Источники информации управленческого учета.
Теоретические аспекты организации и ведения бухгалтерского и управленческого учета.
- Сущность принципы и назначение управленческого учета.
- Предмет и объект управленческого учета.
- Характеристика информационной базы управленческого учета.
- Взаимосвязь управленческого и бухгалтерского учета.
- Роль бухгалтера – аналитика в принятии управленческих решений.
Современные предприятия обладают полной хозяйственной и финансовой самостоятельностью.
Для принятия УР информации БУ не достаточно для оценки большинства рыночных решений.
Поэтому необходима адекватная информационная система оценки и анализа УР- таковой стала система УУ
Управленческий учет — это комплексная система учета, планирования, контроля, анализа информации о доходах и расходах и результатах хозяйственной деятельности организации в необходимом аналитическом разрезе, которая необходима для оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективах.
Цели управленческого учета:
- выработка рекомендаций на будущее на основе анализа происшедших явлений;
- обеспечение менеджеров организации информацией для принятия объективных, оперативных управленческих решений;
- формирование эффективной системы мотивации, премирования.
Основные задачи управленческого учета:
- выявление и измерение основных показателей, характеризующих деятельность организации;
- сбор и хранение информации о значениях показателей деятельности;
- подготовка и обработка информации в соответствии с поставленной целью;
- анализ полученных результатов;
- передача результатов анализа в соответствующие уровни управления организацией;
- калькулирование себестоимости продукции;
- планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности организации;
- составление отчетов для контроля;
- предоставление объективной информации для принятия нестандартных решений в процессе управления организацией;
- прогнозирование и выбор наиболее эффективных путей развития организации.
Система управленческого учета позволяет:
- иметь объективную и качественную информацию о себестоимости каждого вида продукции, выпускаемой предприятием;
- анализировать отклонения от запланированных результатов и выявлять причины отклонений;
- выявлять резервы повышения эффективности деятельности организации;
- обеспечивать контроль наличия и движения имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов;
- использовать достаточно гибкую систему ценообразования с учетом информации о таких же видах продукции, выпускаемых другими производителями;
- производить конкурентоспособную продукцию, цена которой может быть уменьшена за счет снижения определенных видов издержек;
- принимать обоснованные и эффективные управленческие решения, позволяющие значительно увеличить прибыль предприятия за счет снижения доли издержек и т.д.
К принципам управленческого учета относятся:
- Оперативность представления информации - предполагает ослабление требований к полноте информации в пользу ее оперативности.
- Конфиденциальность представляемой информации - предполагает обособленное ведение управленческой бухгалтерии.
- Полезность представляемой информации - предполагает применение тех методик планирования, учета и анализа, которые обеспечивают получение полезной информации, в связи с чем их выбор зависит от решаемых управленческих задач.
- Гибкость системы управленческого учета - означает приспособленность системы управленческого учета к индивидуальным особенностям организации, совершенствование ее по мере изменений, происходящих в предпринимательской деятельности организации.
- Прогнозируемость системы управленческого учета - означает направленность системы управленческого учета на оптимизацию результатов деятельности сегментов бизнеса путем прогнозирования их будущих доходов и расходов.
- Экономичность представляемой информации - состоит в том, что управленческим учетом формируется лишь та информация и та отчетность, которые необходимы для целей управления. Так, согласно МСФО, выгоды, извлекаемые из информации, должны превышать затраты на ее получение.
- Принцип делегирования ответственности и мотивации исполнителей - предполагает перераспределение ответственности между руководителями различных иерархических уровней управления и выбор критериев оценки деятельности, максимально способствующих их мотиваций.
- Принцип управления отклонениями- - означает, что внутренняя отчетность должна содержать информацию об отклонениях фактических показателей от плановых, что позволяет установить ответственность за возникшие неблагоприятные отклонения и оперативно устранить их причины.
- Принцип контролируемости показателей внутренней отчетности - предполагает раздельное составление отчетности по показателям, контролируемым и неконтролируемым руководителем сегмента предпринимательской деятельности.
- Принцип своевременности представления информации - в ряде случаев принцип полноты и документальной обоснованности хозяйственных операций может игнорироваться ради обеспечения своевременности предоставления информации.
Предметом управленческого учета является производственная деятельность организации в целом и его отдельных структурных подразделений, которые по отношению к производственной деятельности классифицируются следующим образом:
- подразделения главных затрат, в которых непосредственно производится продукция;
- подразделения вспомогательных затрат, производящие продукцию для внутреннего потребления, оказывающие услуги в процессе производства.
Объекты управленческого учета:
- Издержки в целом по предприятию и по его структурным подразделениям.
- Результаты хозяйственной деятельности организации и ее подразделений.
- Финансовые результаты (затраты) центров ответственности.
- Внутреннее ценообразование.
- Бюджетирование и внутренняя отчетность.
Источники информации управленческого учета.
