Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 7: Особенности психологической работы с клоентом в гештальт-подходе

 

Гештальт-терапия (от нем. Gestalt — образ, форма, структура + греч. therapeia — лечение) — форма психотерапии, разработан­ная в рамках гештальтпсихологии Фредериком Перлзом.

Гештальт-терапия — это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достиже­ние большей внутриличностной целостности, большей напол­ненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внеш­ним миром, в том числе с окружающими людьми.

В психологии под гештальтом понимают специфическую ор­ганизацию частей, которая составляет определенное целое. Геш­тальт-психология — это направление психологической мысли, которое возникло в начале XX века и исходило из того, что ана­лиз частей не может обеспечить понимание целого. Эксперимен­ты гештальт-психологов показали, что человеческое восприятие не детерминировано механическим суммированием внешних раздражителей, а обладает своей собственной организацией. В своем восприятии организм выбирает то, что ему важно и ин­тересно.

Например, жажда побуждает человека выделять стакан воды на столе, уставленном яствами, как значимую фигуру, но когда жажда будет утолена, скорее всего, его внимание при­влечет что-то другое.

Восприятие устроено таким образом, что значимая фигура выделяется на первый план, будь то образ лю­бимого человека или ощущение голода. Все остальные объекты в этот момент слива­ются, становятся нечеткими и уходят в так называемый фон. Для иллюстрации этого феномена существуют картинки, содер­жащие двойные изображения. Открытия гештальт-психологов имели важные философские следствия: человек ответствен за то, что именно он воспринимает и как себя чувствует.

Гештальт-психология повлияла на формирование представ­ления об организме как о едином целом, неделимом на отдельные части (например, на независимо существующие органы пли независимо существующие душу и тело).

Теоретические открытия гештальт-психологии к практике психотерапии применил в 40-е годы XX века известный среди профессионалов своего времени психоаналитик Фриц (Фреде­рик Соломон) Перлз. В то время его не устраивали многие по­ложения современного ему психоанализа, в частности, преиму­щественно интеллектуальный характер переработки проблем пациента. Фредерик Перлз задумался о создании собственной системы психотерапии.

В целом теория гештальт-терапии основывается на следую­щих положениях.

• Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например, психику и тело, является искусственным.

• Человек и окружающая его среда представляют собой еди­ный гештальт, структурное целое, которое называют по­лем организм-окружающая среда. Среда влияет на орга­низм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружаю­щих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться.

• Человеческое поведение, согласно теории гештальт-тера­пии, подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на осно­ве саморегуляции. Насущная потребность возникает и на­чинает занимать доминирующее внимание организма — фигура проявляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в дан­ном примере) приводит к удовлетворению потребности — гештальт завершается и разрушается.

Контакт — базовое понятие гештальт-терапии. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, так же как в пространстве, лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в сре­де, лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружа­ющей средой, в гештальт-терапии называют границей кон­такта. То, насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия опи­сывает типичные нарушения контактной границы, кото­рые делают взаимодействие со средой, в том числе меж­личностное, неэффективным.

Осознание — осведомленность о том, что происходит вну­три организма и в его окружающей среде. Осознание не­тождественно интеллектуальному знанию о себе и окру­жающем мире. Оно включает переживание восприятия как стимулов внешнего мира, так и внутренних процессов организма — ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности — идей, образов, воспоминаний и предвос­хищений, то есть охватывает многие уровни. Осознанием, за исключением его мыслительного слоя, обладают и жи­вотные. Однако в цивилизованном мире у людей гипер­трофировано мышление в ущерб эмоциям и восприятию внешнего мира. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, дает реальную информацию о по­требностях организма и об окружающей среде. Основная цель практики гештальт-терапии — это расширение осо­знания. Огромное количество человеческих проблем свя­зано с тем, что подлинное осознание реальности подменя­ется интеллектуальными и, зачастую, ложными представ­лениями о ней, например, о том, что можно ожидать от людей, как они относятся ко мне, что я должен хотеть и что должен делать. Такие ложные представления засло­няют реальность и затрудняют удовлетворение потребно­стей организма — процесс формирования и разрушения гештальта нарушается. Гештальт-терапия исходит из того, что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, то они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтому терапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания.

Здесь и теперь — принцип, который означает, что актуаль­ное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о про­шлом или будущем, все они находятся в настоящем мо­менте. Использование этого принципа позволяет интенси­фицировать процесс осознания.

Ответственность способность отвечать на происходя­щее и выбирать свои реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осо­знает реальность, тем в большей степени он способен отве­чать за свою жизнь — за свои желания, действия, говоря словами Перлза, опираться на себя.

Феноменологический подход в гештальт-терапии реализует­ся через то, что терапевт с уважением относится как к субъек­тивному опыту клиента, так и к своему субъективному личному опыту. Гештальт-терапевт не вкладывает какого-либо опреде­ленного значения в переживания и поведение клиента, в про­цессе осознавания клиент сам обнаруживает их значение.

Главная цель гештальт-терапии — достижение возможно бо­лее полного осознания себя: своих чувств, потребностей, жела­ний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознания внешнего ми­ра, прежде всего мира межличностных отношений. Гештальт-терапия не стремится к немедленному изменению поведения и быстрому устранению симптомов. Устранение симптомов или изменение поведения, достигнутое без достаточного осо­знания, не дает стойких результатов или приводит к возникно­вению новых проблем на месте старых.

В результате гештальт-терапии клиент приобретает способ­ность сознательно выбирать свое поведение, используя различ­ные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более напол­ненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он. становится устойчивым к манипуляциям дру­гих людей и сам способен обходиться без манипуляций, други­ми словами, он научается стоять на собственных ногах.

Гештальт-терапия проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме. Если гештальт-терапия проводится в груп­пе, то психотерапевт обычно работает с одним (реже с двумя) из участников. Остальные члены группы могут идентифицировать­ся с «работающим» участником, оказывать ему эмоциональную поддержку, а в некоторых случаях обеспечивать обратную связь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...