Доказательства, принимаемые для определения стажа, до регистрации в качестве застрахованного лица.
Содержание Введение
I. Понятие трудового стажа: виды 1. Общий трудовой стаж 2. Специальный трудовой стаж 3. Непрерывный трудовой стаж 4. Страховой стаж II. Доказательства трудового (страхового) стажа 1. Доказательства, принимаемые для определения стажа, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица 1.1. Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж 1.2. Документы, подтверждающие периоды иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж 1.3. Подтверждения периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании свидетельских показаний. 2. Доказательства, принимаемые для определения страхового стажа после регистрации в качестве застрахованного лица. Заключение Список использованной литературы
Введение Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения. Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой. Трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет количественную и качественную характеристику. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность; качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.). В зависимости от качественной и количественной характеристик выделяют следующие виды трудового стажа:
а) общий трудовой; б) специальный трудовой; в) непрерывный трудовой; г) страховой. В связи с реформой пенсионного обеспечения в России институт трудового стажа, вероятно, утратит свое значение. Его заменит институт страхового стажа. Но это будет происходить постепенно, без снижения объема накопительных прав как у лиц, уже получающих пенсию, так и у лиц, уже имеющих большой трудовой стаж к моменту введения в действие нового законодательства. В настоящей период, который является переходным? Параллельно друг друг другу идут две категории стажа: трудовой и страховой. И так как для нас это все еще новая категория, в данной работе мне бы хотелось подробнее раскрыть ее. Кроме того в связи с двойственным положением в определении количественной характеристике стажа, хотелось бы еще раз напомнить о тех возможных вариантах подтверждения стажа, описанных в современном Российском законодательстве. В настоящее время для доказательства стажа и начисления пенсии действуют специальные правила, которые мы рассмотрим в данной работе. ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО СТАЖА: ВИДЫ Право на многие виды социального обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила оформление через институт трудового стажа. Помимо указанной деятельности в трудовой стаж включаются также периоды, когда гражданин не мог работать по объективным причинам, признанным государством уважительными. Трудовой стаж – это продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности, а также других периодов, с которыми связано возникновение права на трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потере кормильца от общего заболевания, на многие виды пособий и некоторые социальные льготы.
ОБЩИЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов), общественно полезной деятельности, а также иных периодов времени, специально оговоренных законодателем. С учетом общего трудового стажа устанавливаются пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца. В некоторых случаях общий трудовой стаж является одним из дополнительных условий для назначения пенсии за выслугу лет, пенсии по старости на льготных основаниях. Под трудовой деятельностью, включаемой в общий трудовой стаж, понимаются: любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации); иная работа, на которой работник, не будучи рабочим и служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера; индивидуально-трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве; творческая деятельность членов творческих союзов СССР и союзных республик (писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и др.); творческая деятельность литераторов и художников, не являющихся членами творческих союзов (ст. 89 Закона); военная служба и другая приравненная к ней служба (ст. 90 Закона); время привлечения осужденных к оплачиваемому труду (включается в общий трудовой стаж с 1 сентября 1992 г. на основании ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР, п. 3 ст. 104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ); время участия граждан, признанных в установленном порядке безработными, в оплачиваемых общественных работах (п. 6.1 постановления Минтруда РФ от 11 июня 1992 г. № 21 "Об утверждении Положения об организации общественных работ"); работа граждан по гражданско-правовым договорам подряда и поручения, которая включается в общий трудовой стаж с 1 января» 1992 г. при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.
К общественно полезной деятельности, включаемой в общий трудовой стаж, относятся: уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, престарелым (если нуждаемость в постоянном постороннем уходе установлена заключением лечебного учреждения); время ухода за ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним ребенком в возрасте до Д 8 лет; уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет, а также 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности; срок полномочий депутата Государственной Думы, который засчитывается в общий трудовой стаж в соответствии с Законом РФ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ; временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства; пребывание под стражей и в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; период выплаты пособия по безработице, а также время переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства; гражданам в возрасте 16 лет и старше, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны на территории СССР, а также других государств, находившихся в состоянии войны с СССР. В общий трудовой стаж засчитывается все время их пребывания на оккупированной территории при условии, что они не совершили преступления в этот период (ст. 95 Закона); период проживания в блокадном Ленинграде (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.), который засчитывается в общий трудовой стаж, кроме случаев совершения преступления в указанный период. Период пребывания в блокадном Ленинграде засчитывается в общий трудовой стаж независимо от каких-либо возрастных ограничений.
