Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 3. Основы консультирования и психокорекции в классическом психоанализе 3. Фрейда.




Психоанализ — психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом в конце XIX века, — развился из метода изучения и лечения ис­терических неврозов. В дальнейшем Фрейд создал общепсихо­логическую теорию, ставящую в центр внимания движущие си­лы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы.

Фрейд разрабо­тал структурную схему психики, в которой выделил три уровня: сознательный, подсознательный, бессознательный. Для опосре­дования отношения бессознательного с другими уровнями слу­жит цензура, которая вытесняет осуждаемые личностью чувства, мысли и желания в область бессознательного и не допускает об­ратный прорыв в сознание вытесненного содержания.

Но бессоз­нательное все же проявляется в поведении и психике человека — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчаст­ных случаях, неврозах. Осознание этого в процессе психоанали­тической терапии ведет к устранению болезненных симптомов.

Развитие теории носило настолько инновацион­ный характер, что Фрейд долгое время был обречен на одино­чество в научных кругах. От появившихся впоследствии учени­ков он требовал безоговорочного следования собственной теории, вследствие чего произошел разрыв как научных, так и лич­ных контактов с такими его выдающимися учениками и со­трудниками, как Альфред Адлер и Карл-Густав Юнг.

Неоспоримым является тот факт, что именно в рамках пси­хоанализа сформировалась психотерапия как отдельный вид профессиональной деятельности.

Термин «психоанализ» сегодня относят (вслед за Фрейдом) и к теории развития личности, и к методу исследования, и к те­рапевтической процедуре.

Первоначально развитие невроза Фрейд представлял следую­щим образом.

Некоторые события человек воспринимает как психическую травму и из-за их болезненности не может пе­режить во всей полноте. Поэтому раздражение задерживается, и происходит «вщемление аффекта». Для объяснения этого фе­номена Фрейд использовал понятие энергии. Задержанная энер­гия «вщемленных аффектов» не находит выхода, а попадает в те­ло, нарушая его функционирование. За счет этой энергии проис­ходит формирование симптомов в телесной области.

Когда болезненные события вытесняются из памяти, уходят в бессознательное, их место занимает симптом.

Симптом ино­гда кажется случайным, но он как бы шифрует, скрывает пере­живание, сохраняя его смысл и элементы внешнего проявле­ния. При восстановлении событий прошлого высвобождаются вытесненные мысли и чувства, «вщемленные аффекты» разря­жаются и симптомы исчезают.

Невроз развивается, если в жизни взрослого появляется трав­мирующее событие. Причину травматизации Фрейд видел в том, что реальность, как ее представляет человек, не позволяет разря­дить накопленную энергию.

Дочь Зигмунда Фрейда — Анна Фрейд — детально описала специфические механизмы, которые позволяют сохранить це­лостность личности в условиях внешней либо внутренней угро­зы. В ситуациях опасности человек может переживать тревогу, не понимая ее причины и не осознавая источника. Выделяют три вида тревожности: вызванная реальностью, имеющая источ­ником давления Ид и Супер-Эго. Снизить тревожность можно, либо обратившись к ситуации, изменив ее, либо исказив вос­приятие.

Этот второй путь связан с формированием механизмов психологической защиты. Они являются специфическими спо­собами взаимодействия с реальностью, которые позволяют ли­бо игнорировать ее, либо избегать, либо искажать.

В психодинамической терапии предполагается, что защитные механизмы искажают реальность, но они функцио­нальны и необходимы, поскольку временно устраняют из со­знания действие травмирующего фактора. Однако если они становятся слишком ригидными, то затрудняют адаптацию и развитие человека.

Следует отдать должное тому факту, что основы психоанали­тической техники, которые заложил Фрейд в своих работах более чем 100 лет тому назад, до сих пор являются основой психоанали­тической практики. Ничего принципиально нового в технику психоанализа за этот период времени, несмотря на огромное ко­личество работ, внесено не было.

