Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отражение военной жизни в станковой живописи 1941-1945 гг.

Фронтовые зарисовки и графические серии.

Важной областью станковой графики военного периода является быстрое документально точные фронтовые зарисовки. Зарисовки ис­пользовались как подготовительный материал, а также имели самостоя­тельное значение, экспонировались на выставках, воспроизводились га­зетах и журналах, образуя изобразительную летопись войны (Н.Жуков «Фронтовая дорога», А. Корин «Фронтовой дневник»).

Характерной особенностью станковой графики стало развитие прин­ципа серийности произведения выражавших единую по замыслу идею и тему, Значительными произведениями станковой графики были се­рии «Не забудем, не простим!» Д. Шмаринова(1942), «Лениград в дни блокады и освобождения» А.Пахомова(1947-1945), «Севастопольский альбом» Л. Сойфертиса(1941-1942), портретная серия Г.С. Верейского.

Отражение военной жизни в станковой живописи 1941-1945 гг.

Советский народ на войне и народ в дни войны - вот что стало центральной темой живописи. Трагическое и героическое выступало в произведениях военного времени в таком же тесном взаимодействии, как в самой жизни тех лет.

В начале войны для живописи характерно в основном фиксация уви­денного, не претендующая на обобщение, почти торопливая «живопис­ная зарисовка». Художники писали по живым впечатлениям, а в них недостатка не было. Не всегда удавалось задуманное, картинам не хва­тало глубины в раскрытии темы, силы обобщения. Но всегда была ис­кренность, прямота и честность видения, желание быть предельно доб­росовестным и точным. Как уже отмечалось выше в изображение про­изведения в облике последствий войны входит трагический образ, про­исходит обращение к драматизму современной жизни, сопереживание человеческому страданию.

Многообразными путями в решении темы войны шла батальная живо­пись. Произведения обнаруживают стремление то охватить, возможно, более развернутую картину боя, то ограничится фиксацией определен­ного эпизода. В одних содержится конкретное повествование, в других создается систематический обобщенный образ. Соответственно баталь­ные сюжеты чередуются с картинами фронтового быта, моменты на­пряжения и героизма - с буднями солдатской жизни (А. Дейнека «Обо­рона Севастополя» (1942), В.Серов, А.Казанцев и И.Серебрянный «Встреча на Неве» (Прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года(1943)).

Стремление к документальности и повествовательности было харак­терно для творчества студии военных художников им.М.Грекова. Со­званная еще в тридцатые годы, в военное время студия превратилась в крупный творческий коллектив, включавший свыше пятидесяти ху­дожников. К. Китайка, П.Кривоногов, Б.Неменский, И.Евстигнеев, И.Лукомский и другие художники студии создовали живописную лето­пись военных событий.

Художники Студии Грекова прикомандировывались на разные сроки к действующим войскам, делали на фронтах зарисовки с натуры, а по возращении в мастерские создавали на живом материале эпические картины войны, в портрете героев войны – образы военных руководителей и полководцев, командиров и солдат, партизан и подпольщиков. Таких зарисовок и картин было создано великое множество. Их работы несли на себе отпечаток непосредственных впечатлений от страшных и неприглядных военных будней. На первых советских послевоенных выставках такие работы еще превалировали, однако критика в один голос заявляла, что война отражена в них не так и недостаточно. Трагизм войны с ее разрушениями и смертью после войны заменяется героикой сражений и оптимизмом победы. Драматизм «оборон» вытеснялся ликованием «освобождения»: «Освобождение Севастополя», «Освобождение Калуги» П.Соколова-Скаля, «Победа. Рейхстаг взят» П.Кривоногова, «Триумф победившего народа» М. Хмелько стали образцовыми произведениями батальной живописи. «Героическая летопись» Великой Отечественной войны создавалась post factum, уже после победы, и ее картина существенным образом отличалась от того, что видели и запечатлевали на фронтах военные художники.

