Тема 4. Российская империя и Донбасс в эпоху капиталистической модернизации (XIX – нач. ХХ вв.)
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Тема 4. Российская империя и Донбасс в эпоху капиталистической модернизации (XIX – нач. ХХ вв. )
1. Объясните, почему Донбасс за короткий срок превратился в крупный индустриальный регион Российской империи.
В 1788 году Екатерина II пригласила в российскую империю немцев-меннонитов, последователей секты Симониса Меннона. Императрица предлагала различные льготы переселенцам и разрешала им соблюдать свои традиции и вероисповедание, а они, в свою очередь, начали основывать колонии и привнесли в регион много изменений. Прежде всего, немецкие переселенцы повлияли на ведение сельского хозяйства в регионе. «Появление немецких колоний привело к улучшениям обработки земли, потому что немцы привезли свой плуг, свои породы скота, свои образцы семян. Немецкие колонии были образцами ведения сельского хозяйства на Донетчине», – объясняет глава Донецкой облорганизации ВГО Украинское общество охраны памятников истории и культуры Сергей Татаринов. Как свидетельствуют источники, немцы почти не знали неурожаев и в голодные годы поставляли хлеб окружающим помещикам и крестьянам, спасали их скот. Они основали сотни колоний, некоторые из которых сегодня являются поселками или городами. Например, Бойковское (Тельманово) изначально было основано немецкими колонистами под названием Остгайм («Восточная родина»). Донецк вырос из поселка Юзовка, основанным валлийцем Джоном Юзом в 1869 году. Тогда предприниматель приехал в восточную Европу строить металлургийный завод, вокруг которого образовался поселок, переросший затем в один из крупнейших городов Украины. С появлением мощного завода в XIX веке, в Юзовку и окрестности начали съезжаться трудовые мигранты, в основном британцы. Именно поэтому английская культура сильно повлияла на формирование будущего Донецка.
Переселенцы строили для себя дома, школы, церкви, гостиницы, заводы, банки. Некоторые из сооружений все еще украшают город, хотя уже и не пребывают в хорошем состоянии. Одним из самых известных зданий Юзовки был дом семьи Юзов из красного кирпича. Также ярким сооружением Донецка осталась «Английская школа», которая со временем была видоизменена. До сих пор нет четких свидетельств, что здание использовалось как учебное заведение, тем более для детей английской администрации. Тем не менее, это одна из самых старых построек города, выполненная в традициях классической архитектуры. Большинство британцев, которые создавали будущий Донецк, были вынуждены уехать из Юзовки в 1905 году из-за политических событий в империи. 2. Объясните, почему в нашем регионе в начале ХХ в. возникли крупные монополистические объединения. Монополистические объединения в промышленности, на транспорте и в торговле Первые монополистические объединения возникли в России в 80-е годы XIX в. в металлургической промышленности и в транспортом машиностроении. Связанные с выполнением крупных железнодорожных заказов, они взяли на себя функции объединенного руководства в этой важной отрасли производства. Так, временные союзы нескольких предприятий, выпускавших одинаковую продукцию, уже тогда распределяли заказы на определенные виды продукции согласно принятым Советом этих объединений квотам. Этим же органом устанавливалась цена на продукцию. Объединения носили временный характер: договоры между предприятиями заключались на 3—5 лет. По истечении срока договора эти монополистические объединения распадались. Подобного типа объединения в 90-х годах XIX в. возникали в текстильной, свеклосахарной, нефтедобывающей и нефтеобрабатывающей промышленности.
В организационном отношении временные монополистические союзы 80—90-х годов представляли собой картели — такую форму объединения, участники которого заключали соглашение о регулировании объемов производства, условиях сбыта продукции и найме рабочих в целях извлечения монопольной прибыли. Участники картеля сохраняли производственно-коммерческую самостоятельность. Впоследствии большинство картелей перерастали в синдикаты — объединения, где распространение заказов, закупка сырья и реализация произведенной продукции осуществлялись через единую сбытовую контору. В синдикате сохранялась производственная, но утрачивалась коммерческая самостоятельность отдельных предприятий. Наиболее высокой формой монополистического объединения являлся трест. Тресты монополизировали не только сбыт, но и производство в определенной отрасли промышленности, поэтому они объединяли те предприятия, в которых производилась однородная продукция. У входивших в трест предприятий утрачивалась их коммерческая и производственная самостоятельность; предприятия превращались фактически в отделы гигантского производства, управляемого из единого центра — Правления треста. Обычно сосуществовали все три названных типа промышленных монополистических объединений, но при преобладании одного из них. Для России начала XX в. были характерны монополистические объединения в форме синдикатов. Экономический кризис 1900—1903 гг. дал новый толчок монополизации промышленности. Начинается следующий этап истории монополистического капитала, когда капиталистические монополии стали одной из основ хозяйственной жизни, охватывая практически все отрасли тяжелой и некоторые легкой промышленности. Складываются также устойчивые связи между крупнейшими промышленными предприятиями и банками. Монополизации промышленности способствовала и экономическая политика царского правительства, видевшего в ней средство спасения крупных предприятий от краха в годы кризиса. Ведущая роль в становлении монополистического капитала принадлежала отраслям промышленности, производившим средства производства. Участие иностранного капитала в монополизации ограничивалось финансированием отдельных контрагентов крупных синдикатов в металлургической, топливной и некоторых других отраслях промышленности.