- Учетная информация. Бухгалтерская отчетность отражает и обобщает хозяйственные средства и операции. Статистическая отчетность отражает количественно и качественно совокупность экономических явлений и процессов. Оперативная отчетность применяется в отдельных подразделениях организации для текущего управления. Выборочная отчетность служит для углубления и детализации некоторых показателей отчетности. Учетная информация составляет 20—30% информации управленческого учета.
- Внеучетная информация — это материалы внутриведомственной и вневедомственной ревизии, внешнего и внутреннего аудита, лабораторного и врачебно-санитарного контроля, проверок налоговой службы, постоянно действующих производственных совещаний, собраний трудовых коллективов, печати; объяснительные и докладные записки; переписка с вышестоящими организациями, финансовыми и кредитными организациями; материалы, получаемые в результате личных контактов с исполнителями.
- Планово-нормативная информация, содержащаяся в производственных паспортах, ценниках, прейскурантах, справочниках и т.п.
Информационная база должна удовлетворять следующим требованиям:
- быть адресной — ориентированной на конкретного потребителя;
- быть оперативной — предоставляться в сжатые сроки;
- быть достаточной и полезной — объем информации должен позволять принимать объективные управленческие решения;
- быть аналитической — объем базы должен способствовать выявлению основных тенденций в деятельности структурных подразделений и определению доли участия каждого из них в получении прибыли;
- быть гибкой — обеспечивать информационные потребности руководителей разных уровней при условиях изменения среды функционирования предприятия.
Нормативные документы управленческого учета можно распределить по четырем уровням:
1) законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ;
2) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ);
3) методические указания, инструкции, рекомендации и т.п.;
4) документы организации, которые разрабатываются ею при формировании учетной политики:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- методы оценки активов и обязательств;
- методы контроля хозяйственных операций организации и т.п.
Область сравнения
| УУ
| БУ
|
1. Цель учета
| Подготовка информации для менеджеров организации для принятия ими объективных управленческих решений
| Подготовка информации для сопоставления затрат с доходами для определения прибыли организации
|
2. Степень точности информации
| Информация подготавливается в сжатые сроки, носит приближенный характер
| Данные отчетности должны быть более точными, иначе это может вызвать недоверие внешних пользователей к публикуемым отчетам организаций
|
3. Масштаб учета
| Информация подготавливается по каждой структурной единице организации
| Информация характеризует деятельность организации в целом
|
4. Принципы учета
| Информация подготавливается в форме, наиболее приемлемой и удобной для руководства организации, по правилам, удобным для него
| Информация должна соответствовать нормам и требованиям законодательства и установившейся практике учета
|
5. Привязка ко времени предоставления информации
| Информация носит характер прогноза, характеризует деятельность организации на перспективу с учетом состояния за прошедшее время
| Информация характеризует уже свершившиеся операции и хозяйственные факты, показывает, как это было
|
6. Частота подачи информации
| Информация подготавливается по мере необходимости, может составляться ежедневно, еженедельно, ежемесячно
| Информация готовится раз в год (полугодие, квартал)
|
7. Используемые измерители
| Информация может быть представлена как в денежных, так и неденежных измерителях
| Информация представляется в денежных единицах в российской валюте — рублях
|
8. Основной объект учета
| Структурные подразделения. Руководители подразделений несут ответственность за результаты их работы
| Организация в целом. Руководители организации несут ответственность за результаты работы всей организации
|
9. Степень открытости информации
| Является коммерческой тайной, не подлежит публикации, носит конфиденциальный характер
| Не является коммерческой тайной. Является открытой, публичной, может заверяться независимыми аудиторами
|
10. Пользователи информации
| Пользователями являются менеджеры и работники организации
| Пользователи внешние
|
11. Используемые методы
| Метод бухгалтерского учета, методы экономики, математики, статистики, экономического и финансового анализа
| Метод бухгалтерского учета
|
В современных условиях меняется роль бухгалтера, он ставится прежде всего аналитиком, оказывает помощь менеджерам при выполнении таких функций как, планирование, контроль и регулирование, организационная работа, деловые контакты, стимулирование.
ПЛАНИРОВАНИЕ – предоставление информации по следующим вопросам: организация процесса продаж (где и какие товары продавать, по каким ценам, оценка предложений по капиталовложениям, подготовка краткосрочных планов и т.д.
КОНТРОЛЬ И РЕГУЛИРОВАНИЕ – информирование менеджеров о случаях отклонения плановых параметров, своевременное проведения оперативного анализа, определение «слабых» мест.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА – участие в формировании рациональной системы учета, планирования, контроля, премирования.
ДЕЛОВЫЕ КОНТАКТЫ – сбор информации о показателях деловой активности организации, подготовка предложений по улучшению/ упрочнению финансового положения организации
СТИМУЛИРОВАНИЕ – участие в составлении смет, что побуждает менеджеров организовывать работу таким образом, чтобы организация в целом могла достичь поставленных перед ней целей
29.02.12
Выбор базы распределения косвенных затрат оказывает влияние на прибыль от реализации и рентабельность отдельных видов продукции.
Распределить косвенные расходы по данным.
02.03.12
Воспользуйтесь поиском по сайту: