Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования




 

2.1. Цель и задачи исследования

Цель исследования – обоснование эффективности влияния подвижных игр на развитие физических качеств и повышения уровня физической подготовленности учащихся 5-х классов.

Задачи исследования:

– с помощью анализа литературных источников создать представление о целесообразности формирования физических способностей проведения подвижных игр учащимися младших классов.

– разработать экспериментальную методику занятий подвижными играми различной направленности на уроках физической культуры и во внеурочное время у учащихся 5-х классов.

– экспериментально обосновать эффективность проведения подвижных игр у учащихся младших классов на развитие физических качеств и повышение их уровня физической подготовленности.

 

2.2. Методы исследования

 

При проведении эксперимента применялись следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы;

2. Тестирование физической подготовленности;

3. Педагогический эксперимент;

4. Методы математической статистики.

2.2.1. Анализ научно-методической литературы

В процессе работы над темой исследования была проанализирована и обобщена литература по вопросу эффективности применения занятий подвижными играми на уроках физической культуры у учащихся младших классов. Анализ литературы представил влияние подвижных игр на комплексное развитие двигательных качеств и уровня физической подготовленности учащихся младших классов. Рассматривались вопросы о необходимости формирования навыков организации и проведения подвижных игр учащимися во внеурочное время, повышения физической подготовленности учащихся младших классов, а также анализировались наиболее эффективные и широко применяемые на практике подвижные игры.

Проведенный анализ научно-методической литературы подтвердил актуальность нашей темы, позволил сформулировать рабочую гипотезу, поставить цель и задачи исследования.

 

2.2.2. Тестирование физической подготовленности

Для определения эффективности предложенной методики в эксперименте применялось тестирование физической подготовленности:

1. Общая выносливость (бег 6 минут, м);

2. Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек);

3. Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см);

4. Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м);

5. Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз);

6. Активная гибкость (наклон вперед, см);

7. Силовые способности (поднимание туловища за 1 минуту, кол-во раз);

8. Скоростные способности (бег 100 м, сек) [4,9,15,16].


2.2.3. Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент был проведен на базе средней школы в период с 01.10.2006 г. по 01.04.2007 г. В нем приняли участие ученики 5-го класса общеобразовательной школы. Сущность педагогического эксперимента заключалась в экспериментально обосновать эффективность проведения подвижных игр у учащихся младших классов на развитие физических качеств и повышение их уровня физической подготовленности. Было сформировано две экспериментальные группы (ЭГ-1 (занятия подвижными играми на уроках физической культуры) и ЭГ-2 (занятия подвижными играми во внеурочное время)) и КГ. В эксперименте доказывалась эффективность занятий подвижными играми у учащихся младших классов.

 

2.2.4. Методы математической статистики.

Для определения достоверности полученных результатов исследования и определения эффективности использованной методики рассчитывались: среднее арифметическое значение (М); стандартную ошибку среднего арифметического значения (m); достоверность по t- критерию Стьюдента [4,8,19].

 

2.3.Организация исследования

 

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы. В нем приняли участие учащиеся младшего школьного возраста (5 класс).

Организация эксперимента проходила по следующей схеме: предварительное тестирование - проведение экспериментальных уроков и внеурочных занятий - контрольное тестирование.

На первом этапе исследования проводился анализ научно-методической литературы, определялась актуальность предстоящего эксперимента, ставилась цель работы и выдвигалась рабочая гипотеза.

На втором этапе исследования – проводился педагогический эксперимент, цель которого - проверка эффективности проведения подвижных игр у учащихся младших классов, подтверждение рабочей гипотезы исследования. Были сформированы 3 опытные группы: из них 2 экспериментальные (ЭГ-1 и ЭГ-2) и 1 контрольная (КГ) группы.

Проводилось тестирование уровня физической подготовленности по контрольным испытаниям, предусмотренным программой физического воспитания в школе для учащихся 5-х классов. На основании изучения особенностей развития учащихся и определения их уровня физической подготовленности для учащихся была разработана экспериментальная программа занятий подвижными играми различной направленности на уроках физической культуры у учащихся 5-х классов (Приложение 1).

