Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II . Информационные системы




 

Понятие информационных систем

 

Прежде чем рассматривать понятие «информационная система» следует удостовериться в правильном понимании понятий «информация» и «система».

Слово информация происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие «информация» является базовым в курсе информатики, однако невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия.

Понятие «информация» используется в различных науках, при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий. Информация в биологии: биология изучает живую природу и понятие «информация» связывается с целесообразным поведением живых организмов. Философский подход: информация - это взаимодействие, отражение, познание. Кибернетический подход: информация - это характеристики управляющего сигнала, передаваемого по линии связи. [2, 15]

Для человека, как субъекта разносторонних отношений, информация - это знания, которые он получает в ходе своего личностного развития из различных источников при помощи органов чувств. Исходя из данного определения, информация может быть определённым образом классифицирована. Так, например Е.И. Логвинова и В.В. Персианов в своем электронном курсе лекций «Информационные системы» дают следующую классификацию:

Ø по способам восприятия - визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая;

Ø по формам представления - текстовая, числовая, графическая, музыкальная, комбинированная и т.д.;

Ø по общественному значению - массовая, обыденная, общественно-политическая, эстетическая;

Ø специальная - научная, техническая, управленческая, производственная;

Ø личная - наши знания, умения, интуиция и т.д.

Помимо классификации данные авторы приводят и список основных свойств информации:

Ø объективность - не зависит от чьего-либо мнения;

Ø достоверность - отражает истинное положение дел;

Ø полнота - достаточна для понимания и принятия решения;

Ø актуальность - важна и существенна для настоящего времени;

Ø ценность (полезность, значимость) - обеспечивает решение поставленной задачи, нужна для того чтобы принимать правильные решения;

Ø понятность (ясность) - выражена на языке, доступном получателю;

Ø атрибутивность (атрибут - неотъемлемая часть чего-либо) - информация дискретна (состоит из отдельных частей, знаков) и непрерывна (возможность накапливать информацию);

Ø динамичность (изменяется во времени) - копирование (размножение информации), передача от источника к потребителю, перевод с одного языка на другой, перенос на другой носитель;

Ø практичность - информационный объем и плотность.

Переходя к понятию «система», дадим его определение:

система (греч. system - целое, составленное из частей) - это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Система обладает и определённой архитектурой - это совокупность свойств системы, существенных для пользователя. При этом элементами системы можно назвать части системы, имеющие определенное функциональное назначение. Элементы, состоящие из простых взаимосвязанных элементов, часто называют подсистемами. [21, 53]

Все элементы системы должны быть определённым образом организованы. Организация системы - внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, проявляющаяся, в частности, в ограничении разнообразия состояния элементов в рамках системы.

Структура системы - состав, порядок и принципы взаимодействия элементов системы, определяющие основные свойства системы. Если отдельные элементы системы разнесены по разным уровням и характеризуются внутренними связями, то говорят об иерархической структуре системы.

Добавление к понятию система слова информационная отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые информационные продукты.

Рассмотрев составляющие части понятия «информационная система» можно перейти к данному определению в целом. Таким образом:

Информационная система - это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.[37, словарная единица]

Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации компьютера. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

Кроме компьютерных технологий к понятию «информационная система» можно отнести теле- и радиоаппаратуру и волны, переносные устройства обработки данных, мобильные телефоны и т.д. [21, 114]

В нормативно-правовом смысле информационная система определяется как «организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе и с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы».

Первые информационные системы появились в пятидесятых годах. Они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов. Разумеется, об использовании их в качестве средств обучения и воспитания детей не могло быть и речи.

Лишь к концу восьмидесятых годов концепция использования информационных систем изменилась. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, можно отнести к средствам обучения и воспитания, поскольку теперь они помогают учащимся использовать новые ресурсы поиска информации, быстро и качественно производить сбор и обработку данных, касающихся абсолютно любых сфер деятельности человека. Организации получили дополнительную возможность достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.

