее отвечающим цели следует признать слово призрак. В описаниях своих, впрочем, говоря о призраке, я часто буду пользоваться выражениями «эфирный двойник» и «астральное тело», так как эти два элемента нашего невидимого тела почти постоянно входят в материальный состав его. Вот почему я дал своему труду заглавие: «Призрак живых». Г. Дюрвилль. ¾¾¾¾
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА. Мы сочли полезным прибавить к книге Г.Дюрвилля дополнительную главу: «Выделение человеком астрального призрака по собственной воле», в которой читатель может познакомиться с результатами исследований Ш.Ланселена, одного из талантливых продолжателей работ полк. А. де-Роша и Г.Дюрвилля.
¾¾¾¾¾
Часть теоретическая, историческая и философская.
I. — Тела человека.
I. Тела человека по учению теософов. — II. Тела человека по представлениям древних. — III. Тела человека по взглядам современных китайцев.
I. Тела человека по учению теософов. Тело человека, как и животных, не так просто, как мы можем познакомиться с ним посредством зрения и осязания, по крайней мере в обычных условиях нашего физического существования. Везде дух соединён с материей. Это соединение существует на каждом плане (сфере), где малейшая частица имеет материю для тела и дух для жизни. Мысль есть материя, но не в смысле Молешота, который утверждает что мысль есть движение материи. Мысль есть субстанция, а тело её состоит из астральной материи. Чатерджи ясно говорит об этом: «То, что есть жизнь, с одной точки зрения, может быть формой, то есть материей, с другой точки зрения. Всякая вещь как форма исчезнет; как жизнь она продолжает существовать. Возьмём для примера человеческое тело: здесь форма самая грубая есть та материя плотная, жидкая, газообразная, которую вы видите. Эта форма непосредственно оживлена силою, которая есть растительная жизнь, элемент эфирный. Этот эфирный элемент есть жизнь относительно грубого тела. Разбейте соединение грубых элементов, эфирное начало останется живо. Хотя оно не долго переживёт, но это тем не менее будет видно для ясновидящего. Эфирный двойник есть, следовательно, жизнь относительно грубого тела, но он форма относительно начала следующего: астрального тела. Эфирный двойник рассеивается, астральное тело остаётся жить. Когда астральное тело в свою очередь рассеивается, мысленное тело упорствует, как жизнь, и так далее. Один и тот же элемент есть жизнь и форма вместе с тем, жизнь для низшего и форма для высшего. Всё есть вибрация во вселенной: никакой разницы по существу между началами. Они — жизнь или форма, мужское или женское начало, положительное или отрицательное, смотря по тому, на какой точке зрения стоять. Когда прекращается одна вибрация, другая, более тонкая, продолжается сверху до низа лестницы, форма ломается, а жизнь длится». («Philosphie esoterique de l'Inde» — Тайная философы Индии, стр. 68). По учению индусов, всё более и более подтверждаемому новой наукой, человек — существо сложное, включающее в свой состав несколько тел. Различные тела человека представляют собой лишь одежды, в которые облечена душа, подлинный человек, эго (ego), бессмертное начало, составляющее нашу индивидуальность. Этих тел у вполне развитого человека семь. Только четыре из них, составляющие нашу временную личность, доступны нашим исследованиям при современном состоянии наших знаний. Начиная с более грубого, наиболее наружного и наименее важного, так как душа покидает его первого, и кончая тончайшим, которое представляет как бы рубашку, снимаемую после всех других одежд, эти тела суть:
1. Физическое тело, вместилище физиологических функций: пищеварения, дыхания, усвоения, кровообращения, движения. 2. Эфирное тело, вместилище жизненной энергии, рассматриваемой исключительно с физиологической точки зрения, есть как бы архитектор, который строит физическое тело и заботится о поддержании его. «Жизненность, созидательная энергия приводит в порядок физические молекулы и собирает их в определённый организм, — говорит Анни Безант, — это дыхание жизни в организме или скорее часть мирового дыхания жизни, которую организм присваивает во время короткого периода времени, называемого нами жизнью». («Lа mort et 1'au-dela» — Смерть и потусторонний мир). Тело это составляет дубликат физического тела; в качества такового его вообще называют эфирным двойником или просто двойником. Большинство теософов принимают его за составную часть физического тела, даже как бы составляющую одно целое с последним, так как оно обитает на том же плане и не может никогда покинуть его. Вне тесного соединения этих двух физических частей нашего существа эфирный двойник рождается лишь за несколько дней до физического тела и переживает его только несколькими днями. Этот двойник есть linga sarira теософов Индии, который служит медиумом, посредником между физическим телом и астральным. «Выражение эфирный двойник, — говорить Анни Безант, — точно обозначает природу и строение этой тончайшей части физического тела; оно выразительно и легко запоминается... Этот элемент эфирный, потому что состоит из эфира, и двойник, потому что он дубликат физического тела, тень его, так сказать». («L'homme et ses corps» — Человек и его тела, стр. 16). 