Разработанная экспериментальная методика занятий подвижными играми различной направленности была применена в процессе уроков физической культуры учащихся экспериментальных групп (ЭГ-1 и ЭГ-2). В контрольной группе данная методика не проводилась с целью определения эффективности разработанной нами экспериментальной программы занятий подвижными играми различной направленности у учащихся, а также ее экспериментального обоснования. Подвижные игры, используемые на уроках физической культуры в экспериментальной группе подбирались с учетом функциональных возможностей, уровня физической подготовленности учащихся. Разработанная экспериментальная методика включалась в уроки физической культуры два раза в неделю (понедельник, среда).

В конце педагогического эксперимента учащимся экспериментальной и контрольной группы были предложены контрольные испытания, определяющие уровень физической подготовленности. Проводился полный анализ и обобщение полученных результатов исследования с цель обоснования экспериментальной программы занятий подвижными играми различной направленности у учащихся младших классов.

Подбирая подвижные игры и упражнения к ним, с целью использования их для воспитания двигательных качеств, мы исходили из того, что основной компонент действия рассматривался с позиции двигательной установки, где качественные характеристики избираемых игр и упражнений находятся в изолированном соответствии с характером двигательных качеств. Поэтому нами была избрана специфика качественной направленности подвижных игр в виде некоторых правил, которые позволили более точно определить соответствие игр, направленных на воспитание двигательных качеств.

На основании педагогических наблюдений нами были отобраны и сгруппированы подвижные игры по преимущественному воздействию на те или иные двигательные качества.

Отбирая игры, мы стремились не использовать модели игр, описанные в различной литературе, а творчески их переработать в соответствии с поставленными задачами.


ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

3.1. Сравнительный анализ развития физических качеств и физической подготовленности учащихся опытных групп в начале исследования

 

Предварительные результаты контрольных испытаний позволяют утверждать, что обследуемый контингент учащихся опытных групп однороден (p>0,05) в представленных показателях физического состояния. Не наблюдалось преимущества ни одной из групп (экспериментальных (ЭГ-1 и ЭГ-2) и контрольной (КГ)) по показателям физической подготовленности. Полученное распределение статистических характеристик позволяет делать вывод о нормальном распределении результатов по всем исследуемым показателям физической подготовленности.

Проведя более детальный анализ достоверности межгрупповых различий в представленных в табл.3.1 сочетаниях было выявлено, что по некоторым показателям физического состояния отмечались достоверно значимые различия (табл.3.1).

ТАБЛИЦА 3.1

Межгрупповые различия показателей физической подготовленности учащихся опытных групп

ПОКАЗАТЕЛИ

СОЧЕТАНИЯ МЕЖГРУППОВЫХ РАЗЛИЧИЙ

ЭГ-1: ЭГ-2

ЭГ-1: КГ

ЭГ-2: КГ

t p t p t p
Общая выносливость (бег 6 минут, м) -0,80

 

 

>0,05

-0,48

 

 

>0,05

0,18

 

>0,05

Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек) -0,60 0,96 1,89
Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см) -0,23 -1,84 -1,58
Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м) -0,18 0,91 0,91
Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз) 1,25 -0,94 -2,60 <0,02
Активная гибкость (наклон вперед, см) 0,47 -0,99 -1,31

 

 

>0,05

Силовые способности (поднимание туловища за 1 минуту, кол-во раз) 0,55 -0,45 -1,07
Скоростные способности (бег 100 м, сек) -0,02 0,78 0,96

 

Результаты межгрупповых различий в сочетании ЭГ-2:КГ показали, что достоверно значимые отличия наблюдались в силовых способностях (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз) (t=-2,60, р<0,05), где превалировала КГ.

Следует отметить, что средние показатели, характеризующие развитие двигательных способностей до проведения основного исследования незначительно отличаются друг от друга в опытных группах, что указывает на равномерное их развитие у детей.

 

3.2. Влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и динамику физической подготовленности учащихся 5-х классов

 

Прирост представленных показателей физической подготовленности состояния за время проведения основного исследования следует рассмотреть в отдельности с целью получения более полной информации о полученных результатах исследования. Физическая подготовленность учащихся опытных групп претерпевала определенные изменения в зависимости от используемых упражнений и методов воздействия в занятиях подвижными играми. На протяжении всего исследования, изменения изучаемых показателей у детей экспериментальных групп имели положительную динамику (табл.3.2, 3, 4 и рис.3.1).


