Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальная психология А. Адлера (1870—1937)

Лекция 5.

Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать чело­века изолированно от него.

А. Адлер

С 1902 по 1911 год Альфред Адлер был активным членом Психоаналитической ассоциации и ее президентом, и поначалу, войдя в группу Фрейда, он при­нял его теорию. Но уже вскоре он начал развивать соб­ственные идеи, отличные от ортодоксальных взглядов Фрейда, что привело к их разрыву и к выходу Адлера из Психоаналитической ассоциации. Порвав с Фрей­дом, Адлер в 1911 году организует Общество свободно­го психоанализа, переименованное им в 1912 году в Общество индивидуальной психологии. В 1935 году Адлер из-за фашизации Германии переезжает в Нью-Йорк, и в дальнейшем его творчество оказывается свя­занным главным образом с Америкой.

Основной мотив исследований Адлера — характер взаимодействия людей в социуме. Фактически Адлер стоит у истоков социального направления в психоло­гии вообще и в психоаналитических исследованиях в частности. И кроме того, его работы могут считаться предвестником таких направлений, как эго-психология и гуманистическая психология.

Адлер в своих исследованиях рассматривал инди­видуума как единое целое, и обязательно в связи с со­циумом, в процессе взаимодействия с ним. Основной движущей силой человеческой жизни Адлер считал стремление к совершенству как преодоление комп­лекса неполноценности. Эту же цель преследует и стремление к власти в случае гиперкомпенсации ком­плекса неполноценности. При этом очень важную роль в жизни (и в развитии) человека, по представлениям Адлера, играет так называемая концепция жизненно­го стиля.

В индивидуальной психологии утверждается, что иногда из-за чувства неполноценности стиль жизни бывает само­разрушительным. Индивид с «психопатологией» скорее утратил уверенность в себе, а не болен, и терапевтическая задача состоит в том, чтобы приободрить такого человека, активизировать его социальные интересы и посредством взаимоотношений, анализа и методов действий развить новый стиль жизни.

В основе конструкции личности, по Адлеру, лежат семь принципов.

1) чувство неполноценности и ком­пенсация,

2) стремление к превосходству,

3) стиль жиз­ни,

4) социальный интерес,

5) творческое «Я»,

6) поря­док рождения и

7) фикционный финализм.

Чувство неполноценности и компенсация, по Ад­леру, могут быть связаны с недостаточным развитием какой-либо организменной системы, что приводит к гиперфункции другой системы (или органа), компен­сирующей этот дефект. Кроме того, что особенно важ­но, компенсация реализуется и через психическую сферу, и тогда возможно появление на фоне комплек­са неполноценности замещающего его комплекса сверх­ценности.

Комплекс неполноценности, как считал Адлер, воз­никает в детстве (часто в раннем) за счет неполноцен­ности органов или из-за чрезмерной опеки либо отвер­жения со стороны родителей. Во всех подобных случа­ях возможно появление чувства психологической не­полноценности и беспомощности. Как реакция на это при развитии ребенка в социуме у него может вырабо­таться гиперкомпенсация, что приводит к формирова­нию комплекса превосходства, выражающегося в вы­сокомерном, эгоцентричном либо хвастливом поведе­нии. Это невротическое проявление комплекса непол­ноценности, когда человек может чувствовать свою зна­чимость только унижая других людей.

Стремление к превосходству, таким образом, явля­ется результатом компенсации чувства неполноценно­сти. Адлер считал, что это стремление лежит в основе жизни и развития человека. Вообще это касается всего живого: развитие — путь к совершенству. На уровне человека эта способность приобретает двузначное со­держание: деструктивное и конструктивное. В случае позитивного конструктивного направления стремление к превосходству вписывается в мотивы социума и но­сит общественно-полезный характер, способствуя бла­гополучию и других индивидуумов. В случае же негативного деструктивного направления стремление к пре­восходству противостоит интересам общества и приво­дит к самоутверждению индивидуума за счет других людей.

Стиль жизни (или жизненный план) складывается в детстве, закрепляется в возрасте четырех-пяти лет и впоследствии практически не изменяется. Он опреде­ляет способ адаптации индивида в социуме, и форми­рование его в значительной степени зависит от исполь­зуемого в детстве способа компенсации комплекса не­полноценности. Это может быть уход от комплекса не­полноценности в занятия искусством, наукой, спортом и т.д., в зависимости от социального интереса и психо­логических ценностей родителей или окружения, вос­питывающего ребенка и способствующего созданию у него установки, связанной со стилем жизни (естествен­но, немалую роль при этом играют собственные спо­собности и интересы ребенка).

Адлер выделяет четыре типа личности по характе­ру установок, связанных со стилями жизни. Это 1) уп­равляющий тип, 2) берущий тип, 3) избегающий тип и 4) социально-полезный тип.

Управляющий тип — это самоуверенные активные люди, стремящиеся подчинить себе других. У них сни­жен социальный интерес и развита установка превос­ходства. Это — правонарушители, наркоманы и дру­гие социально опасные элементы.

Берущий тип представлен социально-бесполезными людьми с паразитическими наклонностями и с низкой степенью активности.

Избегающий тип — это социально-бесполезные и безвредные люди с низким социальным интересом, ухо­дящие от решения жизненных проблем.

Социально-полезный тип представлен социально-ориентированными людьми с высоким социальным ин­тересом и высокой активностью, направленной на ре­шение проблем общества и на пользу людям.