Крупнейшим промышленным монополистическим объединением в России был возникший в 1902 г. синдикат " Продамет" (" Общество для продажи изделий русских металлургических заводов" ). Постепенно этот синдикат прибирал к своим рукам реализацию наиболее важных видов продукции металлургической промышленности. Хотя он объединил не более 20% заводов этой отрасли, они производили 80% всей продукции на сумму 255 млн. руб. (данные 1910 г. ). В 1902 г. был образован синдикат " Трубопродажа", куда вошли все предприятия трубопрокатного производства. Деятельность проволочных и гвоздильных предприятий контролировалась синдикатом " Гвоздь" (1904), а после его распада — синдикатом " Проволока" (1908). Монополистическое объединение в цветной металлургии " Медь" (1907) выступало от имени торговых обществ, но за спиной его стояла обосновавшаяся в Москве германская торговая фирма " Вогау", получившая от русского правительства монопольное право на продажу меди. Заключив соглашение с меднопрокатными заводами, она лишила их самостоятельности в покупке меди и в продаже изделий из нее. Высокого уровня монополизация достигла в нефтяной промышленности, где монополистические соглашения охватили не только весь внутренний рынок, но и экспортный. В этой отрасли действовали две главные фирмы — товарищество " Братья Нобель" и общество " Мазут", которые представляли собой монополистические организации высшего типа. В 1905 г. они заключили между собой соглашение, монополизировавшее 77% торговли нефтепродуктами. В каменноугольной промышленности синдикат " Продуголъ" (" Общество для торговли минеральным топливом Донецкого бассейна", основано в 1904 г. ) объединил предприятия с 75% всей добычи угля в этом районе. Образовавшиеся позднее угольные синдикаты, которые действовали на местных рынках Урала, Сибири и Польши, вскоре попали под влияние " Продугля". В районе Донбасса и Криворожья развернул свою деятельность основанный в 1907 г. синдикат " Продаруд". Он объединил крупнейшие горнорудные предприятия Юга России.
В транспортном машиностроении в этот период возникли два синдиката, которые почти полностью монополизировали эту отрасль промышленности: " Продвагон" (1904) и " Союз паровозостроительных заводов" (1906). Крупные монополистические синдикаты возникли в цементной и резиновой отраслях промышленности. Первый под названием " Русское товарищество торговли цементом. " (1904) монополизировал 90% производства цемента, второй — " Треугольник" (1907) объединил все предприятия по изготовлению резиновых изделий. Монополистические объединения действовали в речном и морском судоходстве. Так, в течение трех лет (1906 — 1908) на всех крупных реках России появились синдикатского типа объединения пароходств, которые монополизировали все пароходные сообщения в бассейне Волги, Днепра и сибирских рек. В морском судоходстве в 1903 г. возник синдикат " Объединенное товарищество транспортирования и страхования грузов в Персии", монополизировавший все заграничные грузопотоки на Каспийском море. В противовес монополии товарищества " Бр. Нобель" и " Мазут" владельцы наливных судов в 1907 г. создали синдикат " Союз каспийских судовладельцев наливного флота", сосредоточивший в своих руках 65% грузоподъемности всех наливных судов. На Черном море " Русское общество пароходства и торговли (" РОПИТ" ), поглотив ряд других пароходных предприятий, монополизировало почти все грузопотоки. В период экономического подъема (1909—1913) образовались новые монополистические объединения в виде картелей и синдикатов, шел интенсивный процесс централизации капитала и концентрации производства. Но характерной чертой этого времени стало создание монополий высшего типа — трестов и концернов. Возникли такие комбинированные объединения, которые включали предприятия, осуществлявшие все стадии производства — от добычи сырья до организации сбыта готовой продукции. В России тресты возникали или путем слияния отдельных предприятий в одно, или на основе общего финансирования, при сохранении формальной самостоятельности входивших в трест предприятий. Наибольшее распространение получила вторая форма трестирования. Трестирование в первую очередь охватило отрасли тяжелой промышленности, где оно осуществлялось при участии правительственных органов.
