Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В ходе организации работы с дистанционным обучением истории учащиеся должны:

• Основываясь на текстах, видеофрагментах и иллюстрациях пособия, уметь доказывать.

• Проиллюстрировать умения и навыки работы с картами:

 • Показать умения работы с контурными картами.

 • Используя таблицы пособия, учащиеся должны уметь проводить

сравнительный анализ.

 • Основываясь на видеофрагментах, иллюстрациях пособия,

учащиеся должны уметь анализировать.

• Составлять рассказы по иллюстрациям, видеофрагментам

пособия.

 • Отвечать на вопросы о событиях, при затруднении уметь найти

ответы в пособии.

• Делать выводы о событиях. Самостоятельно находить материал.

• Уметь сформулировать признаки понятия.

Повышение интереса происходит за счет привлекательности мультимедийного учебного пособия: большое количество картинок, видеофрагментов, звукового сопровождения. Учебный материал в пособии более живой, происходит не только информационное, но и эмоциональное воздействие на учащихся в процессе обучения. Например, учащихся заинтересовали мало известные видеофрагменты Великой Отечественной войны. Учащиеся, при рассмотрении в учебном мультимедийном пособии фотографий и иллюстраций о видах оружия, техники, которые использовались во время Великой Отечественной войны, заинтересовались этим. Они самостоятельно провели поиск по этой тематике в различных источниках информации. Особый интерес учащиеся проявили при изучении раздела "Награды", где были приведены фотографии и описание всех наград, которыми награждали в период Великой Отечественной войны. Учащиеся с интересом изучали, кто был награжден какими наградами во время Великой Отечественной войны.

Мультимедиа среда по своей природе интерактивна, и учащийся не остается пассивным, а активно участвует в процессе работы с мультимедиа продуктом, учащийся уже не может просто "отсидеться". Повышается мотивация учения за счет новизны деятельности учащихся на уроке, за счет индивидуального обучения, за счет повышения интереса к предмету.

Развитие творческих способностей учащихся происходит на факультативных занятиях, где учащимся дается задание самим дополнить пособие. Например, написать рефераты, затем лучший из рефератов включается в мультимедийное пособие или размещается на сайте училища. Учащиеся сами ищут информацию. Педагог направляет, организует деятельность учащихся, поддерживает постоянное стремление к индивидуальному обучению. Происходит сотрудничество педагога и учащегося, они становятся в процессе сотрудничества партнерами.

Одна из главных трудностей, с которой постоянно сталкивается автор интерактивных упражнений, состоит в необходимости предельно точно, адекватно ситуации на экране (которую необходимо представить себе с точностью до малейших деталей) сформулировать текст задания-инструкции и сформировать базу данных учебных единиц строго в соответствии с ним.

В подобных продуктах формально могут присутствовать все необходимые компоненты: и учебный материал, и мультимедийные иллюстрации, и набор тестов... Но если все эти компоненты не связаны воедино методикой, реализующей тот или иной алгоритм обучения, то главной цели - максимального усвоения пройденного материала и достоверного контроля знаний - достичь невозможно. Разработчики подобных методически незамкнутых продуктов, на наш взгляд, дискредитируют идею мультимедийного обучения. Их пользователи на основании личного опыта нередко высказывают принципиальные сомнения в эффективности использования компьютерных технологий в образовании и даже огульно называют все мультимедийные продукты "картонными дурилками".

Таким образом, дистанционное обучение должно работать так, чтобы автоматизировать все этапы обучения, от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал должен быть переведен в яркую, увлекательную мультимедийную форму, способствующую его глубокому усвоению.

В современных условиях быстрого устаревания знаний важно научить учащихся самостоятельно добывать знания для освоения современных производственных технологий. Поэтому пособие рассчитано на самостоятельную аудиторную и внеаудиторную деятельность учащихся.