3. Астральное тело — обиталище чувствительности, воображения, животных страстей и мало возвышенных вожделений. Оно мыслит, но более чувственно, чем рассудочно. О нём можно сказать вместе с Паскалем: «Сердце рассуждает безрассудно»1. Через его посредство происходят столь оспариваемые явления телепатии, наши видения во сне и большая часть случаев с привидениями. Это «преддух» (peresprit) спиритов, «чувственная душа» древних философов. Оно также обиталище того, что современные психологи называют низшим сознанием, бессознательным или подсознанием. Теософы Индии называют его телом желания, телом камическим или кама-рупа. 4. Тело мысли есть обиталище воли, разума, благородной и возвышенной мысли. Оно хранит наши воспоминания и приобретённые нами знания. Это — мыслящее «я», разумная душа древних философов (anima римлян, психея греков), в нём совершаются все явления сознания. Размышление, суждение, решения, постановления принадлежать к его области. Это высшее начало, которое управляет всеми нашими функциями, руководит всеми нашими разумными действиями. Теософы называют его манас низший, низший — относительно манаса высшего, пребывающего в причинном теле, которого я не касаюсь здесь. Умирая, физическое тело разлагается и душа удаляется с тремя другими своими одеждами. Эфирное тело тоже скоро умирает и распадается на части. На это вообще требуется не более 4 — 5 дней и душа, облегчённая и более свободная, удаляется с двумя тончайшими телами, астральным и мысленным, которые остались у ней. Астральное тело живет вообще гораздо дольше и долговременность его существования меняется, смотря по степени эволюции души. Оно живёт не долго у людей, которые побороли свои страсти, чтобы вести благородную и возвышенную жизнь; у людей же, которые всегда были рабами своих страстей, оно живёт продолжительно. Но час смерти наступает и для него, как и для предыдущих; душа, освободившаяся, удаляется в теле мысли, которое составляет последнее одеяние её, чтобы проявиться в новом и значительно лучшем состоянии, чем предыдущее. Жизнь мысли, очень короткая и почти бессознательная у мало развитых людей с долгой астральной жизнью, длится наоборот очень долго у более развитых людей, астральная жизнь которых была короткая. Астральная жизнь есть очистительное состояние, а жизнь мысли есть как бы небесная жизнь религиозно настроенных людей, с тою только разницей, что как бы длительна она ни была, она никогда не бывает вечною. Приходит роковой момент, когда вся её энергия бывает истощена, и вот тело мысли, где она была заключена, умирает и распадается в свою очередь. Душа, достаточно развившаяся, вступает тогда в полное владение собою, с полным сознанием своего прошлого и будущего. Она видит как свои земные существования, так и тот путь, который ей надо пройти, чтобы достигнуть совершенства, состояния, которое нас вполне освобождает, поднимая нас выше планов, где колесо перевоплощения непрерывно увлекает нас к рождению и смерти. Видя основу, на которой будут ткаться её будущие существования, пользуясь опытом своего прошлого, душа может в некоторой степени изменить эту основу соответственно своим вкусам, намерениям, способностям. Затем, снова влекомая к земле желаниями, которые ей надо исполнить, и повинуясь законам перевоплощения, она снаряжается и снова воспринимает тело мысли, затем тело астральное и, наконец, эфирное и физическое тела, чтобы возродиться на земле с единственной целью продолжать своё развитие. Эти тела, орудия души, служат последней для проявления на различных планах (сферах) природы. Тела физическое и эфирное обитают на физическом плане и никогда не покидают его; область астрального тела — астральный план, а тела мысленного — план мысли. II. Тела человека по представлению древних. — В древности были известные понятая о существовании в нас многих различных начал и по выражение теософов нескольких тел. Я не стану разбирать эти понятия у различных народов и ограничусь лишь приведением некоторых подтверждений. Халдейские маги, как почти все последователи Зороастра, верили в душу разумную, высшую, небесной природы и в душу чувственную, животную, низшую и земной природы. Часто, говорили они, эти души облекаются, чтобы показаться на земле в форме различных призраков и подобий животных.
