Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 2: этапы психологического консультирования

 

Первый этап – консультативное интервью. В литературе обычно приводится «пяти-шаговая» модель процесса консультативного интервью, которой в той или иной степени придерживаются все психологи:

1) установление контакта и ориентирование клиента на ра­боту;

2) сбор информации о клиенте, решение вопроса: «В чем со­стоит проблема?»; Здесь используются различные диа­гностические процедуры. Психоаналитические школы отли­чаются способом видения проблемы клиента, представлением о возможностях ее разрешения, формулировкой целей.

3) осознание желаемого результата, ответ на вопрос: «Чего вы хотите добиться?»; Психолог обсуждает с клиентом, чего бы он хотел до­стичь в результате психотерапии. Такой разговор может предот­вратить неадекватные цели, нереалистические ожидания. Он способствует осознанному построению системы целей, при кото­ром участники психотерапевтического процесса ориентируются на конкретный и достижимый в ближайшем будущем результат.

4) выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как: «Что еще мы можем сделать по этому по­воду?»;

5) обобщение психологом в форме резюме результатов вза­имодействия с клиентом.

Схема интер­вью, используемого для сбора информации о клиенте.

1. Демографические данные (пол, возраст, род занятий, се­мейное положение).

2. История возникновения проблемы:

· когда клиент столк­нулся с проблемой, что еще происходило в это время.

· как проблема проявляется в поведении и на соматическом уровне, как клиент ее переживает, насколько серьезно она его беспокоит, каково отношение к ней.

· в каком контексте она проявляется, влияют ли на ее проявления какие-либо события, связаны ли ее проявления с какими-либо людьми, чье вмешательство делает ее острее или слабее.

· каковы ее положительные последствия, какие трудности она вызывает, как клиент пытался ее решить и с каким результатом.

3. Получал ли клиент психиатрическую или психологичес­кую помощь в связи с данной проблемой или другими пробле­мами.

4. Образование и род занятий, в том числе и отношения с одноклассниками, учителями в школе, удовлетворенность ра­ботой, отношения с коллегами, наиболее стрессогенные факто­ры в этой сфере.

5. Здоровье (заболевания, наиболее важные проблемы со здоро­вьем в настоящем, забота о здоровье со стороны родителей и в се­мье, нарушения сна, аппетита, использование лекарств и т. д.).

6. Социальное развитие (наиболее важные события в жиз­ни, ранние воспоминания, текущая жизненная ситуация, рас­порядок дня, работа, занятия, общение, хобби, ценности, веро­вания).

7. Семья, семейное положение, взаимоотношения с противо­положным полом, секс. Данные о родителях, отношениях с ними в прошлом и настоящем, родительские санкции по отношению к клиенту; какие качества, по мнению клиента, он получил от от­ца, матери; их совместные занятия. Данные о сестрах и братьях, их отношениях, кого из них клиент любил больше или меньше, кого из них больше любила мать (отец), с кем клиенту было луч­ше (хуже). Отношения с противоположным полом, причины, по которым они прерывались. Отношения с супругом. Дети (ко­личество, возраст). Кто еще живет вместе с клиентом. Сексуаль­ный опыт.

8. Стереотипы реагирования. Они исследуются на ос­новании наблюдения за невербальным поведением.

Интервью, построенное по данной схеме, позволяет оценить психологический статус клиента, общую жизненную ситуацию, понять характеристики проблемы, основные трудности, с кото­рыми он сталкивается, мотивацию его обращения и возможно­сти решения проблемы.

Не обязательно использовать все пози­ции данного интервью. Для дальнейшей работы особенно важно понять степень нарушения, рассмотреть возможность переориентации клиента на получение психологической помощи.

Второй этап посвящен представлению отношений. Участники психотерапевтического процесса договариваются о сотрудниче­стве, психотерапевт обрисовывает модель психотерапии. На­иболее важный момент этого этапа — установление отношений взаимной ответственности. Успех психотерапии во многом за­висит от того, насколько активно клиент включается в работу и принимает свою ответственность за полученный результат.

В процессе психотерапии происходят определенные личност­ные трансформации, и долг психолога — обсудить эту пер­спективу с клиентом. Ведь его сознательно или бессознательно может пугать возможность расставания с какими-либо привыч­ками, непродуктивными, но давно установленными отношениями и даже болезненными переживаниями.

Особенности психо­терапевтических взаимоотношений, степень самораскрытия пси­хотерапевта существенно варьируют в зависимости от направле­ния, однако во всех школах сохраняются общие особенности: выражение поддержки, принятия и интереса к кли­енту.

