Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Российская империя и Донбасс в эпоху капиталистической модернизации (XIX – нач. ХХ вв.)




Тема 4. Российская империя и Донбасс в эпоху капиталистической модернизации (XIX – нач. ХХ вв. )

 

1. Объясните, почему Донбасс за короткий срок превратился в крупный индустриальный регион Российской империи.

 

В 1788 году Екатерина II пригласила в российскую империю немцев-меннонитов, последователей секты Симониса Меннона. Императрица предлагала различные льготы переселенцам и разрешала им соблюдать свои традиции и вероисповедание, а они, в свою очередь, начали основывать колонии и привнесли в регион много изменений. Прежде всего, немецкие переселенцы повлияли на ведение сельского хозяйства в регионе.

«Появление немецких колоний привело к улучшениям обработки земли, потому что немцы привезли свой плуг, свои породы скота, свои образцы семян. Немецкие колонии были образцами ведения сельского хозяйства на Донетчине», – объясняет глава Донецкой облорганизации ВГО Украинское общество охраны памятников истории и культуры Сергей Татаринов.

Как свидетельствуют источники, немцы почти не знали неурожаев и в голодные годы поставляли хлеб окружающим помещикам и крестьянам, спасали их скот.

Они основали сотни колоний, некоторые из которых сегодня являются поселками или городами. Например, Бойковское (Тельманово) изначально было основано немецкими колонистами под названием Остгайм («Восточная родина»).

Донецк вырос из поселка Юзовка, основанным валлийцем Джоном Юзом в 1869 году. Тогда предприниматель приехал в восточную Европу строить металлургийный завод, вокруг которого образовался поселок, переросший затем в один из крупнейших городов Украины.

С появлением мощного завода в XIX веке, в Юзовку и окрестности начали съезжаться трудовые мигранты, в основном британцы. Именно поэтому английская культура сильно повлияла на формирование будущего Донецка.

Переселенцы строили для себя дома, школы, церкви, гостиницы, заводы, банки. Некоторые из сооружений все еще украшают город, хотя уже и не пребывают в хорошем состоянии. Одним из самых известных зданий Юзовки был дом семьи Юзов из красного кирпича.

Также ярким сооружением Донецка осталась «Английская школа», которая со временем была видоизменена. До сих пор нет четких свидетельств, что здание использовалось как учебное заведение, тем более для детей английской администрации. Тем не менее, это одна из самых старых построек города, выполненная в традициях классической архитектуры.

Большинство британцев, которые создавали будущий Донецк, были вынуждены уехать из Юзовки в 1905 году из-за политических событий в империи.

2. Объясните, почему в нашем регионе в начале ХХ в. возникли крупные монополистические объединения.

Монополистические объединения в промышленности, на транспорте и в торговле Первые монополистические объединения возникли в России в 80-е годы XIX в. в металлургической промышленности и в транспортом машиностроении.

Связанные с выполнением крупных железнодорожных заказов, они взяли на себя функции объединенного руководства в этой важной от­расли производства. Так, временные союзы нескольких предпри­ятий, выпускавших одинаковую продукцию, уже тогда распреде­ляли заказы на определенные виды продукции согласно принятым Советом этих объединений квотам. Этим же органом устанавлива­лась цена на продукцию.

Объединения носили временный харак­тер: договоры между предприятиями заключались на 3—5 лет. По истечении срока договора эти монополистические объединения рас­падались.

Подобного типа объединения в 90-х годах XIX в. возни­кали в текстильной, свеклосахарной, нефтедобывающей и нефтеобрабатывающей промышленности.

В организационном отношении временные монополистические союзы 80—90-х годов представляли собой картели — такую фор­му объединения, участники которого заключали соглашение о ре­гулировании объемов производства, условиях сбыта продукции и найме рабочих в целях извлечения монопольной прибыли. Участ­ники картеля сохраняли производственно-коммерческую самостоя­тельность.

Впоследствии большинство картелей перерастали в син­дикаты — объединения, где распространение заказов, закупка сырья и реализация произведенной продукции осуществлялись через единую сбытовую контору. В синдикате сохранялась производственная, но утрачивалась коммерческая самостоятельность отдель­ных предприятий.

Наиболее высокой формой монополистического объединения являлся трест. Тресты монополизировали не только сбыт, но и производство в определенной отрасли промышленности, поэтому они объединяли те предприятия, в которых производилась однородная продукция. У входивших в трест предприятий утрачи­валась их коммерческая и производственная самостоятельность; предприятия превращались фактически в отделы гигантского про­изводства, управляемого из единого центра — Правления треста.

Обычно сосуществовали все три названных типа промышлен­ных монополистических объединений, но при преобладании одного из них. Для России начала XX в. были характерны монополистиче­ские объединения в форме синдикатов.