ТАБЛИЦА 3.2

Динамика физических качеств и физической подготовленности детей ЭГ-1

 

ПОКАЗАТЕЛИ

 

ДО

ИССЛЕДОВАНИЯ

ДОСТОВЕРНОСТЬ

РАЗЛИЧИЙ (М1 «М2)

ПОСЛЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

M1 m t p M2 m
Общая выносливость (бег 6 минут, м) 1214,67 40,13 -5,84 <0,001 1561,33 43,75
Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек) 10,73 0,37 2,99 <0,01 9,45 0,21
Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см) 154,92 3,26 -1,50 >0,15 167,42 2,87
Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м) 8,58 0,22 -3,91 <0,001 10,35 0,40
Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз) 6,42 0,58 -4,64 <0,001 10,75 0,73
Активная гибкость (наклон вперед, см) 5,75 1,19 -1,40 >0,18 8,00 1,08
Силовые способности (поднимание туловища за1 минуту, кол-во раз) 38,25 1,40 -3,51 <0,001 43,83 0,76
Скоростные способности (бег 100 м, сек) 17,87 0,21 1,21 >0,24 16,51 0,21

 

Представленные занятия подвижными играми оказали положительное воздействие на динамику силовых способностей верхних конечностей у мальчиков всех опытных групп (ЭГ-1, ЭГ-2 и КГ) (p<0,01-0,001). В контрольной группе данные изменения вызваны прежде всего широким использованием гимнастических упражнений на снарядах (в соответствии с проходимыми програмными требованиями на уроках физической культуры).

Полученные результаты за время основного исследования указывают на то, что достоверно значимый прирост наблюдался в экспериментальных группах (ЭГ-1 и ЭГ-2).

Прирост за время исследования скоростно-силовых способностей по результатам дальности прыжка в длину сместа в экспериментальных и контрольной группах был не достоверен (р>0,05). Это связано вероятнее всего с тем, что данный показатель у ребят уже до исследования имел очень высокий уровень для данного возраста. Поэтому увеличения все же наблюдались как в экспериментальных, так и в контрольной группе. Однако прирост за время исследования был более заметно выше в ЭГ-1 и ЭГ-2, нежели в КГ. Оценка дальности прыжка в длину с места позволила отнести результаты развития скоростно-силовых способностей учащихся экспериментальной и контрольной групп в конце исследования к высокому уровню.

Существенные изменения произошли в показателе координационных способностей (челночный бег 4х9 м) в ЭГ-1, где прирост по сравнению с ЭГ-2 и КГ (p>0,05) был достоверно значимым (p<0,01). По средним показателям к концу эксперимента явно превосходила ЭГ-1 (9,45±0,21 сек).

В показателе общей выносливости (бег 6 минут) значительные изменения наблюдались в ЭГ-1 (1561,33±43,75 м (р<0,001)) и ЭГ-2 (1436,18±38,60 м (р<0,001)), в то время как в КГ достоверно значимого прироста не произошло (р>0.05). Это напрямую связано с тем, что занятия подвижными играми позволяют активно развивать общую выносливость у занимающихся.

За время эксперимента показатель активной гибкости (наклон вперед) не показал достоверно значимого прироста ни в одной из опытных групп (р>0.05), в то время, что указывает на то, что данному качеству необходимо больше внимания уделять на занятиях с детьми данного возраста. Следует также отметить и то, что в КГ данный среднее значение активной гибкости к концу исследования было значительно выше (11,18±0,39 см (p>0,05)) (табл.3.2,3,4 и рис.3.1).