Греки тоже признавали две души: разумную и чувственную. Последняя, которую они считали подобием настоящей души, занимала среднее место между настоящей душой и грубым телом. Это подобие, которое они называли «эйдлон», появлялось в заклинаниях. И оно обитало на Ахероне.
Поэт, воспевши науку и магию первых культурных веков, Гомер в «Илиаде», гл. 23, заставляет это подобие действовать под видом Патрокла. Последний пал под ударами Гектора, а между тем он вновь является, это его лицо, его голос, даже льётся кровь из его раны. (См. также «Одиссею», I. II). «Энний, — говорит Лукреций, — живописал нам эти священные места Ахерузы (устья Ахерона, вход в ад), где не обитают ни наши тела, ни наши души, но живут наши подобия». И среди этих теней видится Лукрецию Гомер, изливающий потоки слёз. И в недрах этого миpa эта третья часть поэта, его двойник, его призрак объясняет его сознанию тайны природы. Философы неоплатоники Александрйской школы, последователями которых были Ориген и многие отцы церкви, называли этого посредника грубого тела «ангоэйде», «астроэйде», то есть «имеющий блеск светил». Это, очевидно, астральное тело теософов, названное так последними потому, что показывается ясновидящим в световой форме. Это последнее начало, которое вcледcтвии появления призраков во все времена признавалось реальным, имело по общему мнению те же черты, те же манеры, то же выражение, как у видимого тела. Это оно, говорят иллюминаты всех времён, появляется под видом привидения или призрака, иногда даже при жизни тех, кого оно представляет, но чаще после смерти, когда видимое тело не было похоронено или когда разумная душа должна была сделать важное показание. Это тело должно быть ка или двойник Египтян, нефеш кабалистов, что Парацельс назвал позднее эвеструм. Следует сказать несколько слов о телах человека по представлениям у древних египтян. Физическое тело было только поддержкой, общей державой личности, которая влияла на него: это был инструмент для исполнения работы. Личность пребывала в трёх невидимых телах, которые заключались обыкновенно в ка или двойнике. На многочисленных памятниках, как показывают барельефы рождения Аменофиса III, воспроизводимые здесь, двойник изображается позади физического тела. Иногда он делает магнетические пассы, которые магически действуют на затылок человека, давая ему силу и жизнь.
«При смерти, — говорить Гайе, учёный работник раскопок Антинойских, — соединённые элементы этой поддержки, общей державы, разделялись, но из них всех одно физическое тело переставало жить. Душа, Ба, изображаемая в виде ласточки с человеческой головой, улетала в блаженные области. Жизненное начало, Кху, пламя, исходящее из солнца, возвращалось к своему очагу. Двойник, Кха, покидал таинственную область неба, которая была его местопребыванием, царство Ашор, чтобы переселиться в могилу и снова соединиться со своей прежней державой, вливая в неё новую жизнь...
Обряды погребения и культ мёртвых доказывают нам, что сношения двойника с мумией длились бесконечно по мистическому ритуалу. Египтянин знал уже, что несмотря на видимый конец жизни материя продолжает жить. Требовалось только сохранить труп и обладать тайною ввести его в сношение с его двойником, чтобы обеспечить ему бессмертие»... В 1907 году, тот же автор, знаток жизни древних египтян, так говорил на лекции, которую он прочёл в музее Гимф о пророчицах Антивоиских, о пepeживaнии двойника: «По верованию древних египтян, в человеке есть более тонкое тело, которое живёт после смерти грубого тела. «В освящённой часовне в день погребения тело умершего покоится в состоянии мумии, которая скоро будет унесена в её подземное жилище. Необходимо позаботиться о её будущности, так как судьба двойника тесно связана с судьбой мумии, которая может быть осквернена, уничтожена, которая может также разложиться, что вызвало бы уничтожение двойника. Сидя на табурете, жрец под покрывалом двоекратно вызывает душу умершего: «Житель могилы! Житель могилы!» Двойник является, отражённый на стене или экране. Его завёртывают в покрывало и переносят на статую умершего, которая будет его державой. Двойник продолжает жить в могиле, но в случае опасности он может выйти и встать на одну из своих держав, так как для устранения всякого увечья, похищения, уничтожения, которые были бы роковыми для него, для него заготовляют десять, двадцать, сто держав: крохотное изображение, которое можно скрыть в любом уголке, унести в карман, или исполинские статуи, высеченные в горе, которые невозможно похитить.