Экономический кризис 1900—1903 гг. дал новый толчок моно­полизации промышленности. Начинается следующий этап истории монополистического капитала, когда капиталистические монополии стали одной из основ хозяйственной жизни, охватывая практиче­ски все отрасли тяжелой и некоторые легкой промышленности. Скла­дываются также устойчивые связи между крупнейшими промыш­ленными предприятиями и банками.

Монополизации промышлен­ности способствовала и экономическая политика царского прави­тельства, видевшего в ней средство спасения крупных предпри­ятий от краха в годы кризиса.

Ведущая роль в становлении монополистического капитала принадлежала отраслям промышленности, производившим средст­ва производства. Участие иностранного капитала в монополизации ограничивалось финансированием отдельных контрагентов круп­ных синдикатов в металлургической, топливной и некоторых дру­гих отраслях промышленности.

Крупнейшим промышленным монополистическим объединени­ем в России был возникший в 1902 г. синдикат " Продамет" (" Об­щество для продажи изделий русских металлургических заводов" ). Постепенно этот синдикат прибирал к своим рукам реализацию наиболее важных видов продукции металлургической промышлен­ности. Хотя он объединил не более 20% заводов этой отрасли, они производили 80% всей продукции на сумму 255 млн. руб. (данные 1910 г. ).

В 1902 г. был образован синдикат " Трубопродажа", куда во­шли все предприятия трубопрокатного производства. Деятельность проволочных и гвоздильных предприятий контролировалась син­дикатом " Гвоздь" (1904), а после его распада — синдикатом " Прово­лока" (1908).

Монополистическое объединение в цветной металлургии " Медь" (1907) выступало от имени торговых обществ, но за спиной его стояла обосновавшаяся в Москве германская торговая фирма " Вогау", по­лучившая от русского правительства монопольное право на прода­жу меди. Заключив соглашение с меднопрокатными заводами, она лишила их самостоятельности в покупке меди и в продаже изделий из нее.

Высокого уровня монополизация достигла в нефтяной промыш­ленности, где монополистические соглашения охватили не только весь внутренний рынок, но и экспортный. В этой отрасли действо­вали две главные фирмы — товарищество " Братья Нобель" и об­щество " Мазут", которые представляли собой монополистические организации высшего типа. В 1905 г. они заключили между собой соглашение, монополизировавшее 77% торговли нефтепродуктами.

В каменноугольной промышленности синдикат " Продуголъ" (" Общество для торговли минеральным топливом Донецкого бас­сейна", основано в 1904 г. ) объединил предприятия с 75% всей до­бычи угля в этом районе. Образовавшиеся позднее угольные синди­каты, которые действовали на местных рынках Урала, Сибири и Польши, вскоре попали под влияние " Продугля". В районе Донбас­са и Криворожья развернул свою деятельность основанный в 1907 г. синдикат " Продаруд". Он объединил крупнейшие горноруд­ные предприятия Юга России.

В транспортном машиностроении в этот период возникли два синдиката, которые почти полностью монополизировали эту отрасль промышленности: " Продвагон" (1904) и " Союз паровозостроительных заводов" (1906).

Крупные монополистические синдикаты возникли в цемент­ной и резиновой отраслях промышленности. Первый под названием " Русское товарищество торговли цементом. " (1904) монополизи­ровал 90% производства цемента, второй — " Треугольник" (1907) объединил все предприятия по изготовлению резиновых изделий.

Монополистические объединения действовали в речном и мор­ском судоходстве. Так, в течение трех лет (1906 — 1908) на всех крупных реках России появились синдикатского типа объединения пароходств, которые монополизировали все пароходные сообщения в бассейне Волги, Днепра и сибирских рек. В морском судоходстве в 1903 г. возник синдикат " Объединенное товарищество транс­портирования и страхования грузов в Персии", монополизировав­ший все заграничные грузопотоки на Каспийском море. В противо­вес монополии товарищества " Бр. Нобель" и " Мазут" владельцы наливных судов в 1907 г. создали синдикат " Союз каспийских су­довладельцев наливного флота", сосредоточивший в своих руках 65% грузоподъемности всех наливных судов. На Черном море " Рус­ское общество пароходства и торговли (" РОПИТ" ), поглотив ряд других пароходных предприятий, монополизировало почти все гру­зопотоки.

В период экономического подъема (1909—1913) образовались новые монополистические объединения в виде картелей и синдика­тов, шел интенсивный процесс централизации капитала и концен­трации производства. Но характерной чертой этого времени стало создание монополий высшего типа — трестов и концернов.