Социальный интерес — одна из основополагающих концепций Адлера в индивидуальной психологии. По Адлеру, социальный интерес у человека является в зна­чительной степени врожденным, что подчеркивает его социальную природу. Однако, будучи врожденным, социальный интерес нуждается в осознанном разви­тии, в чем немалую роль играют родители и другие воспитатели ребенка.

Главную роль в воспитании у ребенка социального интереса, по Адлеру, играет мать, ее отношение к ребен­ку и остальным членам семьи. Вторую роль играет отец, его отношение к жене, работе и обществу, а также к детям как к равным. Третью роль в развитии соци­ального интереса ребенка играют отношения между родителями — социальный интерес ребенка снижается в случае раздоров в семье и потере уважения к роди­телям.

Креативное (творческое) «Я» — это главный кон­структ адлеровской личности, то, что формирует лич­ность человека. И если стиль жизни и социальный интерес закладываются к 5 годам и определяются ро­дительским программированием и генетическими за­датками ребенка, то креативное «Я» взрослого челове­ка, развиваясь на базе генетических задатков и роди­тельского программирования, формируется и благода­ря активному самовоспитанию человека.

 

 

Основные предположения Адлера могут быть выражены следующим образом.

1. Любое поведение происходит в социальном контексте. Человек рождается в некотором окружении и вступает в обо­юдные отношения с ним.

2. Ин­дивидуальная психология — это межличностная психология. Первостепенным является то, каким образом индивиды взаимо­действуют с другими. Адлер прида­вал важное значение развитию восприятия себя частью больше­го социального целого, чувства социальной вовлеченности, же­лания внести свой вклад в общественную жизнь на общее благо. Эти действия позднее были объединены в термине «социаль­ный интерес».

3. В своих исследованиях адлерианцы основное внимание уделяют изучению личности в целом, образу ее действий на протяжении жизни. С точки зрения внешнего наблюдателя все частичные функции представляют собой функции, подчиненные целям и стилю жизни индивида.

4. Чтобы понять индивида, необходимо понимание его когни­тивной организации и стиля жизни. Последняя концепция свя­зана с убеждением, что развитие личности начинается на ранних этапах жизни, чтобы помочь ему организовать опыт, а также по­нимать, предсказывать и контролировать собственные пережи­вания. Убеждения это выводы, полученные в результате вос­приятий. Именно они в последующем определяют предпочти­тельный способ восприятия. Соответственно, стиль жизни не является ни правильным, ни неправильным, а просто «очками», через которые личность видит свою жизнь. Поэтому главным средством понимания личности является скорее субъективность, а не так называемая объектив­ная оценка.

5. Поведение может меняться на протяжении всей жизни че­ловека в соответствии как с непосредственными требованиями ситуации, так и с долгосрочными целями, присущими его стилю жизни. Стиль жизни остается относительно постоянным на про­тяжении жизни, убеждения же под влиянием психотерапии мо­гут измениться.

6. Согласно концепции Адлера, не причины принуждают человека, то есть человека определяют не наследственность и окружение. Люди идут к целям, которые они сами выбрали, целямкоторые дадут им место в этом мире и сохранят самоуважение. Жизнь является динамичным стремлением. Жизнь человеческой души — это не «существова­ние», а «становление».

8. На протяжении жизни индивид сталкивается с альтерна­тивами. Он может выбрать цели по­лезные, несущие вклад в общество, а может посвятить себя бес­полезной стороне жизни. Он может выбрать быть целенаправ­ленным образом или может, как это делают невротики, заботиться о се­бе и о своем превосходстве, оберегая свое чувство личной значимости от угроз.

9. Чувства невротика проистекает из убеждения, что жизнь и люди враждебны, а он неполноценен. В результате он отстраняется от прямого решения проблем и пытается достичь лично­го превосходства при помощи средств, защищающих его самооценку: сверхкомпенсации, надевания маски, путем отказа стремления браться только за те задачи, где исход обещает быть успешным.

10. Жизнь бросает нам вызов в виде жизненных задач. Адлер явно назвал три из них и упоминал и другие, не давая им специ­ального названия. Первоначальными тре­мя задачами были задачи, связанные с обществом, работой и по­лом. Первую мы уже упоминали. Вторая: поскольку мы пред­ставлены двумя полами, то мы также должны определить наши поло­вые роли, частично на основе культурных определений и стерео­типов, и приучить себя к общению с другим, а не противополож­ным полом. Другие люди другого пола не представляют собой врагов. Они наши друзья, с которыми мы должны научиться ра­ботать вместе. И третья: поскольку ни одна личность не может претендовать на самодостаточность, то мы взаимозависимы. Каждый из нас зависим от труда других людей. В свою очередь, они зависимы от нашего вклада. Таким образом, работа стано­вится необходимой для человеческого выживания. Кооператив­ный индивид с готовностью принимает на себя эту роль и актив­но принимает участие в деятельности человечества.

11. Жизнь не имеет изначально присущего смысла. Мы сами придаем смысл жизни, каждый из нас на свой собственный ма­нер. Наше поведение определяется тем значением, которое мы приписываем жизни. Мы будем вести себя так, как если бы жизнь действительно соответствовала нашим ощущениям, и поэтому определенные ее значения будут иметь больший практический смысл, чем другие. Оптимисты будут иметь жизнь возможностей и надежд использовать свои шансы и не будут обескуражены не­удачей или неблагоприятным исходом. Они смогут провести раз­личие между неудачей и тем, чтобы быть неудачником. Пессими­сты будут избегать любых рисков, которые несет с собой жизнь. Они будут отказываться от попыток, а если они все же решатся, то будут саботировать свои усилия и скорее всего лишь подтвер­дят сложившиеся ранее пессимистические предчувствия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...