Вот эти-то статуи и вопрошали пророчицы. Их принимали за живые, одушевлённые жизнью двойника, и статуи отвечали словами или жестами на предлагаемые им вопросы. С ними совещались во всех обстоятельствах жизни, чтобы преодолеть судьбу или отвратить злые силы». III. Тела человека по взглядам современных китайцев. — Аббат Гью, миссионер в Китае, в середине прошлого века, описал в своём «Путешествии в Китай» четыре начала, составляющие нашу временную личность. Шевалье Гугено де-Массо, католик-писатель, который всюду видит магию, даже где нет её, который считает магнетизёров и спиритов помощниками ада, написал много сочинений о магии, весьма замечательных с точки зрения документов. Он лично знал аббата Гью, который много раз объяснял ему, что думают китайские философы об этом вопросе, и он так вкратце передаёт эти объяснения: «Человеческая душа делает человека существом рассудительным, но она не простая и не чисто-духовная. Она состоит из тонких частей материи: состав её образуется из двух главных частей, линг и хуен. Линг, более очищенная и высшая часть, более способна для умственных действий. Из их соединения в теле образуется смешанное существо, способное к действиям разума и к действиям, имеющим объектом материю. При смерти линг и хуен остаются соединёнными. Они составляют существо, которое носит различные наименования, смотря по месту, которое оно занимает в воздушной иерархии; китайцы признают эти два существа за духовные, но образовавшиеся из очищенной материи. В человеке, говорят они, есть ещё третье существо, которое соединяется лишь с телом, т.е. с четвёртой частью человека, и расстаётся с ним лишь после совершенного разложения его или полного рассеивания всех его частей. Оно исчезает тогда, как тень, после разложения породившего его тела».
II. — Свойства и особенности невидимых тел человека.
I. Эфирное тело. — II. Астральное тело. — III. Мысленное тело.
Из четырёх перечисленных мною тел человека три, хотя и материальные, невидимы в обыкновенных условиях нашего физического существования, по крайней мере, для большинства из нас. Я должен сказать прежде всего, что эфирный двойник и астральное тело почти всегда смешивают. Когда в исключительных случаях одно из невидимых тел появляется в видимой форме, форму эту вообще называет призраком тёмный народ, не имеющий понятия об оккультной науке; для большинства же более осведомлённых в этой области людей это безразлично — двойник или астраль раздвоенного человека. Для того, чтобы уметь различать их и в особенности чтобы иметь руководящую нить в запутанном лабиринт опытов, мы должны знать свойства и особенности, известные или предполагаемые, каждого из этих тончайших тел. Вот главный: I. Двойник или эфирное тело. — Эфирный двойник «совершенно видим для приученного глаза, — говорит Анни Безант, — цвет его серо-фиолетовый, а строение грубое или тонкое, смотря по соответствующему качеству физического тела... «Это благодаря эфирному двойнику жизненная сила, прана, обращается в нервах и делает их способными превращать внешние впечатления в двигательную силу и ощущения. Способность мысли, движения, ощущений не содержится в нервном веществе, физическом или эфирном. Это проявления «я», действующего в своих более внутренних телах.; их проявление на физическом плане обусловлено дыханием жизни, которое обращается в нервной сети и вокруг нервных клеток». («L'homme et ses corps» — Человек и его тела, стр. 36). «Эфирный двойник ясно виден ясновидящему, — говорит Ледбитер, — в виде светловатой массы пара, светло-красной, проникающей в более плотную часть физического тела и немного выходящей за пределы последнего...» («L'homme visible et invisible» — Человек видимый и невидимый, стр. 109). Выходящая за пределы физического тела часть называется аурой. «Эта аура с лёгким голубоватым оттенком, — продолжает тот же автор, — почти бесцветная, состоит из множества прямых лучей, ровно расходящихся во все стороны. Таково нормальное состояние этих лучей, когда тело совершенно здорово, — они тогда правильны и параллельны, насколько допускает это их расхождение. Но в случае болезни происходит немедленная перемена: по близости заболевшей части лучи становятся неправильными, пересекаются в беспорядке или поникают, как лепестки завялого цветка». (Id.,стр. 112). «Во время сна, — говорить Анни Безант, — мыслящее «я» ускользает из физического тела, покидая обе его части, физическую и эфирную. При смерти оно тоже выходить из тела, но на этот раз окончательно, так как увлекает с собою эфирный двойник, который оно совершенно отделяет от физического тела. И тогда дыхание жизни не имеет более власти над последним. «Я» затем быстро избавляется от эфирного двойника, который, как мы знаем, не может перейти на астральный план, и