Индивидуальная психология А. Адлера (1870—1937)
Лекция 5. Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него. А. Адлер С 1902 по 1911 год Альфред Адлер был активным членом Психоаналитической ассоциации и ее президентом, и поначалу, войдя в группу Фрейда, он принял его теорию. Но уже вскоре он начал развивать собственные идеи, отличные от ортодоксальных взглядов Фрейда, что привело к их разрыву и к выходу Адлера из Психоаналитической ассоциации. Порвав с Фрейдом, Адлер в 1911 году организует Общество свободного психоанализа, переименованное им в 1912 году в Общество индивидуальной психологии. В 1935 году Адлер из-за фашизации Германии переезжает в Нью-Йорк, и в дальнейшем его творчество оказывается связанным главным образом с Америкой. Основной мотив исследований Адлера — характер взаимодействия людей в социуме. Фактически Адлер стоит у истоков социального направления в психологии вообще и в психоаналитических исследованиях в частности. И кроме того, его работы могут считаться предвестником таких направлений, как эго-психология и гуманистическая психология. Адлер в своих исследованиях рассматривал индивидуума как единое целое, и обязательно в связи с социумом, в процессе взаимодействия с ним. Основной движущей силой человеческой жизни Адлер считал стремление к совершенству как преодоление комплекса неполноценности. Эту же цель преследует и стремление к власти в случае гиперкомпенсации комплекса неполноценности. При этом очень важную роль в жизни (и в развитии) человека, по представлениям Адлера, играет так называемая концепция жизненного стиля.
В индивидуальной психологии утверждается, что иногда из-за чувства неполноценности стиль жизни бывает саморазрушительным. Индивид с «психопатологией» скорее утратил уверенность в себе, а не болен, и терапевтическая задача состоит в том, чтобы приободрить такого человека, активизировать его социальные интересы и посредством взаимоотношений, анализа и методов действий развить новый стиль жизни. В основе конструкции личности, по Адлеру, лежат семь принципов. 1) чувство неполноценности и компенсация, 2) стремление к превосходству, 3) стиль жизни, 4) социальный интерес, 5) творческое «Я», 6) порядок рождения и 7) фикционный финализм. Чувство неполноценности и компенсация, по Адлеру, могут быть связаны с недостаточным развитием какой-либо организменной системы, что приводит к гиперфункции другой системы (или органа), компенсирующей этот дефект. Кроме того, что особенно важно, компенсация реализуется и через психическую сферу, и тогда возможно появление на фоне комплекса неполноценности замещающего его комплекса сверхценности. Комплекс неполноценности, как считал Адлер, возникает в детстве (часто в раннем) за счет неполноценности органов или из-за чрезмерной опеки либо отвержения со стороны родителей. Во всех подобных случаях возможно появление чувства психологической неполноценности и беспомощности. Как реакция на это при развитии ребенка в социуме у него может выработаться гиперкомпенсация, что приводит к формированию комплекса превосходства, выражающегося в высокомерном, эгоцентричном либо хвастливом поведении. Это невротическое проявление комплекса неполноценности, когда человек может чувствовать свою значимость только унижая других людей. Стремление к превосходству, таким образом, является результатом компенсации чувства неполноценности. Адлер считал, что это стремление лежит в основе жизни и развития человека. Вообще это касается всего живого: развитие — путь к совершенству. На уровне человека эта способность приобретает двузначное содержание: деструктивное и конструктивное. В случае позитивного конструктивного направления стремление к превосходству вписывается в мотивы социума и носит общественно-полезный характер, способствуя благополучию и других индивидуумов. В случае же негативного деструктивного направления стремление к превосходству противостоит интересам общества и приводит к самоутверждению индивидуума за счет других людей.
Стиль жизни (или жизненный план) складывается в детстве, закрепляется в возрасте четырех-пяти лет и впоследствии практически не изменяется. Он определяет способ адаптации индивида в социуме, и формирование его в значительной степени зависит от используемого в детстве способа компенсации комплекса неполноценности. Это может быть уход от комплекса неполноценности в занятия искусством, наукой, спортом и т.д., в зависимости от социального интереса и психологических ценностей родителей или окружения, воспитывающего ребенка и способствующего созданию у него установки, связанной со стилем жизни (естественно, немалую роль при этом играют собственные способности и интересы ребенка). Адлер выделяет четыре типа личности по характеру установок, связанных со стилями жизни. Это 1) управляющий тип, 2) берущий тип, 3) избегающий тип и 4) социально-полезный тип. Управляющий тип — это самоуверенные активные люди, стремящиеся подчинить себе других. У них снижен социальный интерес и развита установка превосходства. Это — правонарушители, наркоманы и другие социально опасные элементы. Берущий тип представлен социально-бесполезными людьми с паразитическими наклонностями и с низкой степенью активности. Избегающий тип — это социально-бесполезные и безвредные люди с низким социальным интересом, уходящие от решения жизненных проблем. Социально-полезный тип представлен социально-ориентированными людьми с высоким социальным интересом и высокой активностью, направленной на решение проблем общества и на пользу людям. Социальный интерес — одна из основополагающих концепций Адлера в индивидуальной психологии. По Адлеру, социальный интерес у человека является в значительной степени врожденным, что подчеркивает его социальную природу. Однако, будучи врожденным, социальный интерес нуждается в осознанном развитии, в чем немалую роль играют родители и другие воспитатели ребенка.