Только учебников и учителей для формирования самостоятельного мышления недостаточно, необходим широкий спектр информации, включающий текст, графику, звук, видео, анимацию. Все это богатство информации невозможно представить на бумаге. И с этой точки зрения роль мультимедийного пособия очевидна.

Информация - это одно из богатств, которое есть у человечества. Древнему человеку, жившему в гармонии с природой, требовался только минимум информации, чтобы прожить в сложном мире, который его окружал. Ему необходимы были сведения где можно найти пищу, где располагается вода и т.д.

Со временем он стал замечать интересные явления, которые вначале он просто не мог объяснить. Но по мере его развития, непонятного становилось все меньше и меньше, но зато все больше и больше становилось информации. Эти знания накапливались в книгах, видео-, аудиозаписях и т.д.

Разыскивая нужную информацию, человек вынужден был просматривать колоссальное количество источников информации.

Появился компьютер. Он помог человеку находить информацию, сделать ее хранение более компактным, но оставалась проблема недоступности львиной доли информации. Эту проблему помог снять Интернет, позволяющий в короткое время получить необходимую информацию из любой точки мира. Интернет также дал возможность общения, общения с любой точкой нашей планеты.

Неотъемлемой частью дистанционного обучения является организация самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников.

Во всех случаях, когда сетевой преподаватель хочет особенно активно развивать учебную самостоятельность учеников, умение рационально учиться, он отдает предпочтение методам самостоятельной работы, которые будут доминировать в сочетании с другими методами обучения, оттеняя самостоятельную активность учеников в их применении.

Формирование самостоятельной деятельности учащихся проходит несколько уровней. Следовательно, описание предложенной выше модели надо вести на каждом конкретном уровне отдельно. В педагогической литературе выделяются четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся:

1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. На этом уровне ребенок идентифицирует объекты и явления, узнает их, сравнивая с известным образцом. Это подготовительный этап к осуществлению учащимися самостоятельной деятельности. Мотивационно-целевой компонент реализуется полностью учителем, так как ребенок еще не может поставить цель своей деятельности и определить ее мотивацию. Учитель сообщает ученикам, для чего они выполняют данную работу, что они узнают после ее завершения, чему научатся и т.д. В содержание самостоятельной деятельности на данном уровне входят задания на повторение действий по образцу. Результатом действий учащегося выступает верно выполненное задание, а также умение выполнять учебные действия, показанные учителем. Рефлексивный компонент дает возможность учителю судить о том, насколько учащиеся готовы к осуществлению самостоятельной деятельности.

2. Репродуктивная деятельность, то есть деятельность на воспроизведение или непосредственное применение изучаемого материала. На данном уровне мотивационно-целевой компонент реализуется также учителем. Он выбирает тип самостоятельной деятельности и ставит перед учениками цель ее выполнения. В содержание самостоятельной деятельности входят учебные задания воспроизводящего характера. Это — решение типовых задач, примеров, выполнение различных действий по образцу и алгоритму, нахождение готовых ответов в тексте учебника и др. С помощью учителя ребенок пытается перенести полученные знания на решение более сложных, но типовых заданий. Действия ученика при выполнении данного типа самостоятельной деятельности состоят в основном в прослушивании (или рассматривании), запоминании и воспроизведении определенной информации о различных свойствах объекта. На этом уровне уже начинается обобщение, сравнение результатов деятельности, ее корректировка. Результатом деятельности учащихся выступает верно выполненное учебное задание, усвоенный новый учебный материал, а также сформированные умения по решению типовых заданий.

