Лекция 2: этапы психологического консультирования
Первый этап – консультативное интервью. В литературе обычно приводится «пяти-шаговая» модель процесса консультативного интервью, которой в той или иной степени придерживаются все психологи: 1) установление контакта и ориентирование клиента на работу; 2) сбор информации о клиенте, решение вопроса: «В чем состоит проблема?»; Здесь используются различные диагностические процедуры. Психоаналитические школы отличаются способом видения проблемы клиента, представлением о возможностях ее разрешения, формулировкой целей. 3) осознание желаемого результата, ответ на вопрос: «Чего вы хотите добиться?»; Психолог обсуждает с клиентом, чего бы он хотел достичь в результате психотерапии. Такой разговор может предотвратить неадекватные цели, нереалистические ожидания. Он способствует осознанному построению системы целей, при котором участники психотерапевтического процесса ориентируются на конкретный и достижимый в ближайшем будущем результат. 4) выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как: «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»; 5) обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом. Схема интервью, используемого для сбора информации о клиенте. 1. Демографические данные (пол, возраст, род занятий, семейное положение). 2. История возникновения проблемы: · когда клиент столкнулся с проблемой, что еще происходило в это время. · как проблема проявляется в поведении и на соматическом уровне, как клиент ее переживает, насколько серьезно она его беспокоит, каково отношение к ней. · в каком контексте она проявляется, влияют ли на ее проявления какие-либо события, связаны ли ее проявления с какими-либо людьми, чье вмешательство делает ее острее или слабее.
· каковы ее положительные последствия, какие трудности она вызывает, как клиент пытался ее решить и с каким результатом. 3. Получал ли клиент психиатрическую или психологическую помощь в связи с данной проблемой или другими проблемами. 4. Образование и род занятий, в том числе и отношения с одноклассниками, учителями в школе, удовлетворенность работой, отношения с коллегами, наиболее стрессогенные факторы в этой сфере. 5. Здоровье (заболевания, наиболее важные проблемы со здоровьем в настоящем, забота о здоровье со стороны родителей и в семье, нарушения сна, аппетита, использование лекарств и т. д.). 6. Социальное развитие (наиболее важные события в жизни, ранние воспоминания, текущая жизненная ситуация, распорядок дня, работа, занятия, общение, хобби, ценности, верования). 7. Семья, семейное положение, взаимоотношения с противоположным полом, секс. Данные о родителях, отношениях с ними в прошлом и настоящем, родительские санкции по отношению к клиенту; какие качества, по мнению клиента, он получил от отца, матери; их совместные занятия. Данные о сестрах и братьях, их отношениях, кого из них клиент любил больше или меньше, кого из них больше любила мать (отец), с кем клиенту было лучше (хуже). Отношения с противоположным полом, причины, по которым они прерывались. Отношения с супругом. Дети (количество, возраст). Кто еще живет вместе с клиентом. Сексуальный опыт. 8. Стереотипы реагирования. Они исследуются на основании наблюдения за невербальным поведением. Интервью, построенное по данной схеме, позволяет оценить психологический статус клиента, общую жизненную ситуацию, понять характеристики проблемы, основные трудности, с которыми он сталкивается, мотивацию его обращения и возможности решения проблемы.
Не обязательно использовать все позиции данного интервью. Для дальнейшей работы особенно важно понять степень нарушения, рассмотреть возможность переориентации клиента на получение психологической помощи. Второй этап посвящен представлению отношений. Участники психотерапевтического процесса договариваются о сотрудничестве, психотерапевт обрисовывает модель психотерапии. Наиболее важный момент этого этапа — установление отношений взаимной ответственности. Успех психотерапии во многом зависит от того, насколько активно клиент включается в работу и принимает свою ответственность за полученный результат. В процессе психотерапии происходят определенные личностные трансформации, и долг психолога — обсудить эту перспективу с клиентом. Ведь его сознательно или бессознательно может пугать возможность расставания с какими-либо привычками, непродуктивными, но давно установленными отношениями и даже болезненными переживаниями. Особенности психотерапевтических взаимоотношений, степень самораскрытия психотерапевта существенно варьируют в зависимости от направления, однако во всех школах сохраняются общие особенности: выражение поддержки, принятия и интереса к клиенту. На третьем этапе происходит определение целей и проработка альтернатив. Психотерапевт обосновывает психотерапевтическую стратегию, намечает ее основные вехи и компоненты. Выбор стратегии определяется · подготовкой психотерапевта, · особенностями личности клиента, · характеристиками проблемы. Клиент осваивает психотерапевтическую метафору данного направления, знакомится с основными характеристиками выбранного подхода, в том числе и связанными с трудностями, негативными переживаниями, принимает свою роль как клиента, участвует в выборе цели. Он включается в работу как активный участник, начиная с выбора определенного психотерапевтического направления или психотерапевта. Важно, чтобы нарастание активности и ответственности клиента продолжалось в течение всего процесса работы. Вербально или невербально он выражает свои предпочтения. Психотерапевт учитывает его установки, согласует их со своим методическим арсеналом.