ему остаётся только разлагаться в обществе товарища всей своей жизни. Этот двойник появляется иногда друзьям, умершего тотчас же после смерти, но никогда на большом расстоянии от трупа. Кроме того он естественно весьма мало сознателен, не говорит и может только проявляться. Его легко можно видеть, потому что он материален и некоторое нервное возбуждение достаточно обостряет зрение, чтобы его увидеть. Эфирный двойник фигурирует в многочисленных случаях появления привидений и призраков, так как он бродит около могилы, где лежит его физический дубликат». («L'homme et ses corps», стр. 38). Когда приходит смерть, в особенности если физическое тело ослаблено долгой болезнью или измождено старческой дряхлостью, теряя силы удержать физическую жизнь, — двойник экстериоризуется и попадает под воздействия напряжённых, чувств некоторых умирающих. У большинства последних он возбуждает настоящий ужас, так как они постоянно видят около себя беспокойного призрака, который не покидает их и которого они почти никогда не признают за своего двойника. Некоторые умирающие не видят, но чувствуют его. Они вполне сознают, что кто-то возле них лежит рядом, почти всегда с левой стороны. Верно или не верно, но все теософы утверждают, что занятие медиумизмом опасно. Анни Безант, которую я подозреваю в преувеличивании, так высказывается по этому вопросу: «У нормального человека это разделение физического тела на два составных фактора происходить только при смерти. Но некоторые анормальные люди, медиумы, могут во время своей жизни являть частичное разделение физического тела. Это явлeниe анормальное и, к счастью, относительно редкое, причиняет большую нервную слабость и сильное волнение. Когда эфирный двойник экстериоризуется, он должен сам разорваться на две части; его полное отделение вызвало бы смерть, так как без него дыхание жизни не могло бы обращаться в теле. Это даже только частичное отделение двойника повергает физическое тело в летаргическое состояние и производит почти полную остановку жизненных функций. Чувство чрезвычайного истощения следует за соединением раздвоенных частей и до наступления нормального состояния медиуму угрожает физическая смерть» (Id., стр. 39). Излучения магнетизёра, которые иногда видимы для некоторых больных в известных условиях, исходят из эфирного тела и действуют на таковое же тело больного. Если двойник, действительно, содержит в себе жизненность, одушевляющую физическое тело, и если на нём лежит обязанность развития и сохранения последнего, то очевидно, что на него должна направить свои старания медицина. Таково по крайней мере мнение доктора Паскаля, автора многих сочинений популярной теософии. Но долго ещё этого не будет, так как официальная медицина, не придающая большого значения причине болезни, слишком охотно направляет свои удары на симптомы, хотя и знает, что эти удары почти всегда получает сам больной. Когда двойник экстериоризуется, он почти всегда выходить с левой стороны, в уровень селезёнки, под видом излучений. II. Астральное тело, тоньше, нежнее чем предыдущее, cеpo-голубоватого цвета красивых, нежных оттенков, которые быстро меняются под влиянием волнения. У человека развитого и у людей, развивавших это тело со специальной целью — прежних колдунов — оно очень хорошо организовано и значительно сложнее, чем физическое тело. Оно имеет чувства, соответствующие физическим чувствам, но способные отзываться на более быстрые вибрации, что придаёт им большие чуткость и силу. Это — орудие души на астральном плане в первую нашу стадию в потустороннем мире, посли физической смерти; это также её орудие во время нашего сна, а иногда, хотя и реже, в некоторых неопределённых состояниях между сном и бодрствованием. «Легко представить себе, — говорит Анни Беаант, — человека в хорошо развитом астральном теле: его можно представить себе, сбросившим своё физическое тело и предстоящим в более нежном, более блестящем астральном теле, видимом для ясновидящих, но невидимом для обыкновенных глаз. Я сказала: «хорошо развитое астральное тело», так как человек малоразвитый представляет в своём астральном теле весьма несвязный вид. Контуры тела туманны, материал недвижный н плохо пригнанный, и отделённое от физического тела астральное тело образует лишь изменчивое и бесформенное облако... Хорошо сформированное астральное тело показывает в человеке достаточно высокий уровень интеллектуальной культуры или духовного роста. Следовательно, вид астрального тела показывает достигнутые человеком успехи». («L'homme et ses corps», стр. 50). «Мы видим, как оно проникает в физическое тело и распространяется во все стороны вокруг последнего. как цветное облако. Цвет его меняется в зависимости от природы человека, природы низшей, животной, страстной. Часть