На третьем этапе происходит определение целей и прора­ботка альтернатив. Психотерапевт обосновывает психотерапев­тическую стратегию, намечает ее основные вехи и компоненты. Выбор стратегии определяется

· подготовкой психотерапевта,

· особенностями личности клиента,

· характеристиками пробле­мы.

Клиент осваивает психотерапевтическую метафору дан­ного направления, знакомится с основными характеристиками выбранного подхода, в том числе и связанными с трудностями, негативными переживаниями, принимает свою роль как клиен­та, участвует в выборе цели.

Он включается в работу как актив­ный участник, начиная с выбора определенного психотерапев­тического направления или психотерапевта. Важно, чтобы на­растание активности и ответственности клиента продолжалось в течение всего процесса работы.

Вербально или невербаль­но он выражает свои предпочтения. Психотерапевт учитывает его установки, согласует их со своим методическим арсеналом.

Активное, осознанное участие клиента в психотерапии являет­ся катализатором ее успеха.

Различные школы по-раз­ному формулируют цель работы. В результате психотерапии кли­ент может изменить свой жизненный стиль на более адаптивный (индивидуальная психология), признать ранее отвергаемые час­ти личности (гештальт-терапия), скорректировать неадаптивные мысли (когнитивная психотерапия), достичь трансформации (аналитическая психология), сформировать творческий подход к жизни и доверие к мудрости Самости (гуманистическая психо­логия). Стратегии достижения этих целей также различны: это прохождение через травматический опыт в безопасных условиях психотерапии, работа с телом, обучение новым навыкам и умени­ям. Психотерапевт может фокусироваться на прошлом, настоя­щем или будущем; на работе с эмоциями, образами, мыслями или с поведением.

Четвертый этап представляет собой работу над поставленны­ми целями. Принимаемая теоретическая модель структурирует для психотерапевта его видение психологической реальности и определяет выбор методов.

Гибко и продуктивно организуя свою картину мира, психотерапевт порождает уникальную стра­тегию взаимодействия с конкретным клиентом, ориентируясь на характеристики проблемы, личностные особенности и ресур­сы клиента (финансовые, временные, личностные), роль его ближайшего окружения. Например, весьма затруднительна ин­дивидуальная психотерапия по проблеме зависимости с клиен­том, жена которого приняла роль материнской фигуры.

На пятом этапе, после фазы, в ходе которой клиент получа­ет новое понимание себя, ставится цель претворения внутрен­них изменений в реальное поведение.

В некоторых видах пси­хотерапии этот этап как бы вынесен за ее пределы (например, в психоанализе), в других на нем делается основной акцент (например, в бихевиоральной психотерапии). В ходе этого эта­па клиент осваивает новые поведенческие образцы.

Шестой этап — прекращение психотерапии — определяется достижением равновесия среди различных факторов:

· потребно­стью в изменении,

· лечебной мотивацией,

· психотерапевтической фрустрацией,

· стоимостью психотерапии и т. п.

Прежде чем при­нять решение о прекращении психотерапии, необходимо оценить по­лученный результат в качественных и количественных характе­ристиках.

Психолог говорит с клиентом о том,

· исчезли ли симптомы, которые беспокоили его в начале психотерапии,

· стал ли он чувствовать себя лучше,

· изменились ли его самовосприя­тие и взаимоотношения с другими, отношение к важным жиз­ненным целям,

· может ли клиент осуществлять самоподдержку без психотерапии.

Некоторые терапевты предлагают клиенту отметить в спис­ке утверждений те, которые характеризуют его ситуацию:

· я много получил от психотерапии и чувствую себя удовле­творительно;

· я начинаю думать о том, чтобы оставить психотерапию;

· мои друзья и семья хотят, чтобы я прекратил психотерапию;

· я (или мой психотерапевт) не могут продолжать терапию из-за внешних обстоятельств;

· у меня и психотерапевта не получается работать вместе;

· я думаю, что получил все, что мог, от работы с этим пси-хо-терапевтом;

· я думаю, что я получил большую часть того, что хотел, и мне кажется ненужным продолжение;

· мой психотерапевт сказал, что я должен думать о прекра­щении психотерапии;

· у меня нет времени или денег для продолжения;

· или...

Психотерапевт уважает желания клиента, какими бы они ни были, однако его долг — разобраться, действительно ли клиент принял решение о прекращении психотерапии или только ищет для него основания.

Высказанное клиентом намерение может быть обусловлено случайными внешними обстоятельствами, влиянием других лю­дей, сопротивлением, трансфером, контртрансфером, поэтому важно исследовать основания его возникновения.