Возникли такие комбинированные объединения, которые включали пред­приятия, осуществлявшие все стадии производства — от добычи сырья до организации сбыта готовой продукции. В России тресты возникали или путем слияния отдельных предприятий в одно, или на основе общего финансирования, при сохранении формальной самостоятельности входивших в трест предприятий.

Наибольшее распространение получила вторая форма трестирования. Трестирование в первую очередь охватило отрасли тяжелой промышлен­ности, где оно осуществлялось при участии правительственных органов.

Перед первой мировой войной практически не было в России такой отрасли промышленности или транспорта, которых не затро­нул бы процесс монополизации. Всего в России в то время существовало около 200 разного вида монополистических объединений.

Ведущую роль среди них занимали 30 крупных монополий. Овла­дев внутренним рынком, монополии диктовали цены и искали вы­ходы на внешний рынок. Таким образом монополистические объе­динения превратились в основной фактор хозяйственно-экономи­ческой жизни России.

Банковская система Перед первой мировой войной Россия располагала высокоразвитой банковской системой. Центральное место в ней занимали Государственный банк России и столичные акционерные коммерческие банки. Государственный банк России помимо своей роли как центрального эмиссионного банка и круп­нейшего кредитного учреждения являлся важнейшим органом про­ведения в жизнь экономической политики правительства. Наряду с Особой канцелярией по кредитной части Министерства финансов Государственный банк был важнейшим звеном государственного хозяйства. Он оказывал поддержку банковским монополиям, сам осуществлял кредитование промышленности и торговли через ши­рокую сеть своих отделений и контор.

Вторым крупным важным звеном в российской кредитной сис­теме были частные акционерные банки коммерческого кредита. По концентрации капитала акционерные банки России превосходи­ли банки развитых капиталистических стран. Наиболее крупную роль играла группа петербургских банков (так называемая " пятер­ка" ) — Русско-Азиатский, Петербургский международный, Азовско-Донской, Торгово-промышленный и Русский для внешней тор­говли. На их долю приходилась почти половина всех ресурсов капи­тала и активов русских акционерных банков.

Несмотря на высокий уровень концентрации и централизации капитала акционерных банков, резко возросла численность обществ взаимного кредита и городских банков. В 1913 г. в России насчиты­валось 1108 обществ взаимного кредита с общей суммой основных активов 865 млн. руб. и 317 городских банков с суммой активов 245 млн. руб.

В системе земельного кредита по-прежнему выделялись осно­ванные в 80-х годах XIX в. два государственных банка — Дворян­ский земельный банк и Крестьянский поземельный банк. Их дея­тельность способствовала развитию капиталистического предпри­нимательства в сельском хозяйстве. Помимо государственных уч­реждений земельного кредита действовали еще 8 местных дворян­ских земельных банков, 10 акционерных земельных банков и 36 городских кредитных обществ. Более 60% всех кредитов поземель­ных банков центральных и местных было выдано поместному дво­рянству. Тем самым царское правительство оказало существенную поддержку сохранению помещичьего землевладения.

Промышленный подъем 1909—1913 гг. создал благоприятные условия для притока золота в Государственный банк и увеличения вкладов в частные коммерческие банки.

Финансовый капитал путем объединения (" сращивания" ) промышленного капитала с банковским создавалась система финансового капитала.

Возникали объединенные промышленно-банковские монополии. Так, в годы предвоенного экономического подъема под руководством Русско-Азиатского и Петербургского ме­ждународного коммерческих банков возникли два таких крупней­ших объединения.

Под контроль Русско-Азиатского банка вошли громадный военно-промышленный концерн " Путиловский-Невский", нефтяной концерн в составе трестов А. И. Манташева, С. Г. Лианозова и товарищества " Нефть", табачный, ниточный и жировой син­дикаты. Кроме того в сфере влияния этого банка оказались ряд железнодорожных обществ, предприятия машиностроительной, гор­норудной и каменноугольной промышленности. Финансово-промыш­ленная группа Петербургского международного коммерческого банка создала огромный военно-промышленный концерн путем слияния двух трестов — строительного " Николаевский-Россуд" и транспорт­ного машиностроения " Коломна-Сормово". Все предприятия, вошед­шие в эти гигантские финансово-промышленные объединения, но­минально сохраняли самостоятельность, но руководство банков пол­ностью контролировало их деятельность.

Финансово-промышленные группы меньшего масштаба были созданы другими петербургскими банками — Учетным, Ссудным, Коммерческим, Азовско-Донским и Русским для внешней торговли.