его, выступающая из физического тела. принимает название камической ауры... так как астральное тело есть орудие камического сознания человека, обиталище всех его животных страстей, всех его желаний; это центр, где зарождается всякое ощущение. Вибрируя при соприкосновении с мыслями, оно непрерывно меняется в своём цвете: если человек разгневан, пурпуровые молнии бороздят его; если он любит, появляются розовые переливы...» (Id., стр. 52). При достаточно развитом астральном зрении, «если мы будем наблюдать человека сперва бодрствующего, а потом уснувшего, мы увидим заметную перемену в роли астрального тела. У человека в состоянии бодрствования астральная деятельность (изменчивые цвета) проявляется в физическом теле и в непосредственном соседстве его. Но когда человек засыпает, происходит раздвоение и мы видим физическое тело (грубое тело и эфирный двойник) лежащим на постели, между тем как наверху над ним астральное тело колышется в атмосфере. «Если наблюдаемый нами человек мало развит, астральное тело, отделившись, образует более или менее бесформенную массу. Оно не может удалиться от физического тела, не может служить орудием сознания, и человек, заключённый в нём, пребывает в состоянии туманной мечтательности, так как он не привык действовать независимо от своего физического орудия... Как только какое-либо обстоятельство стремится удалить его от его физического товарища, последний просыпается, и астраль тотчас же входит в него. И наоборот, если наблюдаемый нами человек духовно развит, он способен действовать в астральном мире, пользуясь своим астральным телом, и зрелище тогда меняется. Когда астраль отделяется от физического тела заснувшего, мы имеем перед собою самого человека, вполне сознательного. Его форма, точно определённая, совершенно организованная, составляет точное изображение человека, который находит в ней более практичное орудие, чем его физическое тело. Человек чувствует себя в ней вполне пробуждённым, и он действует с большей энергией, точностью, с большим сознанием, чем в более тяжёлой форме физического тела. Он может свободно двигаться и с невероятной быстротой переноситься на любое расстояние, без малейшего неудобства для его тела, мирно спящего на постели.» (Id., стр. 58). «Астральное тело, отделённое от физического, может показываться другим людям во время или после земной жизни. Человек, вполне владеющий астральным телом, очевидно может покидать по желанию свою физическую оболочку и отправляться к далёкому другу. Если последний — ясновидящий, т.е. развил в себе астральное зрение, то он увидит астральное тело своего друга; в противном случае, посетитель может сделать своё орудие более плотным, привлекая к нему из окружающей атмосферы частицы физической материи; тем самым он будет достаточно материализован, чтобы быть видимым физическим зрением. Этим объясняются многочисленные появления далёких друзей, — явление более частое, чем вообще думают... В некоторых обстоятельствах помимо материализации астральное тело могут видеть люди, которые в нормальном состоянии не обладают астральным зрением. Если нервная система у человека напряжена и в то же время его физическое здоровье ослаблено, и прилив жизненной энергии уменьшился, то нервная деятельность, которая так сильно зависит от эфирного двойника, может быть чрезмерно усилена и вызвать временное ясновидение. Например, мать, у которой сын опасно болен в чужой стране, терзаемая тревогой за него, может отозваться на астральные вибрации, в особенности в ночные часы, когда жизненность падает до низшей степени. В этих условиях, если её сын думает о ней и спит в это время, т.е. если его бессознательное физическое тело позволяет ему посетить астрально мать, она, вероятно, увидит его. Но эти астральные посещения большей частью происходят при смерти, когда человек сбрасывает своё физическое одеяние. И эти посещения далеко не редкость, в особенности, когда умирающий страстно стремится к человеку, с которым его соединяет сильная привязанность, или же когда он должен сообщить важное сведение и умирает, не исполнив своего желания». (Id., стр. 65). Составленное из более тонкой материи, чем тело физическое, астральное тело прозрачно. Это свойство его подтверждается народным поверьем, по которому тело у призраков не отбрасывает тени, и сквозь него можно видеть находящиеся позади призрака предметы. Бывают исключения, когда очень сгущённая астраль притягивает к себе материю с физического плана, чтобы вполне, материализоваться и принять совершенный вид живого человека, чему имеются многочисленные примеры в «Житиях Святых». Призрак бывает вообще одет, как обыкновенно одевается физический человек; но иногда он появляется, зак<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|