3.  Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний. На данном уровне самостоятельной деятельности мотивационно-целевой компонент реализуется учеником с помощью учителя. Ребенок должен уметь переформулировать проблему на язык

предмета; уметь определять общую цель деятельности; принимать частные цели, сформулированные учителем. В соответствии с целью самостоятельной деятельности выбирается ее тип и наполняется содержанием, представленным учебными заданиями. Это в основном вариативная деятельность. Содержание такой деятельности составляют задания реконструктивно-вариативного и эвристического характера. Это решение задач, выходящих за пределы известного образца; задания, связанные с объяснением, анализом демонстраций, явлений; с обоснованием выводов, с их четкой аргументацией. При выполнении такой деятельности от ученика требуются преобразование, реконструкция, обобщение, систематизация и привлечение ранее приобретенных знаний и умений, перенос их в нестандартные ситуации и установление внутрипредметных и межпредметных связей. В результате знания ученика становятся более гибкими и мобильными, вырабатываются умения, навыки и потребность к самообразованию. На данном уровне самостоятельной познавательной деятельности ребенок овладевает элементами творчества, приобретает опыт поисковой деятельности. Рефлексивный компонент дает возможность утверждать, что ребенок готов к проведению исследования процесса или явления, к приобретению способности видеть и самостоятельно решать познавательно-практические творческие задания, то есть ученик готов к овладению творческой самостоятельной деятельностью.

4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях. На данном уровне мотивационно-целевой компонент реализуется полностью учащимся. Ученик ставит перед собой цель деятельности. Для ее достижения он выбирает учебное задание, выполняя которое обучается раскрывать новые стороны явлений, объектов, событий, высказывать собственные суждения. Всесторонне анализирует исходные данные задания и проводит их оценку.

Школьник получает принципиально новые знания, закрепляет навыки их самостоятельного поиска. Ученик самостоятельно разрабатывает тематику и методику опытнической, экспериментальной работы, формулирует проблемы, выдвигает гипотезы и план их решения. Содержательно-операционный компонент составляют задания творческого характера: решение проблемных вопросов; составление задач и упражнений; написание сочинений; рецензирование; подготовка докладов, рефератов; постановка опытов; проведение экспериментальных исследований; задания проблемного характера и т.д. Результатом выполнения такой деятельности выступают новые знания, усвоенные ребенком в процессе работы; сформированные умения в постановке экспериментов, проведении опытов; сформированные навыки выполнения творческой деятельности. Рефлексивный компонент показывает, что ребенок достиг высокого уровня самостоятельной деятельности — творческого уровня.

Использование данной модели формирования самостоятельной деятельности учащихся позволит повысить ее уровень и результаты обучения.

Наиболее характерной особенностью методов самостоятельной работы является выполнение учебных заданий учеником без непосредственного управления этим процессом со стороны учителя. Самостоятельная работа может осуществляться школьниками на уроках путем изучения текста нового материала, выполнения упражнений, решения задач, проведения опытов, наблюдений, трудовых операций и пр. Весьма распространенным видом самостоятельной работы является: выполнение домашних, заданий (устных, письменных или опытно-экспериментальных).

Методы самостоятельной работы составляют подгруппу методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. К отдельным методам самостоятельной работы относят: метод работы с учебником, книгой; метод самостоятельного выполнения письменных упражнений, написания сочинений, рассказов, стихов и пр.; метод самостоятельной работы с приборами и лабораторными приспособлениями; метод самостоятельного решения задач (по физике, химии, математике и др.); метод самостоятельных наблюдений; метод самостоятельного выполнения производственных заданий.

Методы самостоятельной работы реализует образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения.

В образовательном плане они обеспечивают самостоятельное овладение знаниями и умениями, их углубление, закрепление и повторение. Особенно ценны они для отработки практических учебных умений и навыков, так как без самостоятельных действий умения не могут быть переведены на уровень навыков автоматизированного и творческого характера.

Эти методы обучения имеют огромное значение для подготовки учеников к самостоятельной трудовой деятельности и для продолжения образования после окончания школы. В воспитательном плане они способствуют воспитанию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, ответственность, активная жизненная позиция.

Самостоятельная работа содействует развитию мыслительных умений и навыков, закаляет волевую сферу личности.

