Правовые нормы, регламентирующие деятельность УВД
Расследование преступлений, изобличение виновных лиц и исполнение уголовного наказания представляют, на первый взгляд, два малосвязанных этапа борьбы с преступностью. Однако в своей практической деятельности органы дознания и следствия, учреждения и органы, исполняющие наказания, тесно связаны между собой и активно содействуют друг другу в выполнении поставленных перед ними задач. Особенно этоотносится к взаимодействию органов следствия и исправительных учреждений. Уголовно-процессуальное законодательство возложило на органы следствия не только раскрытие преступлений и разоблачение преступника, но и установление причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также принятие мер по устранению таких причин и условий. Данное положение имеет принципиальное значение для предупреждения преступлений, в частности для выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений лицами, отбывающими наказание. Например, следователь может выявить недостатки в организации и деятельности исправительного учреждения. Он, руководствуясь нормами УПК, вносит в администрацию исправительного учреждения представление об устранении установленных им в процессе следствия недостатков, способствующих совершению осужденными новых преступлений. Представления следователей в адрес администрации исправительного учреждения содействуют улучшению работы учреждений, укреплению дисциплины среди осужденных, повышению результативности воспитательного процесса. Аналогичные примеры имеют место и при исполнении наказания в дисциплинарных воинских частях. Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания, с судами. Суды, учреждения и органы, исполняющие наказания, тесно взаимодействуют в своей работе. Специфика такой работы обусловливается особой ролью судов, не только применяющих наказание или освобождающих от него, но и осуществляющих на основе ст. 20 УИК судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, на которые возложено исполнение приговоров.
Уголовное судопроизводство способствует воспитанию граждан, в том числе и подсудимых, в духе неуклонного исполнения законов Российской Федерации и уважения прав и свобод человека и гражданина. Председательствующий в ходе судебного разбирательства, исходя из требований уголовно-процессуального законодательства, руководит судебным заседанием, обеспечивая воспитательное воздействие судебного процесса. Наконец, применяя меры уголовного наказания, суд не только карает преступников и тем самым способствует восстановлению социальной справедливости, но и имеет своей целью их исправление. Эффективность исполнения наказания непосредственно зависит от справедливости вынесенного приговора. Если правильно применены общие начала назначения наказания, закрепленные в ст. 60 УК, если наказание справедливо, соразмерно и соответствует характеру общественной опасности совершенного преступления и личности виновного, оно будет способствовать исправлению преступника. Наличие общих задач по обеспечению правопорядка на территориях субъектов Российской Федерации и местного самоуправления предполагает тесное взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с органами государственной власти и органами местного самоуправления указанных территорий. Такое взаимодействие имеет законодательную основу. Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», УИК определяют основные направления взаимодействия указанных органов. Прежде всего, это взаимодействие по оказанию материальной и иной помощи исправительным учреждениям.
Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, и аппаратов милиции направлено на решение двух задач. Первая — обеспечение правопорядка во время отбывания наказания, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, совершаемых осужденными во время отбывания наказания. Для решения этой задачи, например при исполнении лишения свободы, оперативные аппараты исправительных учреждений, а также уполномоченные на то органы (включая оперативные аппараты милиции) проводят оперативно-розыскную работу (ч. 2 ст. 84 УИК). Она направлена на обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений, иных лиц; на выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, розыск бежавших и уклоняющихся от отбывания наказания осужденных и т. д. Вторая задача - профилактика и предотвращение преступлений со стороны освобожденных от наказания лиц, в первую очередь судимых за тяжкие преступления, а также тех освобожденных, которые в период отбывания наказания зарекомендовали себя с отрицательной стороны. Во взаимодействии указанных органов можно условно выделить два этапа. Первый - подготовительный - начинается не позднее, чем за два месяца до истечения срока ареста или шести месяцев до освобождения от отбывания наказания. Формой взаимодействия учреждений и органов, исполняющих наказание, и аппаратов милиции на данном этапе могут быть беседы с осужденными, подлежащими освобождению, об условиях и правилах жизни после освобождения, месте будущего проживания и работы и т. д. Такие беседы содействуют более ответственному отношению со стороны осужденных к акту освобождения, к своим гражданским правам и обязанностям. В этот же период происходит информирование органов внутренних дел, органов местного самоуправления и федеральной службы занятости о предстоящем освобождении осужденного, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях (ч. 1 ст. 180 УИК). Второй этап взаимодействия — взаимное информирование учреждений и органов, выполняющих наказание, милиции об освобожденных и принятие совместных мер по предупреждению с их стороны новых преступлений.
Например, информация администрации исправительных учреждений аппаратов содержит наряду с общими сведениями, характеризующими личность освобожденного, его связи с преступными элементами, намерения, если они были установлены впроцессе отбывания наказания, и другие данные, могущие представлять интерес для милиции в целях предупреждения повторных преступлений со стороны таких лиц. Тесное взаимодействие администрации мест лишения свободы и иных органов, исполняющих наказания, с аппаратами милиции по закреплению результатов исправительного воздействия является предпосылкой предупреждения новых преступлений со стороны освобожденных от отбывания наказания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбор и анализ юридических норм образуют правовую основу дела. Соответствующие действия касаются здесь прежде всего текста закона, иного акта. Они могут быть обозначены как “критика” нормы (акта). Это значит, что перед применением закона нужно его “покритиковать”, т.е тщательно, всесторонне, с разумной придирчивостью проверить возможность применения юридических норм к данному случаю.
Список использованной литературы
1. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юридическая лит., 1994,-С. 86-56 2. Кашанина Т.В, Кашанин А.В. Основы государства и права: Пособие для учащихся.- М.: НОРМА-ИНФРА, 1998, - С.57-71. 3. Клепцова Т.Н. Теория государства и права: Тексты лекций // Основы государства и права.- 1998. - №4.- С.13-18. 4. Спасов Б.П. Закон и его толкование.- М., 1986.- С.55-64. 5. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко.- М., 1996.- С.83-99. 6. Швалев А.В. Право как объект изучения наук: Разнообразие определений права. Сущность, социальное значение и определение современного понятия права // Основы государства и права.- 1998.-№5.- С.30-31
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|