Прирост (см) | |||
до экспер. | после экспер. | ||
вперед | 7,85 | 8,9 | 1,05 |
назад | 11,4 | 13,61 | 2,21 |
вправо | 11,2 | 15,2 | 4 |
влево | 14,8 | 17,95 | 3,15 |
Если до эксперимента на выполнение теста подвижности позвоночника вперёд у исследуемых в среднем составляло 7,85 см, то после эксперимента увеличилась на 1,05 см, и составило 8,9 см.
Если до эксперимента при выполнении теста, подвижность позвоночника назад у исследуемых в среднем составляло 11,4 см, то после эксперимента подвижность позвоночника увеличилась на 2,21 см, и составила 13,61 см.
Если до эксперимента при выполнении теста, подвижность позвоночника вправо у исследуемых в среднем составляло 11,2 см, то после эксперимента она увеличилось на 4 см, и составило 15,2 см.
Если до эксперимента при выполнении теста, подвижность позвоночника влево у исследуемых в среднем составляло 14,8 см, то после эксперимента она увеличилась на 3,15 см и составила 17,95 см.
Результаты выявления причин нарушения осанки у младших школьников
По результатам анкет выявлены сведущие причины нарушения осанки:
Как сидишь за столом?
60% анкетируемых привыкли сидеть за столом сутулясь, другие сидят прямо.
На какой постели спишь?
на мягкой постели спят 60% анкетируемых, на жесткой постели спят 40% анкетируемых.
На сколько высока, объемна твоя подушка?
На средней подушке спят 80% анкетируемых и 20% спят на низких подушках.
Как носишь тяжелую сумку?
50% анкетируемых носят сумку чередуя руки, 50% привыкли носить сумку на одном и том же плече.
Занимаешься физическими упражнениями?
60% анкетируемых занимаются физическими упражнениями, 30% выполняют физические упражнения иногда и 10% - не выполняют физических упражнений.
|
|
Много ли времени проводишь на свежем воздухе?
90% анкетируемых проводят на свежем воздухе всего 1-3 часа и 10% - более 4-5 часов.
Сколько времени проводишь, в течение дня, в положении сидя (делаешь уроки, читаешь)?
60% анкетируемых проводят в течение дня, в положении сидя - от 2-4 часов, 10% анкетируемых проводят в течение дня, в положении сидя менее 2 часов и 30% анкетируемых - более 4 часов.
Часто ли чувствуешь боли в спине?
10% анкетируемых часто чувствуют боли в спине, у 30% анкетируемых иногда появляются боли в спине, у 60% не появляются боли в спине.
Часто ли контролируешь свою осанку, когда сидишь за столом?
60% анкетируемых иногда контролируют свою осанку (1 раз за урок) и 40% - не контролируют свою осанку.
Есть ли в семье кто-либо следующими заболеваниями опорно-двигательного аппарата?
у 20% анкетируемых у членов семьи имеются какие-либо нарушения опорно-двигательного аппарата, у 80% - ни у кого в семье нет заболевания опорно-двигательного аппарата.
Есть ли у тебя своё рабочее место?
У 100% опрошенных имеется свое рабочее место.
Результаты педагогического эксперимента
1. Оценка состояния позвоночника у учащихся Маркушевской средней школы начальных классов показало, что у 37,04% выявлено нарушение осанки. А среди учащихся всей школы поселка составляет 45,4% с нарушением осанки, 15,75% страдают сколиозом и 38,85% не имеют нарушений осанки.
2. В результате проведенного анкетирования, выявлены следующие причины нарушения осанки у школьников:
а) Привычка сидеть сутулясь у 60% анкетируемых
б) Длительное нахождение в положении сидя у 30% анкетируемых
в) У 20% анкетируемых члены семьи страдают нарушением ОДА.
3. Использованная методика для коррекции осанки показала эффективное и положительное влияние на подвижность позвоночника, на силу и выносливость мышц у 100% испытуемых.
а). В среднем подвижность позвоночника увеличилась вперед на 15,8 см; назад на 9,7 см; вправо на 6,5 см; влево на 5 см.
|
|
б) Сила и выносливость мышц спины увеличилось на 3,9 сек; живота на 7,9 сек.
Заключение
Нарушение осанки является одной из основных патологий физического развития школьников. Подавляющее большинство нарушений осанки у детей школьного возраста имеет приобретенный функциональный характер, и связаны они с нерациональной организацией учебного процесса. Его интенсификация в последнее время привела к появлению у школьников патологий различных органов и систем, а также снижению общей работоспособности и нарастанию психофизической перегрузки.
Для формирования правильной осанки необходимо создание рациональной среды не только в образовательных учреждениях, но и в домашних условиях. Поэтому важное значение в профилактике нарушений осанки отводиться ЛФК, которая способствует укреплению мышечного корсета и снятию напряжения. Воспитание навыков поддержания правильной осанки должно начинаться в семье. С этой целью необходимо проводить беседы с родителями и детьми.