 

Классификация информационных систем

 

Большинство авторов работ, посвящённых информационным процессам, схожи во мнении, что в современной науке выделяются следующие типы информационных систем:

Ø фактографические информационные системы накапливают и хранят данные в виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов (информационных объектов). Каждый из таких экземпляров или некоторая их совокупность отражают сведения по какому-либо факту, событию отдельно от всех прочих сведений и фактов;

Ø в документальных (документированных) информационных системах единичным элементом информации является нерасчлененный на более мелкие элементы документ и информация при вводе (входной документ), как правило, не структурируется, или структурируется в ограниченном виде. Для вводимого документа могут устанавливаться некоторые формализованные позиции (дата и сроки изготовления, исполнитель, тематика). Примером может служить и данная работа, выполненная в определённые сроки, определённым «изготовителем», и имеющая свою тематику;

Ø в геоинформационных системах данные организованы в виде отдельных информационных объектов (с определенным набором реквизитов), привязанных к общей электронной топографической основе (электронной карте). Геоинформационные системы применяются для информационного обеспечения в тех предметных областях, структура информационных объектов и процессов в которых имеет пространственно-географический компонент (маршруты транспорта, коммунальное хозяйство). [21, 215]

Классификация информационных систем может быть основана и на функциональном признаке. Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции. В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая деятельность.

В классификации информационных систем по уровням управления выделяют:

Ø информационные системы оперативного (операционного) уровня - бухгалтерия, банковские депозиты, обработка заказов, регистрация билетов, выплата зарплаты;

Ø информационная система специалистов - офисная автоматизация, обработка знаний (включая экспертные системы);

Ø информационные системы тактического уровня (среднее звено) - мониторинг, администрирование, контроль, принятие решений;

Ø стратегические информационные системы - формулирование целей, стратегическое планирование. [21, 218]

Из представленной выше классификации по уровням управления, в образовательном процессе применяется в основном информационная система специалистов. Вследствие своей простоты и многопрофильности эта система активно используются работниками любого организационного уровня и учащимися любых учебных заведений. Эта системы выполняет следующие функции:

Ø обработка текстов на компьютерах с помощью различных текстовых процессоров;

Ø производство высококачественной печатной продукции;

Ø архивация документов;

Ø электронные календари и записные книжки для ведения деловой информации;

Ø электронная и аудио-почта;

Ø видео- и телеконференции.

Информационные системы обработки знаний, в том числе и экспертные системы, вбирают в себя знания, необходимые инженерам, юристам, ученым при разработке или создании нового продукта. Их работа заключается в создании новой информации и нового знания. Так, например, существующие специализированные рабочие станции по инженерному и научному проектированию позволяют обеспечить высокий уровень технических разработок. В учебном же плане, примером системы обработки знаний может служить процесс написания учащимися курсовых и дипломных работ, рефератов, составление собственных вопросно-ответных заданий, тестов, анкет и т.д. [21, 235]

Информационные системы тактического уровня (среднее звено). Основные функции этих информационных систем:

Ø сравнение текущих показателей с прошлыми показателями;

Ø составление периодических отчетов за определенное время (а не выдача отчетов по текущим событиям, как на оперативном уровне);

Ø обеспечение доступа к архивной информации и т.д.

В зависимости от степени автоматизации информационных процессов информационные системы определяются как ручные, автоматические, автоматизированные. Ручные информационные системы характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности учащегося, у которого отсутствует доступ к компьютеру, можно говорить, что он работает с ручной информационной системой. Автоматические информационные системы выполняют все операции по переработке информации без участия человека. Автоматизированные информационные системы предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин "информационная система" обязательно вкладывается понятие автоматизируемой системы. Автоматизированные информационные системы, учитывая их широкое использование в организации процессов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, например, по характеру использования информации и по сфере применения.

Исходя из классификации по характеру использования информации, можно выделить:

Ø информационно-поисковые системы - производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных (информационно-поисковая система в библиотеке, в авиа- и железнодорожных кассах);

Ø информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса - управляющие и советующие системы;

Ø управляющие информационные системы вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерен тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета;

Ø Советующие информационные системы вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных. [21, 238]

Информационные системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. Учитывая наиболее широкое применение и разнообразие этого класса систем, часто любые информационные системы понимают именно в данном толковании. К этому классу относятся информационные системы управления, как промышленными фирмами, так и непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами и др.

 

Информационные системы в обучении и воспитании

личность подросток информационный социализация

В процессе обучения и воспитания информационные системы неразрывно связаны с активным использованием разнообразных технических средств обучения. В современной информатике для их обозначения приводится аббревиатура ТСО.

Под ТСО понимаются системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности. [8, 46]

По функциональному назначению ТСО обычно делят на три основных класса: информационные, контролирующие и обучающие.