Фрейд начал свою практику с гипноза. Потом он использо­вал гипноз в целях катарсиса. Техника катарсиса проста: он гипнотизировал пациента и внушал ему в состоянии гипноза, чтобы тот рассказал о происхождении каждого из своих симп­томов. Пациент отвечал серией воспоминаний, что обычно со­провождалось бурным аффектом. В конце сеанса Фрейд вну­шал пациенту, чтобы он забыл все свои воспоминания.

Примерно в 1892 году Фрейд осознал, что возможность погру­жать пациентов в гипноз не безгранична. Он встал перед выбо­ром: либо отказаться от катарсиса как метода лечения, либо по­пытаться применять его без сомнамбулической стадии гипноза. Опыт показал, что пациента можно заставить вспомнить многие события из его жизни путем простого внушения. Фрейд приказы­вал пациенту лечь на кушетку, закрыть глаза и сконцентриро­ваться. Затем он надавливал на лоб пациента рукой и настойчи­во внушал, что воспоминания должны появиться.

В 1896 году Фрейд полностью отказался от гипноза, а в по­следующем — и от внушения, перейдя к интерпретации спонтанной вербальной продукции пациента. Зародилась процеду­ра свободных ассоциаций.

Сейчас свободная ассоциация является основным методом получения информации от пациента в ходе психоаналитичес­кого лечения, точно так же, как интерпретация этой информа­ции является наиболее важным инструментом аналитика.

Началом психоанализа может считаться работа Фрейда «Об истерии», в которой он опи­сывает сущность терапевтического процесса при лечении исте­рии.

Фрейд утверждал, что «каждый отдельный истерический симптом немедленно и надолго исчезает, когда мы добиваемся успеха, проливая свет на воспоминания о событии, которым этот симптом был спровоцирован, и в возбуждении сопровождающе­го аффекта, и когда пациент описывает это событие как можно детальнее и переводит аффект в слова».

В тот период развития психоанализа процессы отреагирования и разрядки рассматри­вались как основы терапевтической практики, причем акцент делался на отреагировании.

Постепенно у Фрейда сложилось представление, что в каж­дом пациенте существует некая сила, сопротивляющаяся ле­чению, сохраняющая потаенные мысли. Цель одна — защита.

Задача психотерапевта, как считал Фрейд, как раз и заключа­ется в том, чтобы преодолеть сопротивление. Со временем со­противление было отнесено к тем силам, которые вызывают репрессию, и стало краеугольным камнем психоаналитической теории.

Вторым по значимости «препятствием» на пути к бессозна­тельному, по мнению Фрейда, является эффект переноса. В этой связи Фрейд подчеркивал, что «перенос, которому, кажется, предписано быть самой большой помехой психоанализу, стано­вится его наиболее могучим союзником, если каждый раз его присутствие может быть определено и объяснено пациенту».

Хотя в последние годы границы психоаналитических иссле­дований расширяются в области психологии, социологии и да­же истории, тем не менее теория и техника психоанализа бази­руются преимущественно на клинических данных, полученных при изучении неврозов. Поэтому, чтобы понять технику психо­анализа, необходимо ориентироваться в психоанали­тической теории неврозов.

Психоанализ утверждает, что причиной невроза является невротический конфликт между Ид и Эго.

Основной целью аналитической психотерапии является раз­решение невротического конфликта, то есть воссоединение бессознательного с сознательной частью Эго.

Пациента просят, сообразуясь с его способностями, постарать­ся вызывать в памяти какие-то мысли и без всякой логики и по­рядка высказывать их врачу. Пациенту объясняют, что он должен говорить даже такие вещи, которые кажутся ему тривиальными, постыдными, неожиданными и т. п. Такой процесс свободной ас­социации облегчает выявление составляющих бессознательного. За­дача терапевта состоит в том, чтобы проанализировать эти мысли и довести их истинный смысл до пациента.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...