Перед первой мировой войной практически не было в России такой отрасли промышленности или транспорта, которых не затронул бы процесс монополизации. Всего в России в то время существовало около 200 разного вида монополистических объединений. Ведущую роль среди них занимали 30 крупных монополий. Овладев внутренним рынком, монополии диктовали цены и искали выходы на внешний рынок. Таким образом монополистические объединения превратились в основной фактор хозяйственно-экономической жизни России. Банковская система Перед первой мировой войной Россия располагала высокоразвитой банковской системой. Центральное место в ней занимали Государственный банк России и столичные акционерные коммерческие банки. Государственный банк России помимо своей роли как центрального эмиссионного банка и крупнейшего кредитного учреждения являлся важнейшим органом проведения в жизнь экономической политики правительства. Наряду с Особой канцелярией по кредитной части Министерства финансов Государственный банк был важнейшим звеном государственного хозяйства. Он оказывал поддержку банковским монополиям, сам осуществлял кредитование промышленности и торговли через широкую сеть своих отделений и контор. Вторым крупным важным звеном в российской кредитной системе были частные акционерные банки коммерческого кредита. По концентрации капитала акционерные банки России превосходили банки развитых капиталистических стран. Наиболее крупную роль играла группа петербургских банков (так называемая " пятерка" ) — Русско-Азиатский, Петербургский международный, Азовско-Донской, Торгово-промышленный и Русский для внешней торговли. На их долю приходилась почти половина всех ресурсов капитала и активов русских акционерных банков. Несмотря на высокий уровень концентрации и централизации капитала акционерных банков, резко возросла численность обществ взаимного кредита и городских банков. В 1913 г. в России насчитывалось 1108 обществ взаимного кредита с общей суммой основных активов 865 млн. руб. и 317 городских банков с суммой активов 245 млн. руб. В системе земельного кредита по-прежнему выделялись основанные в 80-х годах XIX в. два государственных банка — Дворянский земельный банк и Крестьянский поземельный банк. Их деятельность способствовала развитию капиталистического предпринимательства в сельском хозяйстве. Помимо государственных учреждений земельного кредита действовали еще 8 местных дворянских земельных банков, 10 акционерных земельных банков и 36 городских кредитных обществ. Более 60% всех кредитов поземельных банков центральных и местных было выдано поместному дворянству. Тем самым царское правительство оказало существенную поддержку сохранению помещичьего землевладения. Промышленный подъем 1909—1913 гг. создал благоприятные условия для притока золота в Государственный банк и увеличения вкладов в частные коммерческие банки. Финансовый капитал путем объединения (" сращивания" ) промышленного капитала с банковским создавалась система финансового капитала. Возникали объединенные промышленно-банковские монополии. Так, в годы предвоенного экономического подъема под руководством Русско-Азиатского и Петербургского международного коммерческих банков возникли два таких крупнейших объединения. Под контроль Русско-Азиатского банка вошли громадный военно-промышленный концерн " Путиловский-Невский", нефтяной концерн в составе трестов А. И. Манташева, С. Г. Лианозова и товарищества " Нефть", табачный, ниточный и жировой синдикаты. Кроме того в сфере влияния этого банка оказались ряд железнодорожных обществ, предприятия машиностроительной, горнорудной и каменноугольной промышленности. Финансово-промышленная группа Петербургского международного коммерческого банка создала огромный военно-промышленный концерн путем слияния двух трестов — строительного " Николаевский-Россуд" и транспортного машиностроения " Коломна-Сормово". Все предприятия, вошедшие в эти гигантские финансово-промышленные объединения, номинально сохраняли самостоятельность, но руководство банков полностью контролировало их деятельность. Финансово-промышленные группы меньшего масштаба были созданы другими петербургскими банками — Учетным, Ссудным, Коммерческим, Азовско-Донским и Русским для внешней торговли. Накануне и особенно в годы первой мировой войны развивались государственно-монополистические тенденции. Они выражались в соединении экономического потенциала капиталистических монополий с государственным аппаратом управления. Так, созданный еще в 1902 г. Комитет по распределению железнодорожных заказов, действовавший в тесном контакте с монополиями, превратился в государственно-монополистическую организацию. В государственно-монополистическую организацию в области судостроения превратилось и образованное в 1908 г. " Совещание по