К информационным относятся в основном аудиовизуальные ТСО: радиовещание <http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/125706/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, учебное кино и учебное телевидение, статическая диапроекция, лингафонное оборудование. Эти средства используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (лекция, цикл лекций), так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности. Аудиовизуальные ТСО могут быть успешно использованы также и при самостоятельном обучении. В качестве информационных ТСО могут применяться электронные вычислительные устройства.

Контролирующие ТСО предназначены для определения степени и качества усвоения учебного материала. Такие устройства используются во всех фазах учебного цикла. Контроль - неотъемлемая часть процесса обучения, он выполняет функции обратной связи между обучаемым и преподавателем. Основные формы контроля, реализуемые с помощью контролирующих ТСО, - текущий контроль усвоения учащимися некоторого объёма учебного материала и итоговый контроль на определённой стадии учебного процесса. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые и различаются по типу обучающих программ и методам ввода ответа <http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/139509/%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5> обучаемого. Такие ТСО бывают различной сложности: от простейших карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных электронных контролирующих автоматов и ЭВМ включительно. В наиболее совершенных контролирующих устройствах используются разветвленные обучающие программы с конструируемым ответом <http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/139509/%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5>. При автоматизированном контроле качества усвоения материала преподаватель в значительной степени освобождается от трудоёмких операций, присущих обычным методам опроса, что даёт ему возможность уделять больше внимания творческим аспектам обучения и индивидуальной работе с учащимися. Контроль становится более регулярным, достоверным, экономным (с точки зрения затрат времени). В высших и средних учебных заведениях используются классы или аудитории, оснащенные контролирующими устройствами, с помощью которых преподаватель имеет возможность управлять процессом контроля и получать необходимые статистические данные о качестве усвоения учебного материала. [8, 52]

Дидактические возможности обучающих, так же как и контролирующих ТСО, определяются степенью совершенства программ, которые в них реализуются. Программы и ТСО органически взаимосвязаныи дополняют друг друга. Какими бы совершенными ни были ТСО, без соответствующей программы, разработанной на основе принципов теории обучения и с учётом достижений в области изучаемого предмета, они утрачивают свою ценность в дидактическом плане и становятся малоэффективными при контроле знаний. В то же время любая совершенная обучающая программа требует для своей реализации устройства с высокими техническими данными. Наиболее полно требованиям, предъявляемым к ТСО, удовлетворяют автоматизированные обучающие системы (АОС).АОС - функционально взаимосвязанный набор подсистем учебно-методического, информационного, математического и инженерно-технического обеспечения на базе средств вычислительной техники, предназначенный для оптимизации процессов обучения в различных его формах и работающий в диалоговом режиме коллективного пользования. АОС дают возможность использовать быстродействие ЭВМ, её способность хранить большое количество информации, логической возможности, дистанционный доступ к информационным массивам, возможность накапливать и обрабатывать статистический материал об учебном процессе с требуемым уровнем обобщения. Применение АОС в учебном процессе позволяет решить ряд фундаментальных проблем педагогики, основные из которых - индивидуализация обучения в условиях массовости образования; развитие творческой активности и способностей учащихся к познавательной деятельности; унификация учебно-методического материала в связи с открывшейся возможностью «тиражирования» опыта лучших преподавателей. Оснащение учебного рабочего места устройством отображения информации на электроннолучевой трубке (дисплеем) позволяет организовать диалог с ЭВМ, близкий к естественной форме общения учащихся с преподавателем. [2, 194]

Комплексное использование ТСО всех видов создаёт условия для решения основной задачи обучения - улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса.

Итак, с точки зрения процесса образования, использование ТСО можно назвать практически незаменимым. Несмотря на тот факт, что многие преподаватели часто ставят под сомнение достоверность данных, взятых из ресурсов интернета, студенты ВУЗов и учащиеся средних школ активно продолжают их использовать. Порой подобное отношение к современным источникам информации бывает чрезмерно предвзятым. Сегодня существует огромное количество энциклопедических сайтов, созданных при участии известных учёных; во многих образовательных телевизионных и радиопрограммах принимают участие преподаватели известных ВУЗов, доктора наук и т.д. Кроме всего сказанного, использование ТСО является более предпочтительным со стороны подростков ввиду их повышенной наглядности, быстрого и удобного доступа к необходимой информации, а также значительной возможности сократить время на поиск и обработку информационных данных. [8, 59]

Что касается процесса воспитания, то здесь, ввиду своей консервативности, многие родители предпочитают применение более традиционных методов (чтение книг вместо просмотра экранных адаптаций произведений, библиотека вместо интернета, развивающие игры и головоломки вместо распространённых сейчас видео игр). [21, 312]

Подобные методы воспитания, безусловно, имеют больше плюсов, чем минусов. Чтение книг, например, прекрасно способствует развитию памяти, воображения и других познавательных процессов. Однако следует помнить, что прогресс и наука не стоят на месте. Постоянное продвижение в различных сферах человеческой деятельности требует своевременного его отражения в учебных пособиях. Но обновление данных в текстовых источниках происходит намного медленнее, чем в тех же ресурсах глобальной сети.