 

ТАБЛИЦА 3.3

Динамика физических качеств и физической подготовленности детей ЭГ-2

 

ПОКАЗАТЕЛИ

 

ДО

ИССЛЕДОВАНИЯ

ДОСТОВЕРНОСТЬ

РАЗЛИЧИЙ (М1 «М2)

ПОСЛЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

M1 m t p M2 m
Общая выносливость (бег 6 минут, м) 1256,00 31,71 -3,61 <0,001 1436,18 38,60
Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек) 11,00 0,24 0,83 >0,42 10,74 0,21
Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см) 136,00 3,34 -1,90 >0,07 145,64 2,24
Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м) 8,65 0,33 -1,85 >0,08 9,68 0,45
Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз) 5,45 0,49 -3,34 <0,001 7,73 0,47
Активная гибкость (наклон вперед, см) 4,82 1,64 -1,48 >0,15 8,09 1,48
Силовые способности (поднимание туловища за1 минуту, кол-во раз) 37,36 0,72 -6,16 <0,001 44,64 0,94
Скоростные способности (бег 100 м, сек) 17,87 0,15 1,60 >0,12 16,52 0,16

 

ТАБЛИЦА 3.4

Динамика физических качеств и физической подготовленности детей КГ

 

ПОКАЗАТЕЛИ

 

ДО

ИССЛЕДОВАНИЯ

ДОСТОВЕРНОСТЬ

РАЗЛИЧИЙ (М1 «М2)

ПОСЛЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

M1 m t p M2 m
Общая выносливость (бег 6 минут, м) 1245,36 50,33 -0,72 >0,48 1298,55 54,25
Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек) 10,26 0,31 0,45 >0,66 10,08 0,26
Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см) 159,55 2,45 -1,15 >0,26 168,27 2,13
Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м) 8,24 0,30 -0,60 >0,55 8,50 0,29
Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз) 7,09 0,39 -2,52 <0,02 8,64 0,47
Активная гибкость (наклон вперед, см) 7,09 0,56 -1,06 >0,30 19,18 11,39
Силовые способности (поднимание туловища за1 минуту, кол-во раз) 39,18 1,55 -3,74 <0,001 46,91 1,37
Скоростные способности (бег 100 м, сек) 17,65 0,17 1,34 >0,20 16,35 0,16

 

Анализ показателя скоростно-силовых способностей (метание набивного мяча на дальность (1 кг)) позволяет говорить о том, что достоверно значимого прироста результатов по данному показателю в ЭГ-1 и ЭГ-2 выявлено не было (р>0,05), в то время как в КГ прироста данного показателя за время эксперимента практически не наблюдалось (8,50±0,29 м (р>0,05). Анализ скоростных способностей (бег 100 м) также не показал достоверно значимых изменений за время проведенного исследования ни в одной из опытных групп (р>0,05). Это говорит о том, что данное качество в младшем школьном возрасте развивается медленнее, чем другие (табл.3.2, 3.3 и 3.4).

Очень высокая степень прироста за время проведения основного исследования наблюдалась в показателе силовых способностей (поднимание туловища за 1 минуту). Так достоверно значимый прирост отмечался в ЭГ-1 и ЭГ-2 и КГ (р<0,001). В контрольной группе данный прирост вызван тем, что на уроках физической культуры велась активная работа с целью сдачи данного норматива, поэтому данное упражнение выполнялось учащимися в конце основной части каждого урока.

Таким образом, следует отметить положительное влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и показатели, характеризующие физическую подготовленность учащихся 5-х классов. Наблюдаемые положительные изменения, очевидно, связаны с тем, что учащимся экспериментальных групп были предоставлены подвижные игры, способствующие более рационально повысить уровень физической подготовленности детей.


ВЫВОДЫ

 

1. Проведенный анализ литературы показал, что подвижные игры выступают как эффективное средство развития физических качеств физической подготовленности. Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств, но не показана методика формирования у учащихся умения и навыков по самостоятельному проведению подвижных игр за пределами школы.

2. Выявлено, что средние показатели, характеризующие развитие двигательных способностей до проведения основного исследования незначительно отличаются друг от друга в опытных группах, что указывает на равномерное их развитие у детей.

3. Экспериментально установлено положительное влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и показатели, характеризующие физическую подготовленность учащихся 5-х классов. Наблюдаемые положительные изменения связаны с тем, что учащимся экспериментальных групп были предоставлены подвижные игры, способствующие более рационально повысить уровень физической подготовленности детей. Так, достоверно значимые изменения за время основного эксперимента произошли в показателях характеризующих: координационные способности (челночный бег 4х9 м) в ЭГ-1 (p<0,01); общей выносливости (бег 6 минут) - ЭГ-1 (1561,33±43,75 м (р<0,001)) и ЭГ-2 (1436,18±38,60 м (р<0,001)); силовых способностей (поднимание туловища за 1 минуту). ЭГ-1 и ЭГ-2 (р<0,001).


ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

При организации подвижных игр различной направленности у учащихся следует руководствоваться основными требованиями, предъявляемыми к комплексному развитию двигательных качеств у учащихся. При положительном их развитии у учащихся выявляются психофизиологические и физические качества, которые следует совершенствовать в наибольшей степени, так как они являются основополагающими в достижении необходимого уровня физической подготовленности.

Для учащихся младших классов необходим выбор средств и методов с использованием подвижных игр различной направленности, который диктуется наличием и характером суммарного утомления, а также уровнем развития физических качеств необходимых в учебной и будущей трудовой деятельности. Оптимальность физических нагрузок при выполнении различных по характеру подвижных игр снимает утомление, повышает интерес к занятиям. Физическая нагрузка при использовании игрового метода на уроках физической культуры у учащихся старших классов должна иметь тенденцию к постепенному увеличению воздействия на организм, но не должна превышать меру приспособительных возможностей и неблагоприятно влиять на здоровье учащихся.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. Ф.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. – М.: Педагогика, 1982. – 240 с.

2. Апанасенко Г.А. Физическое развитие детей и подростков. – Киев: Здоровье, 1985. – 80 с.

3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед ин - тов. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

4. Барков В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании: Учебное пособие по курсу «Основы НИР» для студентов специальности п. 02.02. – «Физическая культура». – Гродно, 1995. – 68 с.

5. Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 208 с.

6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.

7. Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. – М., 1980. – 197 с.

8. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.

9. Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 5-6. - С.24-32.

10.Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. – Мн.: Нар. асвета, 1978. – 88 с.: ил.

11.Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. - М., 1985. - 80 с.

12.Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 116 с.

13.Кузнецов В.К. Возрастные особенности развития специальных силовых качеств у не занимающихся спортом и лыжников-гонщиков 11-18 лет // Теория и практика физического воспитания. - 1979. - №3. – С.12-15.

14.Лаптев А.П. Возрастные особенности организма // Физическая культура и спорт. - 1984. - №8.

15.Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся: Пособие. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998. – 221 с.

16.Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах. – Мн.: Народная асвета, 1980. – 128 с.

17.Лях В.И. Координационные способности школьников. - Мн.: Полымя, 1989. - 159 с.

18.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн для ин-тов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

19.Основы математической статистики: Учебн. пособие для институтов физ. культ. / Под ред. В.С. Иванова. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 176 с.

20.Семикоп А.Ф. Основы теории и методики спортивной тренировки: Учебн. метод. пособие для студ. факульт. физ.культ. пединститут. и университ., училищ алимп. резерва по специальн. 03.03 - «Физическая культура». – Гомель, 1992. – 149 с.

21.Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1990. – 63 с.

22.Яковлев В.Г. Игры для детей. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 158 с.

23.Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт. 1972. - 176 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ГРУППАХ

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР

(ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА)

ВЫНОСЛИВОСТЬ СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ БЫСТРОТА КООРДИ-НАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ
Мяч от стены Создавай круг Накорми птиц Загони шайбу Косарь
Опасная прогулка Отними ленту! Угадай погоду Бросай первым Карусели
Прыжок за прыжком Кто больше осилит! Кому, что надо Попади в цель Конек-горбунок
Догони! Помоги, друг! Чего не бывает Два капитана Нора лисы
Кто быстрее! Создавай пару! Угадай, что это Кто первый Дровосек
Регулировщик Будь готов! Кузнечики Кто дальше Погреемся
Колобок Салки в круге Хитрый лис Попади в корзину Радуга Силач
Казаки-разбойники Лабиринт Снегири Мяч водящему Пружинка
Кто найдет Борьба за мячами Кто быстрее Мячи в корзину Лестница
Кит Занимай место! Лучший снайпер Прогулка с мячом Стоп
Гуси-лебеди Гонка мячей Лишний в кругу С горки вниз Горячий мяч*
Заблудились Передачи по кругу Партизаны Лови комара Большие-маленькие
Охота за мячом Передача мяча Картошка Медведь Ель, елка, елочка
Ловля рыбы     Червяк Пойди, не упади

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...