Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия организации гармоничного семейного воспитания




В «Законе Российской Федерации об образовании» гово­рится: родители являются первыми воспитателями и педа­гогами. В семье закладываются основы физического и нравственного развития личности. Конечно, общую формулу успешного воспитания, одинаково подходящую ко всем си­туациям привести невозможно, но на основании обобщения передового педагогического опыта можно назвать некото­рые слагаемые успеха. Большую роль в семейном воспитании оказывает семейная атмосфера.

Семейная атмосфера - совокупность многих факторов, способов и приемов влияния на детей, взаимоотношений между членами семьи. Благоприятный нравственно-эмоциональный микроклимат в семье создается общей ду­ховной культурой. В семье должны проводиться совместные беседы, обсуждаться прочитанные книги, журналы, про­смотренные фильмы. Такие беседы помогают родителям на­блюдать, как у ребенка формируются убеждения, взгляды на окружающий мир, помогают им выработать оценочные су­ждения в отношении действий и поступков своих сверстни­ков, своих собственных и поступков взрослых людей.

Семья может и должна приобщать ребенка к культуре, к человеческим ценностям, научить малыша не отступать пе­ред трудностями, сделать его неуязвимым против любого дурного влияния. Культура использования свободного вре­мени закладывается в совместных походах в кино, театры, музеи, совместных занятиях спортом. Нравственному спло­чению старших и младших членов семьи способствует со­вместная увлеченность каким-либо делом, например, резь­ба, вышивка и т.д.

Благоприятная обстановка создается тогда, когда роди­тели с большим уважением относятся к учебным делам сво­их детей.

Таким образом, мы можем наблюдать закономерную связь между психологическим климатом и результатом воспитания детей.

Другим важным условием успешного воспитания детей яв­ляется авторитет родителей. Под авторитетом родителей следует понимать влияние родителей на детей, основанное на уважении и любви, доверии к жизненному опыту родите­лей, к их словам, делам, поступкам. Большой вклад в пе­дагогическую науку и в понимание родительского авторитета внес А. С. Макаренко [22]. Анализируя опыт семейного воспитания, Макаренко пришел к выводу, что далеко не все родители понимают значение авторитета в воспитании детей. Он критикует ложные обоснования авторитета и вы­деляет несколько видов ложного авторитета3:

Авторитет подавления - в таких ситуациях, когда отец - деспот, мать не имеет права голоса. Дети, становясь старше, либо мстят за свое подавленное детство, либо вырастают безвольными.

Авторитет чванства - родители без конца кичатся свои­ми заслугами, а дети берут пример и в кругу сверстников тоже начинают задаваться.

Авторитет педантизма родители держат детей в пови­новении, основываясь на приказах. У детей не развивает­ся самостоятельность, не проявляя инициативу, они ждут указания взрослых. Часто на приказы взрослых отвечают сопротивлением.

Авторитет резонерства -родители без конца поучают де­тей, насилуют сознание ребенка нотациями, в результате дети привыкают, не реагируют, в конце концов, озлобля­ются и перестают слушать и уважать родителей.

Авторитет любви - родители, где надо и не надо, пока­зывают свою любовь к детям: «Не кушаешь кашку, значит, маму не любишь?» Такая чрезмерная, показная любовь ве­дет к эгоизму ребенка, дети быстро приспосабливаются, растут холодными и расчетливыми.

Авторитет доброты - детское послушание покупается мягкостью и уступчивостью родителей. Это приводит к то­му, что дети начинают манипулировать родителями.

Авторитет подкупа - самый опасный из всех видов лож­ного авторитета - расположение и послушание детей покупается различными подарками. Дети вырастают приспособ­ленцами.

В чем же состоит истинный авторитет, на каких основа­ниях он должен строиться? «главным обоснованием автори­тета только и может быть работа родителей, их моральный облик, их поведение»

- так отвечал на этот вопрос А.С. Макаренко [].

Ребенок должен знать, где и кем работают его родите­ли, чем они занимаются, каковы их интересы, увлечения. Ведь представления ребенка о мире, о его ценностях, за­висят от взглядов и влияния родителей

Воспитание и в школе, и в семье необходимо строить на любви и доверии, на безграничном уважении чувства дос­тоинства каждого ребенка. Родители должны не только знать интересы, не только интересоваться его делами, обращать внимание на то какое настроение у малыша, ка­ково его самочувствие, но и ободрять, помогать малышу. Строгие требования необходимы, но при этом ни в коем случае нельзя задевать детское самолюбие, унижать, обя­зательно нужно учитывать индивидуальные особенности ре­бенка, Не следует ограничивать личную свободу ребенка. Классический пример - вопрос о дисциплине. Это может произойти, если любопытство родителей будет слишком на­зойливым. Родительская любовь должна подкреплять авто­ритет.

Любя детей, надо научить и их относиться с любовью к своим близким - родителям, бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам и др. Необходимо воспитать в их сердце отзывчи­вость, научить чувствовать, сопереживать, то есть вос­питать культуру чувств. Чувство любви и заботы о близ­ких гораздо легче воспитывать, если семья состоит из трех поколений. В таких семьях легче воспитать уважение к старшим.

Таким образом, основной смысл родительского авторите­та в семье сводится к тому, что родители своими делами и поступками дают достойный образец поведения и поступ­ков. Рядом с ребенком находится человек, кем он доро­жит, кем восхищается и одухотворяется как образцом нравственности.

Современная семья, как правило, малодетна, и родители детям уделяют больше внимания. В результате это приво­дит к снижению самостоятельности у детей. Современные общественные условия требуют предприимчивости, волевых качеств, деловитости.

Большое значение в воспитании детей имеет приобщение с ранних лет к труду. Типичные ошибки родителей заклю­чаются в недопонимании воспитательного значения труда для детей, оберегании их от труда. Воспитывать же тру­долюбие и самостоятельность необходимо, особенно в наше время. Психологи утверждают, что ограничение самостоя­тельности особенно отрицательно сказывается на интел­лектуальном развитии мальчиков-подростков. Кроме того, у многих детей развивается потребительский взгляд на вещи, неумение ценить труд. Родителям следует включать подростков в обсуждение семейного бюджета, совместно планировать доходы и расходы. Необходимо с ранних лет приобщать ребенка к конкретным делам, например, кормить и выгуливать домашних питомцев, делать не сложные, обы­денные покупки. Постепенно это становится прямой обя­занностью ребенка. Посильный труд ребят нужно поощрять. Это может быть и просто похвала и небольшое материаль­ное поощрение.

Детям надо прививать любовь к чтению. Чтение играет важную роль в жизни ребенка. Его роль так велика, что его значение трудно переоценить. Книги расширяют кру­гозор малыша, формируют идеалы, стремление подражать героям, учит хорошим поступкам и пониманию красоты в жизни. Самостоятельное чтение доставляет ребенку массу впечатлений, заставляет думать и размышлять над прочи­танным, формирует образное мышление. Хорошо читающие дети прекрасно решают задачи, быстро ориентируются в выполнении упражнений, у них не возникает трудностей в пересказе любого текста.

Распорядок дня - это хорошее средство воспитания организованности, аккуратности, дисциплинированности и других личных качеств у детей. Режим дня определяется анатомо-физиологическими особенностями и педагогическими зада­чами воспитания. Режим дня обязательно включает в себя питание, полный отдых-сон и активный отдых в перерывах между различными видами деятельности, а также умствен­ный и физический труд.

Таким образом, мы рассмотрели основные условия, обес­печивающие успех воспитания. Результативность также за­висит от тех методов, средств и приемов воздействия на детей, какие применяет семья.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...