Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эго-психология Э. Эриксона

Лекция 6

Постфрейдистский психоанализ и эго-психология.

Социально-психологические теории Э. Эриксона (1902-1994), Э. Фромма (1900-1980), К. Хорни (1885-1952) и Г. Салливана (1892-1949)

 

Понимание человеческой души должно основываться на анализе человеческих потреб­ностей, вырастающих из условий его суще­ствования.

Э. Фромм

Всех постфрейдистов (или, как их называли, нео­фрейдистов) объединяет уход от приверженности Фрей­да инстинктам (в частности, сексуальным) и стремле­ние изучить влияние социума и культуры на развитие и становление человеческой личности, а также на воз­никновение у нее невротических отклонений.

Собственно, первым таким «психосоциологом» был Адлер, видевший и в развитии ребенка, и в формиро­вании типов взрослого человека социальные корни. Последующие аналитики пытались сохранить ядро фрейдовского анализа (лишив его основного компонента — «десексуализировав» его, как говорил сам Фрейд), сделав акцент на эго-процессах и проследив их разви­тие и формирование при становлении личности. Наи­более крупным эго-психологом был Э. Эриксон. Прин­ципы классического психоанализа подвергались кри­тике и со стороны таких известных аналитиков-пост­фрейдистов, как Э. Фромм (стоявший на позициях гу­манистического направления в психоанализе), К. Хорни (рассматривавшая социокультурные корни форми­рования личности), Г. Салливан (создавший направле­ние межличностной теории психиатрии).

Эго-психология Э. Эриксона

Эрик Эриксон наиболее важной проблемой психо­анализа считал изучение адаптивных способностей Эго в связи с развитием индивида. Он считал, что воздей­ствия на состояния Эго многогранны: это и биологи­ческие, и психологические, и социальные влияния. Сам он обучался психоанализу в Вене у Анны Фрейд, кото­рую также относят к эго-психологам.

Эриксон не считал себя ревизионистом фрейдизма, напротив, он настаивал на том, что его идеи являются лишь развитием классического психоанализа Фрейда. Действительно, он придерживался фрейдовской кон­струкции личности, хотя делал акцент не на Ид, а на Эго, считая, что поведение определяется не из Ид — бессознательными процессами, а из Эго — процессами осознанными. Эриксон, как и Фрейд, изучал фиксиро­ванные периоды развития ребенка, уделяя внимание биологическим и сексуальным основам формирования личности, но при этом считал более существенной со­циокультурную ориентацию развивающегося Эго. И если Фрейд рассматривал формирование личности лишь в период до генитальной стадии, то, по Эриксону, раз­витие личности продолжается в течение всей жизни человека.

Эриксон выделяет восемь эпигенетических стадий психосоциального развития личности, разделенных кризисами (переломными моментами в развитии), вклю­чающими и позитивные, и негативные моменты в восприятии себя и среды.

1) орально-сенсорная ста­дия, или младенчество (от рождения до года),

2) мышечно-аналъная, или раннее детство (1-3 года),

3) локомоторно-гениталъная, или возраст игры (3-6 лет),

4) ла­тентная, или школьный возраст (6-12 лет),

5) подрос­тковая, или юность (12-19 лет),

6) ранняя зрелость (20-25 лет),

7) средняя зрелость (26-64 года),

8) по­здняя зрелость (от 65 лет до смерти).

Каждая стадия порождает свой психосоциальный кризис.

В случае успешного разрешения кризиса выявля­ются сильные стороны Эго. Так, успешное разрешение кризиса первой стадии порождает надежду, разреше­ние кризиса второй стадии — силу воли, кризиса тре­тьей стадии — цель, четвертой стадии — компетент­ность, пятой стадии — верность, шестой стадии — лю­бовь, седьмой стадии — заботу, восьмой — мудрость. В таблице 1 сведены все характеристики эпигенетичес­ких стадий психосоциального развития по Э. Эриксону.

1. Так, кризис первой стадии выражается в альтернативе: базальное доверие — базальное недове­рие; При этом разрешение кризиса младенческого возра­ста зависит от внимания матери, от того, насколько она смогла передать ребенку чувство узнавания и «внут­ренней определенности», когда у ребенка в ответ воз­никает ощущение доверия к близким людям и к миру, исчезает страх «отделения» от матери, когда она почему-либо отсутствует, и, как результат, возникает на­дежда на то, что все будет хорошо.

2. Кризис второй стадии: автономия — стыд и сомне­ние; Разрешение кризи­са раннего детства базируется на результатах преодо­ления кризиса младенчества: при наличии доверия лег­че воспитывается автономия и самостоятельность ре­бенка («Я сам»), и наоборот, при разрешении первого кризиса в сторону недоверия, зависимости, при нетер­пеливости родителей у ребенка формируются сомне­ния и стыд за свою беспомощность.

3. Кризис третьей стадии: инициативность — вина; Разрешение кри­зиса третьей стадии — возраста игры — так же базиру­ется на результате преодоления предыдущего кризиса: автономия, определившая воспитание силы воли, спо­собствует развитию инициативности и в итоге порож­дению цели действия; если же результатом преодоле­ния кризиса второй стадии явились сомнения и стыд, то вернее всего кризис третьей стадии найдет разреше­ние в чувстве вины.

4. Кризис четвертой стадии: трудолюбие — неполноцен­ность; Впоследствии кризис школьного возраста у инициативных детей приводит к консоли­дации трудолюбия и возникновению ощущения ком­петентности, а у детей с чувством вины — к развитию комплекса неполноценности и чувству некомпетентно­сти.

5. Кризис пятой стадии: эго-идентичность — роле­вое смешение; Кризис юности при положительном разрешении и на фоне положительного разрешения предыдущего кризиса порождает эго-идентичность (т.е. самоопреде­ление, ощущение самотождественности, чувство само­достаточности), в случае же отрицательного разреше­ния кризиса появляется ощущение ролевого смешения, т.е. возникает, по Эриксону, кризис идентичности, при­водящий к неуверенности, к неспособности сделать верный выбор.

6. Кризис шестой стадии: интимность — изоляция; Кризис шестой стадии при положитель­ном разрешении и на фоне выработанной эго-идентичности приводит к возможности установить в межлич­ностных отношениях интимность (имеется в виду возможность полного слияния собственной идентичности с идентичностью другого человека без страха потерять себя и, как следствие, любовь: это касается и супру­гов, и друзей, но для этого необходимо, чтобы эго-идентичность достигла полного развития и стабилизации), в противном случае наступает изоляция, не приводя­щая людей к истинному сближению и даже препят­ствующая ему.

7. Кризис седьмой стадии: продуктивность — застой; Кризис седьмой стадии (или кризис стар­шего возраста) приводит при положительном разреше­нии к продуктивности, проявляющейся в заботе о вну­ках, учениках, идеях, остающихся для следующих поколений, а при отрицательном — к инертности, за­стою, безразличию.

8. И, наконец, результат жизни — восьмая стадия и ее кризис (эго-интеграция — отча­яние), приводящий продуктив­ного человека, как правило, к эго-интеграции и муд­рости, а инертного — к отчаянию и страху смерти.

Таблица 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...