Помимо современных игр и развлекательных приложений, построенных по принципу антигуманного и жестокого поведения их героев, современные разработчики выпускают отнюдь не меньшее количество познавательных и развивающих приложений, заставляющих их пользователя непрерывно совершать определённые мыслительные операции. [7, 99]

Часто родители могут быть убеждены собственными детьми, что приобретаемые для них современные средства обработки информационных систем будут использоваться исключительно в благих, образовательных целях. Однако это не всегда бывает именно так. Постепенно дети привыкают проводить время за компьютером или перед экраном телевизора с развлекательной, нежели чем познавательной целью. Но даже из подобной ситуации найден выход при использовании тех же специализированных программ, не позволяющих ребёнку использовать все функции компьютера, предварительно не выполнив определённые типы заданий (тесты любой тематики, прочтение текстов, ответы на вопросы и многое другое).

Изучив каждый из ключевых компонентов понятия «информационная система», становится ясным, что это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

В современном обществе к информационным системам относят все источники и способы передачи информации: компьютеры, теле- и радиоаппаратуру, спутниковую и мобильную связь, печатные источники учебного и других направлений и т.д.

Существует множество классификаций информационных систем, представленных разными авторами. Некоторые из них используются исключительно в специализированных, профессиональных целях (информационные системы тактического уровня - мониторинг, администрирование, контроль, принятие решений; стратегические информационные системы - формулирование целей, стратегическое планирование; информационные системы оперативного (операционного) уровня - бухгалтерия, банковские депозиты, обработка заказов, регистрация билетов, выплата зарплаты), в то время как другие могут быть доступны и активно используются многими людьми в повседневной жизни (информационная система специалистов - офисная автоматизация, обработка знаний (включая экспертные системы). Несмотря на своё название, последняя, может быть полезна не только в офисном, но и в учебном плане.

Все перечисленные средства связи способны передавать информацию по разному принципу, но есть одна составляющая, которая является общей для каждого из них. Если внимательно изучить понятие «информационная система», то можно заметить, что это: «…совокупность средств, методов и персонала…». Ключевой составляющей любого средства связи является персонал, оперирующий данным средством, а также аудитория, для которой предназначена передаваемая информация.

Это означает, что между средством связи и человеком есть неразрывное взаимодействие. Разнообразные технические средства используются людьми во многих сферах их жизнедеятельности. Как уже было отмечено, процесс воспитания всегда связан с обучением и образованием. Поэтому в сфере образования активно используются так называемые технические средства обучения (ТСО).

Современные ТСО позволяют передавать обучающую информацию доступным и привлекательным для учащихся образом. Во многих учебных заведениях представлены такие технические средства как аудиовизуальная аппаратура, интернет, статическая диапроекция, лингафонное оборудование и т.д. Все это позволяет сделать процесс обучения не только интересным, но и даёт возможность самостоятельно изучать материал, ввиду исчерпывающего объёма представленной информации и наглядности.

Помимо обучения, ТСО способны обеспечить и контроль усвоенного материала во всех фазах учебного цикла. Контролирующие ТСО предназначены для определения степени и качества усвоения учебного материала. Контроль - неотъемлемая часть процесса обучения, он выполняет функции обратной связи между обучаемым и преподавателем.

Что касается нравственного воспитания подростков, то здесь информационные системы далеко не всегда могут приносить исключительно пользу. Если использование средств связи становится не контролируемым со стороны родителей, то эффект, который будет оказан на пользователя этими системами, будет зависеть от личного выбора подростка. К сожалению, далеко не всегда выбор делается в пользу обучающих и развивающих программ, передач, тестов, форумов и т.д. Родители должны обязательно следить за тем, какие игры предпочитают их дети, какие передачи и фильмы они смотрят, какую музыку они предпочитают слушать. Только при наличии контроля возможно рациональное и продуктивное использование информационных систем с целью воспитания всесторонне развитой, гуманной личности подростка.