Проблема эффективного использования дистанционного обучения в процессе преподавания истории остается чрезвычайно острой. Однако, благодаря федеральным и республиканским программам, конкурсам, а также активной деятельности самих школ сейчас во многих школах республики, появились и компьютерные классы, и интернет. Теперь актуальной задачей становится объединение материальных ресурсов и технологических возможностей школы с учебным процессом.

Несколько слов нужно сказать и в отношении готовых программных продуктов, в первую очередь речь идет о компакт-дисках. Несомненно, это удобная и эффективная форма хранения и передачи информации. Количество исторических дисков постоянно возрастает. Но из 120 дисков по истории сегодня в учебном курсе уверенно можно использовать чуть более десятка! И этот десяток дисков при всей их качественности, вызывают затруднение в

работе учителя. Даже на самый общий обзор диска требуется 3-4 часа. Для детального же его изучения и того больше. Поэтому отправить ученика в "свободное плавание" по диску - дело часто бесперспективное. Использование исторических дисков в учебном курсе, должно сопровождаться обязательными комментариями учителя и быть жестко связано с учебной программой.

Быстрое развитие компьютерных технологий и возрастание их роли в учебном процессе вуза требует пересмотра подхода к обучению в целом. Очевидно, что эффективность процесса обучения в настоящее время зависит от того, насколько глубоко интегрируются новые технологии обучения в уже привычные, традиционные технологии. Поэтому необходимо детальное изучение влияния компьютерных технологий на такую качественную характеристику познавательной деятельности, как познавательная самостоятельность.

Подходы к практической проблеме формирования познавательной самостоятельности в обучении различны, однако наиболее приемлемым вариантом представляется не выбор какого-то одного подхода, а синтез сразу нескольких. Применение дистанционного обучения позволяет сочетать организацию самостоятельных работ, подбор и решение учебных задач, формирующих самостоятельность познавательной деятельности, с введением в начале обучения обобщенных знаний по изучаемому материалу, представляющих ориентировочную основу деятельности. Все это при комплексном использовании способствует формированию познавательной самостоятельности учащихся.

Возможен и самостоятельный выбор учащимися объема учебной информации: изучение не только основного материала учебника, а также и дополнительной информации по интересующему историческому сюжету I (документ, персоналии и т.п.).

Если учащийся не усвоил ту или иную информацию, он имеет возможность приостановить лекцию и вернуться к необходимому материалу, что позволяет индивидуализировать темп учебно-познавательной деятельности.

Чтобы не нарушать психологическую среду индивидуального «общения» каждого учащегося с ЭВМ, преподавателю не рекомендуется без особой надобности вмешиваться в процесс обучения. В то же время он должен контролировать ситуацию в аудитории и следить за действиями учащихся. В целом, при использовании мультимедийных технологий, преподаватель получает большие возможности для наблюдения за ходом познавательной деятельности учеников, осуществления ее контроля и корреляции, а также для формирования у учащихся личностных качеств.

Задача сетевого преподавателя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приёмов умственной деятельности, как анализ, синтез абстрагирование, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить делать самостоятельные наблюдения, догадки, уметь делать обобщение изучаемых факторов, творчески применять знания в новых, изменяющихся ситуациях.

Важным элементам гуманитарного воспитания — следует признать воспитание творческой активности школьников.

Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового, она включает создание нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и решаются самостоятельно при помощи полученных и вновь добываемых знаний.

Учащиеся легче усваивают новые знания, если им понятна цель их изучения, связь нового с известным материалом, если новое свойство, новая закономерность подмечена самими учащимися. Тогда появляется стремление сформулировать новое положение, самостоятельно найти способы его доказательства, его применения решению задач. Помочь учащимся в этом можно различными путями. Одним из таких путей является правильно организованная самостоятельная работа учащихся.

Организация самостоятельных работ при подготовке учащихся к усвоению новых знаний в процессе преподавания истории находит место.