Так, если сеан­сы становятся бессодержательными, клиент устает, становится невнимательным, забывает о домашних заданиях, говорит, что хотел бы прекратить психотерапию.

Это может быть проявлени­ем сопротивления, которое необходимо проработать, обсудив с клиентом его проявления и мотив. Завершение психотерапии — длительный процесс, который может длиться больше месяца, ес­ли сама психотерапия длилась около года.

Особое внимание ему уделяют представители школ, где взаимоотношения участников психотерапии рассматриваются как важный терапевтический фактор (например, психоаналитики).

Одним из условий успеха психотерапии является оговарива­ние ее пределов (пусть и в самом общем виде) в начальный пери­од лечения. Они должны быть обсуждены не во временном изме­рении, а в содержательном.

Уже на первых сеансах обсуждают­ся основания, вырабатываются критерии для принятия решения об окончании лечения. Клиента предупреждают о сложной дина­мике психотерапии, трудностях, с которыми он может столк­нуться, чем снижается вероятность досрочного прекращения ле­чения.

Эффективные взаимоотношения в ходе работы препятст­вуют зависимости от терапевта, фокусировка на промежуточных результатах также готовит участников терапии к взвешенному и обоснованному решению. В завершающей фазе выясняется, что изменилось в ходе психотерапии, в каких аспектах. Если в чем-то изменения не достигнуты, проясняются причины. Об­суждается, каким образом осуществляется перенос достигнутого в психотерапии на действия и отношения вне ее.

Психотерапия прекращается, если клиент достиг независи­мости, принимает ответственность за свои проблемы, видит их и может решать без профессиональной помощи психотерапевта.

Существует одна истина, которую многие терапевты уже по­знали, но на публике упоминают о ней нечасто.

Несмотря на то, что требуется много лет практики с тысячами клиентов, чтобы открыть ее, большинство терапевтов отказываются обсуждать ее в своих книгах, писать о ней в своих журналах или упоминать в разговоре с коллегами. Это один из самых прискорбных и пе­чальных аспектов работы терапевта и одна из основных причин стресса для многих профессионалов в области психического здоровья.

Что же это за истина? Все просто: клиенты не меняются до тех пор, пока они не будут вынуждены сделать это. Большинство клиентов, даже если и меняются, делают это очень болезненно и маленькими шажками, многие продолжают страдать из-за своей проблемы, пока какой-нибудь кризис не заставит их сделать выбор.

Даже во время кризиса клиенты будут оттягивать выбор до последнего и до последнего будут избегать выбора, связанного с изменениями.

Они будут отсрочивать неизбежное до тех пор, пока абсолютно, однозначно не смогут от этого уйти. Это грустно, потому что заканчивается дополнительной длительной эмоцио­нальной болью и бессмысленной тратой времени.

Мешать клиентам могут различные типы установок:

· Косвенная выгода. Внешнее подкрепление поддерживает убеждения клиента. «Легче ничего не менять».

· Социальная поддержка. «Людям не понравится, если я из­менюсь».

· Противоречие ценностей. Неизменность в иерархии цен­ностей клиента занимает верхнее положение. «Было бы неправильно изменяться».

· Внутренняя согласованность. Прежнее поведение связано со столькими вещами, что его пересмотр потребует изме­нения всей жизни клиента. «Цена изменения слишком ве­лика».

· Защита. «Изменяться опасно».

· Соперничество. «Я не позволю никому указывать, что мне делать».

· Зависимость. «Если я изменюсь, вы мне будете не нужны».

· Волшебное исцеление. «Чтобы измениться, мне не нужно особенно стараться. Это должно произойти быстро и без особых усилий».

· Мотивация. «Я не чувствую, что должен измениться, я мо­гу быть счастливым и без этого».

· Отрицание. «Я понимаю все, о чем вы мне говорите» (не понимает). «Я никогда не пойму ничего из того, о чем вы мне толкуете».

· Поведенческий саботаж. Пропуски сеансов; опровержение любого из представляемых принципов; невыполнение ра­боты на сеансе и постоянные звонки во внеурочное время; неуплата; жалобы на то, что его не лечат. Метания от одно­го терапевта к другому, когда консультация переходит в напряженную в плане работы фазу; жалобы на предыду­щих терапевтов. Посещение вас только в период кризиса и прекращение сеансов сразу же, как только он миновал.

Если клиент обнаружил публично свои установки, ему необходимо объяснить, почему такие они мешают людям достичь целей, с ко­торыми они пришли на терапию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...