Эго-психология Э. Эриксона
Лекция 6 Постфрейдистский психоанализ и эго-психология. Социально-психологические теории Э. Эриксона (1902-1994), Э. Фромма (1900-1980), К. Хорни (1885-1952) и Г. Салливана (1892-1949)
Понимание человеческой души должно основываться на анализе человеческих потребностей, вырастающих из условий его существования. Э. Фромм Всех постфрейдистов (или, как их называли, неофрейдистов) объединяет уход от приверженности Фрейда инстинктам (в частности, сексуальным) и стремление изучить влияние социума и культуры на развитие и становление человеческой личности, а также на возникновение у нее невротических отклонений. Собственно, первым таким «психосоциологом» был Адлер, видевший и в развитии ребенка, и в формировании типов взрослого человека социальные корни. Последующие аналитики пытались сохранить ядро фрейдовского анализа (лишив его основного компонента — «десексуализировав» его, как говорил сам Фрейд), сделав акцент на эго-процессах и проследив их развитие и формирование при становлении личности. Наиболее крупным эго-психологом был Э. Эриксон. Принципы классического психоанализа подвергались критике и со стороны таких известных аналитиков-постфрейдистов, как Э. Фромм (стоявший на позициях гуманистического направления в психоанализе), К. Хорни (рассматривавшая социокультурные корни формирования личности), Г. Салливан (создавший направление межличностной теории психиатрии). Эго-психология Э. Эриксона Эрик Эриксон наиболее важной проблемой психоанализа считал изучение адаптивных способностей Эго в связи с развитием индивида. Он считал, что воздействия на состояния Эго многогранны: это и биологические, и психологические, и социальные влияния. Сам он обучался психоанализу в Вене у Анны Фрейд, которую также относят к эго-психологам.
Эриксон не считал себя ревизионистом фрейдизма, напротив, он настаивал на том, что его идеи являются лишь развитием классического психоанализа Фрейда. Действительно, он придерживался фрейдовской конструкции личности, хотя делал акцент не на Ид, а на Эго, считая, что поведение определяется не из Ид — бессознательными процессами, а из Эго — процессами осознанными. Эриксон, как и Фрейд, изучал фиксированные периоды развития ребенка, уделяя внимание биологическим и сексуальным основам формирования личности, но при этом считал более существенной социокультурную ориентацию развивающегося Эго. И если Фрейд рассматривал формирование личности лишь в период до генитальной стадии, то, по Эриксону, развитие личности продолжается в течение всей жизни человека. Эриксон выделяет восемь эпигенетических стадий психосоциального развития личности, разделенных кризисами (переломными моментами в развитии), включающими и позитивные, и негативные моменты в восприятии себя и среды. 1) орально-сенсорная стадия, или младенчество (от рождения до года), 2) мышечно-аналъная, или раннее детство (1-3 года), 3) локомоторно-гениталъная, или возраст игры (3-6 лет), 4) латентная, или школьный возраст (6-12 лет), 5) подростковая, или юность (12-19 лет), 6) ранняя зрелость (20-25 лет), 7) средняя зрелость (26-64 года), 8) поздняя зрелость (от 65 лет до смерти). Каждая стадия порождает свой психосоциальный кризис. В случае успешного разрешения кризиса выявляются сильные стороны Эго. Так, успешное разрешение кризиса первой стадии порождает надежду, разрешение кризиса второй стадии — силу воли, кризиса третьей стадии — цель, четвертой стадии — компетентность, пятой стадии — верность, шестой стадии — любовь, седьмой стадии — заботу, восьмой — мудрость. В таблице 1 сведены все характеристики эпигенетических стадий психосоциального развития по Э. Эриксону.
1. Так, кризис первой стадии выражается в альтернативе: базальное доверие — базальное недоверие; При этом разрешение кризиса младенческого возраста зависит от внимания матери, от того, насколько она смогла передать ребенку чувство узнавания и «внутренней определенности», когда у ребенка в ответ возникает ощущение доверия к близким людям и к миру, исчезает страх «отделения» от матери, когда она почему-либо отсутствует, и, как результат, возникает надежда на то, что все будет хорошо. 2. Кризис второй стадии: автономия — стыд и сомнение; Разрешение кризиса раннего детства базируется на результатах преодоления кризиса младенчества: при наличии доверия легче воспитывается автономия и самостоятельность ребенка («Я сам»), и наоборот, при разрешении первого кризиса в сторону недоверия, зависимости, при нетерпеливости родителей у ребенка формируются сомнения и стыд за свою беспомощность. 3. Кризис третьей стадии: инициативность — вина; Разрешение кризиса третьей стадии — возраста игры — так же базируется на результате преодоления предыдущего кризиса: автономия, определившая воспитание силы воли, способствует развитию инициативности и в итоге порождению цели действия; если же результатом преодоления кризиса второй стадии явились сомнения и стыд, то вернее всего кризис третьей стадии найдет разрешение в чувстве вины. 4. Кризис четвертой стадии: трудолюбие — неполноценность; Впоследствии кризис школьного возраста у инициативных детей приводит к консолидации трудолюбия и возникновению ощущения компетентности, а у детей с чувством вины — к развитию комплекса неполноценности и чувству некомпетентности. 5. Кризис пятой стадии: эго-идентичность — ролевое смешение; Кризис юности при положительном разрешении и на фоне положительного разрешения предыдущего кризиса порождает эго-идентичность (т.е. самоопределение, ощущение самотождественности, чувство самодостаточности), в случае же отрицательного разрешения кризиса появляется ощущение ролевого смешения, т.е. возникает, по Эриксону, кризис идентичности, приводящий к неуверенности, к неспособности сделать верный выбор.
6. Кризис шестой стадии: интимность — изоляция; Кризис шестой стадии при положительном разрешении и на фоне выработанной эго-идентичности приводит к возможности установить в межличностных отношениях интимность (имеется в виду возможность полного слияния собственной идентичности с идентичностью другого человека без страха потерять себя и, как следствие, любовь: это касается и супругов, и друзей, но для этого необходимо, чтобы эго-идентичность достигла полного развития и стабилизации), в противном случае наступает изоляция, не приводящая людей к истинному сближению и даже препятствующая ему. 7. Кризис седьмой стадии: продуктивность — застой; Кризис седьмой стадии (или кризис старшего возраста) приводит при положительном разрешении к продуктивности, проявляющейся в заботе о внуках, учениках, идеях, остающихся для следующих поколений, а при отрицательном — к инертности, застою, безразличию. 8. И, наконец, результат жизни — восьмая стадия и ее кризис (эго-интеграция — отчаяние), приводящий продуктивного человека, как правило, к эго-интеграции и мудрости, а инертного — к отчаянию и страху смерти. Таблица 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|