Активное, осознанное участие клиента в психотерапии является катализатором ее успеха. Различные школы по-разному формулируют цель работы. В результате психотерапии клиент может изменить свой жизненный стиль на более адаптивный (индивидуальная психология), признать ранее отвергаемые части личности (гештальт-терапия), скорректировать неадаптивные мысли (когнитивная психотерапия), достичь трансформации (аналитическая психология), сформировать творческий подход к жизни и доверие к мудрости Самости (гуманистическая психология). Стратегии достижения этих целей также различны: это прохождение через травматический опыт в безопасных условиях психотерапии, работа с телом, обучение новым навыкам и умениям. Психотерапевт может фокусироваться на прошлом, настоящем или будущем; на работе с эмоциями, образами, мыслями или с поведением. Четвертый этап представляет собой работу над поставленными целями. Принимаемая теоретическая модель структурирует для психотерапевта его видение психологической реальности и определяет выбор методов. Гибко и продуктивно организуя свою картину мира, психотерапевт порождает уникальную стратегию взаимодействия с конкретным клиентом, ориентируясь на характеристики проблемы, личностные особенности и ресурсы клиента (финансовые, временные, личностные), роль его ближайшего окружения. Например, весьма затруднительна индивидуальная психотерапия по проблеме зависимости с клиентом, жена которого приняла роль материнской фигуры. На пятом этапе, после фазы, в ходе которой клиент получает новое понимание себя, ставится цель претворения внутренних изменений в реальное поведение. В некоторых видах психотерапии этот этап как бы вынесен за ее пределы (например, в психоанализе), в других на нем делается основной акцент (например, в бихевиоральной психотерапии). В ходе этого этапа клиент осваивает новые поведенческие образцы. Шестой этап — прекращение психотерапии — определяется достижением равновесия среди различных факторов:
· потребностью в изменении, · лечебной мотивацией, · психотерапевтической фрустрацией, · стоимостью психотерапии и т. п. Прежде чем принять решение о прекращении психотерапии, необходимо оценить полученный результат в качественных и количественных характеристиках. Психолог говорит с клиентом о том, · исчезли ли симптомы, которые беспокоили его в начале психотерапии, · стал ли он чувствовать себя лучше, · изменились ли его самовосприятие и взаимоотношения с другими, отношение к важным жизненным целям, · может ли клиент осуществлять самоподдержку без психотерапии. Некоторые терапевты предлагают клиенту отметить в списке утверждений те, которые характеризуют его ситуацию: · я много получил от психотерапии и чувствую себя удовлетворительно; · я начинаю думать о том, чтобы оставить психотерапию; · мои друзья и семья хотят, чтобы я прекратил психотерапию; · я (или мой психотерапевт) не могут продолжать терапию из-за внешних обстоятельств; · у меня и психотерапевта не получается работать вместе; · я думаю, что получил все, что мог, от работы с этим пси-хо-терапевтом; · я думаю, что я получил большую часть того, что хотел, и мне кажется ненужным продолжение; · мой психотерапевт сказал, что я должен думать о прекращении психотерапии; · у меня нет времени или денег для продолжения; · или... Психотерапевт уважает желания клиента, какими бы они ни были, однако его долг — разобраться, действительно ли клиент принял решение о прекращении психотерапии или только ищет для него основания. Высказанное клиентом намерение может быть обусловлено случайными внешними обстоятельствами, влиянием других людей, сопротивлением, трансфером, контртрансфером, поэтому важно исследовать основания его возникновения. Так, если сеансы становятся бессодержательными, клиент устает, становится невнимательным, забывает о домашних заданиях, говорит, что хотел бы прекратить психотерапию. Это может быть проявлением сопротивления, которое необходимо проработать, обсудив с клиентом его проявления и мотив. Завершение психотерапии — длительный процесс, который может длиться больше месяца, если сама психотерапия длилась около года. Особое внимание ему уделяют представители школ, где взаимоотношения участников психотерапии рассматриваются как важный терапевтический фактор (например, психоаналитики). Одним из условий успеха психотерапии является оговаривание ее пределов (пусть и в самом общем виде) в начальный период лечения. Они должны быть обсуждены не во временном измерении, а в содержательном. Уже на первых сеансах обсуждаются основания, вырабатываются критерии для принятия решения об окончании лечения. Клиента предупреждают о сложной динамике психотерапии, трудностях, с которыми он может столкнуться, чем снижается вероятность досрочного прекращения лечения.