Главную роль в воспитании у ребенка социального интереса, по Адлеру, играет мать, ее отношение к ребенку и остальным членам семьи. Вторую роль играет отец, его отношение к жене, работе и обществу, а также к детям как к равным. Третью роль в развитии социального интереса ребенка играют отношения между родителями — социальный интерес ребенка снижается в случае раздоров в семье и потере уважения к родителям. Креативное (творческое) «Я» — это главный конструкт адлеровской личности, то, что формирует личность человека. И если стиль жизни и социальный интерес закладываются к 5 годам и определяются родительским программированием и генетическими задатками ребенка, то креативное «Я» взрослого человека, развиваясь на базе генетических задатков и родительского программирования, формируется и благодаря активному самовоспитанию человека.
Основные предположения Адлера могут быть выражены следующим образом. 1. Любое поведение происходит в социальном контексте. Человек рождается в некотором окружении и вступает в обоюдные отношения с ним. 2. Индивидуальная психология — это межличностная психология. Первостепенным является то, каким образом индивиды взаимодействуют с другими. Адлер придавал важное значение развитию восприятия себя частью большего социального целого, чувства социальной вовлеченности, желания внести свой вклад в общественную жизнь на общее благо. Эти действия позднее были объединены в термине «социальный интерес». 3. В своих исследованиях адлерианцы основное внимание уделяют изучению личности в целом, образу ее действий на протяжении жизни. С точки зрения внешнего наблюдателя все частичные функции представляют собой функции, подчиненные целям и стилю жизни индивида.
4. Чтобы понять индивида, необходимо понимание его когнитивной организации и стиля жизни. Последняя концепция связана с убеждением, что развитие личности начинается на ранних этапах жизни, чтобы помочь ему организовать опыт, а также понимать, предсказывать и контролировать собственные переживания. Убеждения — это выводы, полученные в результате восприятий. Именно они в последующем определяют предпочтительный способ восприятия. Соответственно, стиль жизни не является ни правильным, ни неправильным, а просто «очками», через которые личность видит свою жизнь. Поэтому главным средством понимания личности является скорее субъективность, а не так называемая объективная оценка. 5. Поведение может меняться на протяжении всей жизни человека в соответствии как с непосредственными требованиями ситуации, так и с долгосрочными целями, присущими его стилю жизни. Стиль жизни остается относительно постоянным на протяжении жизни, убеждения же под влиянием психотерапии могут измениться. 6. Согласно концепции Адлера, не причины принуждают человека, то есть человека определяют не наследственность и окружение. Люди идут к целям, которые они сами выбрали, целямкоторые дадут им место в этом мире и сохранят самоуважение. Жизнь является динамичным стремлением. Жизнь человеческой души — это не «существование», а «становление». 8. На протяжении жизни индивид сталкивается с альтернативами. Он может выбрать цели полезные, несущие вклад в общество, а может посвятить себя бесполезной стороне жизни. Он может выбрать быть целенаправленным образом или может, как это делают невротики, заботиться о себе и о своем превосходстве, оберегая свое чувство личной значимости от угроз. 9. Чувства невротика проистекает из убеждения, что жизнь и люди враждебны, а он неполноценен. В результате он отстраняется от прямого решения проблем и пытается достичь личного превосходства при помощи средств, защищающих его самооценку: сверхкомпенсации, надевания маски, путем отказа стремления браться только за те задачи, где исход обещает быть успешным. 10. Жизнь бросает нам вызов в виде жизненных задач. Адлер явно назвал три из них и упоминал и другие, не давая им специального названия. Первоначальными тремя задачами были задачи, связанные с обществом, работой и полом. Первую мы уже упоминали. Вторая: поскольку мы представлены двумя полами, то мы также должны определить наши половые роли, частично на основе культурных определений и стереотипов, и приучить себя к общению с другим, а не противоположным полом. Другие люди другого пола не представляют собой врагов. Они наши друзья, с которыми мы должны научиться работать вместе. И третья: поскольку ни одна личность не может претендовать на самодостаточность, то мы взаимозависимы. Каждый из нас зависим от труда других людей. В свою очередь, они зависимы от нашего вклада. Таким образом, работа становится необходимой для человеческого выживания. Кооперативный индивид с готовностью принимает на себя эту роль и активно принимает участие в деятельности человечества.
11. Жизнь не имеет изначально присущего смысла. Мы сами придаем смысл жизни, каждый из нас на свой собственный манер. Наше поведение определяется тем значением, которое мы приписываем жизни. Мы будем вести себя так, как если бы жизнь действительно соответствовала нашим ощущениям, и поэтому определенные ее значения будут иметь больший практический смысл, чем другие. Оптимисты будут иметь жизнь возможностей и надежд использовать свои шансы и не будут обескуражены неудачей или неблагоприятным исходом. Они смогут провести различие между неудачей и тем, чтобы быть неудачником. Пессимисты будут избегать любых рисков, которые несет с собой жизнь. Они будут отказываться от попыток, а если они все же решатся, то будут саботировать свои усилия и скорее всего лишь подтвердят сложившиеся ранее пессимистические предчувствия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|