Супруге (супругу) депутата Государственной Думы, уволенной (уволенному) в связи с переездом депутата для выполнения депутатских полномочий в Государственной Думе, перерыв в работе засчитывается в общий трудовой стаж. Суммарная продолжительность всех этих периодов и составляет содержание общего трудового стажа, с учетом которого назначается тот или иной вид пенсии. В большинстве случаев продолжительность общего трудового стажа существенно влияет на размер пенсионного обеспечения. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности. В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности. Порядок включения периодов общественно полезной деятельности в специальный трудовой стаж устанавливается нормативными актами, предусматривающими порядок исчисления выслуги лет тем или иным категориям граждан. В специальный трудовой стаж для назначения пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (ст. 12 Закона) включаются: время инвалидности I и П групп вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; время содержания под стражей в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре дела. В соответствии с Законом РФ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в стаж работы по специальности. Законом РФ "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. предусматривается, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в стаж работы по специальности. Юридическое значение специального трудового стажа заключается в том, что он является основным юридическим фактом при определении права на пенсию по старости на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда, а также в связи с работой на Крайнем Севере. С учетом специального трудового стажа назначаются пенсии за выслугу лет. Пенсионное обеспечение за выслугу лет предусматривается Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 г. (для работников здравоохранения, педагогических работников, работников летно-подъемного состава гражданской авиации и др.). Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, их семей" от 12 февраля 1993 г. (для военнослужащих, работников МВД, работников прокуратуры, налоговой полиции и др.).
Выслуга лет является особым видом специального трудового стажа. Виды деятельности, включаемые при исчислении выслуги лет, определяются непосредственно в законе (ст. 18 Закона от 12 февраля 1993 г.), а также специальными нормативными актами по каждой категории граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет: например, постановлением Совета Министров - Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. № 941, постановлением Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет,: назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям" от 12 августа 1994 г. № 942, постановлением Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" от 20 февраля 1995 г. № 155 и др. НЕПРЕРЫВНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ Непрерывный трудовой стаж - это продолжительность последней непрерывной работы на одном предприятии (в учреждении, организации) или на нескольких предприятиях при условии, что перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законодательством сроков. Юридическое значение непрерывного трудового стажа заключается в том, что он является основным критерием при определении размера пособия по временной нетрудоспособности, т.е. продолжительность непрерывного трудового стажа влияет на размер пособия по временной нетрудоспособности. Основное отличие непрерывного трудового стажа от общего и специального трудового стажа заключается в его содержании. В содержание непрерывного трудового стажа включается, как правило, только трудовая деятельность. Исключениями из этого общего правила являются включение в непрерывный трудовой стаж периода военной службы, исполнение обязанностей депутата Государственной Думы, а также период ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет. В частности, в соответствии с Законом РФ "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. в непрерывный трудовой стаж засчитывается время военной службы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года. Женщинам-военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с беременностью или рождением ребенка, время военной службы, а также периоды, в течение которых им выплачивались пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком, включаются в непрерывный трудовой стаж при условии поступления на работу или учебу до достижения ребенком возраста трех лет. В соответствии с Законом РФ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в непрерывный стаж работы. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения депутатских полномочий. Супруге (супругу) депутата Государственной Думы, уволенной (уволенному) в связи с переездом депутата для выполнения депутатских полномочий в Государственной Думе, перерыв в работе также засчитывается в непрерывный стаж работы (службы). Порядок исчисления непрерывного трудового стажа регулируется постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252. Основными факторами, влияющими на исчисление непрерывного трудового стажа, являются основание увольнения и сторона - инициатор прекращения трудового договора. СТРАХОВОЙ СТАЖ В целях усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение в условиях проводимой экономической ' "формы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной. системы Правительством РФ 7 августа 1995 г. была одобрена Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Основной целью пенсионной реформы является создание механизма, обеспечивающего соответствие условий предоставления и размеров пенсии объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица и зависящего от продолжительности страхования и величины страховых взносов в Пенсионный фонд РФ путем введения персонифицированного учета уплаты страховых взносов. Первым шагом по реализации Концепции было принятие 1 апреля 1996 г. Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного обеспечения". Этим Законом введен в пенсионное законодательство новый термин -"страховой стаж". Под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с Инструкцией о порядке введения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г., каждый работодатель ежеквартально в течение месяца, следующего за отчетным кварталом, на каждое зарегистрированное в системе государственного пенсионного страхования застрахованное лицо, работавшее у него, предоставляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ документ, содержащий индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении) и начисленных страховых взносах застрахованного лица. Указанные сведения заносятся в индивидуальный лицевой счет каждого застрахованного лица. При обращении лица за назначением пенсии продолжительность страхового стажа будет определяться на основании сведений индивидуального лицевого счета. Информация ИЛС относится к категории конфиденциально по законодательству РФ. При определении права на пенсию и ее размера периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, будут учитываться при условии возмещения соответствующих расходов за счет средств федерального бюджета (учеба, воинская служба по призыву и др.). В страховой стаж включаются (засчитываются):
а) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее именуются - застрахованные лица); б) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию; в) иные периоды: - период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; Понятие "страховой стаж" упоминается также в Федеральном законе "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 г. В указанном Законе под страховым стажем понимается суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов. Возможно, в перспективе юридическое значение будет придаваться страховому стажу и при определении права на другие виды социального страхования (например, на пособие по безработице или по временной нетрудоспособности), а не только на трудовые пенсии. II. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ТРУДОВОГО СТАЖА Любой юридический факт в юридическом составе должен быть в соответствующем порядке доказан. Трудовой стаж не исключение его также нужно доказывать. Закон предусматривает два основных способа подтверждения трудового стажа. Первый, основной способ, - подтверждение трудового стажа документами. В таком порядке доказываются все виды трудового стажа – общий, специальный, страховой и непрерывный. При этом документами подтверждается любая трудовая деятельность, засчитываемая в трудовой стаж, а также иные периоды, которые в него включаются согласно установленных законодательных актов. Второй способ вспомогательный, состоит из подтверждения стажа свидетельскими показаниями. В таком порядке может подтверждаться лишь стаж работы (кроме работы у отдельных граждан), к тому же лишь при определенных условиях и лишь для назначения государственной пенсии. Ни страховой, ни непрерывный трудовой стаж свидетельскими показаниями доказывать нельзя. Рассмотрим первый способ подтверждения трудового стажа – с помощью документов. Правила его подтверждения подразделяются по времени на два основных этапа. Первый этап – трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Второй этап – трудовой стаж приобретенный после такой регистрации, он начался с 1 января 1997 года. Первый этап в свою очередь слагается из двух периодов – до введения трудовых книжек и после их введения. Трудовые книжки для тех кто трудился в качестве рабочих и служащих, то есть для работающих по найму, введены с начала 1939 года, а для колхозников – в 1967 году. За периоды до введения трудовых книжек трудовой стаж подтверждается различными документами – послужными списками (они велись до 1917 года на некоторых государственных служащих и специалистов, например, на земских врачей, в первые годы советской власти продолжали делать записи о работе их владельцев), трудовыми списками (они велись с 1927-1929 годы на служащих государственных, общественных предприятий и учреждений) и другими документами выдаваемыми с места работы (справками, удостоверениями и т.п.). Записи о работе, службе в таких документах заверялись подписью руководителя организации и ее печатью. В настоящее время таки документы встречаются крайне редко, учитывая, что они выдавались многие годы назад. Ныне основным документом, подтверждающим трудовой стаж, является трудовая книжка. Доказательства, принимаемые для определения стажа, до регистрации в качестве застрахованного лица. 1.1.Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка). Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей. Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются указанными договорами, оформленными в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и другие) за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Записи, внесенные в трудовые книжки членов хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления. 1.2. Документы, подтверждающие периоды иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж Периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 1 января 1991 г. подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей. 1.3.Подтверждение периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании свидетельских показаний Выше уже говорилось, что наряду с документальными доказательствами подтверждениями трудового стажа, он может устанавливаться также по свидетельским показаниям. В таком порядке может подтверждаться стаж, имеющийся до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица. Факты могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. Невозможность восстановления документов подтверждается соответствующими справками организации либо архивного орган о несохранности данных о личном составе работающих в соответствующий период. Особый порядок установления стажа работы предусмотрен для случаев массовой утраты документов о стаже в результате чрезвычайных ситуаций. В этих случаях стаж устанавливается комиссиями по установлению стажа, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В состав этих комиссий включаются представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов и других заинтересованных организаций. Установление факта работы, профессии (должности) и периода работы в данной организации осуществляется комиссией на основании документов, имеющихся у работника (справки профсоюзный билет, учетная карточка члена профсоюза, расчетная книжка и другие), а в случае их отсутствия – на основании показаний двух или более свидетелей, знающих заявителя по совместной работе с ним в одной организации или одной системе. Если работник до поступления в данную организацию уже работал, комиссия принимает меры к получению документов по
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|