 


Заключение

 

Развитие и становление личности подростка происходит в постоянном контакте с окружающим миром. Сегодня, когда, с одной стороны, люди чаще стали задумываться о воспитании подрастающего поколения, а с другой - возросло влияние средств массовой информации, связанное с техническим прогрессом и реализацией идей интерактивного вовлечения, особенно важно контролировать воспитание и развитие подростка в его взаимодействии с разного рода информационными потоками, получаемыми через средства массовой информации.

Как целенаправленная деятельность, процесс воспитания представляет собой систематичное воздействие на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Целенаправленным процесс воспитания можно назвать потому, что он предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.

В свою очередь цели воспитания не едины. Они устанавливаются жизненными ориентирами человека, его идейными ценностями, общественными традициями и предполагают ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Успех воспитательного процесса как единства цели и средств ее достижения проявляется как повышение степени индивидуальной активности воспитанника.

Многие из существующих проблем воспитания волнуют каждого родителя в определенный период их жизни. Многие задаются вопросом о методах воспитания ребенка и о способах борьбы с плохим подростковым поведением. Других интересуют эффективные методы дисциплины подростков и правила общения с подростками. Подростковый период в жизни это время когда родители должны на собственном примере показывать детям как выходить из тех или иных ситуаций, как расставлять приоритеты.

Личный пример родителей - важный способ воздействия на ребёнка лишь в том случае, когда ему присуща однозначность. Этот момент крайне важен, т.к. наставления данные ребёнку не должны отличатся от собственного поведения родителей.

Создание домашних правил, которым должны следовать подростки и ограничение их свободы могут на первый взгляд показаться единственным правильным решением, дающим возможность оградить детей от вредного и нежелательного влияния сверстников. С одной стороны это так. Но не стоит забывать, что подростковый возраст - это время, когда ребёнок стремится к выбору своих жизненных позиций, профессии, карьеры. Не просто сделать правильный выбор, когда ребёнок ограничен в своих возможностях. Часто родители принимают решение о выборе будущей специальности вместо своих детей. При этом мнение самого ребёнка остаётся на втором плане, т.к. родители считают, что обладают большим жизненным опытом и вправе самостоятельно принимать подобные решения. Помощь родителей, безусловно, важна, но стоит помнить и о том, что ребёнок едва ли сможет научиться самостоятельности, если все важные решения в его жизни будут приняты без учета его личного мнения. Следует прислушиваться к желаниям детей, интересоваться их идеями, помогать исправлять ошибки и находить компромиссы во всех спорных ситуациях.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Здесь приобретает особое значение повышение интерактивности средств массовой информации (от печатных средств массовой информации, от радио, телевидения, до интернета).

Интеграция данных информационных систем в процесс воспитания началась уже давно. Главным образом это происходит в обучении и образовании, т.к. два этих процесса неразрывно связаны с воспитанием. Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Поэтому ключевым элементом правильного и эффективного воздействия технических средств на ребёнка - это контроль со стороны родителей. Жизненная позиция личности формируется совокупностью всех социальных влияний на человека, и прежде всего системой общественного воспитания, составляющей частью которой сегодня, несомненно, являются и средства массовой информации. Появившись ещё в пятидесятых годах, информационные системы значительно облегчили жизнь общества. Появилось расхождение во мнениях о пользе или вреде, активно развивающихся в то время средств связи.

К безусловным положительным чертам систем передачи информации можно отнести: широкий охват аудитории, быстрый и точный доступ к данным, наглядность, значительное сокращение времени на переработку информации, хранение которой может быть долговечным и многое другое. Всё это позволило обеспечить значительный прогресс общества и уже к концу восьмидесятых годов, информационные системы стали рассматриваться как неотъемлемая часть образовательного процесса. Технические средства и по сей день позволяют обеспечить учащихся достоверной информацией в интересной для них форме.

