Глава 30. Преступления против государственной власти,
ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
Комментарий к статье 285
1. Использование служебных полномочий предполагает совершение деяния по реализации определенных прав и обязанностей должностного лица, установленных законом, указом или иным нормативным актом. Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы понимается совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, входящие в круг его должностных полномочий, при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица) (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" <1>).
-------------------------------- <1> БВС РФ. 2009. N 12.
Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности. 2. Под нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан; права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением). 3. Судебная практика признает следующие основные разновидности причинения вреда, затрагивающего интересы граждан, организаций и государства: - физический (телесные повреждения, смерть); - имущественный (материальный ущерб, упущенная выгода, разрушения, повреждения и т.п.); - организационный (приостановка деятельности предприятия, организации, дезорганизация деятельности того или иного звена государственного аппарата, срыв общественных мероприятий, спортивного соревнования и т.п.); - причиненный интересам правосудия (сокрытие и непостановка на учет преступлений и непринятие мер к их расследованию). 4. При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного физического, морального или имущественного вреда и т.п.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной. Обязательным ее признаком является мотив - корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстная заинтересованность предполагает стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврат имущества, погашение долга, оплата услуг, уплата налогов). Личная заинтересованность заключается в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность. 6. Субъект преступления специальный - должностное лицо. Признаки должностного лица указаны в примечании к комментируемой статье. Им предусматриваются три категории должностных лиц: 1) представители власти; 2) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ; 3) лица, находящиеся на службе в тех же органах и выполняющие административно-хозяйственные функции. Указанные функции могут выполняться на постоянной основе, временно или по специальному полномочию. 7. Понятие представителя власти дано в примечании к ст. 318 УК. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" разъясняется, что к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными функциями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности (п. 3).
Не признаются представителями власти технические работники и работники, не относящиеся к оперативному составу (заведующие канцеляриями, юристы, работники хозяйственных служб), хотя они могут быть должностными лицами по другим указанным в законе признакам (при наличии, например, организационно-распорядительных функций). Представителями власти являются военнослужащие внутренних войск при исполнении возложенных на них обязанностей боевой службы по оказанию содействия органам внутренних дел РФ в охране общественного порядка (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе"), обеспечении общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения, охране важных государственных объектов и специальных грузов, охране исправительных учреждений, конвоировании осужденных и лиц, заключенных под стражу, работники ведомственной и вневедомственной охраны, контролеры исправительных учреждений и следственных изоляторов (Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 января 1986 г. N 4 "О квалификации преступлений по службе, совершенных контролерами исправительно-трудовых учреждений и следственных изоляторов" <1>). -------------------------------- <1> БВС СССР. 1986. N 2.
К представителям власти относятся судьи, прокуроры, их помощники, следователи, руководители, аудиторы и инспекторы Счетной палаты РФ. 8. Представителями власти признаются также лица, выполняющие функции временно или по специальному полномочию, например присяжные заседатели в судах. Выполнение функций представителя власти по специальному полномочию может быть возложено на лицо законом, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Эти функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой.
При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций. 9. Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий. 10. В Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию. Начальниками по служебному положению признаются лица, которым военнослужащие подчинены по службе. Начальники по воинскому званию определены в ст. 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2007. N 47 (ч. I). Ст. 5749.
11. Организационно-распорядительные функции заключаются в управлении людьми. Ими обладают руководители различных уровней (начальники управлений, отделов, комитетов, их заместители и т.д.) - все, у кого есть в подчинении люди. Для указанных функций характерны обязанности по подбору и расстановке кадров, принятию на работу, дача заданий для выполнения той или иной работы, контроль за ее выполнением, принятие дисциплинарных мер в виде поощрения и наказания и т.п.
12. К указанным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии). Административно-хозяйственные функции состоят в управлении (распоряжении) материальными ресурсами (финансами, имуществом и т.п.). Эти функции характерны для первых руководителей того или иного самостоятельного органа, их заместителей или руководителей финансово-хозяйственных служб - начальника финансового отдела, главного бухгалтера, начальника снабжения и т.д. Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием). 13. Определенные категории должностей могут сочетать как управленческие, так и профессиональные функции (например, у медицинских работников, преподавателей). Использование последних не образует должностного преступления. 14. Под лицами, занимающими государственные должности РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, федеральные министры, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центрального банка РФ, Председатель Счетной палаты РФ, судьи, Чрезвычайный и Полномочный посол РФ и др. Лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, являются лица, должности которых установлены конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов: президенты республик, губернаторы, руководители законодательной и исполнительной власти (председатели законодательных собраний (парламентов), правительств и т.д.), депутаты, члены правительств и др. Главами органов местного самоуправления являются главы муниципальных образований - высшие должностные лица муниципального образования, наделенные уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. 15. К тяжким последствиям могут быть отнесены тяжкое телесное повреждение, смерть, крупный материальный ущерб, крупные аварии, длительная остановка производственного процесса и др.
Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств
Комментарий к статье 285.1
1. Объективная сторона преступления состоит в расходовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенном в крупных размерах. Расходование предполагает трату этих средств не на те цели, которые определены их назначением, а на иные. Например, денежные средства, предназначенные для строительства больницы, школы, стадиона, израсходованы на приобретение транспорта для нужд получателя бюджетных средств. Временное заимствование на условиях возвратности свободных денежных средств, находящихся на счетах областных целевых бюджетных фондов, на финансирование мероприятий на цели, не соответствующие назначению этих фондов, также образует состав рассматриваемого преступления <1>. -------------------------------- <1> БВС РФ. 2001. N 6.
2. Бюджетной росписью является документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета). Бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Смета доходов и расходов представляет собой подробно расписанный их план по направлениям расходования и источникам получения. 3. Преступление образует расходование указанных средств на сумму, превышающую 1 млн. 500 тыс. руб. (крупный размер). Сумма, превышающая 7 млн. 500 тыс. руб., характеризует особо крупный размер нецелевого расходования (п. "б" ч. 2 ст. 285.1). 4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. 5. Субъект преступления специальный - должностное лицо, являющееся получателем бюджетных средств. Распоряжение финансовыми средствами осуществляется по совместному официальному документу, подписанному руководителем и лицом, ответственным за финансы (главным бухгалтером и т.д.). Эти лица и несут ответственность за рассматриваемое преступление.
Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов
Комментарий к статье 285.2
1. Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение: - по возрасту; - по болезни; - в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении; - медицинской помощи. В Российской Федерации образуются следующие государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. 2. Характеристика объективной и субъективной сторон, субъекта преступления, квалифицирующих признаков совпадает с аналогичными элементами и признаками преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК, различаясь лишь в части источника расходуемых средств (средства внебюджетных фондов).
Статья 285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений
Комментарий к статье 285.3
1. Предмет преступления - единые государственные реестры РФ и документы, послужившие основанием для внесения в них сведений. В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения по различным направлениям деятельности, имеющие, как правило, юридическое и информационное значение. Наиболее значимыми являются такие реестры, как Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), Единый государственный реестр субъектов страхового дела, Единый государственный реестр лотерей и др. 2. Объективная сторона преступления заключается во внесении недостоверных сведений в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством РФ или уничтожении, подлоге документов, которые подлежат обязательному хранению. Недостоверными являются сведения, не соответствующие действительности либо искаженные. Внесение сведений осуществляется путем записи или помещения информации на электронном носителе. Уничтожение документов предполагает их физическую ликвидацию (сжигание, разрывание, выбрасывание и т.д.). Подлог документов возможен путем как их подмены, так и внесения ложных сведений, пометок, подчисток и т.п. Обязательность хранения документов определяется соответствующими нормативными актами. 3. Преступление окончено с момента внесения недостоверных сведений, уничтожения или подлога документов. 4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. 5. Субъект преступления - должностное лицо органа, осуществляющего ведение единого государственного реестра. 6. Тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285.3) - оценочное понятие, с учетом предмета преступления наиболее вероятным представляется материальный вред.
Статья 286. Превышение должностных полномочий
Комментарий к статье 286
1. Объективная сторона преступления заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом. Таковыми следует считать действия, резко и очевидно не соответствующие полномочиям лица. 2. Превышение должностных полномочий может выражаться: - в совершении действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу) или могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия); - единоличном решении или действии, которое должно совершаться коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом (например, вынесение судьей акта, требующего решения в составе коллегии судей); - совершении действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах совершать не вправе (например, применять насилие к подозреваемому, обвиняемому) (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"). 3. О содержании последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства см. комментарий к ст. 285 УК. 4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной. 5. Субъект преступления - должностное лицо. 6. О лице, занимающем государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления см. комментарий к ст. 285 УК. 7. Содержание особо квалифицирующих признаков (ч. 3 ст. 286) практически полностью совпадает с содержанием одноименных признаков других составов преступлений. 8. При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 105 и ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК, совершенных в ходе превышения должностных полномочий, содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст. 286. 9. К специальным средствам относятся резиновые палки, наручники, служебные собаки, слезоточивый газ, водометы, бронемашины и т.п. (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий").