Характерною особенностью для советской живописи военного времени было возрождение исторического жанра, что стало возможным благо­даря изменению в официальной советской идеологии отрицательного отношения к русской истории, после того, как Сталин перед лицом катастрофы первых военных месяцев апеллировал к чувству русского патриотизма и произнес слова, во многом определившие всю последующую советскую идеологию: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова». Эти слова имели огромное значение в выборе тем и сюжетов исторических картин. Слова нового государственного гимна Советского Союза утверждали теперь, что «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь», а не «разум возмущенных всех голодных и рабов», как пелось в прежнем, отмененном «Интернационале». «Александр Невский» П.Корина, «Поединок Пересвета с Челубеем» М.Авилова, «Иван Грозный в Ливонии» П. Соколова-Скаля были первыми ласточками этого жанра, получившего расцвет уже после войны. Образы русских царей и полководцев стали здесь рядом с ликами революционных вождей, а битвы за утверждение Российской империи получили равные права гражданства с боями за создание пролетарского государства. В исторических картинах художники обращались к важным, судьбоносным событиям в истории России, чаще всего воспроизводились эпизоды освобожденческих войн и на­родных движений, в которых ярко обнаруживаются патриотические чувства народа, его героизм и сила в борьбе за независимость Родины. Несмотря на то, что диапазон тем был ограничен, в целом для развития исторической живописи это имело положительное значение(П.Д.Корин триптих «Александр невский» (1942-43), Е.Е.Лансере серия «Трофеи русского оружия» (1942), М.И Авилов «Поединок Пересвета с Челу­беем»!943), А.П.Бубнов «Утро на Куликовом поле» (1943-47), Н.П.Ульянов «Ларистон в ставке у Кутузова»(1945).

С батальным и историческим тесно переплетаются бытовой жанр, изо­бражавший советских людей в военных условиях. Большинство жанро­вых картин, особенно в первый период войны, имели драматический, даже трагический характер, рассказывали о горе, лишениях и страда­ниях русского народа(А.А.Пластов «Фашист пролетел» (1942), Т.Гапоненко «После изгнания фашистских оккупантов» (1943-1944), С.В.Герасимов «Мать партизана» (1943)).

С приближением окончания войны возникла новая эмоциональная ат­мосфера, стали появляться произведения, содержательного характера, утверждающие мечту о возвращении мирной жизни (А.А.Пластов «Жатва» (1945), «Сенокос»(1945), Кукрыниксы «Бегство фашистов из Новгорода»(1944-46)).

Портрет военных лет - это образы вождя и народных участников войны, исторических полководцев и деятелей, создавались как психо­логические портреты.

Конкретных личностей, там и собирательные типические портреты об­разы. В портретах первых военных лет преобладали образы фронтови­ков, партизан, людей волевых и решительных. Поясное или поколенное изображение человека, скупые детали военного пейзажа или нейтраль­ный фон, сдержанная гамма красок – таковы их художественные сред­ства. К концу войны живописные портреты стали сложнее по сюжетно-композиционному построению и колориту; художники обращались к правдивым и групповым портретам, появляется торжественность и мо­нументальность. Были портреты, где задача воссоздания героического образа сводилась к внешней героизации, позе, жесту, игре на аксессуа­рах или живописным эффектам (В.НЯковлев «Потртрет героя Совет­ского союза гвардии генерал-майор И.В.Панфилова(1941-43), П.П. Кончаловский портрет А.Б.Юмашева(1941), М.С.Сарьян портрет ака­демика И.А.Орбели(1943) и др.).

Условно можно обозначить два направления в пейзажной живописи. Первое-это возникновение т.н. «военного пейзажа», в которых образ природы проникнут настроениями и мотивами войны. Изображались те раны, которые война нанесла земле, суровый облик городов, готовых к обороне или, или разрушенных после стратегий (А.Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941), К.Юон «Народ на Красной площади 7 ноября 1941 год» (1942).

Второе направление связано с поднятием патриотического чувства, любви к Родине, вызванного войной и наложившего глубоким содер­жанием «родины», «родной земли». Здесь появилось стремление осоз­нать, увидеть и передать красоту величие русской природы. Образы ве­личественной горной природы Закавказья, необъятных украинских просторов, приволжского раздолья, Подмосковье, пейзажи Урала, Си­бири и другие мотивы нашли отражение в пейзажной живописи В.Н.Бакшеева, В.К.Бяльницкого-Бирули, В.ВМешкова, С.В.Герасимова, Н.М.Ромадина, М.С.Сарьяна и других.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...