К сожалению, современные технологии не идеальны и кроме положительных сторон имеют и свои недостатки. Как было отмечено ранее, они проявляются главным образом при отсутствии родительского контроля, что крайне важно для продуктивного использования систем. Подросток может быть подвержен крайне неблагоприятному влиянию со стороны компьютерных программ и приложений, пропагандирующих антигуманное отношение к другим людям, отвращение к общественным порядкам и ценностям. В плане развития некоторых познавательных процессов, например, воображения, умения логически мыслить, компьютеризация и телевидение могут также представлять определённый вред. Чрезмерная наглядность и упрощение предоставляемого материала могут затруднять их развитие. В связи с этим стоит следовать определенным рекомендациям о внедрении информационных систем в воспитание и образование подростков, данных Александром Васильевичем Смирновым:

Ø следует комбинировать способы подачи обучающей информации. Нельзя выполнять все действия, манипулируя одним техническим средством или печатным источником. Это может быть вредно с медицинской точки зрения (высокое облучение экрана, чрезмерное воздействие громкого звука, продолжительное чтение печатных документов). Стоит определить наиболее подходящий способ подачи для каждого учебного материала;

Ø контролировать свободное время подростка, проводимое за компьютером или перед телеэкраном (например, использование функции «родительский контроль»), иначе говоря, составить определённое расписание;

Ø следить за тем, чтобы все приобретаемые носители информации (компакт диски, содержащие игры, приложения, фильмы, музыку и т.д.) соответствовали требуемому возрастному рейтингу;

Ø не стоит забывать о существующих жанровых разновидностях информационных носителей. Помимо рейтинговых особенностей следует уделять внимание тому, чтобы предоставляемая информация не содержала сцен грубого насилия и жестокости;

Ø при необходимости, закрыть доступ к информации и файлам, а также страницам в интернете, непредназначенных для несовершеннолетних лиц.

Разумеется, это далеко не весь список рекомендаций. Также следует отметить, что добавление или удаление какого-либо из представленных пунктов напрямую зависит от индивидуальных особенностей подростка. С целью предупреждения нежелательных, но возможных конфликтов, стоит прислушиваться к его или её мнению в любой возникшей ситуации.

 


Список литературы

Научная и дидактическая литература

.   Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов - М., 1998. - С. 30-57.

2. Венгеров, А.Б. Информационная ситуация может способствовать как прогрессу, так и деградации общества [Текст] / А.Б. Венгеров / Компьютер и право, № 1, 1994. - 237 с.

3. Вопросы психологии [Текст], № 2, 1971. - С. 114-123.

.   Вопросы психологии [Текст], № 4, 1971. - С. 6-20.

.   Голубев, Н.К., Битинас, Б.П. Введение в диагностикувоспитания [Текст] / Н.К. Голубев, Б.П. Битинас. - М., 1989, С. 104-107.

.   Гузман, Р.Я. Роль совместной деятельности в решении задач [Текст] / Р.Я. Гузман / Вопросы психологии, № 4, 1990. - С. 117-119.

7. Домозетов, Х. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и развития личности [Текст] / Х. Домозетов / Философская и социологическая мысль, № 4, 2000. - С. 93-99.

.   Жданов, В.С., Кортуков, Е.В., Саксонов, Е.А., Джугели, Т.П., Гуничев, В.Н., Шапкин, Ю.А. К концепции информатизации образования [Текст] / В.С. Жданов, Е.В. Кортуков, Е.А. Саксонов, Т.П. Джугели,В.Н. Гуничев, Ю.А. Шапкин / Социальная информатика. - М., 1998. - 292 c.

9. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности [Текст] / А.Г. Здравомыслов. - М.: Политиздат., 1986. - С. 49-53.

.   Ильенков, Э.В. Что такое личность? [Текст] / Э.В. Ильенков. - М., 1991. - 197 с.

.   Кон, И.С. Социология личности [Текст] / И.С. Кон. - М., 1997. - С. 58-63.

.   Коротов, В.М., Гордин, Л.Ю., Гордин, А.Ю., Жуков, В.В. Методика воспитательной работы [Текст] / В.М. Коротов, Л.Ю. Гордин, А.Ю. Гордин, В.В. Жуков / Учебное пособие для студентов педучилищ. - М., 1990. - С. 96-104.

.   Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М., 1983. т.1, - 385 с.

.   Леонтьев, А.Н. Современная психология [Текст] /А.Н. Леонтьев. - М., 1983. - 227 с.

.   Леонтьев, А.Н. Философия психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М., 1994. - С. 48-57.

.   Макаренко, А.С. О воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. - М., 1990. - С. 338-339.

.   Макаренко, А.С. Собрание сочинений [Текст] / А.С. Макаренко. - М., 1958. т. 5, - С. 325-326.

.   Роджерс, К. К науке о личности. История зарубежной психологии [Текст] / К. Роджерс. - М., 1986. - С. 293-323.

.   Советская педагогика [Текст], № 4, 1944. - С. 34-44.

.   Суда<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...