Психологические установки и функции
Лекция 4: Аналитическая психология Юнга
Фигура Карла Густава Юнга не меньше по своей значимости в психоаналитических концепциях, чем фигура Зигмунда Фрейда. В ряде вопросов он пошел дальше (и глубже). Юнга привело к Фрейду его «Толкование сновидений», и с 1907 года Юнг вошел в Международную психоаналитическую ассоциацию Фрейда, президентом которой был избран в 1910 году. Однако в 1913 году Фрейд и Юнг разрывают отношения и по причинам личного характера, и из-за теоретических расхождений, и в 1914 году Юнг выходит из ассоциации и впоследствии организует свое психоаналитическое направление, названное им аналитической психологией. Поведение человека, по Юнгу, определяется, с одной стороны, индивидуальной и расовой историей, с другой — целями и устремлениями в будущее. Кроме того, в структуре индивидуальной личности Юнг уделяет внимание расовым и общечеловеческим филогенетическим корням. Структура личности по Юнгу
Личность, по Юнгу, включает три основные системы: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Эго — это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли и все то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность. Личное бессознательное — это структура, включающая в себя, как и у Фрейда, вытесненные воспоминания, чувства, переживания. Однако по представлениям Юнга в личное бессознательное входят также и комплексы (например, материнский комплекс, комплекс власти и др.). При этом комплекс может захватить контроль над личностью и управлять ее поведением. Коллективное бессознательное — это хранилище древних, скрытых воспоминаний, унаследованных от родовых предков и даже от дочеловеческих антропоморфных предков. Поэтому коллективное бессознательное универсально, в отличие от личного бессознательного, которое строго индивидуально. Концепция коллективного бессознательного была одной из серьезных причин расхождения между Юнгом и Фрейдом. По Юнгу, коллективное бессознательное представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент. Это архетип Матери, архетип Энергии, архетип Бога, архетип Демона, архетипы Героя, Мудреца, Ребенка и т.д. А некоторые архетипы можно рассматривать как отдельные системы внутри личности. Это Персона, Тень, Анима и Анимус, Самость.
Персона (или Маска) — это социальная роль человека, его публичная личность, маска, которую он надевает в связи с господствующими в обществе установками. Если Эго идентифицируется с Персоной, то человек уходит в эту роль, отчуждаясь в значительной степени от своих истинных реальных особенностей. Тень — это противоположная Персоне часть личности, она иррациональна, аморальна, содержит социально отвергаемые (в том числе сексуальные и агрессивные) импульсы и поэтому подавляется. В то же время Тень является источником энергии, которая может быть использована в творчестве. И роль Эго состоит в том, чтобы эту энергию направить в нужное русло (= фрейдовской сублимации энергии Ид). И Персона, и Тень, имея архетипическое ядро в коллективном бессознательном, пронизывают частично и личное бессознательное, и Эго, проявляясь в сознании как неприятные, отвергаемые мысли (Тень) либо как ощущение своего соответствия социуму (Персона). Анима и Анимус — это архетип, связанный с бисексуальной природой человека и отражающий психологическое женское начало в мужчине (Анима) и психологическое мужское начало в женщине (Анимус). Этот психологический архетип Анима/Анимус консолидировался, как полагал Юнг, благодаря совместному существованию мужчины и женщины. Отсюда — феминные проявления у мужчины и маскулинные — у женщины.
Самость — это самый главный архетип, центр личности (центр Эго), это идеал, к которому люди стремятся, но которого очень редко достигают. Архетип Самости стремится к целостности и единству (это особенно ярко представлено в религиях Востока) и развивается путем индивидуации, смещаясь из центра Эго в область, локализованную между сознанием и бессознательным. Это происходит во время кризиса середины жизни, когда индивидуация Самости приводит к ощущению целостности и единства с миром. Архетип Самости редко достигает настоящего совершенства. Наиболее близко этот архетип приблизился к совершенству в образах Христа и Будды. Психологические установки и функции Психологический тип в Юнговской психологии определяется набором из 2х эго-ориентаций «Экстраверсия—Интроверсия» и четырех дихотомических психологических функций — «Сенсорика—Интуиция», «Логика (мышление)—Этика (чувствование)». 1. «Экстраверсия—Интроверсия» Эстраверсия — направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям. Интроверсия — направленность внутрь себя, в свой внутренний мир. Согласно некоторым современным физиологическим представлениям, экстраверты имеют изначально низкий уровень корковой активации, недостаточный для комфортного самоощущения. Поэтому экстраверты ищут все новые и новые внешние стимулы, будоражащие и увеличивающие их активацию. В противовес экстравертам интроверты имеют изначально высокую нейронную активность, которая в условиях общения и интенсивной внешней стимуляции возрастает еще больше и выводит их из зоны комфорта, приводит к состоянию утомления и истощения. Соответственно главная забота интровертов — снизить уровень активации до комфортных значений и для этого уменьшить приток внешних стимулов, отгородиться от мира и от общества, выстроить систему защитных и оборонительных навыков. 2. «Логика (мышление)—Этика (чувствование)»,
Логика будучи интеллектуальной функцией, позволяет человеку познавать мир и себя, а чувство, играя роль оценочной функции, позволяет определить ценность событий и дает субъективные эмоциональные переживания радости и горя, удовольствия и гнева, ликования и страха. Логические механизмы более тесно связаны с левым полушарием, эмоциональные — с правым. Любое увеличение значения одной из функций (например, логики) приводит к вынужденному снижению величины другой парной функции (этики, то есть эмоций). «Сенсорика—Интуиция» Сенсорика (щущение) обеспечивает безоценочное реалистическое, перцептивное восприятие внешнего мира, а интуиция — бессознательное оценочное восприятие событий. Сенсорике, равно как и логике, соответствуют последовательные процессы переработки информации, ее осмысления и выстраивания стратегии. Для интуитивной функции более характерны симультанные механизмы переработки информации.
Как эго-ориентация, у каждого человека представлены все четыре психологические функции, но доминирует одна из них, а остальные три, будучи субдоминантными и в значительной степени бессознательными, участвуют тем не менее в регуляции поведения человека в качестве вспомогательных функций. Две эго-ориентации и четыре психологические функции приводят к формированию восьми психологических типов личности:
Myers-Briggs Type Indicator предназначен для определения одного из 16 типов личности. Он включает в себя 8 шкал, объединенных попарно. Назначение типологии и тестов — помочь человеку в определении его индивидуальных предпочтений, — какие полюса шкал ему более соответствуют.
1. Шкала E—I — ориентация сознания: Е (Е xtraversion, экстраверсия) — ориентация сознания наружу, на объекты,
2. Шкала S—N — способ ориентировки в ситуации: S (S ensing, ощущение) — ориентировка на конкретную информацию,
3. Шкала T—F — основа принятия решений: T (T hinking, мышление) — рациональное взвешивание альтернатив;
4. Шкала J—P — способ подготовки решений: J (J udging, суждение) — предпочтение планировать и заранее упорядочивать информацию, Сочетание шкал дает обозначение одного из 16 типов, например: ENTP, ISFJ и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|