Статья 286.1. Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа
Комментарий к статье 286.1
1. Объективная сторона преступления состоит в неисполнении сотрудником органа внутренних дел приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону. Под неисполнением приказа следует понимать несовершение действий, предписываемых приказом, или, наоборот, непрекращение начатых действий, которые в соответствии с приказом должны быть прекращены. 2. Приказом является категорическое требование уполномоченного должностного лица о совершении того или иного действия (или прекращении его), адресованное подчиненному по службе сотруднику. Он должен быть отдан в установленном порядке и не должен противоречить закону, т.е. должен быть принят надлежащим лицом в пределах своей компетенции, в установленной форме и быть законным. Форма и порядок принятия приказов устанавливаются внутренними нормативными актами Министерства внутренних дел РФ. 3. Приказ может исходить только от начальника, назначенного на соответствующую должность в установленном порядке и не уволенного с нее (не отстраненного от должности, не находящегося в отпуске, не переведенного на другую должность). Начальником является лицо, которому по службе непосредственно или прямо подчинены другие сотрудники. 4. Приказ адресуется подчиненному сотруднику органа внутренних дел, который также назначен на соответствующую должность в установленном порядке. Не имеет значения, не исполняется приказ непосредственного начальника или вышестоящего, не исполняет приказ рядовой работник органов внутренних дел или руководитель того или иного звена органов внутренних дел. 5. Закон не оговаривает содержания действий, которые должен был совершить подчиненный сотрудник. Они могут быть самыми разнообразными. Приказ может содержать, например, требование освободить заложников, произвести задержание преступников. Соответственно, преступление будет заключаться в неисполнении этих требований. 6. Ответственности по комментируемой статье подлежит только сотрудник, не исполнивший законного приказа. Незаконный приказ не подлежит исполнению; более того, отдавший незаконный приказ и исполнивший его подлежат ответственности, в том числе и уголовной. 7. О содержании существенного вреда правам и интересам граждан либо охраняемым законом интересам общества и государства см. комментарий к ст. 285 УК. 8. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. 9. Субъект преступления специальный - сотрудник органа внутренних дел. 10. О содержании квалифицирующих признаков см. комментарий к ст. ст. 35 и 286 УК.
Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации
Комментарий к статье 287
1. Объективная сторона преступления характеризуется: 1) неправомерным (т.е. не основанным на законе) отказом в предоставлении информации (документов, материалов) Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ; 2) уклонением от предоставления информации; 3) предоставлением заведомо неполной или заведомо ложной информации. Отказ предоставить информацию - ясно выраженное в письменной или устной форме заявление должностного лица о том, что информация не будет предоставлена. Мотивы и причины непредоставления значения не имеют. При уклонении от предоставления необходимой информации должностное лицо, не заявляя о нежелании ее предоставлять, затягивает ее предоставление чаще всего под надуманными предлогами. Неполная информация не содержит всех необходимых сведений и данных, запрошенных Федеральным Собранием РФ или Счетной палатой РФ, или обязательных для периодического предоставления им в силу закона или иного нормативного акта. Ложной является информация, не соответствующая действительности или искажающая истинное положение дел. 2. Преступление считается оконченным с момента выраженного отказа в предоставлении информации, начала уклонения от ее предоставления либо сообщения (предоставления) ложной информации. 3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Предоставление ложной или неполной информации по ошибке, невнимательности и другим причинам, исключающим умысел, при определенных условиях может квалифицироваться как халатность (ст. 293 УК). 4. Субъект преступления специальный - должностное лицо, обязанное предоставить информацию. Как правило, им является руководитель соответствующего органа. 5. В п. "а" ч. 3 комментируемой статьи говорится о сокрытии правонарушений должностными лицами органов государственной власти. При этом не имеет значения, скрывает ли оно собственное правонарушение или совершенное другим должностным лицом указанного органа. 6. О характеристике тяжкого последствия см. комментарий к ст. 285 УК. Вина в отношении этих последствий может быть как умышленной, так и неосторожной.
Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица
Комментарий к статье 288
1. Понятие гражданского служащего дается в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1>, а муниципального служащего - в Федеральном законе от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" <2>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215. <2> СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.
2. Объективная сторона преступления заключается в присвоении полномочий должностного лица, повлекшем существенное нарушение прав и законных интересов организаций. Это означает, что государственный или муниципальный служащий совершает действия, которые входят в круг полномочий должностных лиц. 3. Субъективная сторона преступления предполагает прямой умысел. 4. Субъект преступления - государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом. 5. Совершение рассматриваемого преступления с использованием подделанного официального документа требует дополнительной квалификации по ст. 292 УК.
Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности
Комментарий к статье 289
1. В соответствии с законодательством государственным и муниципальным служащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, иными хозяйствующими субъектами и т.п. Данный запрет относится также ко всем работникам правоохранительных органов (полиции, прокуратуры, Федеральной службы безопасности и др.), судьям и депутатам Федерального Собрания РФ. Эти лица не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. 2. Объективная сторона преступления может быть выражена: 1) в учреждении должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность; 2) участии должностного лица в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность. 3. Указанные деяния образуют преступление при условии, что должностное лицо, пользуясь своими служебными полномочиями и возможностями, предоставило льготы и преимущества учрежденной им предпринимательской организации или организации, в управлении которой участвует (налоговые, таможенные, ценообразования, получения помещений, предоставления земельных участков и т.д.) или покровительствовало им в иной форме (создание препятствий для конкурентов, освобождение от различных контрольно-надзорных проверок, получение лицензий и т.п.). 4. Преступление считается оконченным с момента совершения одного из указанных деяний. 5. Преступление совершается с прямым умыслом. 6. Субъектом преступления является должностное лицо (см. примечание 1 к ст. 285 УК).
Статья 290. Получение взятки
Комментарий к статье 290
1. Предметом взятки являются материальные ценности (деньги, ценные бумаги, имущество и др.), а также услуги имущественного характера (производство строительных, ремонтных и иных работ; оплата расходов и развлечений; предоставление санаторных и курортных путевок, билетов на поезд, самолет, концерт и т.п.) и имущественные права. Под услугами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими кредитами (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе"). Имущественные права - это юридические и фактические возможности по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также материальные требования по поводу его распределения и обмена, например: собственность или право пользования на имущество, дом, земельный участок, автомобиль, в том числе аренда помещений и др.; право на вознаграждение за изготовление или создание вещи или произведения; право на социальное обеспечение (пенсию, пособие). Услуги нематериального характера не могут быть предметом взятки. 2. Объективная сторона преступления состоит в получении взятки. Взятка должна считаться полученной не только, когда лицо ее принимает в физическом смысле (берет в руки; кладет в карман, сумку, портфель, автомобиль и т.п.), но и тогда, когда соглашается с ее передачей (положили на стол, перечислили на счет и т.д.). Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица также следует квалифицировать как получение взятки. Получение взятки может осуществляться и в завуалированной форме, например: под видом погашения долга, купли-продажи ценных вещей по заниженным ценам или, наоборот, путем покупки-продажи вещи по завышенной цене, под видом проигрыша в карты, путем заключения фиктивных соглашений о выполнении работ и выплат за них. 3. Получение взятки считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части ее. Оно не включает в себя исполнения действия (бездействие), за которое получается вознаграждение <1>. -------------------------------- <1> БВС РФ. 1999. N 3; 2001. N 1, 8.
Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лица, пытавшегося получить предмет взятки, содеянное должно квалифицироваться как покушение на получение взятки. 4. Взятка может быть получена как лично, так и через посредника. Посредником является лицо, которое непосредственно передает предмет взятки в интересах другого лица - взяткодателя. 5. Взятка может быть получена: - за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в служебные полномочия должностного лица (ч. 1 ст. 290); - действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но последнее в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (ч. 1 ст. 290); - общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 290); - незаконные действия (бездействие) (ч. 3 ст. 290). Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в его служебные полномочия, следует понимать действия (бездействия), которые он правомочен совершать в соответствии со своими полномочиями и которые формально соответствуют требованиям закона, иным нормативным и другим правовым актам. В данном случае дача взятки обусловлена, например, желанием взяткодателя ускорить принятие должностным лицом соответствующего решения либо повлиять на выбор (в пределах компетенции или усмотрения должностного лица) наиболее благоприятного решения для себя или представляемых лиц или иными аналогичными мотивами" (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 мая 2012 г. N 7 "О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе"). 6. Субъектом преступления может быть и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействию) другим должностным лицом. При этом оно может, в частности, использовать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения. 7. Общим покровительством или попустительством по службе признаются действия (бездействие), которые специально не оговариваются, но осознаются участниками как возможные при определенных условиях. Для покровительства характерны активные действия: проявление заботы, внимания; содействие решению тех или иных вопросов. Попустительство предполагает невмешательство, непринятие мер в связи с нарушениями по службе, нарушениями закона и т.д. 8. Под незаконными действиями (бездействием) должностного лица, применительно к диспозиции ч. 3 ст. 290, следует понимать совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного правонарушения (фальсификация доказательств по уголовному делу, несоставление протокола об административном правонарушении, когда это обязательно по <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|