Сетевому преподавателю следует учитывать, что самостоятельная работа, организуемая при подготовке к усвоению новых знаний, для учащихся имеет важное значение, её можно провести следующим образом:

1) в процессе установления связи нового материала с ранее усвоенными знаниями, умениями и навыками;

2) при создании поисковой ситуации и раскрытии перспективы предстоящей учебной работы;

3) в ходе переноса приобретённых приёмов познавательной деятельности при овладении новыми знаниями, умениями, навыками.

Если ученик в процессе самостоятельной работы продумывает факты, на основании которых излагается новый материал или решается задача, то у учащегося повышается продуктивность его дальнейшей работы. Таким образом, проведение самостоятельной работы в ходе дистанционного обучения надо организовывать так, чтобы она не только обеспечивала восприятие программного материала, но и способствовала бы всестороннему развитию учащихся. С одной из таких форм самостоятельной работы является работа с текстом сетевой лекции и с источниками.

 

 

ПЛАН-ПРОСПЕКТ II ГОДА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

№ п/п Тема Количество часов
1. Россия в первой половине XIX века 8
2. Россия во второй половине XIX века 6
3. Российская империя в начале ХХ века 6
4. Революция 1917 г. и гражданская война в России 8
5. Советское общество в 1922-1941 гг. 10
6. СССР в годы ВОВ 10
7. СССР в первые послевоенные десятилетия 8
8. СССР в середине 1960-нач.1980-х гг. 8
9. Советское общество в 1985-1991 гг. 8
10. Российская Федерация (1991-2003 гг.) 8

 

 

Список литературы

1.  Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. -МД994.; Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. - М.,1990; Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. -М.,1991.

2. Антонова Т.С., Батаева Т.В. Первый компьютерный учебник "История России. XX век". /ПИШ. 1998. №4.

3. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. История нас рассудит! Методика применения мультимедийного курса истории. /Компьютер в школе. 1999. №8-9.

4. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Концепция мультимедийного учебника истории. //Опыт компьютеризации исторического образования в странах СНГ. Сб. ст. /Под ред. В.Н. Сидорцова, Е.Н. Балыкиной. Минск. БГУ. 1999.

5. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Мультимедийный или гипертекстовый учебник? (на примере компьютерного учебника "История России: XX век") /Материалы VIII Международной конференции-выставки "Информационные технологии в образовании". М. 3-6 ноября 1998.

6. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Мультимедийный учебник истории России XX века: мифы и реалии информатизации процесса обучения. /ПИПТ. 2000. №3.

7. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. /Компьютер в школе. 2000. №5.

8. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Первый компьютерный учебник по истории 20 месяцев спустя: Отработка методики и опыт применения в школах. /ПИШ. 1999. №6.

9. Борк А. "История" новых технологий в образовании: [Пер. с англ.] / Рос. открытый ун - т. - М., 1990.

10. Бородкин Л.И. 1п1егпе1;-ресурсы в учебном процессе: опыт исторического факультета МГУ // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». №29, июнь 2002. С.23.

11. Виглеб Г. Датчики. - М: Мир, 1989.

12. Выявление экспертных знаний / О.И. Ларичев, А.И. Мечитов, Е.М. Мошкович, Е.М. Фуремс; Отв. ред.: С.В. Емельянов. - М.: Наука, 1989.

13. Гребнева М.И. (Муниципальная гимназия № 10 г. Новосибирск.) Актуализация исторических знаний путем использования новых информационных технологий /Материалы IX Международной конференции-выставки "Информационные технологии в образовании". М., 3-6 ноября 1999.

14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. исслед. - М.: Педагогика, 1986.

15. Дидактика средней школы: Некоторые пробл. соврем, дидактики / Под ред. М.А. Данилова, М.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975.

16. Ладысев В.С., А.Б. Шакаримова Организация контроля знаний в системе дистанционного обучения // Материалы международной конференции «Национальные системы высшего образования в условиях глобализации», Петропавловск, 2001 г.

