Лекция 1. Цели, задачи и направления ПК
Психологическое консультирование направлено на помощь развивающейся личности. Оно является частью работы практического психолога (наряду с психодиагностикой и проведением тренинговых процедур). Слово «консультация» происходит от латинского consultare, что означает совещаться, советоваться, заботиться. Целью психологического консультирования является забота о личности, которая находится в непрерывном процессе становления и роста. Консультирование помогает развитию способности человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутриличностных и межличностных отношений. Виды консультирования зависят от уровня вмешательства консультанта в жизнь клиента или группы. В практической психологии выделяют следующие уровни и виды консультирования: 1. Индивидуальное развитие и изменение, когда объектом изменения выступает отдельный человек, с целью оптимизации его существования в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, коммуникативной, личной и обыденной. На этом Уровне проводится индивидуальная консультация с психодиагностикой и коррекцией. 2. Оптимизация межличностных отношений также в различных сферах жизнедеятельности: здесь может проводиться групповая консультация с элементами тренинга. 3. Организационное развитие предполагает совершенствование организационных структур и управления. На этом уровне осуществляется сложное управленческое консультирование. Схема деятельности консультанта: выявление проблемы — диагноз — анализ фактов — план вмешательства — вмешательство в виде консультирования — оценка результатов совместной деятельности консультанта и клиента.
Психологическое консультирование тесно связано с психотерапией, при этом под психотерапией следует понимать - оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни. Практический психолог использует те же методы, что и клинический психотерапевт. Разница заключается, прежде всего, в их направленности. Важнейшая задача психолога состоит не в снятии или облегчении симптомов болезни, а в создании условий для оптимального функционирования личности и ее развития. В последние годы условно различают клинически-ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности. В клинически-ориентированной психотерапии традиционно используются такие методы, как гипноз, аутогенная тренировка, различные виды внушения и самовнушения. В личностно-ориентированной психотерапии обнаруживается огромное разнообразие методов и приемов, основанных на концептуальных моделях множества школ и течений. Тем не менее, можно говорить о наличии ключевой идеи, объединяющей почти все имеющиеся в психотерапии подходы — стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, запретов и комплексов. В основе психотерапии лежит идея о возможности изменения, трансформации человеческого Я в динамично изменяющемся мире. Иными словами, речь идет о фактическом воздействии на те или иные составляющие самосознания. Согласно современным взглядам (Александров, 1997; Годфруа, 1992; Карвасарский, 1999; Рудестам, 1993), в психологии можно выделить следующие общие задачи, объединяющие различные по направленности и содержанию психотерапевтические методы:
· исследование психологических проблем клиента и оказание помощи в их решении; · улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья; · изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми; · развитие самосознания и самоисследование клиентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений; · содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха. Главная цель - помочь клиентам внести в свою жизнь необходимые изменения. Для этого существуют различные направления и школы. Разумеется, всякая психотерапевтическая школа убеждена, что предлагаемый именно ею способ помогать пациентам является оптимальным. В настоящее время известно и применяется на практике около 400 разновидностей психотерапии для взрослых пациентов и примерно 200 — для детей и подростков. Нередко можно прочесть и услышать о том, что в результате психотерапии произошли существенные позитивные изменения в личности пациента. Тем самым как бы подразумевается то, что психотерапия изменяет личность, делает ее другой. Но, как в ходе терапии, так и в ее результате не происходит изменений личности в смысле формирования каких-либо новых ее качеств или исчезновения уже имеющихся. Психотерапевтическое воздействие, не создавая у личности новых качеств, как бы приводит уже имеющиеся в соответствие, например, с изменившейся жизненной ситуацией. Задача консультанта — помочь клиенту разобраться в ситуации, в проблеме: подсказать, дать совет, отразить чувства и поведение клиента, чтобы он увидел себя, просветить, поддержать, успокоить и т. п. В настоящее время в психотерапевтической практике существуют сотни школ и направлений, которые можно классифицировать по разным признакам. Вместе с тем существуют основные психотерапевтические подходы, существенно различающиеся по своим концептуальным основам.
Различия касаются описания личности, механизмов ее развития, патогенеза неврозов, механизмов терапии и оценки ее эффективности. Психотерапевтические подходы можно условно разделить на: 1) ориентированные на проблему и 2) ориентированные на клиента. Подразумеваемой установкой психотерапии первого типа является установка на обязательное «погружение» пациента в проблему. Если пациент не желает этого делать («погружаться»), в рамках данного типа психотерапии, это трактуется как сопротивление терапевтическому воздействию. В психотерапии второго типа, напротив, клиент свободен в выборе того, о чем говорить с терапевтом и сколько времени уделять терапии. Если клиент не говорит о своей проблеме, это рассматривается не как сопротивление, а как законное право клиента говорить только о том, о чем он сам желает. Несмотря на различия в «мишенях» психотерапевтического воздействия, психологическое консультирование — это процесс, имеющий ряд общих для всех школ и подходов стратегических и тактических моментов. К ним относятся: · этапы психотерапевтического процесса; · принципы проведения первичной консультации и основные техники психологического вмешательства; · вербальные и невербальные средства психологической работы; · создание и использование метафор в процессе психотерапевтического консультирования; · требования к личности психолога (консультанта); · этика психолога (консультанта);
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|