Накануне и особенно в годы первой мировой войны развивались государственно-монополистические тенденции. Они выражались в соединении экономического потенциала капиталистических монополий с государственным аппаратом управ­ления. Так, созданный еще в 1902 г. Комитет по распределению железнодорожных заказов, действовавший в тесном контакте с мо­нополиями, превратился в государственно-монополистическую организацию. В государственно-монополистическую организацию в области судостроения превратилось и образованное в 1908 г. " Сове­щание по судостроению".

Государственно-монополистические тенденции прослеживались в сращивании банковских монополий с государственными финан­совыми учреждениями. Их связи закреплялись личными униями. Крупнейшими российскими банками руководили бывшие высоко­поставленные чиновники Министерства финансов, Министерства торговли и промышленности, Морского министерства. Государст­венные финансы использовались финансовой олигархией в качестве крупного источника сверхприбылей капиталистических монополий.

Россия с ее богатейшими запасами сырья и дешевой рабочей силой представляла сферу наиболее выгодного помещения для иностранного капита­ла. В производственной сфере иностранный капитал инвестировал­ся главным образом в тяжелую промышленность. Его размеры в таких отраслях, как горнопромышленная, металлообрабатывающая и машиностроение, превышали российские капиталовложения. Зна­чительной была доля вложений иностранного капитала в комму­нальное хозяйство российских городов, строительство и химиче­скую промышленность.

В металлургии и угольной промышленности Юга России пре­обладал франко-бельгийский капитал. Английский капитал инве­стировался в нефтедобычу Бакинского района, в медную промыш­ленность Урала и Казахстана, а также в золотодобывающую про­мышленность Сибири. Германский капитал занимал первенствую­щие позиции в отраслях тяжелой промышленности Польши и При­балтики, коммунальном хозяйстве Петербурга и Москвы.

Инвестируемые в экономику России иностранные капиталы реализовывались, как правило, не в виде филиалов заграничных монополий, а вкладывались в действовавшие российские предпри­ятия и объединения и по сути дела превращались в составную часть российского капитала. Таким образом, несмотря на финансовую зависимость России от иностранного капитала, русский финансо­вый капитал сохранял свою самостоятельность в определении на­правлений развития российской экономики.

Иностранный капитал поступал и в виде государственных зай­мов для покрытия растущих расходов на бюрократический аппа­рат управления и на военные нужды. К 1914 г. государственный долг России по этим займам достиг 5, 4 млрд. руб.

 

 

3. Охарактеризуйте особенности хозяйственной деятельности населения Донбасса в XIX веке.

Вторая половина XIX - начало XX века характеризуются качественными изменениями в экономике страны, бурным развитием промышленности, культуры, социальной сферы общества. В этот период Донбасс в промышленном отношении начинает занимать одно из ведущих мест в России, и, естественно, в Украине.

Одним из важнейших заданий правительства после 1861 г. было создание железнодорожной сети. В России к этому времени насчитывалось до 3, 5 тыс. верст железных дорог.

Железные дороги соединили донецкий уголь с криворожской рудой, создав благоприятные условия для быстрого развития тяжелой промышленности в регионе.

В 90-х годах происходит расширение рынков сбыта. Усиливается вывоз минерального топлива в Центрально-промышленный район, где самым крупным его потребителем становится Москва с разнообразной фабрично-заводской промышленностью. Первая практическая попытка экспорта донецкого угля имела место в мае 1892 г., когда одна из крупных акционерных компаний Донбасса - " Горное и промышленное товарищество на Юге России" - отправила из Мариуполя в Константинополь партию своей продукции. Однако в Константинополе донецкий уголь не мог конкурировать с английским вследствие более низкой себестоимости последнего.

Настоящий расцвет южной металлургии приходится на последние 15 лет XIX века. За это время было основано 17 металлургических доменных заводов, из которых 12 находились в Донбассе. Строительство заводов происходило в большинстве своем за счет иностранных инвестиций.

 Донбасс занял ведущее место в металлургии Юга, производя 70% всего южного чугуна. Как и Юг в целом, Донбасс стал также одним из основных районов сталепрокатного и рельсового производства. Юзовский завод каменноугольной и металлургической промышленности способствовал развитию металлообрабатывающего производства. Возникли литейно-механические заводы в Константиновке и Горловке, развивалось кирпичное, цементное, коксовое производство. Из машиностроительных предприятий Донбасса крупнейшим был Луганский паровозостроительный завод, построенный в конце 90-х гг. немецким капиталистом Гартманом.

Донецкий бассейн стал одним из основных центров тяжелой промышленности царской России, где к началу XX века переплетаются и мирно соседствуют интересы как крупнейших российских, украинских, так и иностранных капиталов, получавших здесь огромные прибыли и в свою очередь способствовавших стремительному развитию экономики региона, созданию первых в стране монопольных объединений и организаций промышленников для защиты своих интересов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...