17. Ладысев В.С., А.Б. Шакаримова, Д.Р. Медыгалиев Электронный учебник как информационная обучающая система // Материалы международной научной учебно-методической конференции «Проблемы качества подготовки специалистов», Усть-Каменогорск, 2001г.

18. Роберт И.В. Концепция внедрения средств новых информационных технологий в учебный процесс общеобразовательной школы / НИИ шк. оборудования и техн. средств обучения АПН СССР. - М., 1990.

19. Роберт И.В. Концепция программно - методического обеспечения учебно - воспитательного процесса / НИИ шк. оборудования и техн. средств обучения. - М., 1986.

20. Роберт И.В. Программно - методическое обеспечение школьных ЭВМ // Информатика и образование. - 1988. - № 4.

21. Роберт И.В. Средства новых информационных технологий в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование. - 1991. - № 4.

22. Роберт И.В. Средства новых информационных технологий - школе // Информатика и образование. 1989. - № 2.

23. Роберт И.В. Экспертно - аналитическая оценка качества программных средств учебного назначения // Пед. информатика. - 1993. - № 1.

24. Рыжкова Н.Г. Использование компьютерного учебника на занятиях по истории (из опыта работы). /ПИШ. 2000. №3.

25. Самарина Н.В., С.П. Крицкий, Л.Б. Кудрявцева и А.В. Щербин «Электронный учебник- История Дона и Северней Кавказа с древнейших времен до февраля 1917 г.» // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». №25, март 2000. С. 152.

26. Харитонов А.Л., Антонова Т.С. Сетевая версия мультимедийного учебника "История России: XX век". /Материалы X Международной конференции "Применение новых технологий в образовании". Троицк. 30 июня - 3 июля 1999.

27. Ушмаев А.Н. Internet как новая информационная среда исторической науки. Автореф. дисс... уч. степ. канд. ист. наук. - Ростов-на-Дону, 2002.

28. Цивенков Ю.М., Семенов Е.Ю. Компьютеризация в образовании развитых капиталистических стран: (Средства обучения в высш. шк.): Обзор, информация. № 3 / НИИ Высш. шк. - М., 1989.

29. Шишов С.Е, Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. -М.: Педагогическое общество России, 2000.

30. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика. -1988.

31. Юмашева Ю.Ю. О ТЕМРОРлА, О МОКЕ8! Рецензия на СВ-КОМ «История России. XX век. Компьютерный учебник», «Клио Софт», 1977 //

Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер», №24,июль 1999.

32. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. М., 2001.

33. (Обзор) / Ин - т пробл. информатики АН СССР; [Отв. ред.: Г.Л. Кулешова]. - М., 1990.

34. Интеллектуализация ЭВМ / [Е.С. Кузин, А.И. Ройтман,И.Б. Фоминых, Г.К. Хахалин). - М.: Высш. шк., 1989.

35. Информатика в понятиях и терминах: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков, Ю.В. Исаев, В.В. Морозов. -М.: Просвещение, 1991.

36. Информационная технология: Вопр. развития и применения. - Киев.: Наук, думка, 1988.

37. Компьютеры и познание: Очерки по когитологии: Сб. науч. тр. / [Ред. -сост.: Б.М. Величковский, А.И. Зеличенко]. - М.: Наука, 1990.

38. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1990. - № 1.

39. Концепция информатизации образования: (Использ. средств вычисл. техники в сфере образования) / Гос.ком. по нар. образованию; Разраб.: РГ межвед. комис. под пред. А.П. Ершова. - М., 1989.

40. Концепция использования новых информационных технологий в организационно-методическом обеспечении учебного заведения / Рос. Центр информатизации образования; [Науч. руководитель: Я.А. Ваграменко, отв.исполн.:И.В. Роберт]. - М., 1992.

41. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.

42. Положение о кабинете вычислительной техники всех типов средних учебных заведений / НИИ шк. оборудования и техн. средств обучения АПН СССР; [С.Г. Шаповаленко, Е.П. Смирнов, И.В. Роберт и др.]. М., 1989.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...