Осанку предопределяет множество факторов, в том числе и врожденные и наследственные причины, перенесенные заболевания и травмы. Но все же самый большой вред осанке приносит пренебрежение социально - гигиеническими правилами - нерациональный образ жизни, несоответствующий физиологическим запросам пассивный отдых, не закаленность, недостаточное пребывание на свежем воздухе. Отрицательно влияют на осанку и несоответствующая гигиеническим нормам мебель, инвентарь и оборудование дома и в школе, неудобная одежда и обувь, привычка к неправильным позам.
Правильная осанка дает экономию сил в работе мышц, способствует правильному положению и нормальной деятельности внутренних органов, укреплению здоровья и повышению работоспособности.
В связи с этим, анализ изученной литературы показал, что профилактика нарушений осанки является важным звеном в гармоничном психофизическом развитии детей и должна проводиться педагогом, родителями и ребенком совместно. Лишь их совместные усилия могут привести к ощутимому результату и гарантировать полноценную жизнь подрастающему поколению.
По данным Петербургского детского ортопедического института им. Г.И. Турнера, у 40% обследованных школьников старших классов выявлено нарушение статики (сколиоз), требующее лечения. Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (10-15 лет), он проявляется наиболее выражено.
|
|
Учебная работа по физической культуре рассчитана на два часа в неделю в каждом классе, поэтому формировать и следить за осанкой только на уроках физической культуры невозможно, для этого нужны дополнительный часы - часы здоровья, которые зачастую не проводятся.
Осанка может изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Изменения осанки могут происходить от улучшения или ухудшения работы опорно-двигательного аппарата. Некоторое влияние на осанку оказывает и центральная нервная система. Достаточно вспомнить, как выглядит человек после тяжелого нервного потрясения.
Каждый рабочий день насыщен движениями, которые связаны с перемещением своего тела и с перемещением различных предметов в пространстве. Чтобы такие движения были пластичными, выполнялись без лишнего напряжения, суетливости и не вредили формированию правильной осанки, школьников необходимо обучать правильной структуре этой группы движений. Основой структуры таких действий является взаимоотношение общего центра тяжести и опорной площади. Хорошими средствами для формирования рациональных рабочих поз являются упражнения в равновесии, балансировании и расслаблении.
Систематические и разумные занятия физической культурой и спортом считаются лучшим средством предупреждения нарушений осанки. Каждый учитель - предметник на своем уроке должен знать, как проводить физкультминутки. Особенно физкультминутки обязательны в начальных классах.
По результатам эксперимента мы убедились, что физические упражнения способствуют коррекции нарушений осанки младших школьников, что нашло подтверждение в результатах и выводах педагогического эксперимента. Это лишний раз доказывает целесообразность использования физических упражнений в младшем возрасте, т.к. использование в более поздние сроки становиться менее эффективным.
|
|
Список литературы
1. Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 208 с.
2. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. - Л.: Медицина, 1991. - 416 с. - (научно-популярная медицинская литература).
3. Вайнруб Е.М. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. - Киев: Здоровье, 1988. - 133 с.
4. Гербцова Г.И. Азбука здоровья / Программа специальной (коррекционной) работы школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта 1-4 классы. Гербцова Г.И. - СПб.: Образование, 1994. - 44 с.
5. Гитт В.Д. Исцеление позвоночника. - М.: Лабиринт Пресс, 2006. - 256 с.
6. Горбачев М.С. Осанка младших школьников // Физическая культура в школе, 2005. - 8. с 25 - 28.
7. Грачев В.И. Физическая культура. - М.: ИКЦ Март, 2005. - 464 с.
8. Каштанова Г.В. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей школьного и младшего школьного возраста - М.: АРКТИ, 2006. - 104 с.
9. Коростелев Н.Б. От А до Я. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Медицина, 1987. - 288 с.
10. Котешова И.А. Нарушение осанки: лечение и профилактика. - М.: ЭКСМО, 2004. - 207 с.
11. Кроковяк Г.М. Воспитание осанки: гигиенические основы. Пособие для учителей и родителей. - Л.: Феникс, 1963. - 64 с.
12. Курпан Ю.И. Оставайся изящной! - М.: Советский спорт, 1991. - 64 с.
13. Курумчина В.В. Позвоночный столб - основа здоровья? // Физическая культура в школе. - 2003. - 6. - с. 34-36.
14. Левейко И.Д. Лечебная физкультура при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопиях. - Л.: Здоровье, 1963. - 64 с.
15. Мальцев А.И. Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика ля школьников / А.И. Мальцев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 283 c.
16. Матюшонок М.Т. Физиология и гигиена детей и подростков./ М.Т. Матюшонок, Г.Г. Турик, А.А. Крюкова; Под ред. М.П. Кравцова. - 2-е изд., перераб. - Мн.: Высшая школа, 1980. - 288 с.
17. Милюкова И.В., Едемская Т.А. Лечебная гимнастика и нарушение осанки у детей. - СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2003. - 127 с.
18. Мирская Н.Б. Нарушения осанки, типичные ситуации. - М.: Чистые пруды, 2005. - 30 с.
19. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушение осанки в ДОУ. - Воронеж: ТЦ Учитель, 2005. - 109 с.
20. Носкова Л.А. Позвоночник - осанка - здоровье. - М.: Феникс, 1999. - 98 с.
|
|