судостроению". Государственно-монополистические тенденции прослеживались в сращивании банковских монополий с государственными финансовыми учреждениями. Их связи закреплялись личными униями. Крупнейшими российскими банками руководили бывшие высокопоставленные чиновники Министерства финансов, Министерства торговли и промышленности, Морского министерства. Государственные финансы использовались финансовой олигархией в качестве крупного источника сверхприбылей капиталистических монополий. Россия с ее богатейшими запасами сырья и дешевой рабочей силой представляла сферу наиболее выгодного помещения для иностранного капитала. В производственной сфере иностранный капитал инвестировался главным образом в тяжелую промышленность. Его размеры в таких отраслях, как горнопромышленная, металлообрабатывающая и машиностроение, превышали российские капиталовложения. Значительной была доля вложений иностранного капитала в коммунальное хозяйство российских городов, строительство и химическую промышленность. В металлургии и угольной промышленности Юга России преобладал франко-бельгийский капитал. Английский капитал инвестировался в нефтедобычу Бакинского района, в медную промышленность Урала и Казахстана, а также в золотодобывающую промышленность Сибири. Германский капитал занимал первенствующие позиции в отраслях тяжелой промышленности Польши и Прибалтики, коммунальном хозяйстве Петербурга и Москвы. Инвестируемые в экономику России иностранные капиталы реализовывались, как правило, не в виде филиалов заграничных монополий, а вкладывались в действовавшие российские предприятия и объединения и по сути дела превращались в составную часть российского капитала. Таким образом, несмотря на финансовую зависимость России от иностранного капитала, русский финансовый капитал сохранял свою самостоятельность в определении направлений развития российской экономики. Иностранный капитал поступал и в виде государственных займов для покрытия растущих расходов на бюрократический аппарат управления и на военные нужды. К 1914 г. государственный долг России по этим займам достиг 5, 4 млрд. руб.
3. Охарактеризуйте особенности хозяйственной деятельности населения Донбасса в XIX веке. Вторая половина XIX - начало XX века характеризуются качественными изменениями в экономике страны, бурным развитием промышленности, культуры, социальной сферы общества. В этот период Донбасс в промышленном отношении начинает занимать одно из ведущих мест в России, и, естественно, в Украине. Одним из важнейших заданий правительства после 1861 г. было создание железнодорожной сети. В России к этому времени насчитывалось до 3, 5 тыс. верст железных дорог. Железные дороги соединили донецкий уголь с криворожской рудой, создав благоприятные условия для быстрого развития тяжелой промышленности в регионе. В 90-х годах происходит расширение рынков сбыта. Усиливается вывоз минерального топлива в Центрально-промышленный район, где самым крупным его потребителем становится Москва с разнообразной фабрично-заводской промышленностью. Первая практическая попытка экспорта донецкого угля имела место в мае 1892 г., когда одна из крупных акционерных компаний Донбасса - " Горное и промышленное товарищество на Юге России" - отправила из Мариуполя в Константинополь партию своей продукции. Однако в Константинополе донецкий уголь не мог конкурировать с английским вследствие более низкой себестоимости последнего. Настоящий расцвет южной металлургии приходится на последние 15 лет XIX века. За это время было основано 17 металлургических доменных заводов, из которых 12 находились в Донбассе. Строительство заводов происходило в большинстве своем за счет иностранных инвестиций. Донбасс занял ведущее место в металлургии Юга, производя 70% всего южного чугуна. Как и Юг в целом, Донбасс стал также одним из основных районов сталепрокатного и рельсового производства. Юзовский завод каменноугольной и металлургической промышленности способствовал развитию металлообрабатывающего производства. Возникли литейно-механические заводы в Константиновке и Горловке, развивалось кирпичное, цементное, коксовое производство. Из машиностроительных предприятий Донбасса крупнейшим был Луганский паровозостроительный завод, построенный в конце 90-х гг. немецким капиталистом Гартманом. Донецкий бассейн стал одним из основных центров тяжелой промышленности царской России, где к началу XX века переплетаются и мирно соседствуют интересы как крупнейших российских, украинских, так и иностранных капиталов, получавших здесь огромные прибыли и в свою очередь способствовавших стремительному развитию экономики региона, созданию первых в стране монопольных объединений и организаций промышленников для защиты своих интересов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|