Эффективные взаимоотношения в ходе работы препятствуют зависимости от терапевта, фокусировка на промежуточных результатах также готовит участников терапии к взвешенному и обоснованному решению. В завершающей фазе выясняется, что изменилось в ходе психотерапии, в каких аспектах. Если в чем-то изменения не достигнуты, проясняются причины. Обсуждается, каким образом осуществляется перенос достигнутого в психотерапии на действия и отношения вне ее. Психотерапия прекращается, если клиент достиг независимости, принимает ответственность за свои проблемы, видит их и может решать без профессиональной помощи психотерапевта. Существует одна истина, которую многие терапевты уже познали, но на публике упоминают о ней нечасто. Несмотря на то, что требуется много лет практики с тысячами клиентов, чтобы открыть ее, большинство терапевтов отказываются обсуждать ее в своих книгах, писать о ней в своих журналах или упоминать в разговоре с коллегами. Это один из самых прискорбных и печальных аспектов работы терапевта и одна из основных причин стресса для многих профессионалов в области психического здоровья. Что же это за истина? Все просто: клиенты не меняются до тех пор, пока они не будут вынуждены сделать это. Большинство клиентов, даже если и меняются, делают это очень болезненно и маленькими шажками, многие продолжают страдать из-за своей проблемы, пока какой-нибудь кризис не заставит их сделать выбор. Даже во время кризиса клиенты будут оттягивать выбор до последнего и до последнего будут избегать выбора, связанного с изменениями. Они будут отсрочивать неизбежное до тех пор, пока абсолютно, однозначно не смогут от этого уйти. Это грустно, потому что заканчивается дополнительной длительной эмоциональной болью и бессмысленной тратой времени. Мешать клиентам могут различные типы установок: · Косвенная выгода. Внешнее подкрепление поддерживает убеждения клиента. «Легче ничего не менять». · Социальная поддержка. «Людям не понравится, если я изменюсь». · Противоречие ценностей. Неизменность в иерархии ценностей клиента занимает верхнее положение. «Было бы неправильно изменяться». · Внутренняя согласованность. Прежнее поведение связано со столькими вещами, что его пересмотр потребует изменения всей жизни клиента. «Цена изменения слишком велика». · Защита. «Изменяться опасно». · Соперничество. «Я не позволю никому указывать, что мне делать». · Зависимость. «Если я изменюсь, вы мне будете не нужны». · Волшебное исцеление. «Чтобы измениться, мне не нужно особенно стараться. Это должно произойти быстро и без особых усилий». · Мотивация. «Я не чувствую, что должен измениться, я могу быть счастливым и без этого». · Отрицание. «Я понимаю все, о чем вы мне говорите» (не понимает). «Я никогда не пойму ничего из того, о чем вы мне толкуете». · Поведенческий саботаж. Пропуски сеансов; опровержение любого из представляемых принципов; невыполнение работы на сеансе и постоянные звонки во внеурочное время; неуплата; жалобы на то, что его не лечат. Метания от одного терапевта к другому, когда консультация переходит в напряженную в плане работы фазу; жалобы на предыдущих терапевтов. Посещение вас только в период кризиса и прекращение сеансов сразу же, как только он миновал. Если клиент обнаружил публично свои установки, ему необходимо объяснить, почему такие они мешают людям достичь целей, с которыми они пришли на терапию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|